Статья Дмитрия Медведева: «Россия – связующее звено АСЕМ»
3 ноября 2012
Россия – связующее звено АСЕМ
Статья опубликована в средствах массовой информации стран АСЕМ.
Через несколько дней во Вьентьяне состоится встреча глав государств и правительств в рамках форума «Азия–Европа» (АСЕМ).
Этот форум недаром называют уникальным. Начиная с 1996 года он объединяет страны Европы, Южной Азии и Тихоокеанского региона. По сути, АСЕМ – это площадка для поиска ответов на стремительно меняющуюся мировую ситуацию. А она, с одной стороны, характеризуется глобализацией и углублением всеобщей взаимозависимости, а с другой – регионализацией, повышением значения наиболее интенсивно развивающихся регионов.
Россия в силу своего географического, культурного многообразия и экономического потенциала не может не быть ключевым звеном этого процесса. Вступление нашей страны в АСЕМ в 2010 году имело большое значение не только для нас и самой организации, но и для всей архитектуры международных отношений, позволило в буквальном смысле связать два влиятельных центра мировой политики и экономики. Недаром Россию называют Евро-Азиатской или, как пишут некоторые исследователи, Евро-Тихоокеанской страной.
Всё более очевидно, что для устойчивого глобального развития необходима система взаимосвязанных, но самостоятельно развивающихся региональных интеграционных объединений. В Западной Европе главный интеграционный механизм – Европейский союз. Несмотря на трудности, он остаётся двигателем экономического развития Старого Света. На долю ЕС приходится около 50% российского товарооборота.
В Азии работает несколько многосторонних объединений, в том числе АТЭС, в котором в этом году председательствовала Россия. На саммите во Владивостоке были одобрены российские инициативы по продовольственной безопасности, развитию агропромышленной отрасли, борьбе с незаконным промыслом морских живых ресурсов, был сделан акцент на формирование альтернативных транспортных коридоров, а также на деятельность центров управления в кризисных ситуациях и их объединение в региональную сеть.
Россия активно взаимодействует с государствами АСЕАН в рамках регионального форума. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии торгово-экономических связей с членами АСЕАН, запуске новых совместных проектов, прежде всего в высокотехнологичных отраслях.
Наконец, сама Россия совместно с белорусскими и казахстанскими партнёрами участвует в большом интеграционном проекте – создании к 2015 году Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза и единого экономического пространства. Одна из важнейших задач этого объединения – открыть национальные экономики для более тесной работы с партнёрами, сформировать условия для построения общего экономического пространства от западной оконечности Европы до Тихого океана. Эту цель преследует и Договор о свободной торговле в СНГ. Убеждён: когда Евразийский экономический союз заработает в полную силу, мы сможем снять барьеры для движения товаров, капиталов и услуг на евразийском пространстве.
На ближайшие годы и десятилетия перед Россией стоит важнейшая историческая задача – обеспечить ускоренную модернизацию экономики на основе гармоничного развития российских регионов. Приоритет будет отдаваться Сибири и Дальнему Востоку. Во-первых, потому что раньше для полноценного развития этой части страны не хватало средств. Во-вторых, в условиях смещения фокуса мировой экономики на восток России просто необходимо активнее действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который становится центром глобального экономического роста, обеспечивая около 55% глобального ВВП – почти половину объёмов мировой торговли.
Огромный и пока явно недостаточно раскрытый потенциал нашей страны, занимающей около трети Евро-Азиатского континента, заключается в её транспортных и транзитных возможностях. Российская транспортная сеть относительно хорошо развита: Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, морские порты во всех бассейнах, сеть воздушных линий и аэропортов, обеспечивающих кратчайшие пути перевозок и совпадающих с основной конфигурацией грузопотоков. Модернизация и либерализация экономических условий способны обеспечить значительный рост объёма транзитных перевозок, не менее 15% общего грузопотока, в сообщениях Европа–Азия, а также Европа–Азия–Америка. Транссиб способен перевозить до 100 млн т в год, и это будет наиболее короткий путь. Специализированный грузовой состав проходит от Находки до западных границ России за девять дней, а до Западной Европы он может дойти за две недели, в то время как срок движения грузов по морю от портов стран АТР до Гамбурга или Антверпена – 35 суток.
Многообещающие перспективы открываются для развития Северного морского пути, который в два раза короче нынешних маршрутов из Европы в Восточную Азию через Индийский океан. При всей трудности его содержания стоимость провода судов через Северный Ледовитый океан на 30% дешевле, чем через Индийский океан.
Качественно новую роль играет и воздушный транспорт. Эксплуатация российского воздушного пространства и аэродромной сети Сибири (имеющейся и планируемой) выгодна для всех сторон, поскольку в этом случае более экономичным окажется использование самолётов средней дальности с их дозаправкой на российской территории. В первую очередь это касается перелётов по маршруту Европа–Восточная Азия.
Убеждён в том, что АСЕМ – это перспективная площадка для обсуждения всех наиболее актуальных проблем современного развития: от экономической устойчивости до новых технологий и изменения климата.
Форум АСЕМ, где представлены интенсивно развивающиеся, амбициозные и очень разнообразные страны, способен сформулировать приоритеты развития не только Евро-Азиатского континента, но и всего мира, при этом в таком диалоге должны участвовать и государства, и региональные многосторонние объединения.
Россия давно готова к взаимодействию на данном направлении. Наш опыт многовекового существования на стыке различных культур и цивилизаций будет, безусловно, востребован и в развитии в рамках АСЕМ межкультурного диалога, и в создании единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана.
* * *
СПИСОК
средств массовой информации, публикующих статью
Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева
«Россия – связующее звено АСЕМ»
1 |
Австралия |
- |
The Australian |
2 |
Болгария |
- |
Труд |
3 |
Бруней |
- |
Borneo Bulletin |
4 |
Великобритания |
- |
The Financial Times (блог beyondbrics) |
5 |
Венгрия |
- |
Magyar Nemzet |
6 |
Вьетнам |
- |
Investment newspaper |
7 |
|
- |
Saigon Entrepreneur |
8 |
Германия |
- |
Handelsblatt |
9 |
Греция |
- |
Kathimerini |
10 |
Дания |
- |
Morgenavisen Jyllands-Posten |
11 |
Европейский Союз |
- |
European Voice |
12 |
Индия |
- |
The Hindu |
13 |
Индонезия |
- |
Kompas |
14 |
Камбоджа |
- |
Ramsei Kampuchea |
15 |
Кипр |
- |
Phileleftheros |
16 |
Китай |
- |
People's Daily |
17 |
Республика Корея |
- |
JoongAng Ilbo |
18 |
Лаос |
- |
Vientiane Mai |
19 |
Латвия |
- |
Neatkarīgā Rīta Avīze |
20 |
Литва |
- |
Lietuvos žinios |
21 |
Люксембург |
- |
Luxemburger Wort |
22 |
|
- |
Wort für Wahrheit und Recht |
23 |
Малайзия |
- |
Berita Harian |
24 |
Мальта |
- |
The Times |
25 |
Монголия |
- |
Onoodor |
26 |
Пакистан |
- |
Jang |
27 |
Португалия |
- |
Diário de Notícias |
28 |
Сингапур |
- |
Today |
29 |
Словакия |
- |
Pravda |
30 |
Таиланд |
- |
Thai Rath |
31 |
|
- |
Today Bangkok |
32 |
Филиппины |
- |
The Manila Bulletin |
33 |
Франция |
- |
Le Monde.fr |
34 |
Чехия |
- |
Lidové noviny |
35 |
Швеция |
- |
Svenska Dagbladet |
36 |
Япония |
- |
Yomiuri Shinbun |