Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял участие во втором бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития»
15 июня 2012
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял участие во втором бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития»
26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции:
- первый этап – обеспечить в полном объёме реализацию режима свободной торговли, в частности, неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров;
- второй этап – создать Таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;
- третий этап – сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.
10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который был ратифицирован всеми государствами-членами и 30 мая 2001 года вступил в силу.
Для выполнения целей и задач договора в рамках ЕврАзЭС действуют следующие органы:
Межгосударственный совет (Межгоссовет) – высший орган ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств государств-членов. Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы ЕврАзЭС, связанные с общими интересами участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач организации. Межгоссовет даёт поручения Интеграционному комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской ассамблее, с запросами к суду ЕврАзЭС. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя государства-члена, председательствующего в Межгоссовете. Председательство в Межгоссовете и Интеграционном комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом ЕврАзЭС в течение одного года.
Интеграционный комитет (ИК) – постоянно действующий орган ЕврАзЭС. ИК обеспечивает взаимодействие структур организации, готовит предложения по повестке дня заседаний Межгоссовета, проекты решений и других документов, а также осуществляет контроль реализации решений и исполнения бюджета ЕврАзЭС. ИК представляет ежегодный доклад Межгоссовету о положении дел в ЕврАзЭС и отчёт о своей деятельности. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-членов. Председатель ИК принимает участие в заседаниях Межгоссовета. Заседания ИК проводятся не реже одного раза в три месяца.
В период между заседаниями ИК текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов. Координация работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и ИК возлагаются на секретариат ИК. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем (с 6 октября 2007 года – Мансуров Таир Аймухаметович, Казахстан), который назначается Межгоссоветом по представлению ИК сроком на три года. Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ЕврАзЭС, участвует в заседаниях Межгоссовета и ИК. Местом нахождения ИК являются Алма-Ата (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация).
Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) – орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства участников и приведения его в соответствие с договорами, заключенными государствами-членами. МПА ЕврАзЭС формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств-членов. МПА ЕврАзЭС в пределах своих полномочий разрабатывает основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства; может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к ИК и парламентам государств-членов, с запросами к суду ЕврАзЭС. Местом нахождения МПА ЕврАзЭС является Санкт-Петербург (Российская Федерация).
Суд ЕврАзЭС (суд) – обеспечивает единообразное применение государствами-членами действующих в рамках организации договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений, регулирует споры экономического характера, возникающие в связи с решениями и договорами ЕврАзЭС, даёт разъяснения и заключения по документам организации. Суд формируется из представителей государств-членов в количестве двух представителей от каждой стороны (российскими судьями в декабре 2011 года были назначены Т.Н.Нешатаева и К.Л.Чайка). Судьи назначаются МПА ЕврАзЭС по представлению Межгоссовета сроком на шесть лет. Местом нахождения суда является Минск (Республика Белоруссия).
Статут суда ЕврАзЭС определяет структуру, состав суда ЕврАзЭС, порядок назначения на должность и освобождения от должности судей, их полномочия, привилегии и иммунитеты судей, должностных лиц и сотрудников секретариата суда ЕврАзЭС; фиксирует условия финансирования деятельности и местопребывание суда ЕврАзЭС; закрепляет компетенцию суда ЕврАзЭС и механизм судопроизводства. Статут Суда ЕврАзЭС предусматривает право хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза получать в суде защиту своих прав.
В формате «пятёрки» подписан договор об обращении в суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним – документ, предусматривающий расширение компетенции суда сообщества. В упомянутом договоре зафиксировано важное право хозяйствующих субъектов третьих стран на разрешение споров с их участием в суде ЕврАзЭС наравне с хозяйствующими субъектами государств-членов Таможенного союза, что создаёт необходимые гарантии защиты законных интересов всех экономических операторов, ведущих деятельность на территории Таможенного союза.
ЕврАзЭС открыто для присоединения всех государств, разделяющих его цели и принципы и готовых взять на себя соответствующие обязательства.
Система формирования бюджета ЕврАзЭС и соотношения голосов при принятии решений в Интеграционном комитете и Комиссии постпредов учитывает экономический вес государств-членов. Размер долевых взносов в бюджет и количество голосов распределены следующим образом: Россия – 40% (40 голосов), Белоруссия, Казахстан – по 20% (по 20 голосов), Киргизия и Таджикистан – по 10% (по 10 голосов). Решения в Межгоссовете принимаются на основе консенсуса.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдавия, Украина, Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.
В декабре 2003 года ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
25 января 2006 года в Санкт-Петербурге были подписаны протоколы о присоединении Узбекистана к договору об учреждении ЕврАзЭС и о внесении изменений и дополнений в этот договор, которыми было оформлено членство Узбекистана в сообществе. Там же ЕврАзЭС объединился с организацией Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) под эгидой сообщества. ЦАС прекратила свое существование.
15 октября 2008 года Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов уведомил Интеграционный комитет ЕврАзЭС о приостановлении членства Узбекистана в организации, что потребовало от других участников сообщества подготовки и подписания серии решений в рамках ЕврАзЭС, позволивших продолжить его функционирование в формате «пятёрки». В частности, главами государств–членов сообщества в рабочем порядке было принято решение №414 от 24 декабря 2008 года, официально зафиксировавшее приостановление участия Ташкента в работе органов ЕврАзЭС, а также восстановившее существовавшее до приёма Узбекистана распределение голосов между участниками организации и их долевых взносов в бюджет сообщества.
На состоявшемся 4 февраля 2009 года в Москве внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств в рамках реализации комплекса совместных мер по минимизации негативного воздействия мирового кризиса на экономики государств–членов сообщества было принято решение об учреждении в сообществе Антикризисного фонда. Данный фонд обладает средствами в объёме, эквивалентном 10 млрд долларов США в свободно конвертируемых валютах. При этом доля России составляет 7,5 млрд долларов, Казахстана – 1 млрд долларов, Белоруссии – 10 млн долларов, а Киргизии, Таджикистана и Армении – по 1 млн долларов. Средства фонда будут предоставляться на условиях платности, срочности и возвратности. Они предназначены для предоставления государствам–участникам фонда суверенных займов на антикризисные цели, стабилизационных кредитов странам-участницам с низким уровнем доходов, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. В соответствии с договором об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС от 9 июня 2009 года (ст. 5) фонд открыт для присоединения других государств и международных организаций.
Главы государств–членов ЕврАзЭС в целях активизации процесса внедрения инноваций в экономику участников организации одобрили создание в рамках сообщества Центра высоких технологий (предполагается, что Центр будет работать в форме международного венчурного фонда). Данный центр функционирует с использованием уже имеющихся в странах сообщества инструментов и институтов развития, включая негосударственные.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 года в Москве, исходя из начала функционирования Таможенного союза (ТС) с 1 января 2010 года и завершения всех необходимых процедур до 1 июля 2011 года, были одобрены предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории ТС Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации:
- предварительный – до 1 января 2010 года;
- первый – до 1 июля 2010 года;
- второй – до 1 июля 2011 года.
27 ноября 2009 года участники саммита «тройки» ТС подписали договор о Таможенном кодексе ТС и согласовали план мероприятий по введению Таможенного кодекса в действие. Утверждены Единый таможенный тариф ТС (введен в действие с 1 января 2010 года), Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС.
5 июля 2010 года принято решение о вступлении в силу с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса ТС «тройки» России, Белоруссии и Казахстана (в России и Казахстане Таможенный кодекс применяется с 1 июля 2010 года).
ТС полноценно функционирует с 1 июля 2011 года.
19 декабря 2009 года в Алма-Ате на неформальной встрече глав государств–членов ТС было принято решение об утверждении плана действий по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России (ЕЭП) – следующий после ТС интеграционный этап. С 1 января 2012 года введён в действие пакет из 17 соглашений, формирующих ЕЭП.
1 февраля 2012 года вступил в силу подписанный 18 ноября 2011 года в ходе встречи президентов России, Белоруссии и Казахстана в Москве договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), учреждаемой в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа ТС и ЕЭП.
Начавшая работу с 1 февраля 2012 года ЕЭК заменит комиссию Таможенного союза (КТС) после переходного периода, заканчивающегося 1 июля 2012 года. Объём полномочий ЕЭК будет постепенно расширяться.
Сформирована коллегия ЕЭК в составе следующих членов коллегии (министров): В.Б.Христенко (Россия) – председатель; Т.Д.Валовая (Россия) – по основным направлениям интеграции и макроэкономике; Т.М.Сулейменов (Казахстан) – по экономике и финансовой политике; С.С.Сидорский (Белоруссия) – по промышленности и агропромышленному комплексу; С.А.Слепнев (Россия) – по торговле; В.Н.Корешков (Белоруссия) – по вопросам технического регулирования; В.А.Гошин (Белоруссия) – по таможенному сотрудничеству; Д.К.Ахметов (Казахстан) – по энергетике и инфраструктуре; Н.Ш.Алдабергенов (Казахстан) – по конкуренцию и антимонопольному регулированию. В состав коллегии ЕЭК вошли либо министры, либо бывшие руководители правительств, что отражает серьёзность отношения государств «тройки» к её формированию.
18 ноября 2011 года на саммите Высшего Евразийского экономического совета (ВС) была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, которая является своего рода дорожной картой дальнейшего интеграционного взаимодействия в формате «тройки» ТС и ЕЭП. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашается задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.
19 марта 2012 года в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств. В ходе встречи было закреплено понимание о необходимости реформирования ЕврАзЭС, оптимизации исполнительных структур, отвечающих за евразийскую интеграцию, укрепления начавшей работу с 1 февраля 2012 года Евразийской экономической комиссии. Итоги саммита будут востребованы в дальнейшей практической работе по реализации согласованных Россией, Белоруссией и Казахстаном целей, обозначенных в Декларации о евразийской экономической интеграции, прежде всего – при формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).