События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Правительство и дальше будет в основном придерживаться линии на ограничение роста тарифов уровнем инфляции. Развитие отрасли нельзя перекладывать на плечи потребителей. Нужно учитывать интересы всей экономики. И это значит, что основной акцент необходимо сделать на рыночных инструментах финансирования инвестиций…»

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассмотрим несколько интересных вопросов. Один из них – это инвестпрограмма и финансовый план нашего основного перевозчика, акционерного общества «Российские железные дороги». Не нужно объяснять, насколько это важно для экономики страны в целом. Но сначала обменяемся оперативной информацией. Сергей Иванович Шматко расскажет нам, как идёт подготовка к зиме. Это традиционный вопрос этого времени года, тем более что сейчас в Москве проходит всероссийское совещание по этим проблемам. И потом нам уже пора получать паспорта готовности отдельных объектов. Когда мы их увидим?

С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович! В рамках подготовки к зиме сегодня Минэнерго совместно с федеральными органами власти, компаниями проводит всероссийское традиционное совещание по подготовке к зиме, более 600 делегатов присутствуют. Мы сегодня подводили итоги работы по накоплению запасов. Я уже Вам докладывал, что мы впервые в этом году сформировали уже к 1 октября все нормативы по резервному топливу, и в частности, не просто «со средней температурой по больнице», а по каждой энергокомпании, то есть у нас по каждой энергокомпании на сегодняшний день нормативные запасы выполнены и перевыполнены – и по мазуту, и по углю соответственным образом.

Дальше. Мы говорили сегодня о выполнении ремонтной программы: там примерно выполнение 92% по основному оборудованию. К сожалению, есть ряд регионов – в частности, речь идёт о Вологодской области, Новосибирской области, – где у нас есть ряд вопросов по подготовке основного оборудования (это турбины в первую очередь). Там исходим из того, что к 15 ноября, Владимир Владимирович, когда все организации должны получить паспорта готовности к зиме, все замечания Минэнерго и Ростехнадзора будут энергокомпаниями выполнены.

Сегодня мы довели до руководителей энергокомпаний, что рассматриваем и выдачу с особыми условиями паспорта готовности, и невыдачу как ЧП, поэтому говорили сегодня о персональной ответственности руководителей компаний, все хорошо это понимают. Говорили сегодня об особенности предстоящего периода, в том числе об особенной чувствительности населения к любым технологическим нарушениям в этой сфере. Поэтому, может быть, особенностью сегодняшнего совещания было обсуждение, как по максимуму активизировать работу с населением. Нами поставлена задача – в каждой энергокомпании, в каждом регионе создать соответствующие горячие линии. Эта работа должна быть организована совместно с региональными штабами по безопасности энергоснабжения. Мы считаем, что должна быть обеспечена оперативная обратная связь с обществом, населением, люди должны быть сразу проинформированы о том, что происходит, в течение какого времени будут устранены сетевые или какие-либо технологические нарушения. Считаем это новым соответствующим качеством, чему мы научились в рамках борьбы с так называемым ледяным дождём, когда у нас в этом плане были проблемы.

Владимир Владимирович, хочу Вам доложить, что сегодня прошёл смотр новой специальной техники, которую компании закупили в рамках подготовки к зиме, – это то, чего нам не хватало в прошлом году. Более 2,3 тыс. единиц спецтехники закуплено, в основном российского производства, отдельные образцы сегодня посмотрели. Отметим важное обстоятельство, что практически все виды спецтехники дают комфортные условия для рабочих, которые там будут работать и исполнять свои обязанности. А в целом хотел бы ещё раз подчеркнуть, что задача поставлена на 15 ноября получить все паспорта готовности. Запасы топлива сформированы, по ремонтным программам, как мы уже говорили, будем устранять возникшие задержки у компаний вместе с регионами и будем Вам докладывать.

В.В.Путин: Вот эти паспорта готовности – нужно, чтобы это были не пустые бумаги, понимаете? У нас какова ответственность за недостоверность сведений в этих паспортах готовности? Это просто бумажка, которую мы положим в ваш или в какой-то другой стол – и всё. Вот, если там представлены недостоверные сведения, какую ответственность несут те должностные лица, которые эти недостоверные сведения представили?

С.И.Шматко: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением мы в течение этого года вносили соответствующие изменения в законодательство. Сегодня за недостоверное представление и невыполнение, например, требований по нормативному запасу топлива руководители несут административную ответственность и штрафы, в том числе лишение права занимать соответствующую должность, а компании несут соответствующую ответственность в размере 100% штрафа за недопоставленные объёмы топлива (это могут быть достаточно серьёзные объёмы). У нас соответствующая программа проекта документов разрабатывается в части невыполнения ремонтных программ. Здесь сложнее, здесь мы вместе с Ростехнадзором готовим соответствующие изменения в федеральное законодательство в электроэнергетике.

В.В.Путин: Хорошо, ладно.

Виктор Алексеевич, Вы проводили совещание по результатам работы лесной отрасли, там есть положительная динамика. Как в целом вы оцениваете результаты по текущему году?

В.А.Зубков: Да, уважаемый Владимир Владимирович! Мы год назад провели в Сыктывкаре большое совещание с лесопромышленным бизнесом, где было рассмотрено много инвестиционных проектов и вообще вся ситуация в лесопромышленном бизнесе.

Вами был дан ряд серьёзных поручений, которые касались инвестиционных проектов, приоритетного выделения лесных участков, вопросов, связанных с оптимизацией арендной платы за участки. Я сегодня провёл совещание с руководителями крупнейших наших компаний (впервые приняла участие большая группа малого и среднего бизнеса), которые заняты в лесопромышленном производстве. Надо сказать, что все те поручения, которые Вы давали год назад, – все выполнены, решены все вопросы. Лесной бизнес развивается очень успешно. Взять все показатели, которые касаются лесозаготовки, деревообработки, производства целлюлозы: индекс промышленного производства – от 105 до 106% с начала этого года, а рост мебели – 110,5%. Уровень глубокой переработки древесины (то, что мы много лет не могли сдвинуть): если в 2009 году он был 56%, в этом году ожидается 63%. В этом году вводится пять крупнейших лесоперерабатывающих комплексов: два введено сегодня, это в Иркутской и Архангельской областях, и три будут введены до конца текущего года, каждый порядка 300–400 тыс. куб. м древесины.

Надо сказать, что сегодня в Минпромторге есть 100 реальных проектов на 450 млрд рублей. Все эти проекты прошли экспертизу, многие проекты подкрепляются кредитами Внешэкономбанка. Отрасль развивается, более того, если мы до сегодняшнего дня пока 100% мелованной бумаги покупаем за рубежом, то уже ряд предприятий начал выпускать опытные образцы мелованной бумаги. И сегодня было заявлено, что в 2012 году примерно 50% мелованной бумаги мы можем производить сами на своих предприятиях целлюлозной промышленности.

Та ситуация, которая сегодня имеет место в лесопромышленном комплексе, говорит о том, что и малый бизнес здесь мог бы активно участвовать, однако он, как выяснилось сегодня, имеет ряд ограничений по доступу к аукционам по лесным участкам, отсутствует, к сожалению, целевая финансовая поддержка и есть ещё ряд вопросов. Сегодня по результатам совещания вместе с руководством «Опоры России» и Минпромторгом я дал поручение подготовить комплекс мер по развитию и отрасли малого и среднего бизнеса в лесоперерабатывающей промышленности. Я думаю, что там так же будут положительные изменения. В общем, отрасль работает уверенно, и я думаю, что год она закончит с очень хорошими показателями.

В.В.Путин: Что такое «проблема с доступом к лесным участкам»? В чём она выражается?

В.А.Зубков: Я скажу, в чём. Если проводится аукцион на лесные участки, то крупные компании могут легче выиграть лот, потому что лоты, как правило…

В.В.Путин: Крупные, большие.

В.А.Зубков: Крупные лоты. И конечно, если лот – 800 тыс. куб. м древесины, никогда, даже если малые предприятия объединятся, им никогда такой лот не купить. Поэтому было сегодня предложение (мы его изучим), чтобы регион имел какой-то определенный процент, зарезервированный для того, чтобы этот процент лесосети мог быть доступен для малого и среднего бизнеса. Я думаю, что они абсолютно правы, и я думаю, что такие поручения мы дадим.

В.В.Путин: Правильно. Надо тогда вносить коррективы в эти правила, и всё. Вы вместе с Минэкономразвития подумайте.

В.А.Зубков: Хорошо.

В.В.Путин: Мы в прошлом году запустили новый закон об обороте лекарственных средств. В том числе это было сделано для того, чтобы облегчить доступ гражданам, проживающих на селе, к лекарственным препаратам, чтобы им не нужно было ездить за тридевять земель, а можно было продавать эти лекарства в том числе в ФАПах на селе. Как он работает, Татьяна Алексеевна, этот закон?

Т.А.Голикова: Да, Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением мы в прошлом году приняли закон и внесли туда норму, которая облегчает доступность лекарственных препаратов для сельских жителей. Но прежде чем сказать, я просто хотела привести несколько показателей, которые характеризуют сегодняшнюю ситуацию с этой проблемой. У нас на селе сегодня проживает 38,2 млн человек, то есть 27% населения страны, и на 100 тыс. жителей Российской Федерации приходится 44 аптечных учреждения. При этом на одно аптечное учреждение в городе приходится 2530 человек, а на одно аптечное учреждение в селе приходится 2,9 тыс. человек – посещений с точки зрения потребления лекарственных препаратов. Очень долгая была дискуссия относительно того, каким образом решить проблему, где в сельских населённых пунктах нет аптечных учреждений, для того чтобы обеспечивать лекарствами. В итоге было принято решение, чтобы разрешить медицинским организациям и обособленным подразделениям медицинских организаций, включая все виды – и ФАПы, и амбулатории, и офисы врачей общей практики, – при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность отпускать лекарственные препараты.

Кроме того, было предложено одновременно с этим: с 1 сентября мы запустили это разрешение 2010 года, и год дали переходного периода для того, чтобы специалисты, которые будут отпускать лекарственные препараты, получили соответствующую переподготовку для полноценного овладения этим вопросом. На сегодняшний день мы можем сказать, что у нас в 725 организациях и в 23 134 обособленных подразделениях, находящихся в сельской местности, лекарственные препараты уже отпускаются, и это существенно разрешило эту проблему. Кроме того, мы предполагали с регионами, что порядка 28 тыс. специалистов понадобится переобучить или переподготовить для того, чтобы они обладали этими навыками. Сегодня мы подвели по данным регионов информацию: мы фактически вышли на 100% переподготовки, хотя было сомнение, что это можно будет сделать в годичный срок. Тем не менее, эта работа проведена всеми регионами и все регионы подвели положительные итоги в рамках этой работы. Но мы всё равно продолжаем в рамках полномочий Росздравнадзора мониторинг за этой ситуацией и за соблюдением законодательства в этой сфере, для того чтобы не было сбоев, потому что Вы знаете, что у нас ряд аптечных учреждений – это частные учреждения, и мы не можем им запретить работать или закрываться, поэтому этот вопрос имеет оперативное значение с точки зрения его решения и с точки зрения мониторинга за общей ситуацией.

В.В.Путин: Хорошо. Мы вчера в Калининграде посещали один из перинатальных центров – посмотрели, как работают. Два года уже работают, и работают очень исправно и развиваются хорошо, люди довольны.

Т.А.Голикова: У них, кстати, очень серьёзно снизилась младенческая смертность.

В.В.Путин: Да, снизилась очень, младенческая. Но, к сожалению, было два случая материнской смертности. Они воспринимают это тоже как исключение, как большое ЧП. Но в целом показатели кардинально улучшаются, поэтому нам нужно подумать на тему о том, что делать дальше с этим после завершения программы строительства. Мне кажется, что нужно расширять эту сеть.

Т.А.Голикова: Вообще, Владимир Владимирович, мы не охватили ещё все нуждающиеся регионы, а такая потребность ещё продолжает оставаться. Но в виду ограниченности финансовых ресурсов, особенно в период 2009 года, мы ничего нового не начинали.

В.В.Путин: Если у нас будет ограниченность в человеческих ресурсах, будет ещё хуже! Поэтому это кардинальное направление нашей работы.

Т.А.Голикова: Это правда! У нас сейчас уже есть несколько проектов: ставропольский проект, который только-только будет начинаться, потом есть проект в Дагестане, есть проект в Ингушетии. В принципе они уже… Я сказала про Дагестан – строится, Ингушетия – имеет худо-бедно какой-то нулевой цикл, и есть такие заделы в отдельных регионах, где они начинали сами, где можно было бы при очень небольшой государственной поддержке эту проблему существенно решить.

В.В.Путин: Да. Только нам нужно добиться того, чтобы стандарты мы сохранили высокие, чтобы это не было просто рядовое строительство родильного дома, это должен быть совсем другой стандарт. И здесь, хотя они два года работают, у них до сих пор не налажена информационная сеть с другими пунктами, а это нужно делать изначально.

Т.А.Голикова: Сейчас будем в рамках информатизации с ними, в рамках соглашения по модернизации…

В.В.Путин: Да-да-да, это нужно сделать обязательно, потому что это резко повышает качество обслуживания и результаты улучшает, показатели. Резко просто!

Т.А.Голикова: Мы рассчитываем, что сейчас там появится еще одно элитное учреждение – сердечно-сосудистый центр.

В.В.Путин: Да, заканчивают.

Т.А.Голикова: Мы буквально недавно туда предложили назначить руководителя, сейчас просто ждем согласования полномочного представителя. Уже встречались, обговаривали эту тему относительно того, как организовать потоки пациентов с учётом того, что это анклав в определённой степени, и перетоки пациентов именно в этот регион достаточно сложны. Мы думаем, что, когда он откроется… С учётом того что руководитель приезжает из Санкт-Петербурга, из нашей Академии постдипломного образования, он сам кардиолог по профессии, имеет достаточно хорошие навыки работы, обучался за рубежом в том числе, и, как ни обидно Санкт-Петербургу, некоторых представителей коллектива он туда забирает на работу, но это абсолютно необходимо для того, чтобы работу поставить надлежащим образом.

В.В.Путин: Конечно, конечно. Подумайте, сделайте предложения по поводу продолжения этой программы.

Т.А.Голикова: Хорошо.

В.В.Путин: Андрей Александрович, мы с Вами в августе, 24 августа, встречались с советом ректоров, договорились в том числе о проведении конкурса по выбору лучшей программы развития вуза. Как работает это?

А.А.Фурсенко: 1 ноября наше министерство объявило о проведении конкурсной поддержки программ подведомственных вузов. В конкурсе будут принимать участие вузы, подведомственные нашим министерствам и не имеющие на 2012 год поддержки по другим направлениям, то есть там не будут принимать участие национальные исследовательские университеты и федеральные университеты, которые уже имеют поддержку по таким программам. Программа стала возможна благодаря 83-му федеральному закону (мы смогли перекомпоновать наши бюджеты таким образом, чтобы выделить деньги на поддержку этих программ), нацелена на повышение эффективности управления вузами. И будут конкурсы по трём направлениям (то есть будут программы развития на период не менее пяти лет), победители по трём группам – это классические университеты, инженерно-технические вузы и гуманитарно-педагогические. Для победителя предусматривается финансирование из федерального бюджета в течение трёх лет, причём до 100 млн в год. Мы сейчас саккумулировали сумму примерно до 4 млрд в год, то есть в общей сложности это будет где-то 12 млрд на три года. Это означает, что к тем федеральным исследовательским университетам добавятся ещё, по нашей оценке, 40–45 университетов, – таким образом мы продолжаем структурировать.

Что очень важно, одно из условий конкурса – бюджет программы стратегического развития из всех своих источников должен быть не меньше, чем размер запрашиваемой субсидии, то есть мы переходим от того, что они софинансируют наши мероприятия, к тому, что мы софинансируем их. То есть они должны обеспечить, определить, откуда они берут деньги – из средств, может быть, партнёров, бизнеса, внебюджетных каких-то источников. Мы принимаем заявки до 1 декабря, и к 28 декабря мы уже определим победителя таким образом, чтобы в самом начале следующего года началось финансирование и программы начали реализовываться.

В.В.Путин: Хорошо.

И подготовлен проект распоряжения Правительства (он у меня уже на подписи лежит) по поводу совершенствования системы стипендиального обслуживания студентов. Он нам зачем нужен, этот документ? И что он там будет регулировать дополнительно?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, речь идёт о тех суммах, которые были выделены для всех вузов – для вузов, подчинённых всем органам исполнительной власти: те дополнительные 20% стипендиального фонда. И мы договаривались тогда, что эти деньги не должны быть ровным слоем распределены по всем студентам, они должны распределяться за действительно, может быть, яркие достижения по определённым принципам. Вот мы сейчас подготовили уже (и у Вас на подписи лежит) постановление Правительства. Это постановление было согласовано со всеми нашими коллегами. Речь идёт о том, что выделено пять направлений – это учебная деятельность, научно-исследовательская, а также культурно-творческая, спортивная деятельность, общественная. Там по каждому направлению определены чёткие критерии, по которым будут определяться победители. Причём договорились о том, что численность тех, кто получит эти дополнительные стипендии, не должна превышать 10% общей численности людей, которые получают академические стипендии. То есть благодаря этому объём этих дополнительных стипендий будет 2 тыс. с лишним – это заметная добавка будет (может быть, больше, но не меньше). Приоритет будет для старших курсов, то есть для тех ребят, которые сумели уже зарекомендовать и проявить себя. И в постановлении указано, что в распределении (при распределении стипендий) обязательно будут участвовать органы студенческого самоуправления.

Только что закончился студенческий форум, в котором принимали участие студенты из всех вузов нашей страны. Этому вопросу было посвящено достаточно большое внимание. Мы договорились, что начинаем реализовывать в этом году это постановление, одновременно создаем совместную комиссию, в которой будут представители и наших коллег (учредители вузов), и представители органов студенческого самоуправления. И мы будем, с одной стороны, анализировать, как идёт распределение, с другой стороны, если потребуется, отработаем предложение о внесении, может, какого-то изменения в постановление Правительства. Так что в начале следующего года мы сможем уже доложить, как работает этот механизм.

В.В.Путин: Ладно, хорошо.

Эльвира Сахипзадовна, и вопрос к вам. Вы знаете, мы с вами вместе иногда ездим на различные мероприятия и встречи с трудовыми коллективами, а недавно мы с Дмитрием Анатольевичем были в Ставрополе. И опять в данном случае сельхозпроизводители ставят вопрос об их взаимоотношениях с электроэнергетиками. Анализ отчётности за 2008–2011 годы показывает, что необоснованные допдоходы энергосбытовых организаций в 3–4 раза превышают установленную органами регулирования эту сбытовую надбавку. Первое.

И второе – ставили вопрос опять о прекращении практики take or pay (бери или плати). Я уже говорил (там, по-моему, один из фермеров этот вопрос поднимал), когда применяются такие правила на экспорте, ещё понятно: там объёмы большие, – во-первых, а во-вторых, речь идёт о крупных потребителях, которые должны тоже планировать свою работу. Но здесь, внутри страны, когда речь идёт о небольших потребителях, небольших объёмах, особенно фермерских хозяйствах, да и вообще в экономике малые и средние предприятия… Часто не от них зависит даже этот объём потребления. Я вас просил подумать на этот счёт, пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: Мы сейчас для недопущения необоснованного завышения цен на электроэнергию для потребителя, особенно для потребителя малого, среднего бизнеса, потребителей в сельском хозяйстве, подготовили проект постановления. Он направлен на то, чтобы прежде всего отрегулировать деятельность энергосбытовых компаний. Вы помните, в начале года у нас цены для малого и среднего бизнеса иногда зашкаливали, до 5–6 рублей доходили. Тогда был принят ряд жёстких мер по снижению цен, и эти меры касались инвестиционных надбавок атомных и гидростанций, были снижены тарифы для электростанций, сетевых организаций, но похожие меры в сфере сбыта электроэнергии мы не принимали. И сейчас для некоторых потребителей, вот наш анализ показывает, для малых и средних, цена доходит до 4 рублей с лишним, в то время как в среднем по стране это где-то 2,4 рубля, то есть достаточно высокие цены. Мы провели анализ причин таких высоких цен на электроэнергию.

В.В.Путин: Вот Игорь Иванович (Сечин) мне тогда записочки посылал, когда мы сидели с крестьянами. Я помню хорошо, сколько стоит в Ростовской области, сколько в Ставрополе, сколько в Краснодарском крае: разница там большая – 2,47 рубля, 2,6 рубля. Но это в среднем, а вот по малым потребителям действительно Эльвира права. Извините, что я вас перебил, пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: Именно. И мы проанализировали, в чём причина таких высоких цен, особенно для малых и средних компаний, посмотрели на деятельность сбытовых организаций. Действительно, в сфере сбытовой деятельности ситуация складывается очень непростая, прежде всего потому, что действующая нормативная база изначально строилась на серьёзную конкуренцию между сбытовыми организациями за потребителя. По факту у нас в большинстве субъектов до 80% деятельности сбытовых организаций – это одна-две компании, и они имеют статус гарантирующего поставщика. Этот статус очень важен, потому что такой статус задумывался на переходный период к рынку электроэнергии, и вот такие гарантирующие поставщики должны были в условиях, когда нарабатываются рыночные механизмы, подхватывать невыгодных потребителей, население, возможных неплательщиков, бюджетные организации. Но статус гарантирующего поставщика кроме обязательств заключать договор с любым обратившимся давал и дополнительные возможности, и, по сути, получилась следующая ситуация: многие крупные потребители создают свои энергосбытовые организации, на обслуживании вот этих гарантирующих поставщиков оказались в основном мелкие, средние потребители. И в условиях монопольного положения, конечно, эти гарантирующие поставщики имеют возможность для навязывания своих условий и завышения цен на электроэнергию. И, по нашим оценкам, такое завышение в конечной цене может составлять от 5 до 7% конечной цены. И в итоге для потребителей в целом по году вот такой дополнительный доход стоит около 100 млрд рублей в год. Это по 2010 году, по 2011-му наша оценка – около 160 млрд рублей в год. И доходы действительно в 3–4 раза превышают объём сбытовой надбавки, которая, кстати, регулируется регионами. Вот если основные правила взаимодействия с потребителями регулируются актами Правительства, сбытовые надбавки регулируются регионом. И есть случай, когда у нас чистая прибыль таких компаний, как «Мосэнергосбыт», увеличилась в 2010 году в 2 раза по сравнению с 2009 годом и составила более 4 млрд рублей. За полугодие этого года чистая прибыль достигает 4 млрд рублей. У «Самараэнерго», например, за 2010 год в 10 раз чистая прибыль превысила размер той чистой прибыли, которая рассматривалась при установлении вот этой регулируемой сбытовой надбавки и составила 1,2 млрд рублей. У нас даже не каждый производитель электроэнергии может похвастаться такими объёмами чистой прибыли. Для сравнения, в сфере тепловой генерации чистая прибыль менее 1 млрд рублей зафиксирована у 40% компаний, то есть у нас есть вот такой дисбаланс. А по сути, гарантирующий поставщик – это посредник, у него в общем-то и нет больших инвестиций, больших активов, а официальная рентабельность вот столько – 44%, в тепловой генерации – 4%.

Какие основные схемы используются для завышения стоимости для потребителя? Первое – это деление потребителя на…

В.В.Путин: В фармацевтике сколько примерно? Татьяна Алексеевна, не помните?

Т.А.Голикова: Сотни процентов.

В.В.Путин: 44% тоже немало, да

Э.С.Набиуллина: В фармацевтике тоже много, да. В машиностроении – в 2 раза меньше.

В.А.Зубков: В сельском хозяйстве – 7%.

В.В.Путин: Вот в сельском хозяйстве, Виктор Алексеевич подсказывает, 7%. Это очень низкая рентабельность. Мы, когда считали, говорим, что в оборонке должна быть минимум где-то 15%, а на селе – 7%, вот в том числе и из-за этого.

Э.С.Набиуллина: Это такие общие показатели. Мы проанализировали схемы, механизмы, с помощью которых происходит такое завышение цен. Первое – это деление потребителей на группы в зависимости от числа использования часов. Вы помните этот показатель, ЧЧИ о нём всегда предприниматели говорят, там сложная формула расчётов: чем в меньшую группу вы попадаете, тем выше цена.

В.В.Путин: Тем дороже, да.

Э.С.Набиуллина: А гарантирующий поставщик, сбытовая компания, покупает весь объём по относительно низкой цене на рынке, а потом продаёт этим группам, потребителям, по высокой – получается дополнительный доход, и сбытовые компании стараются загнать потребителей в эти низкие группы с высокой ценой. Мы ранее разбирались по Вашему поручению с этой ситуацией, весной этого года частично решили проблему тем, что сократили число таких низших групп для малого бизнеса с пяти до одной.

Второе направление – это завышение стоимости из-за разницы временного учёта объёма потребления с мощностями. Там тоже есть возможность покупать по одной цене мощности, в один срок и продавать в другой. Третий – это как раз схема оплаты по принципу take or pay (бери или плати). Потребители в ноябре уже текущего года должны подписать договорные обязательства со сбытовой компанией, с гарантирующим поставщиком на покупку электроэнергии в следующем году с помесячной разбивкой. Из-за отклонений идут достаточно серьёзные штрафы, при этом штрафы не регулируются и являются дополнительным чистым доходом для этих сбытовых компаний, для гарантирующих поставщиков.

В.В.Путин: Они – многие – специально загоняют в ситуацию, когда штраф будет гарантирован.

Э.С.Набиуллина: При этом сами они не несут никаких финансовых рисков, потому что покупают энергию на рынке потребления на сутки вперёд, то есть у них таких финансовых рисков нет, которые они бы перекладывали на потребителей. Поэтому, на наш взгляд, конечно, системное решение проблемы в сбытовом секторе лежит в настройке всей модели рынка электроэнергии. И такие предложения по Вашему поручению подготавливаются, однако текущая ситуация достаточно острая и требует вмешательства, поэтому мы подготовили проект постановления, направленный на исключение этих легитимных пока способов и схем, которые дают гарантирующим поставщикам возможность получать необоснованные доходы.

Проект постановления предусматривает отмену дифференциации по ЧЧИ, по числу использования часов: мы предлагаем отменить вообще этот механизм. Второе – установить единое время расчётов потребления на оптовом и розничном рынке, чтобы покупки повременной не было, такого арбитража и возможности... Введение запрета на оплату отклонений для небольших потребителей, для исключения штрафных санкций за недобор или перебор электроэнергии для тех, кто 25 МВт потребляет. Также отмену технических барьеров на переход от гарантирующего поставщика к независимой энергосбытовой организации, в том числе чтобы в течение года они могли перейти к другой энергосбытовой организации, которая может предложить…

В.В.Путин: А что это за технические барьеры?

Э.С.Набиуллина: Ну есть технические барьеры, связанные с подключением и переподключением, и в том числе, если вы хотите перейти к независимой организации, часто гарантирующий поставщик ставит вам условие оплатить всю выручку за год, потому что он рассчитывал, что вы будете у этой сбытовой компании.

В.В.Путин: …что он будет на вас зарабатывать.

Э.С.Набиуллина: Следующее: очень важно дополнить перечень информации, которую должен раскрывать гарантирующий поставщик в сети Интернет для повышения прозрачности ценообразования по разным показателям, мы такие показатели подготовили. Проект постановления согласован с Минсельхозом, с Федеральной антимонопольной службой, Минфином, Минюстом, и у меня просьба его оперативно дорассмотреть тем ведомствам, которые нам не дали официального заключения. Мы совещание проводили, но официальных нет, чтобы его внести.

В.В.Путин: Сейчас пускай скажут, что им здесь не нравится.

И.И.Шувалов: Можно спросить?

В.В.Путин: Пожалуйста.

И.И.Шувалов: Эльвира Сахипзадовна, а рабочая группа экспертов, которую возглавляет Удальцов, принимала участие в подготовке данного постановления?

Э.С.Набиуллина: Мы с ними обсуждали все вопросы, все детали, в принципе они такие подходы поддерживают.

И.И.Шувалов: Хорошо.

Э.С.Набиуллина: Там есть вопросы по срокам введения, но вот сами подходы…

В.В.Путин: Послушайте, ходоков и желающих разрушить эти предложения будет предостаточно, я прекрасно отдаю себе в этом отчёт. Я хочу спросить Министерство энергетики, Сергей Иванович (С.И.Шматко), Вас как курирующего заместителя Председателя Правительства (обращаясь к И.И.Сечину), службу по тарифам: в чём проблема? Вы видите здесь какие-то проблемы?

С.И.Шматко: Проблема регулирования розничного рынка, наверное, является, может быть, одним из самых актуальных вопросов в дорегулировании сегодняшней ситуации на рынке электроэнергии. Мы можем только согласиться с Эльвирой Сахипзадовной в том, что ситуация требует своего решения и ряд мер, которые Эльвира Сахипзадовна сейчас перечислила, по сути говоря, назрели: это и прозрачность, и опубликование деятельности, и структура затрат гарантирующих поставщиков – это всё правильно. Есть какая проблема, Владимир Владимирович? Хотел бы Ваше внимание на это тоже обратить…

В.В.Путин: Пожалуйста.

С.И.Шматко: У нас существует оптовый рынок электроэнергии и есть розничный рынок электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии работают наши сетевые компании, работают, соответственно, генерирующие мощности, и у нас есть проблема в стране – так называемая просроченная задолженность. Нам эту проблему удаётся в течение нескольких лет держать на уровне 25–30–40 млрд рублей. На розничном рынке электроэнергии сегодня просроченная задолженность, по разным оценкам (там часть задолженностей находится в судах, естественно), составляет 150 млрд рублей, и, собственно говоря, принимателями этой задолженности с точки зрения субъектов электроэнергетики являются только сбытовые компании.

В.В.Путин: Ещё раз.

С.И.Шматко: По сути, им потребители должны эту сумму.

В.В.Путин: Да.

С.И.Шматко: А на оптовый рынок электроэнергии они транслируют эти 30–40 млрд рублей. Это означает, что примерно 100 млрд рублей (по разным оценкам, в разные периоды времени 80–90 млрд рублей) – это нагрузка на сектор сбытовых компаний, в первую очередь на гарантирующих поставщиков, которую они закрывают кредитными ресурсами. Что может произойти, когда мы примем очень серьёзные меры без адресной оценки деятельности сбытовых компаний? Они совершенно разные. Эльвира Сахипзадовна назвала «Мосэнергосбыт». Это, конечно, достаточно стабильно функционирующая организация, потому что много потребителей и так далее. Но есть сбыты у нас в Тамбове, есть сбыты в Центральной части России, на Северном Кавказе, где финансовая ситуация совершенно другая, и, принимая меры не адресного характера, а принимая меры, которые предлагаются, что называется, которые касаются принципов регулирования сбытовых компаний, мы рискуем…

В.В.Путин: Касаются чего?

С.И.Шматко: Принципов регулирования всех сбытовых компаний. Мы рискуем создать ситуацию, когда появится вереница гарантирующих поставщиков, которые, по сути, будут банкротами. Мы считаем, что в сегодняшней ситуации, особенно в ситуации с розничными рынками, чтобы не было ажиотажа и проблем с выставлением платёжек и так далее, такие меры, о которых говорила Эльвира Сахипзадовна, нужно принимать адресно.

В.В.Путин: Это что значит? Что значит «адресно»?

С.И.Шматко: Значит - надо внимательно разобраться с финансовым состоянием сбытовых компаний.

В.В.Путин: Вы ещё три года будете разбираться с этим. Это никогда не закончится.

С.И.Шматко: Владимир Владимирович, мы готовы в самое короткое время рассмотреть вместе с Минэкономразвития ситуацию.

В.В.Путин: Ясно. В какое самое короткое время?

С.И.Шматко: Две недели.

В.В.Путин: Пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: Можно, комментарий по дебеторской задолженности? Действительно, гарантирующий поставщик не может отказать потребителям вне зависимости от его финансового состояния. Если обычный может выбирать платёжеспособного, здесь могут попасться неплатёжеспособные потребители. Поэтому Сергей Иванович этот вопрос правильно ставит.

В.В.Путин: Согласен.

Э.С.Набиуллина: Мы только проанализировали объём этой задолженности, которая невозможна к взысканию. Долгосрочная дебеторская задолженность, по нашей оценке, это около 10 млрд рублей. Мы говорим о дополнительных доходах совершенно другого уровня. Это непрозрачная система, когда мы эти доходы бесконтрольно даём получать и не решаем вопрос…

В.В.Путин: Так эти долги фактически искусственно создаются. Если в 3–4 раза увеличена норма прибыли там, естественно, откуда они будут платить-то? У них и возможностей таких нет. Их искусственно ставят в состояние хронических должников. Это не значит, что мы не должны прислушаться к тому, что вы говорите, и эту угрозу должны оценить, но всё-таки оценка должна быть объективной.

Пожалуйста, Сергей Геннадьевич.

С.Г.Новиков (руководитель Федеральной службы по тарифам): Владимир Владимирович, мы рассмотрели предложения. Сейчас есть поручение Игоря Ивановича Шувалова ещё раз вернуться к расчётам. И мы подтверждаем всё то, что говорили с точки зрения того, что правила и оптового, и розничного рынков действительно на сегодняшний день нуждаются в серьёзной модернизации, но те предложения, которые были сейчас озвучены (незначительная их часть), на самом деле не решают тех проблем, которые ею обозначаются. В частности, ликвидация числа часов использования при той дифференциации, которая есть…

В.В.Путин: Что-что, ликвидация?

С.Г.Новиков: Числа часов использования (ЧЧИ).

В.В.Путин: Да. ЧЧИ.

С.Г.Новиков: При той дифференциации по группам потребителей на самом деле это примерно плюс-минус 15 копеек. При этом основная разница не в этом. У нас значительная часть потребителей по регионам сидит на так называемом высоком напряжении, то есть это 110 кВ, а тот самый малый бизнес и сельское хозяйство – это низкое напряжение (380 и 220) либо среднее второе (это 10 кВ). И разница между этими группами потребителей – просто из-за того, что эти сидят, грубо говоря, на маленькой длине сетей, а до этих, особенно по области, довольно большой объём транспортировки электроэнергии, – по физике довольно большая. И если здесь тариф может быть на высоком напряжении на уровне – в Сибири это 1,2 рубля, по центральной части – 2 рубля, то по низкому напряжению это действительно 4 рубля. И ликвидация ЧЧИ – это ликвидация разницы в 15 копеек. Существенно большая проблема в этой части: это нерешённость проблемы перекрёстного субсидирования, которая на самом деле перекладывается на все группы потребителей – и на крупную промышленность, и на сельское хозяйство.

Второе, о чём говорилось, – это лёгкий переход от гарантирующих поставщиков к независимым сбытовым компаниям. Предложение просто взрывает розничный рынок завтра же. Что на сегодняшний день мы имеем? Крупные потребители в силу разных причин в предыдущие годы уже ушли к независимым сбытовым организациям и уже напрямую покупают электроэнергию с оптового рынка. И Эльвира Сахипзадовна правильно говорит, что под гарантирующими поставщиками осталось значительное число некрупных потребителей – бюджетников, населения. Уход любого дополнительного, что называется, в свободное плавание означает только одно – что тарифы для всех остальных, которые сидят под этим ГП, существенным образом должны вырасти. При этом на сегодняшний день существует тот самый избирательный механизм, о чём говорит министр энергетики, – регион несёт ответственность за возможный переход потребителя из-под гарантирующего поставщика к независимому, давая заключение о социально-экономических последствиях. И если эти последствия невелики, тогда такой переход возможен. В целом, я ещё раз повторяю, те проблемы, которые были обозначены, точно соответствуют текущей картине и несовершенствам правил рынка. Но те предложения, которые сейчас даются по их ликвидации, немножко про другое и проблемы, к сожалению, не решают.

В.В.Путин: У нас вот крупный потребитель слева от вас сидит, через два человека. Он взял и перешёл к другому поставщику – и всё, обрушил в целом регионе… Не надо, Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину – главе ОАО «РЖД»), я знаю ваше мнение. И таких много на самом деле – не очень много, но много. Эльвира, пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: В последнее время проблема с потребителями на высоком, низком напряжении – действительно существует, так называемые последние мили. Мы её частично решили. Частично! Летом этого года вышло постановление, но оно, к сожалению, оставило те договоры, которые крупные потребители уже заключили, неприкосновенными. Поэтому сейчас готовится ещё одно предложение, для того чтобы эту проблему окончательно отрегулировать. Минэнерго готовит, мы активно участвуем, у нас там общие подходы выработаны. Но нерешение этой проблемы, ещё нерешённость действительно существует. Это не означает, что другие проблемы не надо решать. Даже если у нас есть перекрёстное субсидирование (у нас есть перекрёстное субсидирование), но мы не можем допустить того, чтобы повышались цены для небольших потребителей за счёт большой чистой прибыли, больших доходов. Они же есть? Они есть.

В.В.Путин: Конечно.

Э.С.Набиуллина: Поэтому их надо отрегулировать.

В.В.Путин: Конечно. Вы сколько времени работали над вашими предложениями?

Э.С.Набиуллина: Мы работали… мы анализировали где-то два месяца, мы в ведомства внесли предложения уже в 20-х числах сентября.

В.В.Путин: В принципе проблема была ясна уже давно, она известна давно. Но работа такая более глубокая в течение двух-трёх месяцев на самом деле велась. Вы представляете ведь о чём идёт речь? Тарифная служба представляет, Минэнерго тоже представляет. Не вчера начали этим заниматься! Завтра в 9 часов утра, чтобы у меня был согласованный проект постановления Правительства.

Давайте мы перейдём к повестке нашей сегодняшней работы. Я уже говорил, что у нас утверждение инвестпрограммы и финансового плана ОАО «РЖД» на ближайшую трёхлетку. В настоящее время на железные дороги приходится свыше 40% грузооборота страны. Это крупнейший перевозчик. Нет необходимости говорить, насколько значим этот вид транспорта и для национальной экономики, и для граждан.

Сегодня в России реализуются крупные логистические проекты, идёт формирование новых промышленных кластеров, страна всё активнее включается в систему международных торговых связей. В этих условиях для нас принципиально важно снять так называемые инфраструктурные ограничения для экономического роста. Мы с вами хорошо знаем по многим регионам страны: есть железная дорога – будет освоение этой экономической зоны, будут открыты месторождения, начнётся производство электроэнергии, переработка и так далее. Нет дороги – все стоит, никакого движения вперёд нет. Речь идёт, в частности, о строительстве подходов к портам Северо-Запада, если говорить об инфраструктуре в целом и нехватке там средств доставки и вывоза грузов, Юга, Дальнего Востока, о развитии инфраструктуры таких инфраструктурных крупных объектов, как БАМ, Транссиб, о расшивке проблемных участков Междуреченск–Тайшет и Тобольск–Сургут, которые сегодня сдерживают перевозки как в западном, так и в восточном направлениях, а также о модернизации Московского транспортного узла. Работы по всем этим и другим ключевым проектам включены в инвестиционную программу ОАО «РЖД» на ближайшие годы. Отдельной строкой проходит ремонт и реконструкция железнодорожного полотна. Так, только в будущем году будет обновлено 10,4 тыс. км пути. Кроме того, за три предстоящих года планируется закупить более 1,2 тыс. новых локомотивов.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть важность вопроса обеспечения надёжности и безопасности перевозок. На эти цели в будущем году планируется направить почти 65 млрд рублей. В целом объём инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2012 году составляет 412 млрд рублей. Это примерно столько же, сколько в текущем году, и на 94 млрд больше, чем в предыдущем, 2010-м.

Что я считаю необходимым подчеркнуть в этой связи? Государство как единственный акционер ОАО «РЖД», конечно, будет активно участвовать в реализации социальных программ, опорных проектов компании. Напомню, что в федеральном бюджете на 2012 год на эти цели заложено 40,4 млрд рублей. Кроме того, в сентябре текущего года мы приняли решение оказать компании дополнительную помощь, а именно ещё 40 млрд рублей как на выполнение инвестпрограммы в 2012 году, так и на капитальный ремонт железнодорожной инфраструктуры. И отдачей здесь должны стать повышение качества транспортных услуг, снижение издержек для участников экономической жизни, ну и, естественно, для граждан, для пассажиров. Именно в этой логике мы также приняли решение предоставить ОАО «РЖД» в 2012 году дополнительную целевую субсидию в размере 25 млрд рублей. Эти средства позволят обеспечить доступность пригородных перевозок, которыми пользуются миллионы наших граждан.

Теперь о тарифах. Напомню, что ОАО «РЖД» – это единственная естественная монополия, для которой Правительство сделало исключение по росту тарифов в 2012 году. Они будут проиндексированы не с 1 июля, как для всех других инфраструктурных монополий, а с 1 января 2012 года и в пределах инфляции по году, а именно на 6% в среднем по видам перевозок. Я ещё раз отмечу, что Правительство и дальше будет в основном придерживаться линии на ограничение роста тарифов уровнем инфляции. Развитие отрасли нельзя перекладывать на плечи потребителей. Нужно учитывать интересы всей экономики. И это значит, что основной акцент необходимо сделать на рыночных инструментах финансирования инвестиций, таких как облигационные займы и кредиты, в том числе с использованием государственных гарантий.

Также ОАО «РЖД» должно продолжить работу по поиску собственных резервов – от снижения внутренних издержек до продажи акций дочерних структур. Такие планы у нас тоже есть.

Рассчитываем, что совместные меры Правительства и компании «РЖД» позволят выполнить инвестиционные программы компании в полном объёме, а также обеспечить её безубыточную деятельность.

И ещё один вопрос, который сейчас тоже очень остро стоит. В последнее время поступает много нареканий по поводу дефицита вагонов. Об этом говорят сельхозпроизводители, промышленники, представители бизнеса, самых различных направлений. Правительством уже дан ряд соответствующих поручений, и, по представленной информации, ситуация постепенно улучшается, выправляется. Хочу сегодня ещё раз обратить внимание и «РЖД», и Минтранса: необходимо принять все меры для обеспечения подачи вагонов под погрузку, регионы должны обеспечить своевременную разгрузку вместе с участниками экономической деятельности. Обращаю также ваше внимание, Виктор Алексеевич (Зубков), министра сельского хозяйства на то, что ОАО «РЖД» и Минтранс реагируют на поставленные вопросы, на необходимость решения проблем, связанных с перевозкой груза, но вагоны не должны использоваться в качестве временных квазиэлеваторов, когда их заполняют зерном, а потом держат в ожидании отгрузки за рубеж. Внимательно нужно за всем этим смотреть! Прошу держать вопрос под постоянным личным контролем министра.

Уважаемые коллеги! На прошлом заседании Правительства мы обсуждали положение дел в сфере охраны труда, имеющиеся здесь проблемы мы обсуждаем регулярно. Одна из них – это уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов, которые работают в тяжёлых, вредных и опасных условиях. Сегодня рассмотрим меры по улучшению ситуации в одной из ключевых отраслей – угольной промышленности. Предлагается обязать руководителей горнодобывающих предприятий регулярно проходить курсы повышения квалификации – не реже чем раз в пять лет. Это не мелочь на самом деле, потому что специалисты в этой области должны быть действительно в полном смысле этого слова высококвалифицированными. Уверен, что предлагаемые шаги обоснованны и на деле помогут повысить безопасность труда работников угольной отрасли.

И в заключение ещё одна тема. На этой неделе в Великом Новгороде мы рассматривали вопрос о благоустройстве наших посёлков, городов, о том, как эффективно организовать такую работу со стороны муниципалитетов и регионов, чтобы люди видели реальное улучшение состояния наших населённых пунктов, дворов, улиц, городских парков. Мы также подвели итоги конкурса на самый благоустроенный город и сельское поселение. Отмечу, что в этом году в нём приняли участие 85 муниципальных образований. Победители получат дополнительную финансовую поддержку, соответствующее решение мы тоже должны с вами сегодня утвердить. И, конечно, их успешный опыт создания комфортной среды необходимо взять на вооружение и другим населённым пунктам страны.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/16958/