Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства
22 ноября 2011
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, что примерно неделю назад я участвовал в форуме сельской интеллигенции. Довольно интересный был разговор по очень большому количеству тем, я некоторые из них обозначу. Имею в виду, что сегодня подготовлено и я подписал только что ряд поручений. Вопросы, собственно, известные, понятные для вас всех: это энергетика, это развитие культуры на селе, объектов культуры, это здравоохранение, в том числе есть предложение возродить так называемые дежурства на дому – надо подумать на эту тему, посмотрите, пожалуйста.
Затем школа, и в этой связи прошу обязательно довести до конца и с регионами доработать вопрос, связанный с поднятием уровня заработной платы до среднего по экономике. Не во всех регионах это ещё сделано, почти везде зарплата поднялась, но не везде до среднего по экономике. Нужно это сделать.
Затем спорт. Прежде всего, конечно, игровые виды спорта, массовый спорт, площадки, ФОКи. Кстати, вопрос о суточных – об увеличении нормативов оплаты проживания и суточных расходов для спортсменов на территории РФ. 100 рублей у них сутки, смешная какая-то цифра вообще. Уже мы в какое время живём-то? 100 рублей – что там можно сделать? Спички, наверное, можно купить. Я прошу и Министерство спорта и молодёжной политики, и Минфин соответствующее предложение сделать: там тоже в поручениях это есть.
Упрощение практики регистрации прав граждан на объекты недвижимого имущества – до сих пор проблемы. Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), посмотрите, пожалуйста, ещё раз. Я прошу вас проанализировать эту сложившуюся практику, сделать предложения по упрощению этого порядка, разумеется.
Ещё один вопрос. У нас Сергея Кужугетовича (С.К.Шойгу) нет сегодня? Вопрос касается обеспечения безопасности и предупреждения, предотвращения лесных пожаров. Мы приняли соответствующие меры. Выступала одна из руководительниц муниципального образования, говорила о том, что в некоторых случаях эти требования явно завышены, просто являются избыточными. Конечно, нужно обеспечить безопасность, нужно всё делать для того, чтобы превентивные меры принимались своевременно, но в некоторых случаях (я сейчас не буду об этом говорить, здесь всё написано, до вас дойдёт тоже поручение) просто они являются избыточными и, грубо говоря, бессмысленными и иногда невыполнимыми, поэтому нужно ещё раз на это обратить внимание. Прошу вас это сделать.
Некоторые другие вещи есть. Всё оформлено в виде поручений, как я уже сказал. Прошу вас в короткие сроки – в те, которые там названы, исполнить, заняться исполнением.
Теперь несколько вопросов текущего характера. У нас уже есть показатели социально-экономического развития за октябрь 2011 года. Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), пожалуйста.
Э.С.Набиуллина: В октябре ускорился рост российской экономики и, по оценке Минэкономразвития, прирост экономики за октябрь по сравнению с сентябрём – с очищенной сезонной и календарной составляющей составил 0,9%.
В.В.Путин: Почти на процент как раз.
Э.С.Набиуллина: Да, это самый большой показатель в этом году. У нас последние три месяца были на уровне 0,4%. За 10 месяцев прирост составил 4,3%. Основной вклад внесли сельское хозяйство…
В.В.Путин: Там 14% рост?
Э.С.Набиуллина: Больше.
В.А.Зубков: 16.
В.В.Путин: 16?
В.А.Зубков: 16,7%.
Э.С.Набиуллина: Сельское хозяйство растёт крайне высокими темпами. Конечно, когда мы сравниваем с прошлым годом и помним, что там была засуха и у нас всё резко упало, поэтому если сравнивать октябрь 2011 года с октябрём 2010 года, рост составляет почти 52%. Это очень большой рост, но даже с учётом снятой сезонности в октябре рост составил по сравнению с сентябрём 23,6%. Очень высокие показатели, особенно по производству картофеля, зерна, подсолнечника, сахарной свёклы (за месяц 80%). Очень хорошие показатели, и даже приятно, что сельское хозяйство восстанавливается после такого мощного удара в прошлом году.
В.В.Путин: Очень хорошо, да. Очень хорошо.
Э.С.Набиуллина: После сентябрьского спада в промышленности (в промышленности у нас был в сентябре небольшой спад) в октябре возобновился рост, очень хороший, тоже на 0,8%, если очистить от показателей сезонных, календарных. Обрабатывающая промышленность растёт опережающими темпами сейчас: в октябре прирост за месяц составил 1,5% – это тоже очень хорошие показатели. В целом промышленность январь–октябрь выросла на 5,1% по сравнению с десятью месяцами прошлого года, а обрабатывающая промышленность на 7%.
В октябре также продолжился рост внутреннего спроса – как инвестиционного, так и потребительского спроса. Это очень важно в условиях такой неопределённости мировой конъюнктуры, очень важно задействовать внутренние источники роста, такие как потребительский спрос, инвестиции. Инвестиции, которые нас очень беспокоили (динамика инвестиций) в начале года, уже третий месяц подряд показывают достаточно высокие темпы роста. В октябре рост инвестиций 5,1% по отношению к сентябрю с очищенной сезонностью, и в целом за январь–октябрь 5,3%. Поэтому надеемся, что мы выйдем на те прогнозные показатели по росту инвестиций, которые у нас были, которые мы обсуждали. Мы прогнозируем до конца года 6%, у нас такое сезонное ускорение инвестиций происходит в конце года, госинвестиций, и госкомпании также инвестируют ближе к концу года – такая неравномерность есть.
Также наблюдается ускорение роста в строительстве: до 1,3% в октябре по отношению к сентябрю со снятой сезонностью. За десять месяцев текущего года введено в действие 38,8 млн кв. м жилых домов, что на 3,3% выше соответствующего периода прошлого года. Потребительский рост также продолжает расти – в октябре 0,2% по отношению к сентябрю. Это обусловлено и тем, что продолжился рост потребительского кредитования, у нас банки достаточно активно кредитуют население.
Показатели внешней торговли тоже в целом неплохие, хотя в последние месяцы экспорт и импорт чуть-чуть снизились в темпах роста. У нас в начале года, Вы помните, были очень высокие темпы роста импорта, нас это даже беспокоило – 40%, сейчас за октябрь к октябрю у нас 18,4%. Чуть меньше темпы роста импорта, и экспорт октябрь к октябрю – 29,4%. Накоплено положительное сальдо торгового баланса, сейчас составляет 164 млрд долларов США. Я напомню, что в прошлом году за этот период было 125 млрд долларов США, то есть по отношению к прошлому году вот такой чистый эффект от торговли вырос почти на треть, на 30%. За октябрь инфляция составила 0,5%, накопленная инфляция 5,5%, напомню, что в прошлом году, год назад, это было 7,2% за 10 месяцев. Сейчас у нас 5,5%, поэтому у нас есть все основания полагать, что мы уложимся в годовой прогноз 7% – может быть, даже будет меньше, чем 7%.
В.В.Путин: Будет меньше, чем 7%, да?
Э.С.Набиуллина: Может быть, да, меньше 7%. Конечно, зависит от того, что у нас будет в ноябре, декабре. Последние недели темп роста цен – 0,1%. Пока инфляция удерживается в тех рамках, которые намечены.
В.В.Путин: Очень хорошо. Похоже, что у нас будет профицит.
Э.С.Набиуллина: Профицит, да.
В.В.Путин: Не только дефицита не будет, не только с нулём сведём, а, наоборот, даже будет профицит, да, Антон Германович (обращаясь к А.Г.Силуанову)?
А.Г.Силуанов: Да, действительно, Владимир Владимирович, по году ожидаем исполнение бюджета с профицитом. Думаем, что это может быть порядка 300 млрд рублей.
В.В.Путин: Порядка?..
А.Г.Силуанов: 300 млрд рублей, или где-то 0,3–0,4% валового внутреннего продукта. Полагаем, что эти средства, которые мы получим сверх ожидаемых в текущем году, нам необходимо в следующем году направить на сокращение заимствования на внутреннем рынке, с тем чтобы не собирать ликвидность с рынка, которая могла бы работать в экономике.
В.В.Путин: Правильно. Поддерживать рабочие места, поддерживать предприятия реального сектора. Правильно.
Александр Алексеевич (обращаясь к А.А.Авдееву), у нас не только экономическая жизнь оживилась в последние месяцы, но и культурная жизнь тоже. Много театральных новинок было, сезон открылся.
А.А.Авдеев: Да, Владимир Владимирович. Хотел бы привлечь внимание Правительства к открывающейся выставке Караваджо.
В.В.Путин: 25-го?
А.А.Авдеев: 25-го, совершенно верно. Впервые Италия привозит не только к нам, а вообще вывозит за границу такую выставку. Это 11 шедевров. Итальянцы многое сделали для того, чтобы Год Италии у нас прошёл на таком высоком уровне. Кстати, и мы им везём импрессионистов из Музея А.С.Пушкина, поэтому очень высокий обмен качеством – выставка будет роскошная.
Что касается театральных удачных новинок, то в первую очередь это, конечно, спектакль Льва Додина «Три сестры» в питерском Театре Европы.
В.В.Путин: Он приглашал, кстати, надо сходить.
А.А.Авдеев: Да, надо сходить. Это – событие в театральной жизни. Отпраздновали 90 лет Театра имени Вахтангова, и главный художественный руководитель Р.Туминас поставил специально для всех ветеранов спектакль «Пристань». Играет Ю.Борисова, Ю.Яковлев, В.Этуш, В.Шалевич – в общем, конечно, очень тёплый спектакль и великолепны все ветераны. Прошла мировая премьера балета «Спящая красавица» Большого театра, транслировалась по всем крупнейшим зарубежным киносетям, то есть напрямую в кинотеатры велась трансляция из Большого театра и по нашему телевидению. Эксперты считают, что это эталонный шедевр сегодня – безупречный, очень красивый спектакль не только с хорошим балетом, но и с прекрасным оформлением, с прекрасными костюмами.
И последнее, Владимир Владимирович, относится к культуре села. 15 декабря мы вручаем премии, 15 премий «Душа России» крупнейшим деятелям сельской культуры, самодеятельной культуры, которые победили на этом конкурсе. Так что если кто-то из членов Правительства сможет присутствовать, будет замечательно.
В.В.Путин: Хорошо, спасибо.
А.А.Авдеев: Спасибо.
В.В.Путин: Вы селом закончили, мы с этого начали практически. Ещё раз хочу вернуться к этому вопросу: чтобы помочь селянам сегодня, нам нужно должным образом организовать работу транспорта. Свёклу упоминали: у нас свёкла произведена в одном месте, а заводы находятся в других местах. Там, где она производится, достаточных мощностей для переработки нет, перевозить нужно. Собственно говоря, и по другим видам продукции тоже. Сейчас как обстоят дела у нас с подачей подвижного состава?
И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, сейчас практически все крупные предприятия обеспечены подвижным составом. Есть только несвоевременная подача вагонов под небольшие грузоотправители, но мы вместе с Министерством сельского хозяйства, компанией «Российские железные дороги» проводим селекторные совещания. Недавно Виктор Алексеевич (В.А.Зубков) проводил такое совещание. У нас раз в 10 дней идут селекторы по вывозу продукции. К сожалению, пока в морских портах простаивают вагоны под выгрузкой, но в целом увеличился объём подачи подвижного состава под вывоз сельхозпродукции.
В.В.Путин: Вы смотрите – про малых и средних предпринимателей не забывайте тоже, надо помогать им. Им даже сложнее, чем крупным.
И.Е.Левитин: Да.
В.В.Путин: Им не пробиться там никуда. А что у нас с развитием автомобильной, дорожной инфраструктуры? Каковы результаты по этому году будут?
И.Е.Левитин: Владимир Владимирович, практически заканчивается строительный сезон, и хочу сказать, что введены новые участки автомобильных дорог на дорогах «Байкал», «Холмогоры», «Уссури» – это обход Уссурийска, Санкт-Петербург–Петрозаводск. И также после реконструкции на семи автомобильных дорогах появились новые участки. Все они готовятся уже с разграничительными барьерами, для того чтобы развести встречное движение. Хотел бы сказать, что в этом году сдано 16 мостовых переходов, путепроводов, которые были в плане на этот год.
Отдельно хочу сказать по дороге «Дон». Она стоит на контроле. Это дорога из центра на юг, куда приходится основной грузопоток (север–юг). Из 1,5 тыс. км этой дороги 750 км сейчас в работе. Будет минимум четыре полосы движения, тоже с разделением полос. Что бы хотел отметить: есть четыре крупных населённых пункта – Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и населённый пункт Тарасовка, где очень сложное движение идёт через населённый пункт. Мы приступили к обходу этих городов. До 2018 года мы планируем полностью эту дорогу привести в первую категорию.
Хотел бы сказать, что впервые на обходе Воронежа применён контракт жизненного цикла, когда компания, которая выиграла конкурс на строительство, будет содержать эту дорогу. Контракт заключён до 2029 года благодаря Дорожному фонду, который является источником финансирования. В ближайшие дни будет сдан ещё один участок дороги на 33 км. Это всё те участки, которые были в плане этого года.
В.В.Путин: У нас дорога «Дон» куда приходит? В Ростов? Конечная точка сегодня?
И.Е.Левитин: Новороссийск.
В.В.Путин: Новороссийск. А из Новороссийска до Сочи (мы с вами знаем) очень сложный кусок, тяжёлый, особенно, по-моему, от Туапсе до Сочи, да?
И.Е.Левитин: От Туапсе до Сочи, там практически...
В.В.Путин: …серпантин просто.
И.Е.Левитин: Наше предложение – после того, когда освободятся коллективы на строительстве тоннелей на Красную Поляну, можно было бы подумать, чтобы их задействовать на этом участке…
В.В.Путин: Проект нужно только иметь заранее.
И.Е.Левитин: Мы договорились с губернатором Краснодарского края совместно приступить к этой работе.
В.В.Путин: Проект нужен, проект.
И.Е.Левитин: По проектированию.
В.В.Путин: Надо начинать. Надо начинать хотя бы проектировать.
И.Е.Левитин: Хорошо.
В.В.Путин: Это очень важная трасса для страны. Люди из северных районов, из Москвы, Центральной России, да даже и из восточных регионов едут через эту трассу, и конечная точка, как правило, это не Новороссийск, а дальше по побережью.
И.Е.Левитин: Да, по побережью.
В.В.Путин: До Сочи проехать невозможно. Невозможно.
И.Е.Левитин: И весь поток из Северного Кавказа тоже идёт по этой дороге, потому что нет другой дороги выехать на побережье.
В.В.Путин: Ну, с Северного Кавказа ладно, там поближе, там, на Северном Кавказе, и климат неплохой, а вот Центральная Россия, Урал, Сибирь – вот через эту дорогу едут, просто не проехать.
И.Е.Левитин: Хорошо, мы проектирование рассмотрим.
В.В.Путин: Первый вопрос в сегодняшней повестке дня – это промежуточные итоги Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Сектор пассажирских перевозок в России постепенно восстанавливается после кризисных явлений. По итогам девяти месяцев 2011 года общий пассажирооборот в стране увеличился практически на 4%. Дальнейшее развитие отрасли связано с обеспечением комфортности и доступности перевозок, и, конечно, важнейшее, приоритетное направление – это повышение безопасности. И здесь в первую очередь необходимо ставить вопрос об обновлении транспортного парка, инфраструктуры, замене морально и физически устаревшей техники, подготовке профессиональных кадров.
Надо расширять возможности перевозчиков по покупке новой техники, внедрять более эффективные лизинговые схемы. Не менее важно обновить объекты транспортной инфраструктуры (мы сейчас только что об этом говорили), оснастить их надёжными инженерно-техническими средствами досмотра и контроля. В целом на транспорте должны действовать самые современные стандарты по требованиям безопасности. И в соответствии с ними необходимо организовать регулярную профессиональную подготовку, переобучение и аттестацию сотрудников отрасли.
Правовая база для такой работы Минтрансом подготовлена. Уже создан учебный центр для специалистов, работающих на воздушном транспорте: первые слушатели начнут обучение в центре в январе 2012 года. Утверждены образовательные программы для работников морского и внутреннего водного транспорта.
Далее. Для успешной работы отрасли необходимо навести порядок в организационно-управленческих схемах, очищать рынок перевозок от сомнительных компаний, которые ничего не имеют за душой – ни техники, ни специалистов – и зачастую просто игнорируют требования безопасности, в конечном итоге ни за что не отвечают.
В прошлом году Правительство приняло Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. Сегодня мы должны рассмотреть, как она работает.
И ещё один вопрос повестки дня – это проблемы развития Крайнего Севера, арктических территорий. Это масштабные проекты на шельфе, расширение транспортной инфраструктуры, возрождение ледокольного флота и Севморпути. Вновь реализуются крупные научно-исследовательские программы, создаются центры спасения в экстренных ситуациях. Запущена наша инициатива по так называемой генеральной уборке Арктики, по созданию системы экологического и климатического мониторинга в регионе. В ближайшие три года на строительство и модернизацию морской инфраструктуры Арктики будет выделено свыше 21 млрд рублей.
Сегодня хочу сказать ещё об одной столь же труднодоступной части света – об Антарктике, где также пересекается множество интересов. Именно наши мореплаватели стали первооткрывателями Южного континента. Напомню, это было в 1820 году, сделали это Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. В 1955 году для постоянной работы в Антарктике была создана специальная Антарктическая экспедиция, действующая и по сей день. Кроме того, наша страна выступила одним из инициаторов международного Договора об Антарктике, этот договор был подписан в 1959 году.
В непростые времена мы смогли сохранить инфраструктуру российского присутствия в Антарктике: это пять круглогодичных научно-исследовательских станций и пять сезонных полевых баз. И, безусловно, мы должны и будем их развивать. Сегодня Россия играет ведущую роль в проведении научных исследований в Антарктике. В составе российской экспедиции работают свыше 200 человек. При этом повседневная работа полярников, её новые направления требуют адекватного законодательного урегулирования на национальном уровне. Нам необходимо обобщить многолетний опыт присутствия в этом регионе и на десятилетия вперёд сформировать правовую базу для работы российских граждан и организаций в Антарктике в полном соответствии с межгосударственными соглашениями.
Законопроекты, разработанные Минприроды и Росгидрометом, нам сегодня также предстоит рассмотреть. Они касаются обеспечения прав и социальной защиты российских граждан, работающих в Антарктике, и что особо важно – наших обязательств по сохранению экологического благополучия этого региона.
В этой связи хотел бы вернуться к ещё одной теме. Мы об этом много уже говорили в последние годы, да и собственно с советских времён ещё начались эти разговоры… Речь идёт о будущем Байкальского целлюлозно-бумажного комбината: то его закрывают, то мы опять открываем его работу. Проблема непростая, потому что там люди работают, их нужно работой обеспечить и экологию сохранить, это непростые задачи, часто на первый взгляд взаимоисключающие друг друга. Нужно Минэкономразвитию, Минпромторгу и Министерству природы России совместно с органами власти региона и заинтересованными коммерческими структурами уже в первом квартале следующего года представить в Правительство конкретные предложения по модернизации и перепрофилированию предприятия. Основные требования здесь следующие. Первое – должно быть обеспечено внедрение экологически чистых технологий, безопасных для Байкала и прилегающих территорий. И второе – должны быть сохранены рабочие места для сотрудников предприятия и смежных производств, что тоже важно, про них, пожалуйста, прошу не забывать.
Вот считается, что закрыли в своё время Байкальский комбинат, вот высвободили работников - и всё. Нет не всё, а там ещё транспортники, оказывается, работали, которые доставляли сырьё на комбинат, бригады, которые лес добывали, тоже оказались безработными, и так далее. Проблема комплексная, обо всём прошу подумать заранее.