Версия для слабовидящих

15 июня 2012

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял участие во втором бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития»

«Мы живём в новых реалиях, потому что мы объединились в Таможенный союз. Мы создаём единое экономическое пространство и, надеюсь, находимся на пороге создания Евразийского союза. Всё это качественным образом меняет среду ведения бизнеса».

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции:

- первый этап – обеспечить в полном объёме реализацию режима свободной торговли, в частности, неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров;

- второй этап – создать Таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;

- третий этап – сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который был ратифицирован всеми государствами-членами и 30 мая 2001 года вступил в силу.

Для выполнения целей и задач договора в рамках ЕврАзЭС действуют следующие органы:

Межгосударственный совет (Межгоссовет) – высший орган ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств государств-членов. Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы ЕврАзЭС, связанные с общими интересами участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач организации. Межгоссовет даёт поручения Интеграционному комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской ассамблее, с запросами к суду ЕврАзЭС. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя государства-члена, председательствующего в Межгоссовете. Председательство в Межгоссовете и Интеграционном комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом ЕврАзЭС в течение одного года.

Интеграционный комитет (ИК) – постоянно действующий орган ЕврАзЭС. ИК обеспечивает взаимодействие структур организации, готовит предложения по повестке дня заседаний Межгоссовета, проекты решений и других документов, а также осуществляет контроль реализации решений и исполнения бюджета ЕврАзЭС. ИК представляет ежегодный доклад Межгоссовету о положении дел в ЕврАзЭС и отчёт о своей деятельности. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-членов. Председатель ИК принимает участие в заседаниях Межгоссовета. Заседания ИК проводятся не реже одного раза в три месяца.

В период между заседаниями ИК текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов. Координация работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и ИК возлагаются на секретариат ИК. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем (с 6 октября 2007 года – Мансуров Таир Аймухаметович, Казахстан), который назначается Межгоссоветом по представлению ИК сроком на три года. Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ЕврАзЭС, участвует в заседаниях Межгоссовета и ИК. Местом нахождения ИК являются Алма-Ата (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация).

Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) – орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства участников и приведения его в соответствие с договорами, заключенными государствами-членами. МПА ЕврАзЭС формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств-членов. МПА ЕврАзЭС в пределах своих полномочий разрабатывает основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства; может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к ИК и парламентам государств-членов, с запросами к суду ЕврАзЭС. Местом нахождения МПА ЕврАзЭС является Санкт-Петербург (Российская Федерация).

Суд ЕврАзЭС (суд) – обеспечивает единообразное применение государствами-членами действующих в рамках организации договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений, регулирует споры экономического характера, возникающие в связи с решениями и договорами ЕврАзЭС, даёт разъяснения и заключения по документам организации. Суд формируется из представителей государств-членов в количестве двух представителей от каждой стороны (российскими судьями в декабре 2011 года были назначены Т.Н.Нешатаева и К.Л.Чайка). Судьи назначаются МПА ЕврАзЭС по представлению Межгоссовета сроком на шесть лет. Местом нахождения суда является Минск (Республика Белоруссия).

Статут суда ЕврАзЭС определяет структуру, состав суда ЕврАзЭС, порядок назначения на должность и освобождения от должности судей, их полномочия, привилегии и иммунитеты судей, должностных лиц и сотрудников секретариата суда ЕврАзЭС; фиксирует условия финансирования деятельности и местопребывание суда ЕврАзЭС; закрепляет компетенцию суда ЕврАзЭС и механизм судопроизводства. Статут Суда ЕврАзЭС предусматривает право хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза получать в суде защиту своих прав.

В формате «пятёрки» подписан договор об обращении в суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним – документ, предусматривающий расширение компетенции суда сообщества. В упомянутом договоре зафиксировано важное право хозяйствующих субъектов третьих стран на разрешение споров с их участием в суде ЕврАзЭС наравне с хозяйствующими субъектами государств-членов Таможенного союза, что создаёт необходимые гарантии защиты законных интересов всех экономических операторов, ведущих деятельность на территории Таможенного союза.

ЕврАзЭС открыто для присоединения всех государств, разделяющих его цели и принципы и готовых взять на себя соответствующие обязательства.

Система формирования бюджета ЕврАзЭС и соотношения голосов при принятии решений в Интеграционном комитете и Комиссии постпредов учитывает экономический вес государств-членов. Размер долевых взносов в бюджет и количество голосов распределены следующим образом: Россия – 40% (40 голосов), Белоруссия, Казахстан – по 20% (по 20 голосов), Киргизия и Таджикистан – по 10% (по 10 голосов). Решения в Межгоссовете принимаются на основе консенсуса.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдавия, Украина, Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.

В декабре 2003 года ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

25 января 2006 года в Санкт-Петербурге были подписаны протоколы о присоединении Узбекистана к договору об учреждении ЕврАзЭС и о внесении изменений и дополнений в этот договор, которыми было оформлено членство Узбекистана в сообществе. Там же ЕврАзЭС объединился с организацией Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) под эгидой сообщества. ЦАС прекратила свое существование.

15 октября 2008 года Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов уведомил Интеграционный комитет ЕврАзЭС о приостановлении членства Узбекистана в организации, что потребовало от других участников сообщества подготовки и подписания серии решений в рамках ЕврАзЭС, позволивших продолжить его функционирование в формате «пятёрки». В частности, главами государств–членов сообщества в рабочем порядке было принято решение №414 от 24 декабря 2008 года, официально зафиксировавшее приостановление участия Ташкента в работе органов ЕврАзЭС, а также восстановившее существовавшее до приёма Узбекистана распределение голосов между участниками организации и их долевых взносов в бюджет сообщества.

На состоявшемся 4 февраля 2009 года в Москве внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств в рамках реализации комплекса совместных мер по минимизации негативного воздействия мирового кризиса на экономики государств–членов сообщества было принято решение об учреждении в сообществе Антикризисного фонда. Данный фонд обладает средствами в объёме, эквивалентном 10 млрд долларов США в свободно конвертируемых валютах. При этом доля России составляет 7,5 млрд долларов, Казахстана – 1 млрд долларов, Белоруссии – 10 млн долларов, а Киргизии, Таджикистана и Армении – по 1 млн долларов. Средства фонда будут предоставляться на условиях платности, срочности и возвратности. Они предназначены для предоставления государствам–участникам фонда суверенных займов на антикризисные цели, стабилизационных кредитов странам-участницам с низким уровнем доходов, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. В соответствии с договором об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС от 9 июня 2009 года (ст. 5) фонд открыт для присоединения других государств и международных организаций.

Главы государств–членов ЕврАзЭС в целях активизации процесса внедрения инноваций в экономику участников организации одобрили создание в рамках сообщества Центра высоких технологий (предполагается, что Центр будет работать в форме международного венчурного фонда). Данный центр функционирует с использованием уже имеющихся в странах сообщества инструментов и институтов развития, включая негосударственные.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 года в Москве, исходя из начала функционирования Таможенного союза (ТС) с 1 января 2010 года и завершения всех необходимых процедур до 1 июля 2011 года, были одобрены предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории ТС Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации:

- предварительный – до 1 января 2010 года;

- первый – до 1 июля 2010 года;

- второй – до 1 июля 2011 года.

27 ноября 2009 года участники саммита «тройки» ТС подписали договор о Таможенном кодексе ТС и согласовали план мероприятий по введению Таможенного кодекса в действие. Утверждены Единый таможенный тариф ТС (введен в действие с 1 января 2010 года), Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС.

5 июля 2010 года принято решение о вступлении в силу с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса ТС «тройки» России, Белоруссии и Казахстана (в России и Казахстане Таможенный кодекс применяется с 1 июля 2010 года).

ТС полноценно функционирует с 1 июля 2011 года.

19 декабря 2009 года в Алма-Ате на неформальной встрече глав государств–членов ТС было принято решение об утверждении плана действий по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России (ЕЭП) – следующий после ТС интеграционный этап. С 1 января 2012 года введён в действие пакет из 17 соглашений, формирующих ЕЭП.

1 февраля 2012 года вступил в силу подписанный 18 ноября 2011 года в ходе встречи президентов России, Белоруссии и Казахстана в Москве договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), учреждаемой в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа ТС и ЕЭП.

Начавшая работу с 1 февраля 2012 года ЕЭК заменит комиссию Таможенного союза (КТС) после переходного периода, заканчивающегося 1 июля 2012 года. Объём полномочий ЕЭК будет постепенно расширяться.

Сформирована коллегия ЕЭК в составе следующих членов коллегии (министров): В.Б.Христенко (Россия) – председатель; Т.Д.Валовая (Россия) – по основным направлениям интеграции и макроэкономике; Т.М.Сулейменов (Казахстан) – по экономике и финансовой политике; С.С.Сидорский (Белоруссия) – по промышленности и агропромышленному комплексу; С.А.Слепнев (Россия) – по торговле; В.Н.Корешков (Белоруссия) – по вопросам технического регулирования; В.А.Гошин (Белоруссия) – по таможенному сотрудничеству; Д.К.Ахметов (Казахстан) – по энергетике и инфраструктуре; Н.Ш.Алдабергенов (Казахстан) – по конкуренцию и антимонопольному регулированию. В состав коллегии ЕЭК вошли либо министры, либо бывшие руководители правительств, что отражает серьёзность отношения государств «тройки» к её формированию.

18 ноября 2011 года на саммите Высшего Евразийского экономического совета (ВС) была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, которая является своего рода дорожной картой дальнейшего интеграционного взаимодействия в формате «тройки» ТС и ЕЭП. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашается задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

19 марта 2012 года в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств. В ходе встречи было закреплено понимание о необходимости реформирования ЕврАзЭС, оптимизации исполнительных структур, отвечающих за евразийскую интеграцию, укрепления начавшей работу с 1 февраля 2012 года Евразийской экономической комиссии. Итоги саммита будут востребованы в дальнейшей практической работе по реализации согласованных Россией, Белоруссией и Казахстаном целей, обозначенных в Декларации о евразийской экономической интеграции, прежде всего – при формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).