Версия для слабовидящих

3 ноября 2012

Статья Дмитрия Медведева: «Россия – связующее звено АСЕМ»

Россия – связующее звено АСЕМ

Статья опубликована в средствах массовой информации стран АСЕМ.

Через несколько дней во Вьентьяне состоится встреча глав государств и правительств в рамках форума «Азия–Европа» (АСЕМ).

Этот форум недаром называют уникальным. Начиная с 1996 года он объединяет страны Европы, Южной Азии и Тихоокеанского региона. По сути, АСЕМ – это площадка для поиска ответов на стремительно меняющуюся мировую ситуацию. А она, с одной стороны, характеризуется глобализацией и углублением всеобщей взаимозависимости, а с другой – регионализацией, повышением значения наиболее интенсивно развивающихся регионов.

Россия в силу своего географического, культурного многообразия и экономического потенциала не может не быть ключевым звеном этого процесса. Вступление нашей страны в АСЕМ в 2010 году имело большое значение не только для нас и самой организации, но и для всей архитектуры международных отношений, позволило в буквальном смысле связать два влиятельных центра мировой политики и экономики. Недаром Россию называют Евро-Азиатской или, как пишут некоторые исследователи, Евро-Тихоокеанской страной.

Всё более очевидно, что для устойчивого глобального развития необходима система взаимосвязанных, но самостоятельно развивающихся региональных интеграционных объединений. В Западной Европе главный интеграционный механизм – Европейский союз. Несмотря на трудности, он остаётся двигателем экономического развития Старого Света. На долю ЕС приходится около 50% российского товарооборота.

В Азии работает несколько многосторонних объединений, в том числе АТЭС, в котором в этом году председательствовала Россия. На саммите во Владивостоке были одобрены российские инициативы по продовольственной безопасности, развитию агропромышленной отрасли, борьбе с незаконным промыслом морских живых ресурсов, был сделан акцент на формирование альтернативных транспортных коридоров, а также на деятельность центров управления в кризисных ситуациях и их объединение в региональную сеть.

Россия активно взаимодействует с государствами АСЕАН в рамках регионального форума. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии торгово-экономических связей с членами АСЕАН, запуске новых совместных проектов, прежде всего в высокотехнологичных отраслях.

Наконец, сама Россия совместно с белорусскими и казахстанскими партнёрами участвует в большом интеграционном проекте – создании к 2015 году Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза и единого экономического пространства. Одна из важнейших задач этого объединения – открыть национальные экономики для более тесной работы с партнёрами, сформировать условия для построения общего экономического пространства от западной оконечности Европы до Тихого океана. Эту цель преследует и Договор о свободной торговле в СНГ. Убеждён: когда Евразийский экономический союз заработает в полную силу, мы сможем снять барьеры для движения товаров, капиталов и услуг на евразийском пространстве.

На ближайшие годы и десятилетия перед Россией стоит важнейшая историческая задача – обеспечить ускоренную модернизацию экономики на основе гармоничного развития российских регионов. Приоритет будет отдаваться Сибири и Дальнему Востоку. Во-первых, потому что раньше для полноценного развития этой части страны не хватало средств. Во-вторых, в условиях смещения фокуса мировой экономики на восток России просто необходимо активнее действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который становится центром глобального экономического роста, обеспечивая около 55% глобального ВВП – почти половину объёмов мировой торговли.

Огромный и пока явно недостаточно раскрытый потенциал нашей страны, занимающей около трети Евро-Азиатского континента, заключается в её транспортных и транзитных возможностях. Российская транспортная сеть относительно хорошо развита: Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, морские порты во всех бассейнах, сеть воздушных линий и аэропортов, обеспечивающих кратчайшие пути перевозок и совпадающих с основной конфигурацией грузопотоков. Модернизация и либерализация экономических условий способны обеспечить значительный рост объёма транзитных перевозок, не менее 15% общего грузопотока, в сообщениях Европа–Азия, а также Европа–Азия–Америка. Транссиб способен перевозить до 100 млн т в год, и это будет наиболее короткий путь. Специализированный грузовой состав проходит от Находки до западных границ России за девять дней, а до Западной Европы он может дойти за две недели, в то время как срок движения грузов по морю от портов стран АТР до Гамбурга или Антверпена – 35 суток.

Многообещающие перспективы открываются для развития Северного морского пути, который в два раза короче нынешних маршрутов из Европы в Восточную Азию через Индийский океан. При всей трудности его содержания стоимость провода судов через Северный Ледовитый океан на 30% дешевле, чем через Индийский океан.

Качественно новую роль играет и воздушный транспорт. Эксплуатация российского воздушного пространства и аэродромной сети Сибири (имеющейся и планируемой) выгодна для всех сторон, поскольку в этом случае более экономичным окажется использование самолётов средней дальности с их дозаправкой на российской территории. В первую очередь это касается перелётов по маршруту Европа–Восточная Азия.

Убеждён в том, что АСЕМ – это перспективная площадка для обсуждения всех наиболее актуальных проблем современного развития: от экономической устойчивости до новых технологий и изменения климата.

Форум АСЕМ, где представлены интенсивно развивающиеся, амбициозные и очень разнообразные страны, способен сформулировать приоритеты развития не только Евро-Азиатского континента, но и всего мира, при этом в таком диалоге должны участвовать и государства, и региональные многосторонние объединения.

Россия давно готова к взаимодействию на данном направлении. Наш опыт многовекового существования на стыке различных культур и цивилизаций будет, безусловно, востребован и в развитии в рамках АСЕМ межкультурного диалога, и в создании единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана.

* * *

СПИСОК
средств массовой информации, публикующих статью
Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева
«Россия – связующее звено АСЕМ»

1

Австралия

-

The Australian

2

Болгария

-

Труд

3

Бруней

-

Borneo Bulletin

4

Великобритания

-

The Financial Times (блог beyondbrics)

5

Венгрия

-

Magyar Nemzet

6

Вьетнам

-

Investment newspaper

7

 

-

Saigon Entrepreneur

8

Германия

-

Handelsblatt

9

Греция

-

Kathimerini

10

Дания

-

Morgenavisen Jyllands-Posten

11

Европейский Союз

-

European Voice

12

Индия

-

The Hindu

13

Индонезия

-

Kompas

14

Камбоджа

-

Ramsei Kampuchea

15

Кипр

-

Phileleftheros

16

Китай

-

People's Daily

17

Республика Корея

-

JoongAng Ilbo

18

Лаос

-

Vientiane Mai

19

Латвия

-

Neatkarīgā Rīta Avīze

20

Литва

-

Lietuvos žinios

21

Люксембург

-

Luxemburger Wort

22

 

-

Wort für Wahrheit und Recht

23

Малайзия

-

Berita Harian

24

Мальта

-

The Times

25

Монголия

-

Onoodor

26

Пакистан

-

Jang

27

Португалия

-

Diário de Notícias

28

Сингапур

-

Today

29

Словакия

-

Pravda

30

Таиланд

-

Thai Rath

31

 

-

Today Bangkok

32

Филиппины

-

The Manila Bulletin 

33

Франция

-

Le Monde.fr

34

Чехия

-

Lidové noviny 

35

Швеция

-

Svenska Dagbladet

36

Япония

-

Yomiuri Shinbun