Версия для слабовидящих

19 декабря 2011

В.В.Путин провёл на Саяно-Шушенской ГЭС заседание Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики

«Четверть века страна не вводила столько энергетических объектов ежегодно. Всё это результат тех масштабных программ, которые мы с вами утвердили и последовательно в последние годы реализуем, даже несмотря на известные проблемы в ходе преодоления кризисных явлений 2009–2010 годов. Это результат совместной работы Правительства, регионов, бизнеса…»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Только что на Саяно-Шушенской ГЭС был запущен очередной, пятый по счёту гидроагрегат. При этом необходимо отметить, что это первый, абсолютно новый, произведённый после аварии гидроагрегат с более совершенными характеристиками, в том числе и по надёжности, и по безопасности. В ближайшие три года завершим замену всех 10 турбин станции. Часть новых агрегатов уже находится здесь на станции и готовится к монтажу. К концу 2014 года полностью обновлённая станция войдёт в строй. Полностью обновлённая. Она и сейчас уже работает, как вы знаете и видите, но к 2014 году всё должно быть закончено. Подчеркну, что более 80% оборудования для Саяно-Шушенской ГЭС изготавливают российские предприятия, наши машиностроители. Основные поставщики – это заводы компании «Силовые машины». Я там неоднократно бывал, знакомился с тем, как идёт работа. Я хочу поблагодарить всех, кто принимает участие в ремонте и модернизации станции – и тех специалистов, рабочих, которые здесь работают на станции, и тех, которые на предприятиях энергетического машиностроения трудятся. И, кстати говоря, дорожников, которые отремонтировали, по сути, построили новую дорогу, для того чтобы агрегаты крупногабаритные сюда была возможность завести. Всех хочу поблагодарить. Это хорошая и эффективная работа.

Сегодня у нас есть возможность обсудить не только вопросы, связанные с восстановлением Саяно-Шушенской ГЭС, но и задачи, связанные с развитием гидроэнергетики в России в целом, и даже поговорить в более широком плане о том, как эти процессы влияют на экономику страны в целом. В отрасли, в энергетике в настоящее время реализуется ряд больших и очень важных проектов. Часть из них выполняется за счёт собственных средств – например, программа модернизации гидроэнергетики. Ряд проектов реализуется на принципах проектного финансирования (такие как Нижне-Курейская ГЭС в Красноярском крае и Ленинградская ГАЭС). Однако третья группа направлена на обеспечение системной надёжности энергоснабжения населённых пунктов, то есть несёт известную степень, немалую степень социальной нагрузки и стратегических объектов, а также на развитие инновационного потенциала, и осуществляется при поддержке государства. Это естественно, нормально, мы так и будем продолжать работать по этому направлению. В их числе Нижне-Бурейская ГЭС, Зеленчукская ГЭС-ГАЭС, опытно-промышленная Северная приливная электростанция, малые ГЭС Ставрополья и Северного Кавказа. Я прошу Минфин и Внешэкономбанк проработать вопрос определения источников финансирования, для того чтобы нам можно было докапитализировать «РусГидро» с целью обеспечить реализацию инвестпрограмм по защищённому перечню. Этот перечень тоже нужно доработать ещё.

В свою очередь в наступающем году компанией «РусГидро» должна быть снижена отпускная цена для потребителя на 12,5%. Это просчитано, это вполне возможно, и я прошу обеспечить.

В целом электроэнергетика завершает год с хорошими результатами. Хочу вас поблагодарить за это. На Урале и юге России введены в строй энергоблоки на Яйвинской и Среднеуральской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-2, Невинномысской ГРЭС. Неделю назад мы запустили новый энергоблок на Калининской АЭС мощностью 1 ГВт, что повышает надёжность энергообеспечения центральных регионов нашей страны. Здесь, в Сибири, завершено строительство первой очереди Богучанской ГЭС. Напомню, что работа на ней началась ещё в 1979 году. Потом, как это часто было в последние десятилетия, всё было остановлено, брошено. Мы вернулись к этому позже, по-моему, в 2005–2008 годах, начали работать. Ток эта гидроэлектростанция, Богучанская ГЭС, даст уже летом 2012 года. Это означает, что энергосистема Сибири должна пополниться ещё на 1 ГВт эффективной гидрогенерацией.

В общей сложности за 2011 год введено более 6 ГВт новых генерирующих мощностей. Обращаю внимание: это самый высокий показатель отечественной энергетики с 1985 года. До 1985 года строили, потом процесс практически начал замедляться и встал, остановился. Четверть века страна не вводила столько энергетических объектов ежегодно. Всё это результат тех масштабных программ, которые мы с вами утвердили и последовательно в последние годы реализуем, даже несмотря на известные проблемы в ходе преодоления кризисных явлений 2009–2010 годов. Это результат совместной работы Правительства, регионов, бизнеса, прямого и порой жёсткого диалога между нами по выполнению инвестиционных обязательств наших компаний. Я помню, как (по-моему, не в этом зале, или, может быть, он обновлён, потому что не так было красиво) мы с вами собирались здесь, на Саяно-Шушенской ГЭС, говорили об этом, говорили о необходимости выполнения, в том числе, обязательств наших энергетических компаний, частных компаний и говорили, помнится, достаточно жёстко. Хочу отметить, что практически все обязательства, которые вы на себя брали в размере 2,2 трлн рублей, выполнены. Большое вам за это спасибо.

В сфере электроэнергетики можно с уверенностью сказать: страна все кризисные явления преодолела. Мы вышли даже на более высокие показатели, чем были в Советском Союзе. В следующие три года на эти цели будет направлено ещё порядка 3 трлн рублей. За период с 2012 по 2014 годы в электроэнергетику на развитие сетевого хозяйства предполагается направить 1 трлн рублей, на создание новых источников генерации – 1,9 трлн рублей.

Нам важно заложить мощный энергетический фундамент развития страны, нашего индустриального роста в целом, освоения новых территорий и наших огромных пространств, обеспечить надёжную энергетическую базу для работы системы жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, не будем забывать, что модернизация энергетического хозяйства формирует серьёзный спрос для науки, инжиниринговых центров, для таких смежных отраслей, как машиностроение и строительная индустрия.

За последние 10 лет электропотребление в России увеличилось почти на 20%. По мнению экспертов, такая тенденция сохранится (по прогнозу специалистов к 2020 году рост потребления увеличится на 20–22 ГВт. Российская экономика стабильно растёт, и нам нужно обеспечить её развитие созданием адекватных энергетических резервов для страны. Наряду со строительством новых объектов генерации необходимо обратить самое серьёзное внимание на модернизацию так называемой старой мощности, а в случае отсутствия экономической целесообразности (я хочу на это обратить особое внимание) принимать принципиальные решения о выводе этих мощностей из эксплуатации своевременно, конечно, в том числе и с целью минимизации затрат потребителя. Потому что вся старая генерация, которая работает менее эффективно, чем новая, её расходы в конечном итоге ложатся на плечи потребителей. И, что особенно важно, нам нужно продолжить формирование совместного энергетического рынка, современного энергетического рынка, действующего по понятным, прозрачным, предсказуемым правилам для потребителей – и для бизнеса, и для граждан.

На чём хотел бы здесь остановиться. Первое. Надо продолжить ликвидировать узкие места, снимать ограничения, связанные как с дефицитом генерирующих мощностей, так и с недостаточным развитием сетевого хозяйства, ввести стратегическую линию на интеграцию различных ценовых зон, создание единого национального энергетического пространства. Нужно уходить постепенно. Конечно, в один удар, прыжком мы не сможем этого сделать, но нужно уходить из ситуации, когда в разных регионах страны в разы отличаются тарифы. Решение этой задачи напрямую зависит от чёткой, грамотной увязки планов энергетических компаний и программ развития регионов, регионального развития.

К сожалению, часто бывает, что к этим вопросам региональные власти подходят формально. В результате многие новые предприятия, объекты, стройки остаются без надёжного энергоснабжения, и эти проблемы приходится решать в пожарном порядке, либо, наоборот, строится генерация, подводятся сети, а реальные потребители появляются только через несколько лет или вообще не появляются. И сразу начинаются разговоры «Давайте построим и будем куда-нибудь для начала экспортировать». Вот так на экспорт и будем работать, вместо того чтобы развивать собственную промышленность. Хочу обратиться к руководителям регионов: нужно работать с энергетическими компаниями ответственно, давать им глубоко просчитанные, обоснованные документы территориального развития, которые должны служить ключом, ориентиром для капитальных вложений в сетевое хозяйство и в объекты генерации.

Второй вопрос – это внедрение новых правил работы со сбытовым сектором электроэнергетики, я об этом ещё чуть попозже скажу. Я просил Министерство энергетики провести определённые проверки. Предварительные проверки проведены, только очень жаль, что поводом, толчком для этих проверок послужили не предложения со стороны наших официальных органов, не со стороны, скажем, того же Минэнерго, не со стороны ФСТ, а поводом и толчком послужили требования граждан и потребителей. Куда ни приедешь, везде на территории страны все, с кем ни разговариваю, обращают внимание на проблемы в сфере энергетики и в электроэнергетике в том числе. Стон стоит по всей Руси великой, и как видно из результатов предварительной проверки, не напрасно этот стон стоит – есть основания.

Месяц назад мы приняли здесь ряд принципиальных решений – были отменены штрафы за недобор электроэнергии. Эта тема особенно чувствительна для малого и среднего бизнеса, для предприятий агропромышленного комплекса. Именно от них чаще всего приходилось слышать, и приходится слышать до сих пор, справедливые нарекания по поводу принципа «бери или плати», take or pay. Это сдерживало предпринимательскую активность, а сбытовым компаниям приносило частенько необоснованную прибыль. Кроме того, сбытовые компании с 1 декабря уже обязаны перейти на новые прозрачные стандарты раскрытия информации, прежде всего это касается механизма ценообразования.

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены существенные для потребителя меры, которые, на мой взгляд, должны помогать работать в сфере экономики и в сельском хозяйстве малым и средним предприятиям. С 1 апреля 2012 года исключена дифференциация потребителей на розничном рынке по числу часов использования мощностей – это пресловутое ЧЧИ. Также с 1 апреля 2012 года установлено единое время для расчётов пикового потребления электроэнергии на оптовом и розничных рынках и как следствие исключен эффект сольдирования мощности. Для всех здесь присутствующих понятно, о чём идёт речь. Делается это для того, чтобы цену, тариф не считали по пиковой нагрузке.

Исключено планирование почасовых объёмов в ценовых зонах как обязательное условие при заключении и использовании договоров энергоснабжения. Исключена оплата отключений, отклонений фактических объёмов потребления от договорных как обязательное условие в договорах на РРЭ  и в ценовых зонах. То есть о чём идёт речь? Потребитель будет платить только за факт, за фактически реально поставленную энергию, а не за какой-то усреднённый показатель.

Введено ценовое ограничение для свободных договоров, заключаемых гарантирующими поставщиками при определении цен. Учитываются только договоры, приводящие к снижению цены для потребителей, а то при заключении новых договоров, как правило, ориентируются только на верхнюю планку по ценам. Все эти меры должны привести к позитивному эффекту на рынке энергопотребления, как я уже говорил, в первую очередь для сельского хозяйства, для малого и среднего бизнеса, да, собственно говоря, и для граждан, и для некоторых других потребителей. Я надеюсь, что всё это приведёт к тому, что будут более справедливыми и прозрачными правила оплаты за поставленную электроэнергию.

Одновременно были даны указания провести анализ показателей экономической деятельности сбытовых компаний и их влияния на обоснованность цен на электроэнергию. Первые результаты анализа, проведённого в отношении ряда гарантирующих поставщиков, которые контролируют около 70% розничного рынка электроэнергии, дают неплохие материалы для предварительных выводов. Одна из ключевых проблем в отрасли – не завершён процесс реформирования, в результате чего возник разрыв между оптом и интересами потребителей, и, к сожалению, этим, конечно, воспользовались. Я сейчас не хочу бросать камень в адрес тех, кто задумывал и проводил реформу электроэнергетики, но совершенно очевидно, что как минимум эта реформа не доведена до конца. Налицо применение различных манипуляций при расчёте оплаты за мощность. В этой сфере существует наличие межрегиональных маржинальных доходов, превышающих нормативные сбытовые надбавки в 2–3 раза, а инвестиции в основные средства гарантирующих поставщиков составляют всего 7–8%.

Есть примеры того, когда реальные акционеры сбытовых организаций неизвестны, всё спрятано в оффшорах. Между тем доля рынка таких гарантирующих поставщиков составляет около 67%, уважаемые дамы и господа. И это, конечно, уже общая проблема. За 2008–2010 годы рост прибыли от продаж электроэнергетики с учётом перехода к либерализованному рынку составляет, знаете, сколько? 279% у сбытовых организаций, а рост дивидендных выплат вырос (дивидендные выплаты выросли) на 312%! При этом суммарная структура кредиторской задолженности выглядит так (вот дивиденды растут, прибыль растёт, а структура задолженности – кредиторка – так выглядит): 56% – это задолженность самих сбытовых организаций. 15,5% – это только система ЖКХ, 18% – это население, 3,4% – это бюджетные организации, то есть государство всё вам платит, а сами сбыты в кредиторке – на 56%.

Вместе с тем суть деятельности этих компаний – это только сбор оплаты за электроэнергию. И думаю, здесь нужно Минэнерго поискать более простые, прозрачные механизмы организации такой работы. Мало того, я сейчас об этом ещё скажу, деньги собирают с потребителей и схемы выстроили таким образом, что потоки-то идут через офшоры и там отчекрыживают частично, оставляют, потом заводят опять сюда, я тоже сейчас об этом скажу. Что это за работа такая у нас?

Ещё раз повторю: наша цель – создать объективные, экономически обоснованные механизмы ценообразования на рынке электроэнергетики, чтобы потребитель платил справедливую, а не взятую с потолка цену за услуги. Никто не говорит, и так не должно быть, чтобы была создана какая-то система, разрушающая электроэнергетику или энергетику вообще, но запредельных цен тоже не может быть, иначе мы просто создаём непреодолимые препятствия для развития экономики страны в целом. Потребитель должен платить справедливую, а не взятую, как я уже говорил, с потолка цену. Я прошу ФАС, ФСТ, Минэнерго России, «Совет рынка» обеспечить мониторинг ситуации в сбытовом секторе в постоянном режиме, организовать работу горячих линий для обеспечения обратной связи со всеми категориями потребителей. В целях стабилизации работы сбытовых компаний считаю необходимым создать механизм поддержки потребителей проблемных гарантирующих поставщиков, если, конечно, такие проблемы возникнут у гарантирующих поставщиков, – на федеральном уровне нужно создать такую систему защиты.

Интересы потребителей должны быть гарантированны на 100%. И прошу сегодня доложить соответствующее предложение. Считаю также крайне необходимым применить следующий подход к расчёту прогнозных цен на электроэнергию. Прогноз должен быть текущим, актуализироваться в постоянном режиме, а не утверждаться один раз в полгода, что, по сути, подстёгивает инфляцию и легализует различные хотелки. Вот мы говорим «бороться с инфляцией, с инфляцией, с инфляцией». Ну вы сделайте ещё один раз в год – ну и будет у нас инфляция, один из толчков к инфляции будет. Я понимаю, наверное, это сложнее - в текущем режиме актуализировать эти параметры, но это нужно делать. Нам крайне важно задать понятные, устойчивые ценовые правила на энергетическом сбытовом рынке, чтобы потребители, участники экономической жизни могли уверенно строить свои долгосрочные планы и инвестиционные программы.

И ещё одна важная проблема – долги в электроэнергетике. Нужно разобраться окончательно в их природе и навести элементарный порядок. Здесь и платёжная дисциплина должна быть выше, и вывод денег в офшор должен прекратиться, и непрозрачная система расчётов должна быть исправлена, про дивиденды никто не забывает, уважаемые коллеги, но долги платить никто не хочет или платят ни шатко ни валко.

Жёсткие требования должны работать и в отношении менеджмента энергокомпаний с госучастием. Не секрет, что здесь есть потенциальное поле для серьёзных коррупционных рисков, для конфликта интересов как минимум. И прежде всего речь идёт о предоставлении заказов своим так называемым карманным поставщикам, строительным, проектным организациям и так далее и тому подобное. Считаю правильным закрепить обязательное требование предоставлять в Минэнерго сведения о доходах и имуществе руководителей таких организаций, членов их семей и близких родственников. При выявлении такого рода сомнительных связей с подобными руководителями нужно, безусловно, расставаться. Я уже министру говорил неоднократно, сейчас ещё к этому вернусь и хочу это требование ещё раз подчеркнуть, тем более что результат вашего собственного анализа о многом говорит. Мы не можем допускать, чтобы коррупционный налог, разного рода откаты ложились на плечи потребителей и вели к многократному и ничем не обоснованному удорожанию наших строек и объектов. Да и в ЖКХ тоже цены-то растут, в том числе и по этой причине. В целом ожидаю, что в ближайшее время должны быть сформулированы следующие предложения: по вопросу регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, включая вопрос квалификации персонала, по совершенствованию платёжной системы в электроэнергетике, – всё должно быть прозрачно и понятно в этой сфере. По усилению контроля со стороны федеральных органов власти за деятельностью региональных энергетических компаний, инвестпрограмм территориальных организаций, – они тоже должны стать элементом генеральной схемы развития электроэнергетики. По разработке и внедрению механизма единого гарантирующего поставщика на федеральном уровне, по завершению нормативного закрепления обязательного декларирования данных менеджментом компаний и механизма работы с полученной информацией, по продаже ОАО «Холдинг МРСК» принадлежащих ему энергосбытовых компаний, по разработке механизма обязательной оплаты за резервирование сетей для вновь сооружаемой собственной генерации.

Я хочу сегодня также затронуть фундаментальный вопрос, который касается не только электроэнергетики, но и всей российской экономики. Если мы хотим сделать нормальный инвестклимат в стране, то терпеть возможность реализации офшорных схем в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя. Подчеркну: кто хочет хранить заработанную прибыль после уплаты налога здесь, в России, кто хочет хранить её где-то за рубежом – пожалуйста, закон у нас это не запрещает. Но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим и с офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать, иначе ни о каком нормальном деловом климате в стране, о доверии к нам речи быть не может. Я вот, знаете, и с зарубежными партнёрами часто встречаюсь, и в последнее время меня это даже немножко удивило сначала, а потом огорчило – многие крупные компании, руководители крупных компаний в беседе мне лично говорят: мы бы и готовы сделать то-то и то-то, но мы даже не понимаем, с кем мы имеем дело, мы не знаем конечного бенефициара. Вывод национальной экономики, её стратегических отраслей из офшорной тени – наша приоритетная задача на предстоящий период.

Я уже говорил о предварительной проверке, которую провёл Минэнерго по моей просьбе, могу вас коротко ознакомить с результатами. Из всего проверенных 352 человек руководящего состава энергетического комплекса у 169 должностных лиц – практически у каждого второго – выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями, кроме, конечно, тех, где они и так работают. Установлены далеко не единичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов Российской Федерации оказываются подконтрольны просто семейным кланам. Так, энергетическая система Северо-Кавказского региона в значительной мере контролируется одной семьёй – семьёй господина Каитова. Потребители проводят оплату за поставленную энергетику на счета аффилированных компаний, которые выступают агентом энергетических сбытовых компаний. Далее часть полученных средств обналичивается через фирмы-однодневки или присваивается членами семьи. Аналогичные ситуации имеют место в Западной Сибири. Во взаимодействии с правоохранительными органами установлено, что группой лиц из числа руководства крупной энергетической компании «Тюменьэнерго», генеральный директор господин Крючков Е.Е., создана сеть подконтрольных организаций, привлекаемых для ремонта объектов энергетики, который часто осуществляются силами и средствами самого «Тюменьэнерго». Полученные подконтрольными компаниями средства вкладываются в различные бизнесы, в том числе и в семейный гостиничный бизнес в городе Сургуте, а также расходуются на приобретение недвижимости и в России, и за рубежом. Суммы договоров включены и утверждены региональной энергетической комиссией Тюменской области. Один из руководителей регионального филиала ОАО «ФСК ЕЭС» некто господин Никитин (Г.А.Никитин), генеральный директор ОАО «Магистральные энергетические сети Урала», одновременно является учредителем пяти коммерческих компаний, которые непосредственно связаны с проведением ремонтно-строительных работ и техническим обслуживанием энергетического комплекса Урала и Западной Сибири. Всего руководителем филиала и его родственниками зарегистрировано 16 коммерческих организаций, оборот средств по которым превышает 2 млрд рублей. Всё понятно, да? Он сам руководит, сам своим аффилированным с ним структурам выдаёт деньги, они зарабатывают прибыль. Вроде бы и законно. Вроде бы!

Имеет место предоставление займов физлицам, перечисление средств в пользу лиц, находящихся за рубежом, причём крупных сумм, расходные операции на приобретение недвижимости и так далее. Все указанные трансакции и характер взаимодействия этих организаций с энергетическим комплексом региона требует, конечно, проверки на предмет экономической обоснованности и правомерности.

Обращаю внимание, что все эти должностные лица и аффилированные с ними компании так или иначе связаны с офшорными компаниями и работают через них. И понятно почему.

Так, родственники одного из руководителей холдинга ОАО «МРСК» и НП «Энергострой» некоего Санникова Алексея Валерьевича, все они являются владельцами нескольких десятков организаций, контролирующих электромонтажные работы и передачу электроэнергии, в том числе аффилированную с двумя офшорными фирмами, что позволяет на внешне законных основаниях осуществлять вывод денежных средств за границу. Анализ хозяйственных и финансовых связей организаций, имеющих непосредственное отношение к энергетике, позволяет сделать вывод, что энергетика, электроэнергетика в Нижегородской области полностью подконтрольна организациям, аффилированным с семьёй руководителя, этого самого господина Санникова.

Система подозрительных трансграничных операций с векселями и займами стала обычной практикой и для ОАО «РусГидро». Так, «РусГидро» на протяжении нескольких лет предоставляет многомиллиардные займы и покупает беспроцентные векселя некой офшорной компании, расположенной на Кипре. Что такое – оно так полюбило эту компанию и векселя её покупает? Видимо, очень надёжные векселя. А надёжность чем обеспечена?

В Центральном федеральном округе на протяжении ряда лет действует схема по аккумулированию и выводу средств энергетики в офшорные зоны, носящие межрегиональный характер и обслуживающие территории сразу нескольких областей – Брянской, Белгородской, Смоленской, Курской, Орловской, Ивановской, Тульской. И всего по сделкам о приобретении энергетических активов в адрес зарубежных офшоров по внешне легальным основаниям переведено свыше 25 млрд рублей. Ядром и организатором указанной схемы выступает ряд компаний, зарегистрированных на подставных лиц и принадлежащих лицу, одновременно входящему в состав руководства крупной генерирующей компании. Речь идёт о компании «Энергострим», генеральный директор – господин Желябовский Ю.А., член совета директоров Территориальной генерирующей компании №6, который одновременно является фактическим совладельцем энергосбытовых компаний. В настоящее время правоохранительными органами по ряду фактов возбуждены и расследуются уголовные дела.

Анализ имущественных и родственных связей одного из членов правления ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (это некто Бобров Александр Витальевич) показал, что почти все учреждённые его родственниками (это отец и жена) фирмы являются инвестиционными и с энергетической, на первый взгляд, сферой не связаны. Однако более глубокая оценка финансовых потоков показала, что все эти фирмы, а также непосредственно родственники, получающие из-за рубежа уже крупные переводы и займы из офшорных фирм, имеющих финансовые связи с рядом сбытовых энергетических компаний Северо-Запада (это и Петродворцовая энергосбытовая компания, и Петербургэнерго), они все связаны между собой. Есть основания полагать, что через контролируемые структуры активы не только выводятся за рубеж, но и потом возвращаются, репатриируются на родину, но уже совершенно в другом качестве. Формально это попадет под типологию отмывания денег, однако данная версия требует, конечно, безусловно, дополнительной проверки, оценки, в том числе и с правовой точки зрения.

Один из членов компании ОАО «ФСК ЕЭС» России, некто Гвоздев Дмитрий Борисович является учредителем компании ООО «Инвестхолдинг», на счета которого поступают средства от энергосбытовых компаний Сибири, а также учредителем ещё одной компании в «Сибэнергострой», осуществляющей строительство объектов энергетики. Сам заказывает, деньги платит и сам прибыль получает оттуда. Думаю, понятно, какая там эффективность. Один из заместителей председателя правления ОАО «СО ЕЭС», некто Подлесный Константин Сергеевич, является учредителем девяти организаций. Мда…

Указанные выше и многие иные выявленные учредительские связи, ответственность должностных лиц энергетического комплекса в большинстве своём, как я уже говорил, признаков криминала не имеют, но, как я уже сказал, несут риск конфликта интересов, позволяют использовать коррупционные схемы и извлекать личную выгоду за счёт манипулирования тарифами, системой расчётов и перераспределения прибыли, совершают другие шаги, явно не на пользу ни энергетике, ни экономике России.

Во многих регионах система расчётов за энергоресурсы жёстко централизована (сейчас мы по регионам поговорим) и нередко объединена вокруг специально созданного расчётно-кассового центра, так называемого РКЦ. С одной стороны, это должно иметь положительный эффект, так как повышает управляемость системы расчётов, но с другой нередко на практике оборачивается созданием схем финансового манипулирования системой тарифов и распределения денежных средств. Например, в одном из районов Нижегородской области при участии главы администрации муниципального образования (Балахнинский район) выстроена схема сбора платежей от населения за коммунальные услуги и энергоресурсы через единый районный РКЦ. Данная схема позволяла руководству администрации района практически бесконтрольно распоряжаться средствами и способствовала сокрытию фактов хищения денежных средств муниципального образования. Возбуждено уголовное дело.

Во Владимирской области на протяжении ряда лет действует система нелегального увода через подставные фирмы денежных средств населения в подконтрольные офшорные фирмы в целях личного обогащения. В области функционирует несколько избранных, доминирующих на рынке управляющих компаний, в том числе выступающих посредниками между энергетиками и потребителями, которые одновременно являются злостными неплательщиками. Только за 2011 год сумма задолженности составила более 800 млн рублей. Установлено, что руководителями или учредителями данных организаций выступают родственники, а один из них одновременно и депутат заксобрания области.

Печально и то, что это непосредственно влияет на работу системы ЖКХ. Ярким примером такой безответственной позиции руководства регионов является Волгоградская область, где за пять лет трижды сменились энергосбытовые компании, за каждой из которых просматривается личная корысть определённых должностных лиц. Речь идёт о бывшем заместителе губернатора Волгоградской области. Суммы непогашенных перед энергетиками области долгов составила около 2 млрд рублей.

Аналогичная ситуация и в Тверской области вокруг ООО «Тверьоблэнергосбыт» и «Тверьтепло». Общая сумма задолженности перед энергетиками составляет около 3 млрд рублей. Деньги собирают, а потом начинают их гонять, и до поставщиков деньги из расчёта не доходят. Кстати сказать, я уже упоминал про «Совет рынка», руководителей «Совета рынка». Здесь, наверное, присутствует господин Пономарёв, да? Кроме всего прочего, владеет ОАО «Московская энергетическая биржа», организующим торговлю электрической энергией. Здесь тоже есть совершенно очевидный конфликт интересов. Что это за ЗАО «РусПауэр», специализирующееся на предоставлении участникам электроэнергетического сектора информации о функционировании оптового звена? Есть здесь и другие вещи. Всё это меня очень огорчает, уважаемые коллеги. Нам нужно навести здесь порядок. И потом - доходы-то какие. Посидели в «ОГК-3» два человека – господин Соловьёв (В.А.Соловьёв) и господин Соков (М.М.Соков), вышли из руководства компании, теперь суммарно на двоих требуют себе выплаты: лично им – 324 млн рублей с учётом изменения капитализации ОАО «ОГК-3». А что они сделали для повышения капитализации-то? Повышение капитализации произошло в результате реформ, производимых в электроэнергетике, в результате инвестиций, привлечённых государством. Они что лично-то сделали? Суммы-то какие! 324 млн рублей на двух человек, лично им! За что? Ну совсем оборзели уже! Извините, просто слов нет других. Это же всё в тариф ложится в конечном итоге.

У нас должна быть абсолютная чёткость и ясность со структурой собственности, с реальными акционерами и бенефициарами. Это ключевой показатель цивилизованности делового климата и зрелости экономики, ответственности национального бизнес-сообщества. И речь должна идти здесь не только об электроэнергетике, такой же подход должен быть осуществлён ко всем инфраструктурным объектам страны. Я прошу в течение двух месяцев Министерство энергетики, Минэкономразвития, отраслевые ведомства, а также государственные инфраструктурные компании, с госучастием, такие как «Газпром», «Транснефть», РАО РЖД, «Совкомфлот», Внешэкономбанк, «Внешторгбанк, госкорпорацию «Росатом», доложить о принятых мерах. Да и Сбербанку не мешало бы это сделать: там главный акционер – Центральный банк, но это тоже не чужое для государства учреждение. А в электроэнергетике нужно, безусловно, продолжить начатую работу. Прежде чем мы вот в этой части закончим, я хочу, Сергей Иванович (С.И.Шматко), вам сказать: я прошу вас довести до конца всё, что вы начали с точки зрения этой проверки. И, безусловно, нужно делать это вместе с правоохранительными органами там, где просматривается прямое нарушение закона. Надеюсь и рассчитываю на то, что правоохранительные органы будут принимать соответствующие решения по расследованию. Там, где нет прямого нарушения закона, но, безусловно, просматривается конфликт интересов, там тоже нужно как можно быстрее принимать кадровые решения. И нужно подумать нам всем вместе, уважаемые дамы и господа, над совершенствованием нормативно-правовой базы работы в этой сфере. Повторяю, мы можем с вами потом пролонгировать это и на другие инфраструктурные сферы нашей экономики, я уже об этом сказал. И, несмотря на то, что я сейчас проговорил, то, что я сейчас до вас довёл эту информацию, прямо скажем - не очень приятную, всё-таки есть и приятные вещи: у нас 22 декабря в России отмечается День энергетика, и я вас всех поздравляю с приближающимся праздником. Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Шматко), пожалуйста, прошу вас.

С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Ровно полтора месяца назад Вами было подписано известное постановление №877, о котором мы сегодня говорим.

В.В.Путин: Кстати говоря, извини, Сергей. Я же вот говорил, да? Мы когда, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), с вами встречались? Когда я говорил, что необходимо тщательно проверить все аффилированные схемы? Когда это было?

И.И.Сечин: 28 ноября это было.

В.В.Путин: 28 ноября. До этого говорили, 28 же ноября публично было сказано. Средства массовой информации донесли это до всех заинтересованных лиц. Сказал же, прямо сказал: проверьте, пожалуйста, это. Наведите порядок. Все же слышали. Нет, все, кого это касается, пальцем не пошевелили: ни от офшоров не избавились, ни компании свои не закрыли, где сидят они сами и их близкие родственники. Всё продолжили! Странно даже, честное слово, просто странно! Ну хоть чувство самосохранения должно быть какое-то?! Пожалуйста.

С.И.Шматко: Это 877-е постановление необходимо сейчас внимательным образом разложить и предложить конкретный порядок реализации. Владимир Владимирович, цену вопроса действительно Вы во вступительном слове уже обозначили: только сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков на 2011 год – это 47 млрд рублей. Минэнерго построило модель анализа реального экономического состояния гарантирующих поставщиков на основании информации от 70 сбытовых организаций, которые формируют 75–80% полезного отпуска первой, второй ценовых зон. По итогам моделирования соотношение полученного маржинального дохода от реализации на розничном рынке и сбытовой надбавки составило 2,3 раза, что означает, что в денежном выражении по итогам 2010 года… Например, допдоходы сбытов, по нашим оценкам, это 58 млрд рублей, по 2011 году – 50 млрд рублей… С учётом сбытовой надбавки суммарно маржинальный доход гарантирующих поставщиков составляет порядка 100 млрд рублей в год, и это более 5% валовой выручки всей отрасли.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы уже достаточно подробно рассказали сейчас о принятых решениях 877-го постановления: по наведению порядка, по созданию прозрачной системы отношений на розничных рынках. Сегодня это постановление на розничном рынке по праву называют революционным, требует принятия комплекса мер по совершенствованию функционирования розничных рынков. С этой целью созданы Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики, межведомственная рабочая группа под руководством Минэнерго, деятельность которой практически идёт в ежедневном режиме. Там присутствуют все – и представители федеральных органов власти, и «Совет рынка», и крупные энергокомпании, и потребители. Основная задача – подготовка новых правил розничного рынка, которые будут представлены, согласно Вашему поручению Правительству не позднее 20 марта 2012 года. Также все те задачи и поручения, которые Вы дали нам сегодня во вступительном слове, лягут в основу разработки основ будущего функционирования розничного рынка в стране.

Надо сказать, что экономическая модель деятельности сбытов кардинально изменилась после выхода этого постановления. После реализации всех принятых решений возможность получения упомянутых допдоходов для сбытовых компаний практически исключена. Как известно, Правительством Российской Федерации принято решение о переносе регулирования на 1 июля 2012 года, поэтому для устойчивой работы сбытового сектора регулирующим органам необходимо как можно скорее разработать новую идеологию формирования сбытовой надбавки, обеспечивающую как возмещение экономически обоснованных затрат сбытов, так и создание мотивации, направленной на формирование системы защиты интересов потребителя. Сбытовые компании должны стать профессиональными агентами по защите интересов потребителя. Сбытовые компании должны стать профессиональными агентами по защите интересов потребителя и зарабатывать свои деньги, помогая потребителям снижать расходы на электроэнергию. В течение 2012 года будет вестись тщательный мониторинг финансовых состояний гарантирующих поставщиков. В соответствии с принятыми недавно по нашей инициативе поправками в 33-ю статью Федерального закона об электроэнергетике такие полномочия есть у «Совета рынка» по мониторингу ценовой ситуации на оптовом и розничном рынках. Также это даёт возможность государственным регуляторам отслеживать и анализировать ценовую ситуацию.

Далее. Для формализации исчерпывающих требований сбытовым компаниям, имеющим статус гарантирующих поставщиков, и ведения деятельности системы контроля предлагается ввести их лицензирование. Слайд №7. Здесь приведены основные требования к лицензируемым субъектам, и надо сказать, что сегодня уже много говорили о недопустимости использования офшорных схем и компаний в инфраструктурных отраслях. Считаем, что это требование должно стать одним из основных при лицензировании компаний в электроэнергетике.

Тема платёжной дисциплины является ключевой с точки зрения наведения порядка. К сведению: на сегодняшний день задолженность на оптовом рынке выросла за 2011 год с 23 млрд рублей до 28 млрд рублей, на розничном рынке электроэнергии – с 94 млрд рублей до 108 млрд рублей. Существуют серьёзные разногласия между оценками взаимных задолженностей между сбытами и сетевыми компаниями.

Для укрепления платёжной дисциплины на розничных рынках, по нашему мнению, необходимо принять следующий комплекс мер. Во-первых, усилить персональную ответственность руководителей управляющих компаний ЖКХ за своевременную оплату, внести соответствующие изменения в КоАП, разработать механизмы, препятствующие распространению практики так называемых псевдобанкротств в сфере ЖКХ. Второе – необходимо закрепить в нормативно-правовых актах предоставление бюджетных или муниципальных гарантий потребителям бюджетной сферы, что также, на наш взгляд, наряду с повышением платёжной дисциплины повысит качество бюджетного планирования. Третье – утвердить правила коммерческого учёта на розничных рынках, а также нормы стимулирующего использования потребителями средств коммерческого учёта электроэнергии. Эти правила позволят существенно сократить количество спорных ситуаций при составлении баланса потребления. И четвёртое – в дополнение к мерам, принимаемым на федеральном уровне по неплатежам, поручить органам власти субъектов Федерации разработать комплексную программу мер, включая ежемесячный контроль и мониторинг платёжной дисциплины потребителей, включить результаты проводимой работы по снижению неплатежей за энергоресурсы в методику оценки эффективности деятельности руководства субъектов Федерации. И, наконец, принять принципиальное решение по возможности введения ограничений и отключения режима потребления электроэнергии в случае неплатежей. Знаем позицию ФАС о необходимости защиты потребителей, но, как Вы говорили, Владимир Владимирович, платить по долгам нужно, и только уговорами эту проблему не решить. Кроме того, считаем целесообразным создание системы по проведению централизованных расчётов на розничных рынках через специализированные счета с участием уполномоченных банков. Предлагаемая схема, по нашим оценкам, позволит повысить платёжную дисциплину, устранить непрозрачность и злоупотребления и в конечном счёте также снизить нагрузку на потребителя.

Важнейшим в обеспечении надёжности энергоснабжения является создание работоспособного механизма подхвата потребителей в случае лишения сбытовой компании статуса гарантирующего поставщика. В настоящее время данная функция возложена на территориальные сетевые компании, не всегда обладающие достаточной компетенцией и ресурсами для осуществления такой деятельности. Кроме того, аффилированность гарантирующих поставщиков с сетевыми компаниями часто ведёт к необоснованному завышению розничных цен, недовольству граждан и предприятий малого и среднего бизнеса. Считаю целесообразным, чтобы такой подхват потребителей в случаях возникновения проблем с устойчивостью существующих гарантирующих поставщиков осуществлялся профессиональной энергосбытовой компанией, единым гарантирующим поставщиком федерального уровня. Функцию подхвата предлагается нами возложить на объединенную сбытовую компанию ОАО «Интер РАО ЕЭС».

Уважаемые коллеги! Позвольте использовать сегодняшнее заседание также для того, чтобы обозначить ряд некоторых вопросов и проблем, стоящих перед электроэнергетикой, выходящих за рамки 877-го постановления. Это в первую очередь перекрёстное субсидирование. Это слайд 14. Для характеристики масштаба этого явления приведу несколько цифр. Общий объём в 2011 году (с 2008 по 2011 год) увеличился со 135 млрд рублей до 196 млрд рублей, что примерно соответствует 10% валовой выручки всей отрасли. Наличие перекрёстного субсидирования увеличит ценовую нагрузку на прочих потребителей, создаёт стимулы ухода на сети «ФСК», формирует выпадающие доходы региональных сетевых компаний. В 2009–2010 годах они составляли 6,7 млрд рублей, в 2011 – уже 15 млрд рублей. На данный момент Минэнерго утверждён перечень объектов, передаваемых в 2011 году «ФСК ЕЭС» в аренду региональным сетям. Это так называемая последняя миля. В соответствии с ним «ФСК ЕЭС» и региональные сетевые компании заключили на 2012 год договор аренды объектов ЕНЭС, при этом конечные потребители должны заключать договоры оказания услуг непосредственно с региональными сетевыми компаниями. Однако по информации, полученной «Холдингом МРСК», некоторые крупные потребители (это и «РЖД», это и «Русал», и другие) до сих пор не заключили такие договоры. Уже середина декабря, а договоров на поставку электроэнергии на 2012 год пока нет. Для дальнейшего продвижения к решению проблемы перекрёстного субсидирования предлагаем легализовать понятие «перекрёстное субсидирование» на уровне федерального законодательства, нормативно-правовых актов в области тарифного регулирования, установить жёсткий контроль за объёмом перекрёстного субсидирования, планировать меры по его снижению. И первый необходимый шаг в этом направлении – включить величину перекрёстного субсидирования в прогноз социально-экономического развития страны, где предусматривать обязательный показатель по его снижению.

Другое важное направление снижения темпов роста на электроэнергию - меры по повышению эффективности электросетевого комплекса (они приведены на слайде №17) - касается как операционных, так и инвестиционных вещей. В частности, мы предлагаем с точки зрения снижения расходов на капстроительство предпринять исключение из тарифов возврата инвестиций неэффективно используемых энергообъектов, ограничение стоимости инвестпроектов на нормативно-правовом уровне за счёт применения стоимости типовых проектов, референтных цен, создание для потребителей стимулов отказываться от избыточных электросетевых мощностей. Кроме того – достаточно важное решение в целях снижения роста цен на оптовом рынке, – мы предлагаем пересмотреть (во всяком случае, рассмотреть и посчитать) подходы к оплате новой мощности АЭС и ГАЭС (и ГЭС), исключить из стоимости ДПМ возврат и доход на капитал, профинансированный за счёт централизованных и бюджетных источников, а также установить предельные уровни капитальных затрат для расчёта стоимости нового строительства АЭС и ГЭС на основе референтных проектов и цен.

Очень коротко – об организации процесса планирования в электроэнергетике, Владимир Владимирович. Вы тоже уже сегодня этот вопрос затрагивали. Здесь очень важным элементом являются территориальные схемы программы развития электроэнергетики на пятилетний период, которые субъекты обязаны ежегодно разрабатывать и утверждать. По нашим данным, требования 823-го постановления соблюдаются далеко не всеми субъектами Российской Федерации (это слайд №20). Внимательное рассмотрение говорит о том, что такие системообразующие для экономики регионов документы часто готовятся формально, с низким качеством проработки, не имеют согласования с системным оператором. Зачатую программы субъектов Федерации не учитывают реальных планов при загрузке электрических подстанций, что в конце концов ведёт к избыточному сетевому строительству и существенному росту тарифов для населения. Поэтому предлагаем ввести прямой запрет на включение в тарифы ТСО инвестиций без утверждённой территориальной схемы электроэнергетики региона, согласованной с системным оператором. В 2011 году схемы программы утверждены в 62 из 83 субъектов Российской Федерации, перечень регионов представлен на слайде №21.

Владимир Владимирович, у меня сегодня был доклад по поводу нашей проводимой работы в рамках Вашего поручения по декларации. Я не знаю, что я могу еще добавить к тому, что Вы сказали. Эта работа в любом случае будет продолжена, требует очень серьёзного, по нашему изучению, нормативно-правового обеспечения. Предварительные результаты уже сегодня озвучены Вами. Мы считаем, что такая работа должна привести, действительно, и к наведению порядка, с одной стороны, а с другой стороны – к формированию принципиально других поведенческих условий в отрасли и к её переходу немножко в другую систему функционирования.

В.В.Путин: Вот на Юге уже некоторые кадровые решения приняты, я вас прошу до конца этого года представить предложения по другим кадровым решениям. Разумеется, все эти решения должны оставаться в рамках действующего в России закона, без всяких сомнений. Но повторяю ещё раз, там, где есть очевидный конфликт интересов, нужно этот гордиев узел разрубить.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги! Я хочу обратить внимание, что мы с вами в последнее время достаточно активно и напрямую обсуждаем сложные проблемы в энергетике вообще и в электроэнергетике в частности. Вот такой прямой диалог, честный диалог, открытый – он приносит определённые результаты. Я уже говорил в начале: всё-таки 2,2 трлн проинвестировано – это, конечно, тоже результат той самой реформы электроэнергетики, которую мы критикуем. Но всё-таки в этой части, надо отдать должное, эта работа проведена.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что это сделано, во-первых. А, во-вторых, я уже сказал в начале и хочу вас ещё раз поблагодарить – все компании, которые принимали в этом участие (несмотря на наш острый разговор полтора или два года назад на эту тему, когда иностранные партнёры сделали необходимый и обговорённый шаг в рамках принимаемых ранее решений, а национальные компании как бы отставали), – сейчас практически все обязательства выполнены. Но есть и много проблемных зон, на которые мы, безусловно, должны обратить с вами внимание. Мы сегодня практически по всем этим проблемным зонам прошлись. Это касается системных вещей, связанных с формированием тарифа, с оплатой, с движением финансовых потоков, это касается и аффилированности, и работы конкретных менеджеров компаний в рамках той, прямо скажем, недостаточной правовой нормативной урегулированности, которая до сих пор сохраняется.

И ещё раз хочу подчеркнуть здесь, прошу принять самые действенные энергичные меры по наведению порядка и в нормативной базе, и в кадровых решениях. Вот на Северном Кавказе кадровые решения уже приняты – там один ведущий руководитель отстранён от работы. Я прошу ещё раз всё проверить и довести эти решения до конца. И хочу предупредить, безусловно: будем на это смотреть и будем всё приводить в цивилизованное состояние. Но и системных вопросов много – сейчас тоже об этом говорили, – связанных с тарифами, с движением капитала. Давайте вместе, энергично будем совершенствовать нашу работу и инструменты функционирования электроэнергетики и энергетики вообще в стране.

Мы с вами знаем, что это существенный элемент базы экономики нашей страны, существенный элемент. Многое сделано, повторяю, но ещё больше предстоит. Про планы я вам говорил, сейчас мы ввели рекордную генерацию по объёмам, на следующий год предстоит даже увеличить этот объём. Сколько мы, 6 ввели в этом году, да? А на следующий год 7 ГВт должны ввести. То есть планы колоссальные! Но нужно вычищать отрасль от всего, что есть наносного и что мешает развитию. Я прошу и Росфинмониторинг, вас, Юрий Анатольевич (Ю.А.Чиханчин – руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу), самым активным образом включиться и проследить все потоки, и доложить в Правительство, если нужно передавать материалы в правоохранительные органы.

Но на этом мне бы заканчивать не хотелось. Я хочу закончить тем, что, повторяю, в целом у нас работа идёт на подъёме, энергетика развивается очень активно, такими темпами, которых до сих пор мы с вами не видели, в том числе и благодаря вашим усилиям. Я хочу вас всех поздравить с наступающим Новым годом, вряд ли мы до нового года в таком составе ещё увидимся. Всего доброго!