Версия для слабовидящих

21 августа 2008

В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2008

«Прошу сразу иметь в виду и обращаю внимание еще раз - да, профицит у нас есть. И мы должны как можно дольше использовать такую возможность, когда верстаем бюджет страны с профицитом».

Вступительное слово В.В. Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня в повестке дня - важные вопросы. Это итоги развития страны за первое полугодие 2008 года, проекты законов о федеральном бюджете, бюджетах Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования, основные направления денежно-кредитной политики на три ближайших года.

Мы с вами знаем (уже много раз повторяли одно и то же), российская экономика является неотъемлемой частью мировой экономики. И что происходит в мировых финансах и мировой экономике, конечно, отражается на нас. К сожалению, с мировых рынков мы наблюдаем много негативных сигналов. Имею в виду ощутимое замедление темпов роста мировой экономики и значительные колебания цен на сырьевые товары - рост этих цен по ряду позиций. Я уже много раз говорил об этом. В таких условиях мы должны действовать максимально аккуратно, быть готовыми к любому развитию событий, к любому развитию ситуации, включая и негативное.

Что же за полгода мы имеем здесь, в России? В целом - неплохо. Хотел бы сказать: хорошо, если бы не было некоторых тенденций с инфляцией, об этом я скажу ниже. Но в целом - очень неплохо.

Рост ВВП составил 8% за первое полугодие. Инвестиции увеличились на 16,9%. Стабильно растут заработная плата (на 13%) и реальные доходы населения (на 8,1%).

К сожалению, я уже об этом тоже упомянул, пока недопустимо высокими остаются темпы инфляции - к середине августа цены выросли на 9,5%. В этой связи, мы тоже многократно говорили об этом, бюджетная политика должна быть активной. Необходимо использовать имеющиеся возможности для осуществления бюджетного маневра - увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры и построение национальной инновационной системы. А также - на цели обеспечения обороны страны и безопасности граждан России.

В проект федерального бюджета заложен целевой ориентир - снижение инфляции до однозначной цифры в 2009 году. Это один из ключевых показателей. Прошу все ведомства исходить именно из такого понимания ситуации.

В 2009 году общий объем расходов федерального бюджета превысит 9 трлн рублей. В том числе свыше 1 трлн рублей - это средства, которые предполагается направить на финансирование новых приоритетных направлений, либо на увеличение финансирования действующих, самых основных для нас, важнейших социальных обязательств. Это индексация заработных плат, пенсий, пособий.

Вообще в ближайшие три года мы планируем постепенное, но значительное увеличение доходов и, соответственно, расходов федерального бюджета. В 2009 году объем доходов - 10,9 трлн рублей, расходов - 9,0 трлн рублей, профицит - 1,9 трлн рублей; в 2010 году объем доходов - 11,7 трлн рублей, расходов - 10,3 трлн рублей, профицит - 1,4 трлн рублей; в 2011 году объем доходов - 12,8 трлн рублей, расходов - 11,3 трлн рублей, профицит - 1,5 трлн рублей.

Прошу сразу иметь в виду и обращаю внимание еще раз, Да, профицит у нас есть. И мы должны как можно дольше использовать такую возможность, когда верстаем бюджет страны с профицитом. И прошу особенно не покушаться на него, если хотим, чтобы мы удержались в рамках запланированных параметров по инфляции. Потому что иначе все эти расходы обернутся негативом и для экономики, и для конкретных граждан.

В 2009 году будет выполнена задача по повышению социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовой пенсии увеличится. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. Необходимое финансирование - 18,9 млрд рублей - предусмотрено. Об этом говорил Президент Российской Федерации еще в ходе предвыборной кампании, дал соответствующие обещания, и мы должны их выполнить.

114 млрд рублей выделяется на реформу оплаты труда федеральных бюджетников с увеличением фонда оплаты их труда на 30%. Еще раз напомню: с увеличением фонда оплаты труда примерно настолько же вырастут и заработные платы. У кого-то чуть поменьше, у кого-то, может быть, чуть побольше. Речь идет об увеличении фонда оплаты труда. Разумеется, еще раз подчеркну, это неизбежно должно привести и к увеличению заработной платы - в прямом смысле этого слова.

Назову еще несколько цифр. Финансирование образования в 2009 году будет увеличено на 26% - до 423 млрд рублей. Расходы на здравоохранение из федерального бюджета и бюджета фонда обязательного медицинского страхования вырастут на 35% - до 485 млрд рублей. На программу модернизации транспортной системы предусмотрено 362 млрд рублей - рост 38%.

Мы начнем финансирование новых целевых программ по пожарной безопасности - 5,9 млрд, модернизации системы воздушного движения - 3,5 млрд, подготовке молодых научных кадров - 9,6 млрд рублей. Ряд других направлений будут профинансированы.

С будущего года будут выплачиваться надбавки к денежному довольствию военнослужащих, несущих боевое дежурство. То есть тех военнослужащих, которые находятся (в прямом и виртуальном смысле слова) на передовых рубежах, на самых острых участках - авиация, РВСН, подводники. 25 млрд рублей будут выделены на эти цели. Я считаю, что это должно быть началом реформирования денежного довольствия военнослужащих, разумеется, с трендом постоянного повышения.

Будет начато субсидирование воздушных перевозок для жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера. На это выделяется 1,7 млрд рублей. Дальневосточники давно ставили перед руководством страны этот вопрос.

Мы неоднократно обсуждали с вами проект бюджета, а сегодня должны его одобрить для внесения в Государственную Думу.

Я обращаю на это внимание: все споры должны здесь заканчиваться. Никакого отраслевого лоббирования в Парламенте быть не должно. Там нужно работать с депутатами Государственной Думы, защищая позицию соответствующих министерств и Правительства в целом.

Основная задача сейчас - не только защитить бюджетные проектировки при их обсуждении в Парламенте, но и своевременно подготовить подзаконные акты, необходимые для исполнения бюджета. Прошу этот вопрос держать на особом контроле. Сбоев в бюджетном финансировании мы, конечно, допустить не можем.

Давайте перейдем к обсуждению повестки дня. Слово - министру экономического развития.

Дополнительные материалы по теме