Версия для слабовидящих

12 декабря 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин пообщался с работниками Калининской атомной электростанции

«Мы гордимся нашей атомной промышленностью», – заявил российский Премьер в ходе разговора. По его словам, к 2030 году АЭС должны составить 25% в общей структуре энергетики.

Стенограмма:

В.В.Путин: Добрый день!

Реплики: Добрый день!

В.В.Путин: Я поздравляю вас всех.

Реплики: Спасибо.

В.В.Путин: Событие долгожданное. Поздравляю! Долгожданное приятное событие. Мы начали строить ещё где-то в конце 1980-х, по-моему, блок, да? Потом в 1991-м всё остановили. В 2007-м мы с вами приняли решение возобновить. Собственно говоря, я так понял, что это было не возобновление, а фактически…

Реплика: …становление.

В.В.Путин: Новое, да. По бумагам я смотрел, было 20% якобы, на самом деле значительно меньше – 10%. За столько лет всё уже развалилось, поэтому практически новое строительство. За эти четыре года с небольшим всё закончили, причём, я посмотрел, закончили здорово – и по срокам, и по качеству, и по деньгам, с большой экономией, 7 млрд, по-моему, сэкономили. Вообще, должен сказать, что атомная отрасль у нас находится на подъёме, практически атомная отрасль в России переживает новоё рождение. Мы сейчас строим, но вы это знаете лучше, чем кто-либо другой, 10 крупных блоков на шести площадках. Только за этот год, за последний, значение атомной энергетики в общем энергобалансе страны существенно возросло, что, конечно, будет повышать надёжность нашей энергосистемы. Калининская, например, даёт 70% мощности в Тверской области. Ну и сколько будет давать ещё налогов! Мы сейчас с Сергеем (С.В.Кириенко) спорили. Я говорю: 1,6 млрд, он доказывает, что больше.

С.В.Кириенко: Больше, Владимир Владимирович, больше. 2,5 млрд будем платить на следующий год.

В.В.Путин: Это уже такие заметные деньги, для региона серьёзные очень. Портфель заказов очень хороший набрали за границей: за 2011 год только увеличились с 12 блоков до 21. Это значит, что работой энергокомплекс страны загружен минимум на 10 лет вперёд с общим объёмом финансирования более 80 млрд долларов. Это, конечно, очень такой серьёзный темп, значительный. Практически реально новое рождение атомной отрасли в России, ренессанс переживаем.

Работа здесь была непростой. Я помню, когда приезжал, директор говорил: «Обещаем, вовремя сдадим». Сдали даже раньше. Это здорово, просто молодцы! И это как раз не просто энергетика – это инновационная энергетика. Много сделано для демонополизации рынков, поставщиков. Всё это позволило снизить цену. Это, конечно, действительно хороший показатель.

Поздравляю вас, желаю вам успехов!

Реплики: Спасибо!

И.В.Крууз (директор Удомельского филиала ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект»): Владимир Владимирович, а вопросы можно задавать, пользуясь, так сказать, случаем?

В.В.Путин: Да, конечно.

И.В.Крууз: Вот задам вопрос, который волнует не только строителей, но, наверное, всех жителей города. Многие сюда приезжали ещё по комсомольским путёвкам, когда было такое боевое время, и обзавелись семьями, живут здесь.

В.В.Путин: Поздравляю.

И.В.Крууз: Да, спасибо. Так вот вопрос следующий: я здесь с 1985 года, и всё, что строилось, строилось практически на глазах таких как я и моих коллег. Сегодня сложилась ситуация, когда «Росатом» уже не финансирует социальную сферу, нет разрешения на то, чтобы тратить государевы деньги, идёт финансирование производственных объектов. Вот Вы правильно сказали, что при строительстве четвёртого блока есть большая экономия. Может быть, на правительственном уровне как-то принять правильное решение? Ведь мы все жители этих городов, пользуемся также детскими садами, школами, больницами, может быть, часть средств, которые экономят те же строители, вместе с эксплуатацией каким-то образом пускать на социалку?

В.В.Путин: Как вас зовут?

И.В.Крууз: Игорь Владимирович Крууз.

В.В.Путин: Игорь Владимирович, правильное решение было принято в 2002 году, когда у нас не было денег на развитие атомной энергетики и постановлением Правительства действительно было принято решение о том, что все сэкономленные от строительства средства должны идти на развитие отрасли прежде всего. Вот сейчас я сказал о том, что в результате работы и пуска станции дополнительно в бюджеты разных уровней будет заплачено свыше 1,6 млрд рублей, то есть только в городской бюджет и Тверской области будет дополнительно направлено 1,3 млрд по-моему, вот Сергей говорит 1,3 млрд. Вот посмотрите, это те деньги, которые область и город получат дополнительно. Ну из 1,3 млрд можно деньги направить на строительство детского сада или поликлиники?

И.В.Крууз: Я думаю, что это абсолютно правильное решение.

В.В.Путин: Но тем не менее нужно поощрять такую работу экономики, и мы обязательно подумаем. Вот это постановление (по-моему, 62-е постановление ещё 2002 года), там все сэкономленные деньги, повторяю, должны быть направлены в фонд развития «Росатома». Давайте мы подумаем, какое тут надо сделать небольшое исключение, чтобы поощрить строителей, и дополнительные деньги дадим.

Реплика: Это было бы очень здорово!

В.В.Путин: Но в целом они должны всё-таки в будущем направляться на развитие самой отрасли. Понимаете, у нас, если посмотреть… Мы гордимся нашей атомной промышленностью, но у нас в структуре энергетики России только 16% выдаёт атомная энергетика, только 16%. А, скажем, в такой стране как Франция – 80% атомной энергетики.

И.В.Крууз: Нам есть над чем работать.

В.В.Путин: У нас даже планов таких нет, у нас планы такие: к 2030 году выйти на 25% в общей структуре энергетики. Но для нас это тоже серьёзный вызов, в 2 раза почти увеличить, поэтому нам нужно будет всё время изыскивать средства на новое и новое строительство. В этом случае давайте мы всё-таки немножко предусмотрим денег из сэкономленных.

И.В.Крууз: Владимир Владимирович, вот ещё плавно в продолжение темы, не могу не задать этот вопрос, потому что его просили задать мои коллеги, сотрудники и, в том числе, большая часть жителей города. Когда Вы принимали решение по строительству третьего блока, приезжали сюда на пуск, после этого руководитель стройки подвёл Вас как раз к этим окнам.

В.В.Путин: Помню.

И.В.Крууз: Показал Вам этот блок, мы обязались его достроить, и сегодня Вы здесь. В 4 км отсюда, показать не могу, но в 4 км была в своё время выбрана площадка для строительства «Тверской-2». Вокруг неё действительно ходило много разных решений, сначала они возобновлялись, потом затухали. Сегодня, к большому сожалению, на мой взгляд, окончательного решения по «Тверской-2» не принято. Почему к сожалению? Вот сегодня вокруг Удомли и здесь на территории Удомельского района… В чём слагаемое нашего успеха четвёртого бока, я считаю? В том, что здесь мы были на подготовленных базах, готовых, в том, что здесь был трудовой коллектив, который строил первый, второй, третий блоки. И помимо молодёжи, которая приезжала, это уже ветераны, которые имеют опыт работы и знают, где что подсказать, понимаете?

В.В.Путин: Я так понимаю, что здесь свыше пяти тыс. человек работало?

И.В.Крууз: Здесь работало больше 6,5 тыс., а это представляете, какая масса? Это специалисты высшей пробы, высшей квалификации, и вот если бы сегодня было принято решение начинать строительство «Тверской-2», я думаю, оно было бы правильным. Мы бы сэкономили деньги, это точно…

В.В.Путин: Деньги сэкономленные куда будем направлять? В фонд, на развитие или на поликлинику?

И.В.Крууз: Я думаю, что в России действительно есть, куда деньги направлять, главное – их сэкономить. Во-вторых, мы бы могли сохранить потенциал ветеранов, ведь на новую стройку не каждый поедет сейчас.

В.В.Путин: Согласен. Часть останется, может быть, новый коллектив соберёт.

И.В.Крууз: И мы могли бы разворачивать и не замораживать те производственные базы, которые сегодня имеются на этой площадке и не консервировать их, потому что решение всё равно… Вы правильно говорите, отрасль развивается и генерация должна быть 20–25%. Более того, сейчас недалеко от нас строится скоростная трасса Москва–Питер, и я думаю, что там будут наверняка возникать какие-то дополнительные производства.

В.В.Путин: Это общая проблема крупных строек, и её, конечно, нужно комплексно решать. Вот сейчас на Дальнем Востоке мы ведём подготовку к саммиту Азиатско-Тихоокеанского региона, где строят мосты, дороги, аэропорт. Там, конечно, крупные строительные коллективы собрались, и они тоже самое говорят. Смотрите, чтобы эти крупные строительные компании не разваливались, надо их загрузить работой, тем более что нам очень много нужно сделать на Дальнем Востоке, нужно его развивать. В Сочи тоже самое происходит: крупные объекты заканчиваются, хорошие коллективы собрали, тоже нужно… У вас такая же ситуация. Вопрос, конечно, в планах и в ритмичности этой работы, в своевременном планировании. Сергей, как вы планировали эту площадку?

С.В.Кириенко: Да у нас пока, Владимир Владимирович, в генсхеме, поскольку Министерство энергетики нам задаёт требования, где и когда нужна станция, запланирована так называемая центральная станция, в Центральном регионе одна станция должна быть. Вот за неё сейчас идёт довольно жёсткая конкуренция: она может быть в Костроме, она может быть здесь, в Тверской области, то есть идёт жёсткая конкуренция за неё, и окончательное решение не принято.

В.В.Путин: В Костроме там у нас что есть?

С.В.Кириенко: Там тоже есть площадка – ещё в советские годы закладывалась.

В.В.Путин: Там только площадка?

С.В.Кириенко: Только площадка, здесь, конечно, вся база есть.

В.В.Путин: База и целый город.

С.В.Кириенко: Да, вопрос потребления энергии и сетей, чтобы сетевая компания была готова обеспечить нормальные сети для выдачи мощности. Конечно, нам удобнее здесь строить, это правда.

В.В.Путин: Но это ФСК должна поработать. У вас с ними согласованные планы есть или ещё нет?

С.В.Кириенко: Да, есть согласованные планы, но вот этот вопрос Министерство энергетики пока по поручению Правительства отрабатывает – по уточнению генсхемы, которая должна быть на следующий год…

В.В.Путин: Понятно. (Обращаясь к И.В.Круузу) В том, что вы сказали, безусловно, есть здравый смысл и есть преимущества определённые. Надо посмотреть на то, чтобы у нас это всё равномерно распределялось по стране. Мы посмотрим обязательно, посоветуемся с вашим руководителем.

И.В.Крууз: Владимир Владимирович, ничего не надо, вот просто в качестве бонуса, тем более решение это не принято: мы построили в сроки, качественно и за меньшие деньги...

В.В.Путин: Вас нужно из мирного атома переводить в военный.

Реплика: Владимир Владимирович, скоро Новый год. Как планируете отмечать праздник?

В.В.Путин: Дома.

Реплика: И у нас Вам небольшой подарок. Вот здесь две строящиеся станции («Бушерка» у нас была) – и вот два шарика Калининской АЭС. И ещё один небольшой подарок: для строителей блока мы готовили вот такие брелоки со «спасибо», которые можно положить в карман. Принимая во внимание, что Ваше решение было в общем-то основное и на самом деле Вы, наверное, один из тех людей, кто определил нашу стройку и её судьбу, вот: «Спасибо большое!»

В.В.Путин: Решение-то важно, но ещё важнее реализация этого решения. Если бы не было здесь талантливых людей, целеустремленных, то мы бы сейчас с вами здесь не стояли и не поздравляли друг друга. Так что вам спасибо прежде всего, ну и за подарок спасибо. С наступающим вас Новым годом!

И.В.Крууз: А есть просьба Владимир Владимирович! Всё-таки наберусь наглости, может быть, Вы позволите нам с Вами сфотографироваться?

В.В.Путин: По-моему, только этим и занимаемся. Давайте.