Версия для слабовидящих

5 мая 2012

В.В.Путин провёл заседание Координационного совета по делам ветеранов при Правительстве Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Координационного совета по делам ветеранов при Правительстве Российской Федерации

«Что касается людей старшего поколения, то крайне важно внимание к ним со стороны общества, молодёжных организаций, со стороны властей всех уровней. И я прошу об этом никогда не забывать».

Стенограмма:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с вами встречаемся в преддверии 9 Мая, чтобы поговорить о проблемах, с которыми сталкиваются ветераны, поговорить о том, как решаются эти проблемы, и что нужно сделать дополнительно, чтобы решались эти проблемы лучше.

Но вначале, к сожалению, должен начать с трагедии. Вы знаете, 3 мая в Махачкале совершён террористический акт, погибло много людей, раненых много. Сегодня в Дагестане объявлен день траура, и поэтому я прошу вас почтить память погибших.

(Минута молчания. Все встают.)

Спасибо. Разумеется, Правительство в соответствии с законом выделит необходимые ресурсы, чтобы поддержать людей. Семьи погибших получат по 1 млн рублей, люди, которые получили тяжёлые ранения, – по 400 тыс. рублей, а те, кто получил легкие ранения, – по 200 тыс. рублей.

Давайте вернёмся к теме нашей сегодняшней встречи. А сегодня в рамках Координационного совета по делам ветеранов нам предстоит обсудить вопросы повышения эффективности медицинской помощи ветеранам и людям пожилого возраста, поговорим в принципе о проблемах медицинской и правовой помощи вообще, поговорим о пенсиях, социальных выплатах и социальной поддержке в целом, о льготах в сфере ЖКХ.

Вы знаете, что ветераны Великой Отечественной войны в последние несколько лет в опережающем порядке обеспечиваются жильём – те из ветеранов, кто нуждается в жилье, улучшении жилищных условий. Уже 200 тыс. человек, ветеранов, улучшили свои жилищные условия. Мы обязательно эту программу будем продолжать. В текущем 2012 году на эти цели выделено 24,3 млрд рублей.

Я уже сказал, 200 тыс. у нас получили квартиры. На очереди сегодня стоит 39 тыс. Связано это с тем, что мы приняли решение не ограничивать никого, кто имеет право на улучшение жилищных условий. И количество людей, которые подают соответствующие заявления, не иссякает, оно постоянно пополняется. И в прошлом году произошло определённое пополнение. Надеюсь, что мы в самое ближайшее время этот вопрос полностью закроем и всех нуждающихся жильём обеспечим.

Конечно, самое пристальное внимание будем уделять медицинскому и лекарственному обеспечению. Дополнительно скажу, что мы знаем, конечно, о существующих здесь проблемах, стараемся их последовательно решать. Так, отмечу, что в региональные программы модернизации здравоохранения включены 46 из 64 действующих в стране госпиталей для ветеранов Великой Отечественной войны, да и вообще для ветеранов войн, проводится их текущий и капитальный ремонт, идёт работа по дооборудованию их современными медицинскими средствами.

Ряд шагов принят и в сфере лекарственного обеспечения. Это острая тема, она всегда на слуху. С конца прошлого года рецепты на лекарства гражданам, достигшим пенсионного возраста и страдающим хроническими заболеваниями, выписываются сразу на трёхмесячный срок. Это значит, что людям не нужно лишний раз посещать клиники и стоять в очередях. Сам процесс получения и приобретения лекарств, конечно, должен стать более удобным. Речь идёт о приёме заказов по телефону, доставке лекарств на дом, росте числа социальных и дежурных аптек. Рассчитываю, что региональные власти, наши коллеги на местах подобные формы работы будут развивать и использовать активно.

Особое внимание следует уделить сельским территориям. Напомню, что в тех сельских поселениях, где аптеки по разным причинам отсутствуют, теперь разрешено отпускать лекарственные препараты через местные фельдшерско-акушерские пункты. Я прошу Минздравсоцразвития вести постоянный мониторинг обеспечения лекарственными препаратами жителей сельских территорий. Там, где это необходимо, конечно, нужно оказывать регионам консультативную помощь в организации работы.

Отдельно хочу затронуть и чувствительную тему льготных лекарств. Сегодня на льготное лекарственное обеспечение выделяются серьёзные бюджетные средства. Вы знаете, что несколько лет назад на эти цели государство выделяло мизер. Сколько было, Татьяна Алексеевна, не помните?

Т.А.Голикова: До 5 млрд.

В.В.Путин: До 5 млрд рублей мы выделяли раньше на льготное лекарственное обеспечение. В 2011 году на эти цели выделено 122 млрд рублей, причём около 80% этих средств выделяется из федерального бюджета. Вместе с тем хочу отметить, что федеральный бюджет средства выделяет, но направляет их в регионы Российской Федерации, которые организуют сами тендеры, закупки и соответствующее распределение.

Есть, конечно, и сбои в поставках, несвоевременность имеет место быть, эффективность далеко не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Очевидно, что существующие процедуры государственного и муниципального заказа на поставку лекарств нуждаются в корректировке. Рассчитываю, что региональные власти будут уделять этому самое пристальное внимание, а Правительство Российской Федерации с правительственного уровня будет обеспечивать прозрачность, следить за тем, как все эти процедуры исполняются, соответствуют ли они действующему закону. Будем и дальше, конечно, развивать законодательство, стимулировать развитие фармацевтической отрасли. У нас отдельная федеральная целевая программа сформулирована, на которую выделяется где-то 124–125 млрд рублей на ближайшие годы, для того чтобы ускоренными темпами развивать национальную фармацевтическую промышленность.

Думаю, что здесь нужен, конечно, и общественный контроль за тем, что происходит в сфере лекарственного обеспечения, в том числе и со стороны ваших организаций. Поэтому предлагаю на советах по делам ветеранов, которые созданы в субъектах Российской Федерации, обсудить с руководителями регионов ключевые вопросы медицинского и лекарственного обеспечения. Буду рекомендовать руководителям регионов не отталкивать от себя ваши организации, а, наоборот, привлечь их к совместной работе по этому направлению.

Ещё один пункт нашей повестки дня – это поддержка волонтёрского движения и общественных организаций, которые реализуют значимые социальные инициативы. Понятно, что речь идёт, как правило, о молодых людях, которые думают о старшем поколении, думают о наших ветеранах, думают о тех людях, которые много сделали для нашей Родины, отдали свои силы, здоровье и сегодня нуждаются в поддержке как со стороны государства, так и со стороны общества. Очень приятно, что у нас таких людей, молодых людей, внимательно относящихся к проблемам ветеранов, становится всё больше и больше. Будем и на региональном, и на федеральном уровне их поддерживать, будем совершенствовать и законодательную, и нормативно-правовую базу, для того чтобы их работа была встроена в правовое русло, и они чувствовали поддержку со стороны всех уровней власти, начиная от муниципалитетов и кончая федеральным уровнем власти.

Это то, что я хотел бы сказать вначале. Давайте начнём работать. Я хочу предоставить слово Голиковой Татьяне Алексеевне для соответствующего сообщения о совершенствовании медицинского и лекарственного обеспечения ветеранов и лиц пожилого возраста. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Для удобства работы у вас есть презентация, которая так же называется, как и вопрос, который я докладываю. Но прежде чем перейти к проблемам медицинского и лекарственного обеспечения, я бы хотела сказать о той демографической ситуации, в которой находится Российская Федерация.

Если мы посмотрим прогноз на ближайшие 10 лет, до 2020 года, то мы увидим, что численность населения у нас прогнозируется к росту на 1,8% по сравнению с 1 января 2011 года, численность людей моложе трудоспособного возраста будет расти на 16%. Что же касается лиц старше трудоспособного возраста, нашего трудоспособного возраста (55 лет – женщины и 60 лет – мужчины), то здесь прогнозируется увеличение на 21,4%.

Если характеризовать предыдущий 10-летний период, то у нас численность лиц в возрасте 65 лет и до 70 лет уменьшилась на 3,7%, а численность лиц старше 70 лет увеличилась, а численность лиц старше 70 лет увеличилась. С одной стороны, это позитивный тренд, который свидетельствует об увеличении продолжительности жизни, с другой стороны, это свидетельствует о том, что внимание к этой категории граждан со стороны всех структур, которые отвечают за организацию медицинского, лекарственного, социального обеспечения, возрастает.

Что же касается наших уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны и категорий, которые регулируются Законом «О ветеранах», то их численность по состоянию на 1 января 2012 года составила 3,4 млн человек. К сожалению, это категория убывающая: за прошедший 2011 год количество ушедших из жизни составило почти 136 тыс. человек.

Если говорить о распределении ветеранов Великой Отечественной войны по территории Российской Федерации, то наибольшее количество ветеранов войны проживает в Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Что касается возрастного состава этой категории, то 32,3% этих граждан находятся в возрасте старше 85 лет. При этом, Владимир Владимирович, должна сказать, что 503 ветерана перешагнули 100-летний рубеж, и сейчас в Республике Дагестан проживает ветеран, которому 1 июля 2012 года исполнится 116 лет, то есть он живёт уже по счету третий век.

Что касается социального обеспечения, то, наверное, ключевым элементом здесь является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение этой категории, безусловно, превышает средние размеры трудовых пенсий. На сегодня средний размер пенсии инвалидов Великой Отечественной войны превышает средний размер трудовой пенсии по России в 2,4 раза, граждан, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и вдов военнослужащих – почти на 80%, участников Великой Отечественной войны – на 44%. При этом у данной категории граждан есть ещё один вид дохода – это так называемая единовременная денежная выплата, которая варьируется от 1151 рубля по состоянию на 1 апреля 2012 года до 3834 для инвалидов войны.

Таким образом, на сегодняшний день совокупный доход с учётом пенсии, единовременной денежной выплаты составляет: по инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны почти 30 тыс. рублей, участникам, не имеющим инвалидности, – порядка 20 тыс. рублей, вдовам военнослужащих – тоже приблизительно такую же цифру.

Что касается тенденции, то за период с конца 2007 года суммарно финансовое обеспечение по этим платам возросло в 2,1–2,2 раза. Очевидно, что это связано с индексацией соответствующих выплат опережающим темпом и изменениями в пенсионном законодательстве, в частности валоризацией пенсионных накоплений, которые происходили в последние годы.

Что касается структуры заболеваемости данной категории граждан, не только ветеранов, но и пожилых людей, то в структуре заболеваемости на сегодня лидируют, как и в целом по Российской Федерации, болезни сердечно-сосудистой системы, далее идут офтальмологические заболевания и заболевания органов дыхания. При этом я должна отметить, мы пока не имеем окончательных данных по этой категории за 2011 год, но тем не менее за 2010 год смертность от болезней органов дыхания, от внешних причин, от болезней эндокринной системы, новообразований по этим категориям снизилась.

Теперь что касается организации помощи ветеранам и пожилым людям. Это крайне чувствительная позиция, потому что людям, которые страдают на сегодня хроническими заболеваниями и нуждаются в поддерживающем лечении, субъекты Российской Федерации обязаны в соответствии с законодательством организовывать соответствующий уход и оказывать соответствующую помощь. Сегодня в субъектах Российской Федерации существуют 15 домов сестринского ухода, 21 хоспис и в стационарных учреждениях здравоохранения имеется 21 тыс. коек сестринского ухода и почти 2 тыс. хосписных коек. Но на сегодня такого рода помощи в субъектах Российской Федерации недостаточно, поэтому ветеранские организации (и сейчас мы в преддверии совещания обсуждали) ставят вопрос о том, чтобы для этой категории граждан приоритетной формой стало оказание медицинских и социально-реабилитационных услуг на дому. Я хочу сказать, что это возможно, и сейчас субъектами Российской Федерации соответствующие меры в этом направлении принимаются. Естественно, здесь ключевым становится оплата такого рода медицинской помощи на дому, и здесь достаточно решения Правительства Российской Федерации, которое мы подготовим, по поводу того, чтобы такого рода уход и такого рода помощь на дому оплачивалась за счет средств программы государственных гарантий и бесплатного предоставления гражданам медицинской помощи.

Что касается нормативного обеспечения медицинской помощи, то на сегодняшний день в обязанность субъектов Российской Федерации и, соответственно, врачебного персонала входит проведение углубленного обследования с участием врачей-специалистов. В соответствии с установленным клиническим диагнозом определяется индивидуальный план лечебно-оздоровительных мероприятий, порядок диспансерного наблюдения. Один раз в три месяца должен осуществляться патронаж участковой медицинской сестры и один раз в шесть месяцев – дополнительное лабораторное и инструментальное обследование. И, естественно, выписка лекарственных препаратов, которые в соответствии с законодательством положены, поскольку эти категории граждан подпадают под льготные категории и в соответствии с федеральным законодательством, и в соответствии с законодательствами субъектов Российской Федерации.

Для того чтобы несколько улучшить и само обеспечение учреждений, которые оказывают такого рода помощь, и приблизить помощь к непосредственно потребителю услуг, как Вы уже сказали, в рамках программ модернизации здравоохранения в 46 госпиталях осуществляются мероприятия по модернизации.

Должна сказать, что на данный момент капитальный ремонт закончен в трёх госпиталях – Рязанской области, Республики Карелии и Республики Мордовии, текущий ремонт – в двух госпиталях Пензенской области. На сегодняшний день полностью закуплено медицинское оборудование в трёх госпиталях из 12 запланированных для закупки оборудования – в Рязанской, Смоленской областях и Республике Башкортостан.

Я сказала о диспансерном наблюдении и проведении углублённой диспансеризации. Это в соответствии с законодательством, как я уже сказала, должно осуществляться ежегодно, но это осуществляется в соответствии с той обращаемостью, которая сегодня существует в субъектах Российской Федерации. При этом я должна сказать, что не все ветераны, инвалиды войны обращаются. Из тех, которые обращаются, практически 88%, по данным 2011 года, прошли диспансерное наблюдение. Но те, которые не обращаются, я думаю, что здесь на это следует обратить внимание субъектам Российской Федерации.

Мы провели соответствующую сверку между данными Пенсионного фонда по количеству ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, которые стоят на учёте, с одной стороны, с другой стороны – с данными медицинской статистики, которые тоже предоставляют регионы Российской Федерации, о прошедших диспансерное наблюдение. Приблизительно 60% попадает в спектр медицинского диспансерного наблюдения. Очевидно, другие не попадают либо потому, что не обращаются, либо потому, что доступность недостаточна в субъектах Российской Федерации.

Нам представляется, что необходимо дать поручение медицинским и социальным службам провести такой мониторинг, соответствующую сверку и при необходимости провести диспансерное и медицинское обследование тех категорий ветеранов, которые в него не попадают.

Что касается регионов-лидеров, то здесь наиболее успешными являются Саратовская и Тамбовская области, Республики Адыгея, Ингушетия, Пензенская, Ульяновская, Кемеровская, Магаданская, Самарская области, Чукотский автономный округ, Чувашская Республика, Ростовская область, Республика Башкортостан и Воронежская область.

Ещё одной составляющей, которая сегодня законодательно урегулирована, является санаторно-курортное обеспечение ветеранов и пожилых людей. В соответствии с законодательством у нас граждане, имеющие право на соответствующую льготу, могут выбрать либо денежную выплату, либо натуральное предоставление путёвки. Количество инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, которые сегодня сохранили право на санаторно-курортное лечение, то есть на путёвку, составляет 416 тыс. человек, но реально пользуются, то есть подают заявление на получение путёвки, 50,6 тыс. человек. К сожалению, должна сказать, обеспечиваются не все, хотя в данном случае эта категория является приоритетной. По данным за 2011 год, 58% из нуждающихся были обеспечены санаторно-курортным лечением.

Вы уже сказали в своём вступительном слове о лекарственном обеспечении. Я хочу обратить внимание лишь на три детали из этой темы, которые представляются наиболее существенными. Сегодня лекарственное обеспечение осуществляется посредством передачи, как Вы сказали, средств в регионы Российской Федерации. Регионы осуществляют закупку и посредством организации лекарственного обеспечения непосредственно в регионах, как собственного полномочия регионов Российской Федерации.

Здесь я должна сказать, что Российская Федерация в лице федерального бюджета ежемесячно в качестве нормативов финансовых затрат направляет в регионы Российской Федерации сумму в размере 918 рублей на человека в месяц как норматив, соответственно мы выходим на сумму порядка 41–44 млрд рублей в год. Что же касается подобного финансового обеспечения в регионах Российской Федерации, то там, к сожалению, эта цифра лишь только в отдельных регионах превышает российскую, а в среднем норматив финансового обеспечения составляет чуть больше 180 рублей на человека. В этой связи из-за такой разницы, почти семи- или шестикратной, возникает существенный разрыв в лекарственном обеспечении между федеральной льготой и региональной льготой.

Что сейчас делается в этом направлении? В соответствии с Вашим поручением мы совместно с Министерством финансов, органами здравоохранения субъектов и финансовыми органами, по сути, закончили сверку. Что мы в результате этой сверки выяснили? Те категории граждан, которые сегодня относятся к юрисдикции субъектов Российской Федерации, к сожалению, в регионах не имеют соответствующего учёта, то есть регистра льготополучателей, и тех, кто на сегодняшний день имеет право… в значительном количестве, ну в большинстве субъектов не имеется. Поэтому на сегодняшний день ключевым для них является (чтобы определить, а сколько реально средств нужно) определение и формирование регистра тех, кто нуждается.

Следующим шагом должен стать вопрос финансового обеспечения и изменения существующего сегодня в регионах Российской Федерации старого, 1993 года постановления, так называемого 890-го, «О лекарственном обеспечении граждан в субъектах Российской Федерации». Вот эту работу нам нужно совместно с регионами, собственно, завершить в 2012 году, для того чтобы эта работа приобрела законченную форму и чтобы люди в регионах Российской Федерации, которым действительно необходима эта помощь, её получали в установленном объёме.

Ещё одна тема в части лекарственного обеспечения, на которую Вы обратили внимание, – это доступность аптечных учреждений или медицинских учреждений, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и имеют право отпускать лекарственные препараты нашим гражданам.

Здесь я хочу сказать, что у нас на 100 тыс. человек в среднем приходится 44 аптечные организации. Наиболее высокий показатель у нас в Брянской, Владимирской, Амурской областях и Хабаровском крае. К сожалению, более сложная ситуация сегодня в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Хакасии и Магаданской области, которым предстоит эту проблему ещё решать. Наверное, в этой части ещё один момент, который тоже не остаётся без пристального внимания наших граждан и той категории, которая сегодня является предметом нашего рассмотрения: это доступность с точки зрения цены на соответствующие лекарственные средства. С 1 апреля 2010 года мы начали регистрировать цены на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты. В общем остановили тот достаточно высокий рост цен, который мы наблюдали в 2009 году. Что касается 2011 года, то рост цен на лекарственные препараты, по данным мониторинга, составил 2,17% – это ниже, чем уровень роста потребительских цен. Связано это в основном с тем, что цены на жизненно важные препараты в соответствии с методикой просто индексируются на соответствующий уровень инфляции.

Наконец, в завершение я бы хотела сказать следующее. Ключевым в работе для нас сейчас является принятие закона, который давно не пересматривался. Это закон о социальном обслуживании населения, который регулирует порядок предоставления социальных услуг всем гражданам – не только тем, которые находятся в трудной жизненной ситуации, но и тем, о которых мы сейчас говорим. Этот закон сродни закону, который мы принимали в части здравоохранения об охране здоровья граждан, который регулирует все вопросы, связанные с услугами, стандартами, порядками предоставления таких услуг и так далее.

Этот законопроект начиная с 2011 года обсуждается практически на всех площадках. Мы в конце 2011 года завершили его обсуждение совместно с Фондом общественного мнения. Он буквально на прошлой неделе обсуждался у нас с представителями общественных организаций, Государственной Думы и Совета Федерации. Сейчас он дорабатывается, официально размещён, естественно, на сайте министерства, в июне мы планируем внести его на рассмотрение Правительства Российской Федерации, а затем уже в парламент.

Принятие этого закона позволит определить механизмы, которые должны действовать в сфере социальной политики в отношении этих категорий граждан, для того чтобы устранить правовые проблемы, в том числе дифференциацию с точки зрения социального обслуживания, которая имеет место быть сегодня между разными субъектами Российской Федерации. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое.

Я предлагаю послушать Савелова Артура, а потом мы поговорим в свободном режиме. Пожалуйста.

А.Р.Савелов (президент АНО «Московский студенческий центр», председатель совета проректоров по воспитательной работе высших и профессиональных учебных заведений): Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Координационного совета!

В раздаточном материале есть слайды моего выступления. Для меня большая честь доложить результаты работы волонтёрского движения в поддержку старшего поколения на заседании Координационного совета по делам ветеранов при Правительстве Российской Федерации. Я возглавляю Московский студенческий центр, работающий 12 лет и охватывающий своей деятельностью более 250 ведущих высших учебных заведений. Центр был в числе первых, что совместно с Координационным советом при президиуме генсовета партии «Единая Россия» по взаимодействию с объединениями старшего поколения и советом проректоров по воспитательной работе в вузах создали программу «Студенты – старшему поколению». Сегодня к реализации программы присоединились студенты-волонтёры более 300 вузов страны, а также учащиеся других образовательных учреждений. На начало 2012 года в России из 3 млн молодых людей-волонтёров более 1 млн активно участвуют в программах поддержки людей старшего возраста, включая и нашу программу.

Развитие волонтёрства – это огромный воспитательный потенциал, которому сейчас уделяется большое внимание. Есть регионы, например Свердловская область, где число волонтёров достигает 52 тыс. человек. В целом ряде субъектов Российской Федерации волонтёры объединяются в постоянно действующие сообщества. Например, в Белгородской области действуют 52 волонтёрских студенческих отряда, 153 волонтёрских молодёжных объединений. Волонтёры проходят серьёзную подготовку. В 36 субъектах созданы краевые, областные и муниципальные волонтёрские центры, задачами которых являются: создание условий для вовлечения молодёжи и студентов в волонтёрское движение, формирование активной жизненной позиции, обучение участников волонтёрского движения, проведение информационной работы.

Важно отметить, что у волонтёров и властных структур есть взаимные интересы и должное взаимодействие. В 31 субъекте России приняты региональные законодательные и нормативно-правовые акты, программы по поддержке и развитию волонтёрского движения, в 34 субъектах мероприятия по развитию добровольческой деятельности молодёжи включены в региональные целевые программы.

Достоин распространения опыт столицы. Так, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин в 2011 году поддержал программу «Столичное студенчество», выделив субсидию отдельной целевой поименованной строкой в бюджете на 2012–2014 годы. Охват программ можно оценить в буклете центра, тоже находящемся в раздаточном материале. Другой пример. В Ярославской области волонтёрские объединения участвуют в региональной программе «Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области» на 2011–2013 годы. В результате программы отремонтировано около 1,5 тыс. кв. м в домах и квартирах.

Хотел бы подробнее рассказать о программе «Студенты – старшему поколению». В рамках программы реализуется четыре проекта. Первый проект – «Скорая социальная помощь», за время действия этого проекта более 114 тыс. волонтёров оказали помощь 798 тыс. человек. Второй проект – «Юридические клиники»: более 4,5 тыс. студентов оказали юридическую помощь почти 300 тыс. человек. Третий проект – «Повышение компьютерной грамотности». 3,1 тыс. волонтёров обучали более 112 тыс. граждан пожилого возраста. И последний проект – «Уроки памяти». В рамках проекта более 65 тыс. волонтёров участвовали в акциях, охватив 2 млн человек.

Немного подробнее остановлюсь на некоторых проектах. Первый – «Скорая социальная помощь» – направлен на оказание социальной и правовой помощи сельским пенсионерам и одиноким пожилым людям студентами социальных вузов. В 2012 году адресная помощь пожилым людям оказывается в 57 субъектах России. Мобильные бригады выезжают в сёла и помогают в ведении домашнего хозяйства, организации досуга и уходе за захоронениями ветеранов, осуществляется поддержка проживающих в домах-интернатах.

Проект «Юридические клиники» предусматривает оказание студентами, будущими юристами, бесплатного правового консультирования, помощи в повышении правовой культуры старшего поколения. В настоящее время проект реализуется в 13 субъектах России.

Проект «Повышение компьютерной грамотности» направлен на оказание студентами помощи в организации занятий для пожилых людей в целях обучения их работе на компьютере. Участники проекта – волонтёры 31 субъекта России. Например, в Красноярском крае в 2011 году было открыто 10 компьютерных классов, в 2012 году планируется открытие ещё 20. Программой охвачено более 16 тыс. слушателей курсов из числа граждан пожилого возраста.

Проект «Уроки памяти» – это помощь студентов ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей, проведение акции «Спасибо вам за Победу». Волонтёры проводят с ветеранами встречи, создают видео- и фотоархивы их воспоминаний, проводят экскурсии, вечера памяти, помогают по дому нуждающимся, а также проводят работу по благоустройству территорий, памятников и воинских захоронений. Например, в Челябинской области за три года отремонтировано 635 квартир. В Курской области в 2011 году приведено в порядок 945 братских могил и воинских захоронений.

Акция «Спасибо вам за Победу», разработанная в год 65-летия Московской битвы совместно с Российским комитетом ветеранов войны и военной службы, за прошедшие годы получила размах, и её подхватили регионы. Накануне Дня Победы студенты размещают поздравительные наклейки на дверях подъездов домов. Уже несколько лет наклейки также размещаются и на личном автотранспорте. К раздаточным материалам мы также приложили наклейку, выпущенную ещё в 2006 году (это первый выпуск).

Волонтёрское движение в России растёт и ширится, в него вливаются новые молодые силы, приходят новые молодые люди, но, несмотря на активное развитие этого явления, несмотря на усилия Министерства спорта, туризма и молодёжной политики, сложившийся опыт говорит о необходимости более глубокой систематизации взаимодействия власти и волонтёрского движения. Существуют вопросы, которые возможно решить лишь путём принятия нормативных актов, охватывающих все направления волонтёрской деятельности. Убеждён, что принятие закона о волонтёрстве на федеральном или региональном уровне придаст системность понятийному аппарату волонтёрства, обеспечит единые принципы и стандарты организации и осуществления волонтёрской деятельности для всех российских регионов.

В завершение я хотел бы, безусловно, поздравить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, и всех участников совета с первой годовщиной создания Общероссийского народного фронта. 6 мая Вы выступили с идеей его создания, и завтра я хотел бы пригласить, безусловно, Вас, Владимир Владимирович, и всех присутствующих здесь в парк Победы на Поклонной горе, где московским студенческим центром–членом Фронта будет организован большой праздник, посвящённый этой дате, для всех жителей столицы и всех гостей. Спасибо за внимание.

В.В.Путин: Спасибо. Действительно, завтра год исполняется. Я хочу поблагодарить вас и очень многих здесь присутствующих, потому что вы возглавляете организации, которые так или иначе были причастны либо принимали прямое участие в деятельности Общероссийского народного фронта. Надеюсь, что это будет очень хорошей консолидирующей площадкой и на будущее. Спасибо вам большое. Я приглашаю к дискуссии. Пожалуйста, какие есть соображения, замечания, предложения по темам, которые мы обсуждаем?

Ф.А.Клинцевич (заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, лидер общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»): Я думаю, Владимир Владимирович, что из темы, которую мы обсуждаем, вопросы, связанные с лекарственным обеспечением, – это самые болезненные вопросы. У нас есть одна проблема, по которой мы практически все, представляя региональные и общероссийские организации, получаем информацию снизу. Всё, что касается федерального центра, практически никогда не бывает никаких срывов. Вот то, что Вы говорите, говорят соответствующие должностные лица: деньги поступают, но как только начинается реализация на местах, у нас всегда проблемы. Я думаю, что в какой-то постановляющей части... Сегодня здесь есть губернаторы, на которых, конечно, надо в этом плане равняться…

Владимир Владимирович, сегодня Татьяна Алексеевна говорила по поводу того, что федеральный центр поставил в медицинские учреждения очень много оборудования. Я Вам скажу: у нас есть субъекты, где это оборудование годами стоит и им не пользуются, не могут найти средства, чтобы ввести его в действие. Вне всякого сомнения, у людей это вызывает большое раздражение, в целом обиду и на власть, и на порядок, и так далее.

Второй момент, очень важный. Мы тоже должны понимать, что, когда распределяются дорогостоящие лекарственные средства, у нас очень много на местах злоупотреблений. Я не знаю, как с этим бороться. Это, конечно, не в состоянии сделать Министерство здравоохранения. Но люди приходят и годами не имеют возможности получить это средство. Когда им говорят, что за деньги вы можете, пожалуйста, и называются суммы, у людей, конечно, это тоже вызывает очень большое и серьёзное беспокойство. Я думаю, что на эти моменты тоже нам надо было бы обратить внимание.

Ну и, Владимир Владимирович, сегодня, пользуясь случаем, тоже хотел бы поздравить Вас с годовщиной «Народного фронта». Хотел сказать, Владимир Владимирович, что в рамках Общероссийского народного фронта много сделано, в том числе и в социальном плане, потому что много ветеранских организаций было. Мы через «Народный фронт» проводили много региональных программ и в процессе предвыборной кампании. В данном случае Министерство здравоохранения очень серьёзно и качественно помогало и оказывало нам поддержку. Но люди задают вопрос, Владимир Владимирович. Я, правда, ссылаюсь на последнее заседание Координационного совета, что он оформится в какую-то юридическую организацию. Вот Артур Размикович (А.Р.Савелов) сегодня говорил, завтра проходит мероприятие на Поклонной горе. У нас же Фронт не оформлен? Общественная организация действует. А журналисты добиться толком не могут, кто там и так далее. Я сам не знаю. Я говорю, что я знаю, что готовят мероприятие… Я приду с внуками. Но вот в ближайшее время мы Фронт оформим как некую общественную площадку для консолидации.

В.В.Путин: Как общественную организацию. Мы договорились.

Ф.А.Клинцевич: Как общественную организацию. Владимир Владимирович, когда мы говорим о проблемах, которые сегодня подняли, конечно, медицинское обеспечение для ветеранов Великой Отечественной войны, да и вообще для ветеранов – это самая главная задача. Я сегодня специально не поднимаю, Владимир Владимирович, проблему жилья для ветеранов боевых действий, потому что отчётливо понимаю, что это очень серьёзная, неподъёмная тема. Нам надо закрыть проблему с ветеранами старшего поколения. А вот медицина – это проблема, которая касается всех, и она сегодня нуждается в очень серьёзной поддержке. Одному Министерству здравоохранения, на мой взгляд, с этой проблемой не справиться, там нужна поддержка и местной, и региональной власти. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое. Прошу вас.

В.Г.Михайлов (председатель совета Всероссийского центра социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн): Уважаемый Владимир Владимирович, я с удовольствием выслушал и первый доклад, и второй. Я хотел бы кратко сказать: с интересом второй выступающий доложил о студентах и старшем поколении. Я внёс бы такое предложение. У нас многие общественные организации и студенчество этой работой серьёзно занимаются… Видимо, нам надо собраться и скоординировать эту работу, чтобы мы били в одну точку вместе. Видимо, в постановлении эту проблему надо отразить. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое. Да, это хорошее предложение, правильное.

Коллеги, есть ещё что-то? Прошу вас.

Д.И.Карабанов (председатель совета Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов): Спасибо за предоставленное слово. Я хотел бы задать буквально два маленьких вопроса. Уже было озвучено, что рецепты выписывать можно на два месяца сразу.

В.В.Путин: На три.

Д.И.Карабанов: Было вначале два, а сейчас три. Ни денег не надо, ничего не надо, все знают, что это больной стационарный, но обязательно надо каждый месяц проходить врачей, обязательно надо стоять в очереди и так далее. Этот вопрос надо прямо экстренным образом, быстрее налаживать, чтобы он немедленно был принят к исполнению.

И второй вопрос – это продажа аптек в сельской местности. Во-первых, Вы знаете, что все сельские административные формирования сегодня сократились чуть ли ни в 5 раз, соответственно, ликвидировались аптеки и фельдшерско-акушерские пункты и так далее. Я понимаю, фельдшерско-акушерские пункты создать сложно так быстро, но их создавать надо, а вот продавать лекарства надо, конечно, быстро, потому что в сельской местности добраться куда-то быстро и купить лекарство невозможно – то дорога мешает, то ещё что-нибудь.

То есть два вопроса, которые требуют не больших вложений, а внимания, и проблема во многом сразу будет решена, и старшее поколение сразу это почувствует. Спасибо.

В.В.Путин: Я уже говорил о том, что мы разрешили в ФАПах продавать. Надо, конечно, совершенствовать это – и саму работу в этих ФАПах совершенствовать, и другие формы использовать. Пожалуйста.

В.В.Рязанский (председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель общественной организации «Союз пенсионеров России»): Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович!

Я был бы неправ, если бы не напомнил об одной теме, которая стала в стране широко распространяться, – теме детей войны. В рамках работы «Народного фронта» к нам с этой темой стали часто обращаться. Мы прекрасно понимаем, что решить этот вопрос в целом на федеральном уровне будет сложно. Мы могли бы в рамках нашего Координационного совета порекомендовать использовать опыт регионов, который на сегодня уже есть. Он есть во многих областях – в Вологде, Твери, Перми, Волгограде, Туле, Ульяновской области, Красноярском крае, Чувашии, Новосибирской, Самарской, Томской областях, где каждый регион неким образом выделяет эту тему в качестве приоритетной и снимает некую напряжённость, которая стала в последнее время появляться вплоть до образования даже общественных организаций под одноимённым названием.

Мне представляется, что можно было бы такую рекомендацию дать регионам, может быть, одно из заседаний провести именно по этой теме, для того чтобы несколько этот накал страстей, который в последнее время стал появляться, в том числе и по пяти законопроектам, которые находятся в Государственной Думе… Мне представляется, что можно было бы таким образом эти рекомендации в регионы дать.

В.В.Путин: Хорошо. Всё?

Мы в преддверии праздника находимся, поэтому я хочу вас всех поздравить с наступающим праздником, во-первых.

Во-вторых, хочу сказать, что вторая тема, которую Артур Размикович  (А.Р.Савелов) отметил, информация, с которой выступил, не менее важна, чем весь набор первых. А их, этих первых, много – и медобслуживание, и жилищное обеспечение, и ЖКХ в целом, в широком смысле этого слова. Но внимание к людям подчас не менее важно, чем материальное состояние или решение тех или других вопросов.

Печальная статистика есть (Татьяна Алексеевна сейчас мне дала) по поводу того, что в мире происходит с суицидами. Я просто по информации из различных источников знаю, что, как ни странно, в благополучных странах Европы они растут. На тысячу жителей в Корее – 31, в Японии – 24,4, в Словении – 21,9, в Литве – 34,1, во Франции рост в 1,3 раза – 21,3, в Италии пока в общем и целом не такой большой показатель, но рост в 2,1 раза. Связано это, конечно, с кризисом, с потерей работы и так далее. В Российской Федерации тоже пока ещё высокий – 18,4, но постоянное снижение. В прошлом и позапрошлом году – на 8,2%, и у нас за последний год, если месяц к месяцу смотреть, ещё снижение на 5,1%. Это говорит прежде всего об экономической составляющей и уровне безработицы, который у нас снижается, и снизился до докризисного уровня. Это объективные составляющие. Но что касается людей старшего поколения, повторю ещё раз, крайне важно внимание со стороны общества вообще, молодёжных организаций, со стороны властей всех уровней, и я прошу вас об этом никогда не забывать.

Спасибо большое.