В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
17 ноября 2008
В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я попросил бы начать Александра Дмитриевича Жукова - рассказать об основных итогах заседания Российско-Испанской межправительственной комиссии.
А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, на прошлой неделе в Испании прошло заседание межправительственной комиссии. Я также встретился с Председателем Правительства Испании Х.Л.Сапатеро. С ним мы тоже обсудили вопросы развития торгово-экономических связей между нашими странами. Договорились развивать сотрудничество в энергетике, на транспорте, в промышленности, по стройматериалам, по туризму.
Особый интерес испанское правительство и крупнейшие предприниматели, с которыми тоже были встречи, высказали в отношении участия в инфраструктурных проектах на территории нашей страны, прежде всего, по строительству автомобильных дорог, железных дорог, по электростанциям. Кстати сказать, испанцы обладают в этих сферах передовыми технологиями и очень большим опытом - и в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей (эта страна первая в Европе по протяженности таких магистралей), и по автомобильным дорогам. Договорились о создании специальных рабочих групп по всем этим направлениям. Будем эту работу с испанцами активно вести.
В.В.Путин: Спасибо.
Алексей Леонидович, Вы были в Вашингтоне, встречались с коллегами, с министрами финансов 20 ведущих экономик мира. Каковы результаты?
А.Л.Кудрин: В ходе заседания «большой двадцатки», в которой участвовали министры финансов и заместители министров финансов стран «большой двадцатки», был принят ряд решений, которые уже в ближайшее время, в том числе Россия, будет исполнять.
Прежде всего, начиная с этого заседания, начала формироваться новая структура и система мировой финансовой архитектуры. Принято решение, что в ближайшее время, в ближайшие месяцы Россия вступит в клуб «Форум финансовой стабильности». Этот неформальный клуб, с участием правительственных, частных и научных организаций, вырабатывает правила на мировых финансовых рынках. Принято решение усилить роль этого Форума и усилить представительство в этом Форуме некоторых стран, включая Россию. Таким образом, Россия будет непосредственно участвовать в разработке новых правил на финансовых рынках.
Были приняты решения, что до конца марта будут разработаны не только новые правила регулирования на финансовых рынках, но и новые правила отчетности, учета рисков на балансах финансовых организаций, а также новые требования к рейтинговым агентствам. В основном проекты документов должны быть готовы к концу марта. И Россия будет принимать участие в разработке этих документов.
Кроме того, будет усилена координация стран по разработке антикризисных мер, в том числе, с участием Международного валютного фонда. Принято решение об усилении доступа развивающихся рынков к ресурсам Международного валютного фонда, Мирового банка. Если необходимо, то будет обсуждаться вопрос о выделении дополнительных ресурсов, чтобы те страны, которые сегодня нуждаются в этом, в первую очередь получили эти ресурсы в необходимом количестве.
Россия, в соответствии с уставом Международного валютного фонда, ратифицированным ранее нашим парламентом, является непосредственным участником всех финансовых операций МВФ в доле, которая соответствует нашей доле в капитале этого Фонда и Мирового банка. Вообще обсуждалось усиление роли стран БРИК и других развивающихся рынков в работе всех международных финансовых органов.
И, конечно, отдельной статьей обсуждались вопросы поддержки наиболее нуждающихся, беднейших стран. Предполагается, что влияние мирового финансового кризиса будет для этих стран существенным. Они, к сожалению, потеряют часть своих доходов, и потребуется дополнительная помощь.
В целом в ближайшие месяцы, до конца марта должны быть выработаны все ключевые документы, которые станут откликом на те вызовы, которые сегодня поставлены.
В.В.Путин: Я думаю, что всем нам понятно, что эта работа будет иметь смысл только в том случае, если она будет равноправной, а не будет сводиться только к попыткам использовать наши ресурсы для решения тех проблем, которые возникли не по нашей вине. Я бы вас просил именно в таком ключе выстраивать работу с партнерами.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, эти принципы, которые Вы сейчас назвали, содержались в письменных предложениях, которые мы направили в адрес «большой двадцатки» и международных финансовых организаций. Безусловно, должен быть паритет, справедливость, прозрачность работы всех институтов. Обсуждение необходимости увеличения роли развивающихся рынков - это как раз результат наших усилий в этой работе, что соответствует нашему весу в мировой экономике.
В.В.Путин: Мы всегда исполняли свои обязательства. Мы всегда были надежным партнером. Вот совсем недавно в диалоге с нашими финскими партнерами мы заявили о том, что в условиях сегодняшнего международного кризиса мы готовы перенести некоторые решения. Мы не хотим создавать никаких дополнительных проблем и не будем этого делать. Но, тем не менее, ряд ранее заявленных решений мы, конечно, должны будем исполнять. Я обращаю внимание всех членов Правительства на это. Мы должны будем это исполнять в целях защиты наших национальных интересов.
Сергей Владиленович (обращаясь к С.В.Кириенко), ваша компания участвовала в тендере на поставку ядерного топлива в некоторые европейские страны. Знаю, что небезуспешно.
Каковы результаты?
С.В.Кириенко: Владимир Владимирович, сегодня как раз важное событие. Подписывается соглашение между корпорацией «Твелл», входящей в структуру «Росатома», и «Словацкими электрарне», это энергокомпания Словакии. Это для нас был очень принципиальный тендер, поскольку это последняя точка, где остались поставки американской компании «Вестингауз», которая, когда-то пользуясь возможностью, вытеснила нас с традиционного рынка Восточной и Центральной Европы.
Этот тендер был особенно сложным, потому что компания «Словацкими электрарне» уже не принадлежит Правительству Словакии, а принадлежат итальянской компании «Энэл». Поэтому конкурс был абсолютно рыночный, никаких политических акцентов здесь не было - мы в открытой конкурентной борьбе выиграли этот конкурс у «Вестингауза». Таким образом, докладываем, Владимир Владимирович, что полностью вернули себе рынок Восточной и Центральной Европы.
Подписывается контракт на все блоки, которые есть сегодня в Словакии, в том числе на вновь строящиеся. Конкретная цифра - уже до 2015 года - это почти 0,5 млрд. евро только до 2015 года, а дальше - аукцион на продление, на весь период эксплуатации. То есть это несколько миллиардов евро, и полный возврат рынка Восточной Европы.
В.В.Путин: Последний тендер, который вы выиграли, это примерно какой объем в деньгах?
С.В.Кириенко: В деньгах сейчас жесткая цена записывается до 2015 года - это 0,5 млрд евро. А всего до конца срока эксплуатации - это примерно еще раз пять, где-то под 4 млрд, если за весь период эксплуатации станции.
В.В.Путин: Отлично. Поздравляю Вас.
Андрей Александрович Фурсенко здесь? Практически закончена работа по национальным приоритетам в области научно-технической деятельности.
Пожалуйста.
А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, завершена работа по разработке долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. Два года наше Министерство вело эту работу - участвовали более 3000 экспертов, которые представляли бизнес, науку, различные государственные структуры. Эта работа сегодня практически закончена. На основе прогноза мы подготовили предложения по национальным приоритетам. Эта работа будет заслушана на комиссии Сергея Борисовича (Иванова) в этом году.
В работе не только сформулированы результаты прогноза, предложения по приоритетам, но и предложения по участию государства в реализации этих приоритетов. После обсуждения на комиссии мы в принципе готовы доложить в Правительство.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Сергей Борисович, пожалуйста.
С.Б.Иванов: Я провожу на этой неделе очередное заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи. На повестке дня будет два вопроса. Первый из них называется «Рассмотрение и утверждение концепции региональной информатизации Российской Федерации до 2010 года». Основные цели принятия этой концепции заключаются в том, что они позволят, на наш взгляд, повысить эффективность управления социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации, обеспечить доступ населения к информации о деятельности региональных органов власти. У нас с этим еще большие проблемы - на местах в регионах люди часто просто не знают, чем занимаются и что делают региональные власти. Это позволит, на наш взгляд, также существенно улучшить качество госуправления и развить информационно-коммуникационную инфраструктуру в регионах, потому что вся концепция направлена только на регионы.
С вопросом инфраструктуры у нас, действительно, Владимир Владимирович, не все так просто. Различные регионы в силу социально-экономического положения, финансовых ресурсов внедряют информационно-коммуникационные технологии по-разному. И это еще мягко сказано, потому что между лидерами российских регионов и отстающими в создании инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий разрыв огромный. И мы в этой концепции предлагаем, чтобы в тех случаях, когда Министерство связи выделяет в помощь регионам федеральные средства, внедрение соответствующей аппаратуры, техники и технологий осуществлялось по согласованным направлениям, поскольку в разных регионах используются разная аппаратура и технологии. Этого мы хотим избежать.
И вторым вопросом повестки дня на комиссии мы рассмотрим ход создания государственной компании по управлению и развитию федеральных автомобильных дорог. Мы на эту тему 1 октября проводили у Вас большое совещание - и к этому времени все концептуальные разногласия между всеми министерствами уже сняты. Эта компания будет создана в рамках некоммерческой организации - не госкорпорация, подчеркиваю, это важно - именно компания некоммерческого партнерства, и она возьмет на себя функции управления дорожным хозяйством в части, касающейся только федеральных автомобильных трасс и прилегающей инфраструктуры к дороге, о чем мы договорились на совещании у Вас.
Мы должны уже рассмотреть проект закона на правительственной комиссии, одобрить его, после чего вынести на заседание Правительства и затем направить в Государственную Думу. Такую компанию, я считаю, мы в первой половине следующего года должны уже создать.
И попутно, говоря о дорогах. Я в субботу планирую выехать в Калугу, мы там открываем второй мост через Оку, который позволит ликвидировать очередной «тромб» в наших автомобильных дорогах. В этом проекте - два моста, при сдаче первого я лично присутствовал в прошлом году, и за год мы закончили второй мост. Это не региональный проект, поскольку эта дорога и два моста через Оку в районе Калуги позволят нам обеспечить устойчивое автомобильное сообщение во все южные и западные регионы Центрального федерального округа, а также выходы на Украину и Беларусь. Это было у нас узкое звено, сейчас мы его расшиваем. Оба моста были построены за достаточно короткий период - за три года. То есть мы этот проект заканчиваем через неделю.
В.В.Путин: Алексей Васильевич (обращаясь к А.В.Гордееву), мы много раз возвращались к различным аспектам поддержки развития животноводства в стране, и последний раз были с Вами на выставке сельхозпроизводителей в Москве. И там представители этого сектора ставили ряд вопросов именно по развитию животноводства. В этой связи, как идет работа по этим направлениям? Это первое.
И второе - это уже к Минэкономразвития. Договаривались, что в ходе нашей работы по присоединению к ВТО некоторые вопросы, в связи с тем что работа по присоединению идет не так быстро, как бы нам хотелось, мы будем вынуждены скорректировать и договориться об этом с нашими партнерами. Я бы хотел, чтобы вы сейчас на эту тему мне сказали несколько слов.
Пожалуйста, Алексей Васильевич.
А.В.Гордеев: Спасибо, Владимир Владимирович.
Если брать итоги текущего года по животноводству, то прирост здесь будет довольно ощутимый по производству мяса птицы - более 16%, и порядка 8% по свиноводству.
По молоку, к сожалению, у нас более скромные результаты, всего порядка 1,5%. Поэтому Виктор Алексеевич (Зубков) давал поручение, чтобы у нас со следующего года в рамках госпрограммы была отраслевая целевая программа по развитию производства молока и мясного скотоводства.
Ваше поручение было также разобраться с работой конкретных отраслей. И мы в связи с этим провели в Орле расширенное заседание коллегии, куда были приглашены представители более 20 регионов страны - основные производители. Рассмотрели как долгосрочную политику развития, так и ситуацию уже со следующим годом.
О развитии до 2020 года. Встраиваясь в общую концепцию развития страны, мы ставим перед собой вполне реальную задачу - увеличить производство мяса свинины в 2,2 раза и нарастить поголовье в 1,8 раза. Для этого самое главное - сегодня все это уже понимают - как будут использоваться новые технологии, селекционные достижения. Есть конкретные примеры, когда внедрение новых технологий дает возможность увеличить продуктивность в 2,5 раза, а производительность труда - в 10 раз. Об этом шла речь.
Говоря о следующем годе как важной задаче, тем более с учетом непростых финансовых условий, мы видим, что свиноводство страны может вполне нарастить производство примерно на 10%. Для этого согласованы позиции с Министерством экономического развития, и доложено Виктору Алексеевичу, чтобы со следующего года по мясу свинины сделать ограничение по неквотному мясу порядка 200 тыс тонн. Мы должны эти 200 тыс тонн восполнить в следующем году за счет роста своего производства.
По мясу птицы у нас также вопрос согласован с Министерством экономического развития - уменьшить квоту на следующий год на 300 тыс тонн с учетом того, что такой объем производства мы вполне можем заместить национальными птицефабриками. Позиция согласована. Остается принять своевременно постановление Правительства. Это необходимо сделать зa месяц до наступления очередного календарного года.
Спасибо.
Э.С.Набиуллина: Алексей Васильевич рассказал о согласованных позициях. Действительно, мы предложили сокращение импортных квот, исходя из возможности нашего отечественного производства по наращиванию производства мяса свинины и мяса птицы - прежде всего об этих двух видах продукции идет речь. Но этот объем квот рассчитан, исходя из того, чтобы не допустить увеличения цен на внутреннем рынке. То есть такое сбалансированное снижение квот нами предложено. Это совместная позиция.
Сейчас идут переговоры с нашими партнерами, в том числе с Соединенными Штатами, чтобы мы эти квоты согласовали и приняли решение до 1 декабря.
В.В.Путин: Не затягивайте. Спасибо.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), я поручал Вам, а также другим коллегам согласовать и подготовить решения, связанные с увеличением финансирования и ускоренным решением проблем, связанных с расселением аварийного жилья и ремонтом жилого фонда, который в этом ремонте давно уже нуждается. Как идет эта работа?
Д.Н.Козак: Что касается принятия оперативных мер по поддержке строительного рынка, рынка жилья, то буквально сегодня проведено последнее совещание. Законопроект о выделении 50 млрд. рублей для расселения из аварийного жилого фонда уже принят в первом чтении. Во втором и третьем чтениях он будет рассмотрен 21 ноября, то есть на текущей неделе в пятницу. Поскольку все позиции согласованы, параллельно идет подготовка подзаконных актов, с тем чтобы сразу, как только закон будет подписан Президентом и опубликован, мы могли приступить к его реализации.
В.В.Путин: Речь идет о приобретении жилья с рынков, готового либо в высокой степени готовности?
Д.Н.Козак: Да, за счет фонда эти 50 млрд - это прежде всего жилье. Мы, таким образом, согласовали позицию - здесь будет покупаться жилье с высокой степенью готовности, для того чтобы помочь строителям закончить незавершенное жилье и помочь гражданам, которые участвуют в долевом строительстве. Прежде всего - помочь им решить проблему, чтобы они могли получить свое жилье. Я думаю, что к концу ноября, как только закон будет подписан и мы сможем приступить к его реализации, все будет готово, подготовлены все необходимые документы.
И буквально два слова о том - это очень важная, на мой взгляд, оперативная информация - как в целом идет работа фонда. На сегодняшний день из фонда выделено субъектам Федерации на капитальный ремонт и ликвидацию аварийного жилого фонда 40,5 млрд рублей, а с учетом софинансирования из региональных бюджетов это 65 млрд рублей. Это позволит увеличить качество жилья более чем 5 млн человек и расселить 30 тыс семей из аварийного жилого фонда безотносительно к тем мерам, которые сейчас планируется в ускоренном плане предпринять. Уже к настоящему времени за эти деньги завершен капитальный ремонт 13,5 тыс жилых домов, и 13,5 находятся в текущей работе.
Также важно в соответствии с Вашим поручением, которое было еще весной, чтобы эти деньги «не съедала» инфляция. Все деньги, которые не используются и не планируется использовать в ближайшее время, размещены на депозитах в коммерческих банках и переданы во временное управление - это 200 млрд рублей. К настоящему времени по этому размещению уже получен доход в размере 8,3 млрд рублей. Эти деньги тоже будут направлены на те же цели: капитальный ремонт и ликвидацию аварийного жилого фонда.
В.В.Путин: Спасибо.
Анатолий Эдуардович (обращаясь к А.Э.Сердюкову), мы договаривались также о том, что мы ускоренным порядком будем решать и жилищные проблемы военнослужащих. Для этого сосредоточен дополнительный ресурс уже в этом году. Вы должны были согласовать это с Министерством финансов.
А.Э.Сердюков: Мы прорабатываем этот вопрос.
В.В.Путин: Как долго будете прорабатывать? Время идет, уже конец ноября.
А.Л.Кудрин: Деньги уже выделены. В соответствии с изменениями в закон о бюджете на 2008 год и на последующий период поправки уже учтены, прошли и, таким образом, Министерство обороны может воспользоваться этими средствами.
В.В.Путин: Согласуйте это с Виктором Федоровичем Басаргиным. Надо выявлять, в каких регионах у нас уже достаточно такого жилья, о котором мы говорим как о готовом либо находящемся в высокой степени готовности - для того чтобы использовать средства и на эти цели, ускоренным порядком решать жилищные проблемы военных.
У нас сегодня в повестке дня много вопросов, один из основных - это план законопроектной деятельности на 2009 год. Представленный проект содержит 37 законов, в числе приоритетов - вопросы развития финансового рынка, укрепления обороны, безопасности, ликвидации правовых пробелов в социальных отраслях.
Я предложил бы начать с вопроса, который должен докладывать Басаргин Виктор Федорович: об итогах проведения Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России за 2007 год».
Пожалуйста, Виктор Федорович.
В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Президиума!
Ежегодный всероссийский конкурс на звание «Самый благоустроенный город России» проводится в соответствии с указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Главной целью конкурса является активизация работы органов власти по развитию жилищно-коммунальной сферы. Это своеобразная форма мониторинга состояния жилищно-коммунальной сферы и поиск новаторских подходов к системе управления реформой ЖКХ, а также это обобщение и распространение того положительного опыта, который сегодня накоплен в органах местного самоуправления.
Хотелось бы отметить, что в 2007 году этот конкурс 10-й по счету, то есть фактически юбилейный. Скажу, что конкурс традиционно проводится в два этапа - первый этап проводится внутри регионов, субъектов Российской Федерации, второй этап - победители конкурса в регионах выставляются на всероссийский конкурс.
Отмечу, что за 10 лет на первом этапе конкурса участвовало более 4 тыс. городов и рабочих поселков городского типа. Наиболее активные участники - это Башкортостан, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский, Краснодарский, Хабаровский края, Белгородская, Владимирская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ульяновская, Челябинская области.
В соответствии с положением о конкурсе победителем конкурса может признаваться город или поселок городского типа, в котором успешно проводится работа по благоустройству, озеленению, реформированию жилищно-коммунальной сферы, системы управления, а также создание повышенного качества жизни населения.
До этого года ежегодный премиальный фонд составлял 100 млн рублей, с этого года принято решение увеличить его до 400 млн рублей. Конкурс проводится по трем категориям.
Первая категория - это административные центры субъектов. Вторая категория - города свыше 100 тыс. Третья категория - это города до 100 тыс и поселки городского типа.
В конкурсе за 2007 год на предварительном этапе участвовало более 700 участников. Наибольшую активность проявили города и поселки городского типа с численностью населения до 50 тыс человек. Для участия в основном конкурсе было подано 95 заявок из 49 регионов.
Министерством регионального развития была сформирована комиссия. Подведены итоги. Определены критерии, по которым подводились итоги работы. Мы сегодня предлагаем утвердить следующие результаты работы комиссии, которые были поддержаны Министерством регионального развития.
По первой категории. Диплом Правительства Российской Федерации 1-й степени и денежную премию присудить городу Новосибирск.
В.В.Путин: 400 млн?
В.Ф.Басаргин: Там по трем группам эта сумма будет распределена пропорционально. Где-то порядка 130 с небольшим миллионов. Победитель по каждой группе получит почти 50%, то есть победитель в каждой группе получит порядка 60 млн. рублей.
В.В.Путин: Ничего не понял. Давайте сначала.
В.Ф.Басаргин: Вот эти 400 млн делятся на три группы пропорционально. То есть в среднем 133 млн на группу.
В.В.Путин: Всем поровну? Вне зависимости от численности населения?
В.Ф.Басаргин: Ну, вот такое было предложение комиссии.
В.В.Путин: Хорошо, ладно. Значит, по первой номинации выиграл город Новосибирск.
В.Ф.Басаргин: Город Новосибирск. По второй номинации - город Братск, по третьей - город Реутов (Московская область).
Дипломы второй степени и денежные премии по первой категории получили Хабаровск, Ульяновск, Саранск. По второй категории второе место заняли Новороссийск и Альметьевск (Республика Татарстан), по третьей категории второе место заняли Выборг (Ленинградская область), Городец (Нижегородская область) и поселок городского типа Хворостянка Самарской области.
Третье место по первой категории - Тюмень, Красноярск и Нальчик. По второй категории третье место заняли Комсомольск-на-Амуре, Октябрьский (Республика Башкортостан) и Череповец (Вологодская область). По третьей группе третье место заняли город Видный (Орловская область), поселок городского типа Агинское Забайкальского края и город Ессентуки Ставропольскою края.
Предложение - поддержать данное решение комиссии и Министерства регионального развития.
В.В.Путин: Какие вопросы?
А.В.Гордеев: Предложение можно?
В.В.Путин: Пожалуйста.
А.В.Гордеев: Владимир Владимирович, мы такое предложение вносили еще в прошлом году. Все-таки сделать еще четвертую группу. Номинацию «Благоустроенное сельское муниципальное образование».
В.В.Путин: Алексей Васильевич, извините, что перебиваю, но давайте по этому решим. Есть какие-то вопросы, замечания, предложения?
Есть? Нет.
Есть предложение - поддержать. Мы принимаем это решение и поздравляем всех, кто хорошо поработал и получил заслуженную премию - и моральную и небольшую все-таки материальную. И Вам спасибо за организацию этой работы.