19 мая 2013
Официальный отзыв Правительства на законопроект, предлагающий установление уголовной ответственности отдельных участников движения за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, создавшее угрозу жизни и здоровью окружающих без общественно опасных последствий
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 268 Уголовного кодекса Российской Федерации» внесён депутатом Госдумы А.Ю.Мургой.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 268 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК), в которой устанавливается уголовная ответственность за нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, предусмотрев в ней ответственность в случае, если это деяние создало угрозу безопасности движения или эксплуатации транспортного средства либо создало угрозу жизни и здоровью окружающих, но не повлекло общественно опасных последствий.
При этом законопроектом не учитывается, что статьёй 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Кроме того, статьёй 12.29 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходом или пассажиром транспортного средства, а также лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства). Также в статье 12.30 КоАП установлена ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Таким образом, установление уголовной ответственности за аналогичные деяния, не повлекшие причинение вреда здоровью окружающим, а только создающие угрозу причинения такого вреда, представляется не соответствующим характеру и степени их общественной опасности. По мнению МВД России, предлагаемое законопроектом дополнение статьи 268 УК в ряде случаев будет способствовать возникновению конкуренции между уголовно-правовыми и административно-правовыми нормами.
Необходимо учесть, что в соответствии со статьями 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) предварительное расследование преступлений, предусмотренных статьёй 268 УК, производится как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания. В этой связи предлагаемые нововведения потребуют внесения изменений в УПК.
Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование особого порядка вступления закона в силу, отличного от установленного статьёй 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Правительство Российской Федерации считает, что законодательная инициатива нуждается в дополнительном обосновании.