Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по вопросам гособоронзаказа
14 ноября 2011
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по вопросам гособоронзаказа
В.В.Путин
На совещании по вопросам гособоронзаказа
Вступительное слово В.В.Путина:
Мы знаем, что на прошлой неделе в Северодвинске (некоторые тогда присутствовали на этом мероприятии) мы провели совещание по вопросам государственного оборонного заказа. Было тогда подписано семь контрактов в сфере военного судостроения на общую сумму 280 млрд рублей. Кроме того, согласованы основные подходы к формированию гособоронзаказа на предстоящую трёхлетку. Хотел бы вновь подчеркнуть: мы рассматриваем эту проблему как наиболее важную и рассчитываем, что Министерство обороны как головной заказчик и предприятия ОПК будут эффективно взаимодействовать в реализации государственной оборонной программы.
Задачи здесь предстоит решить сложные и большие. В ближайшие пять лет нам необходимо практически полностью (мы говорим об этом неоднократно) переоснастить нашу армию и флот. Уже к 2015 году доля современных образцов вооружения в войсках должна возрасти до 30%, а к 2020 году – до 70%. Должны быть созданы мощные, интегрированные группировки сил в авиации, ПВО, на флоте и в сухопутных войсках. Сегодня предлагаю обсудить ситуацию с исполнением и финансированием государственного оборонного заказа в текущем году, а также посмотрим, что мы будем делать на перспективу.
Напомню, что уже в этом году на закупку и модернизацию техники и вооружения, на НИОКР по оборонной тематике из федерального бюджета выделено порядка 750 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. А в 2012 году будет ещё больше: на эти цели мы предусмотрели более 880 млрд рублей. Такие значительные ассигнования в истории современной России на перевооружение армии и флота никогда не выделялись. И мы сегодня в первой части нашей работы на Президиуме Правительства говорили об этом. Это обоснованные деньги, обоснованное финансирование в связи с тем, что у нас просто морально, технически выходят из строя многие системы вооружения, нам просто их нужно менять. Но здесь крайне важна слаженная работа всех министерств и ведомств, прежде всего Минобороны, предприятий ОПК, да и некоторых других ведомств Правительства.
Во-первых, нужно обеспечить ритмичное исполнение уже действующих долгосрочных контрактов: срыв сроков поставок недопустим. Во-вторых, у предприятий ОПК должно быть чёткое понимание, какие требования предъявляются к их продукции, как в дальнейшем будет организовано финансирование контрактов. Третье – средства должны работать эффективно, не должно быть места разного рода необоснованным тратам и раздутым, взятым с потолка сметам. Все расходы должны быть тщательно обоснованы.
На совещании в Северодвинске мы детально проанализировали причины, которые привели к проблемам при размещении гособоронзаказа в этом году. Сегодня нам необходимо сформулировать конкретный перечень шагов и решений, которые позволят избежать повторения подобных проблем и обеспечить эффективную реализацию гособоронзаказа и всей государственной программы вооружений до 2020 года. Напомню, были даны поручения завершить работу над гособоронзаказом на 2012–2014 годы в ноябре. У нас сейчас с вами середина ноября. В ближайшее время Военно-промышленная комиссия при Правительстве должна рассмотреть проект гособоронзаказа на трёхлетку.
На что бы я хотел обратить ваше внимание и почему, собственно говоря, я вас сегодня попросил собраться здесь. Несмотря на неоднократные поручения Президента, Правительства (или после этих поручений), мы договорились о встрече в Архангельске. Приехали, выяснилось, что далеко не всё согласовано, и нам пришлось собраться предварительно перед совещанием, провести ещё одно совещание, так сказать в узком кругу, с участием специалистов, не только первых лиц, но и специалистов Минобороны и представителей промышленности, ещё раз обратиться к ценам, документам, которые должны были бы быть представлены, но так и не были представлены промышленностью в срок. Возникли вопросы, что считать базовым изделием при исчислении цены, когда мы говорим о серии, возникли и другие вопросы, которые нам пришлось решать прямо на месте.
Почему я об этом говорю? Уважаемые друзья! Страна, налогоплательщик выделил на цели обеспечения безопасности государства 20 трлн рублей. Других денег для обеспечения безопасности и обороноспособности страны у нас не будет. Поэтому в рамках этого бюджета мы должны обеспечить решение тех задач, которые перед нами в этой области стоят.
Мы в Архангельске заключали контракты не только по оборонной тематике, но и по гражданской. Почему по гражданской тематике, где одной из договаривающихся сторон по контракту является частная компания, не возникает никаких вопросов с ценообразованием? Там всё просчитано и все документы представлены, а там, где государственные денежки, там почему-то невозможно посчитать вовремя и в срок. 20 трлн – это огромные деньги, и у меня такое чувство, что, если мы вот так же сохраним режим работы, как до сих пор, мы задачи, стоящие перед государством в этой важнейшей сфере, не выполним. Здесь так же, как и по такому крупному проекту, как, скажем, олимпийская стройка, где тоже выделяются огромные государственные ресурсы, нам нужна квазиуправляющая компания. Нам нужно понимать, как формируются цены. Я уже просил Министерство экономического развития поработать на этот счёт. Где результаты? Нам нужно будет отслеживать каждый контракт, его прохождение по всем так называемым смежникам и по всем субподрядчикам. Я сейчас не хочу снимать с Министерства обороны никакой ответственности, но, если не все документы по обоснованию цены представлены, как Министерство обороны может эту конечную цену определить? Кто будет работать с этими субподрядчиками, и в конечном итоге какие они нам ценники выставят? Как будет работать промышленность по срокам исполнения всех этих контрактов, многочисленных контрактов, большого объёма контрактов - и по воздуху, и по земле, и по морю?
И Министерство обороны тоже должно чётко и ясно понимать, что брать за базовые цены, от чего отталкиваться. Мы в ходе дискуссии в Архангельске тоже пришли к выводу, что некоторые позиции и Министерству обороны нужно изменить. Мы, слава Богу, обо всём договорились, но у нас должно быть это поставлено в рабочий режим. Я считаю, что при Военно-промышленной комиссии нам не нужно раздувать никаких штатов. Я поручаю Боровкову Игорю Владимировичу (руководитель аппарата Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации – заместитель руководителя Аппарата Правительства) при ВПК создать группу из представителей экономического блока Правительства, из представителей Министерства обороны, Тарифной службы, Министерства промышленности и Минфина. Конечно, чтобы эта группа предметно занялась разработкой вопросов, связанных с ценообразованием, причём не по конечным изделиям, а по всей цепочке и номенклатуре. Первое. Второе – чтобы она отслеживала не только своевременное заключение контрактов, но и исполнение этих контрактов, так же по всей цепочке – с выходом на конечную продукцию и с обеспечением качества. Здесь, конечно, Министерство обороны должно прежде всего поработать, но и эта рабочая группа пускай озаботится этим вопросом. Если мы не создадим надёжного, жёсткого инструмента работы по этому направлению, мы сроки сорвём.
Итак, два направления – это чисто экономическое, связанное с ценообразованием и всем, что с этим связано, и административное, связанное с повышением финансовой и чисто административной дисциплины. У нас этого явно не хватает, и не мудрено, потому что страна давно не решала таких масштабных задач в сфере повышения своей обороноспособности. Но это нужно сделать, это нужно сделать незамедлительно.
Давайте мы сейчас эту тему и пообсуждаем. Спасибо.