Версия для слабовидящих

21 августа 2008

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 21 августа 2008

На заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2008 г. планируются к рассмотрению следующие вопросы:

1. О предварительных итогах социально-экономического развития Российской Федерации за первое полугодие 2008 г. и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

В первом полугодии 2008 г. сохранялись высокие темпы экономического роста. По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в январе-июне 2008 г. к соответствующему периоду предыдущего года составил 8,0%. Вместе с тем после устойчивого роста в январе-апреле в мае-июне наметилась тенденция замедления темпов экономического роста, в результате во II квартале прирост ВВП составил 7,6% против 8,5% в I квартале 2008 г. Оценка очищенных от сезонного и календарного факторов еже месячных приростов ВВП показывает тенденцию их замедления с 0,8% в I квартале до 0,5% во втором, что обусловливалось замедлением динамики инвестиций, строительства (особенно жилищного), промышленного производства (особенно обрабатывающего).

В первом полугодии 2008 г. рост промышленного производства составил 5,8% к соответствующему периоду 2007 г. В целом в январе-июне 2008 г. динамика промышленного производства была крайне не устойчива. Максимальный прирост наблюдался в апреле - 9,2%, минимальный в июне - 0,9%. Неустойчивость роста подтверждается динамикой очищенного от сезонного и календарного факторов среднемесячного прироста (колебался от прироста на 1,1% в феврале до снижения в июне на 0,9%). Снижение темпов роста промышленного производства обусловлено замедлением обрабатывающих производств.

Рост реальных располагаемых доходов населения в первом полугодии 2008 г. к соответствующему периоду предшествующего года составил 8,1% при заметном замедлении во II квартале - до 6,9% против 9,4% в I квартале. Негативное влияние на рост реальных доходов оказывало заметное ускорение роста цен. Рост реальной заработной платы в январе-июне 2008 г. показывал более высокую динамику (прирост в I квартале -13,4%, во II квартале - 12,7%), в целом за I полугодие - 13,0%.

В отличие от инвестиционной сферы потребительский рынок демонстрировал достаточно устойчивый рост, несмотря на замедление роста потребительского кредита. В январе-июне 2008 г. рост розничной торговли систематически опережал рост денежных доходов населения. Рост потребительского спроса поддерживался снижением нормы сбережений населения.

Экспорт товаров в январе-июне 2008 г., по оценке Банка России, увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 54,4% (в январе-июне 2007 г. - на 8,0%). Прирост экспорта в основном обусловлен продолжающимся ростом мировых цен на нефть. Импорт товаров в январе-июне 2008 г., по оценке Банка России, увеличился на 41,5% (в январе-июне 2007 г. - на 36,8%). Важнейшими факторами высокого роста импорта продолжали оставаться высокий рост инвестиционного и потребительского спроса, а также повышение импортных цен в долларовом выражении.

За I полугодие (из расчета июнь 2008 г. к декабрю 2007 г.) реальное укрепление рубля к доллару составило 8,45%, укрепление реального эффективного курса рубля, по оценке Банка России, - 2,9%.

За I полугодие текущего года (в условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры на основные товары российского экспорта, а во II квартале и в условиях возобновления притока капитала) прирост международных резервов составил 90,396 млрд. долл. (в январе-июне 2007 г.- 102,108 млрд. долл.). На 1 июля 2008 г. объем международных резервных активов составил 568,286 млрд. долл.

За I полугодие 2008 г. инфляция составила 8,7% (год назад - 5,7%). После прироста цен по 1,4% в апреле-мае в июне 2008 г. инфляция на потребительском рынке составила 1% (за июнь 2007 г - 1%). В июне вдвое замедлился рост цен на продовольственные товары - до 1,1% после прироста на 2-2,2% в предыдущие три месяца.

В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:

• адаптацией к снижению мировых нефтяных цен и цен на металлы в условиях ограниченных возможностей по наращиванию физических объемов экспорта энергоносителей и основных сырьевых товаров;
• усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
• уменьшением технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
• необходимостью модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
• активизацией инновационно-инвестиционной компоненты роста;
• усилением дефицита на рынке рабочей силы, началом снижения с 2008 г. численности экономически активного населения при достаточно низком уровне безработицы.
• усилением конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2011 г. осуществлялась по двум основным вариантам (1 и 2) и двум дополнительным вариантам. В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009-2011 гг. предлагается второй вариант прогноза.

В основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть - умеренное снижение средней цены на нефть "Urals" с 112 долл. США за баррель в 2008 г. до 88 долл. в 2011 г.

Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1% в 2007 г. до 5,4-5,9% в 2010-2011 гг.

Вариант 2 (инновационный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009-2011 гг. прогнозируются на уровне 6,2-6,7%.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти и мировой экономической конъюнктуры.

Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается.

Если в 2004 г. 42% роста экономики обеспечивалось внешними факторами, то в 2007 г. их вклад в структуру роста не превысил 26%. На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1,3-1,5 процентных пункта прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 22-26% прироста ВВП.

Рост стоимостного объема экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.

Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

В рамках первого варианта развития ухудшение внешнеэкономических условий не компенсируется соответствующим улучшением качества экономического роста и конкурентоспособности российского бизнеса. Это ведет к снижению темпов роста до 5,4-6,0% в 2009-2011 гг.

Для стабилизации траектории экономического роста на уровне не ниже 6-7% в год, соответствующей второму варианту развития, необходимо существенное увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста.

Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от варианта 1 предполагает:

Первое - более активное поведение компаний по повышению конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в совместных с государством инновационных и структурных проектах. Повышение конкурентоспособности выражается в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и относительно более низкой эластичности импорта по внутреннему спросу.

Второе - формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье - проведение более активной социальной политики (в т.ч. в бюджетном секторе), что сдерживает увеличение дифференциации доходов.

Четвертое - эффективное использование инструмента госинвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ (в т.ч. реализации программ развития гражданской морской техники, гражданской авиации, федеральной космической программы, программы производства стратегических материалов и др.).

Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено до 0,2 процентных пункта прироста ВВП.

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики будет увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал. В 2009-2011 гг. предполагается увеличение бюджетного и частного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также повышение показателей инновационной активности.

В секторах здравоохранения и образования в среднесрочной перспективе предполагается рост частного финансирования в меру роста ВВП при некотором опережающем росте бюджетных расходов. Расходы на образование повышаются с 4,8% в 2008 г. до 5,6% в 2009-2011 гг. Этот рост связан с началом реализации системы преобразований, в том числе инновационных программ в образовании, развитии исследовательских вузов, программ поддержки талантливой молодежи и детей, образования инвалидов, непрерывного образования и начала модернизации системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В полной мере предусмотренные преобразования в сфере образования требуют увеличения расходов на образование в 2011 г. до 5,6-5,8% ВВП.

Добыча нефти. Учитывая понижающуюся динамику добычи нефти, она может составить в 2008 г. 492 млн. тонн. В условиях ухудшения структуры и качества разведанных запасов и перехода на позднюю стадию эксплуатации месторождений западносибирской провинции в варианте 1 в 2009-2011 гг. добыча нефти стабилизируется на уровне 497-500 млн. тонн. Предполагается, что в данном варианте принятые ранее налоговые новации не окажут существенного влияния на увеличение добычи нефти в новых нефтедобывающих провинциях, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) и высокий общий уровень налоговой нагрузки будет оказывать негативное влияние на инвестиции в освоение новых месторождений.

В варианте 2 в 2009 г. добыча нефти прогнозируется в объеме 503 млн. тонн (102,2% к уровню предыдущего года), а к 2011 г. она достигнет уровня 518 млн. тонн (100,8 % к предыдущему году).

В результате более интенсивного влияния принятых и намечаемых дополнительных налоговых новаций предполагается наращивание вклада в совокупные показатели российской добычи нефти со стороны новых провинций, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия). Предполагается сглаживание падающей динамики добычи в западносибирской нефтяной провинции за счет совершенствования организации добычи и перехода на меньшие, более сложные в освоении объекты, а также начало добычи нефти в российском секторе Каспийского моря.

В рамках данного варианта учитывается возможность соединения трубопроводной системы ОАО "Транснефть" с нефтепроводом Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и расширение пропускной способности системы КТК.

Экспорт нефти и нефтепродуктов. Экспорт нефти в варианте 1 увеличивается с 253 млн. тонн в 2009 г. до 256 млн. тонн в 2010-2011 гг..

В варианте 2 экспорт нефти увеличивается с 255 млн. тонн в 2009 г. до 262 млн. тонн в 2011 г.. Это обусловлено спросом на нефть на европейском рынке и дополнительным экспортом нефти на рынок АТР по трубопроводной системе "Восточная Сибирь-Тихий океан". Замедление темпов роста экспорта нефти связано с увеличением объемов переработки нефти и снижением темпов роста добычи нефти.

В варианте 1 предполагается тенденция снижения экспорта нефтепродуктов, связанная со стабилизацией объемов добычи нефти и возрастанием потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. В период 2009-2011 гг. прогнозируется снижение экспорта нефтепродуктов с 111,7 млн. тонн до 107 млн. тонн.

В варианте 2 предполагаемые мероприятия по реконструкции действующих нефтеперерабатывающих предприятий, увеличению производства качественных нефтепродуктов, реализации строительства новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств создадут условия для роста экспорта нефтепродуктов с 115,4 млн. тонн в 2009 г. до 117,8 млн. тонн в 2011 г.

Снижение инфляции. Для снижения инфляции принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров, меры по стимулированию конкуренции. С учетом снижения цен на зерно и другие товары на мировых рынках в текущем году, во II полугодии прогнозируется снижение роста внутренних цен на продукты до 2% против 8,9% год назад.

Вместе с тем, в 2008 г. в инфляции повысилась монетарная составляющая в связи высоким ростом денежного предложения в прошлом году и высокими инфляционными ожиданиями.

В среднесрочной перспективе на снижение инфляции нацелена комплексная программа, включающая в себя две группы мер.

Во-первых, меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, и мер по сдерживанию роста издержек, в том числе путем создания новых рыночных инструментов ограничения роста тарифов естественных монополий в условиях расширения масштабов дерегулирования и борьбы с рынками олигополии и развития конкурентной среды (на рынках нефтепродуктов, других материальных ресурсов).

Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе необходимо ограничить как рост денежной массы, так и обеспечить повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции - обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек.

Во-вторых, меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции путем ограничения роста денежной массы, стимулирования сбережений населения и регулирования спроса.

В результате проведения антиинфляционной политики целевая инфляция в 2009 г. снизится до 7,0-8,5%, в 2010 г. - до 5,5-7%. В 2011 г. инфляция снижается до 5-6,8%. Снижению инфляции будет способствовать прогнозируемое (в рамках 2 основного варианта) падение мировых цен на нефть в 2009-2011 гг..

Предполагается, что в результате принятых мер и снижения темпов роста потребительского спроса и денежного предложения монетарная составляющая инфляции понизится. Более резкое подавление инфляции методами денежно-кредитной политики ограничено угрозой падения темпов роста потребления и инвестиций, и тем самым экономического роста в целом.

Валютные резервы возрастут в 2008 г. примерно на 174 млрд. долл. США и достигнут при прочих равных условиях 650 млрд. долл. США. К 2011 г. в результате сжатия сальдо счета по текущим операциям рост резервов может снизиться до 20-25 млрд. долл. США.

Вариант 2а предполагает значительно более жесткие внешние условия для российской экономики, что проявляется в падении мировых нефтяных цен к 2011 г. до 75 долл. за баррель и ежегодном уровне чистого притока капитала, не превышающем 50 млрд. долл. США. Дефицит счета текущих операций в этих условиях увеличится к 2011 г. до 140 млрд. долл. США, а притока валюты будет недостаточно для предотвращения сокращения валютных резервов. При этом номинальный курс рубля будет снижаться сильнее, чем во втором варианте.

Экспорт и импорт товаров. Значение сальдо торгового баланса в последние годы определяется в большей степени изменениями "условий торговли", чем динамикой реальных торговых операций. За период с 2003 г. по 2008 г. агрегированная цена экспорта увеличилась более чем в 2 раза по отношению к агрегированной цене импорта прежде всего за счет роста цен на нефть.

Ускорение роста цен на нефть привело к значительному увеличению стоимостных объемов экспорта в 2008 г. Ожидается, что будет вывезено товаров на сумму 525 млрд. долл. США. Номинальный рост экспорта составит более 48%, в то время как физический рост поставок не увеличится более чем на 3%. Стоимостной рост импорта (в долларах США) увеличится в 2008 г. на 38%, однако в отличие от экспорта основной вклад в этот рост будет сделан реальным ростом поставок продукции, которые вырастут на 23%.

В 2009-2011 гг. прогнозируется, что "условия торговли" начнут ухудшаться вслед за снижением цены на нефть и к 2011 г. будут на 13% хуже, чем в 2008 г. Это резко снизит значения положительного сальдо торгового баланса - к 2011 г. профицит сократится до менее 20 млрд. долл. США с 217 млрд. долл. США в 2008 г.

Экспорт после сокращения в 2008 г. будет находиться в 2009-2011 гг. в диапазоне 502-510 млрд. долл. США. При этом физический рост экспорта будет составлять 2-4% в год. Наиболее значительно к 2011 г. по сравнению с 2007 г. увеличится экспорт машин, оборудования и транспортных средств (в 1,6 раза), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 1,4 раза). После сокращения в 2008 г. экспорт товаров ТЭК начнет несколько увеличиваться (1-2% в год).
Импорт вырастет с 223 млрд. долл. США в 207 г. до 490 млрд. долл. в 2011 г. В период 2009-2011 гг. физические темпы роста импорта будут постепенно замедляться, сократившись с 23% в 2008 г. до 11,5% в 2011 г. Это замедление будет связано не только со снижением роста внутреннего спроса и темпов укрепления реального курса рубля, но и с динамикой импорта потребительской продукции, где существует потенциал переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Начало процессов импортозамещения можно ожидать в пищевой промышленности, производстве бытовой техники, автомобилестроении. Таким образом, импорт потребительской продукции будет постепенно вытесняться с внутреннего рынка, его рост замедлится с 16% в 2007 г. до 7% в 2011 г. Импорт будет ориентирован на приобретение высокотехнологичной продукции (доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 27,6% в 2007 г. до 31,4% в 2011 г.) и на товары промежуточного использования (рост доли с 34,7% до 37,7%).

Инвестиции в основной капитал. В 2008-2011 гг. инвестиционная активность в экономике сохранится на высоком уровне. За указанный период среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал составят от 12% до 14%, в целом увеличатся в 1,6-1,7 раза к уровню 2007 г. в зависимости от варианта развития.

2. О проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."

Основные цели бюджетной и налоговой политики на 2009-2011 гг.:

• сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования и сбалансированного развития экономики в целом;
• усиление роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения;
• обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
• создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования и здравоохранения, ускорение инновационного развития страны.
• повышение эффективности налоговой системы и ее направленности на интеграцию в международные налоговые отношения;
• кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет реструктуризации бюджетного сектора, реализации мер по повышению качества государственных услуг и росту производительности труда в государственном секторе;
• формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;
• развитие механизмов частно-государственного партнерства;
• обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развитии;
• повышение финансовой прозрачности государственного сектора.

Бюджетная и налоговая политика направлена на восстановление сбалансированного развития экономики, играя тем самым важную роль в снижении инфляции.

Бюджетная и налоговая политика на 2009-2011 гг. впервые в полном объеме сформирована и будет реализована в условиях применения механизмов "скользящей трехлетки", что позволит обеспечить для трехлетнего периода ее предсказуемость и преемственность, ориентацию на достижение стратегических целей государственной политики, максимально эффективное и взаимоувязанное использование финансовых ресурсов и мер регулирования для решения приоритетных задач.

В то же время для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета и усиления его роли в развитии экономики требуется дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования.

В этих целях Правительство Российской Федерации приступило к разработке Долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2023 г.

Долгосрочное бюджетное планирование позволит сформулировать долгосрочные приоритетные цели и задачи бюджетной политики, для достижения которых необходимо использовать различные финансовые инструменты, в том числе через мобилизацию бюджетных ресурсов.

В 2009-2011 гг. объем доходов и расходов федерального бюджета существенно возрастет при тенденции к снижению их доли в ВВП.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации* 

Показатели

2009

2010

2011

Доходы, всего

18 310,4

20 146,1

22 378,5

%% к ВВП

35,6

34,1

33,1

Федеральный бюджет

7 945,1

8 112,5

8 837,3

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации*

3 320,8

4 186,2

4 796,0

Консолидированные бюджеты субъектов РФ*

6 527,0

7 260,3

8 083,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования*

517,5

587,1

661,8

Расходы, всего

16 371,4

18 693,3

20 797,7

%% к ВВП

31,8

31,6

30,8

Федеральный бюджет*

6 042,7

6 699,2

7 316,0

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации*

3 334,9

4 187,1

4 776,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ*

6 476,3

7 219,9

8 043,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

517,5

587,1

661,8

Профицит (дефицит), всего

1 939,0

1 452,8

1 580,8

%% к ВВП

3,8

2,5

2,3

______________
* с учетом перечислений межбюджетных трансфертов

Предложенные параметры обеспечивают сбалансированность федерального бюджета в среднесрочной перспективе.

Отклонение прогноза доходов федерального бюджета на 2009 и 2010 гг. по сравнению с ранее утвержденными параметрами в значительной степени обусловлено изменением прогноза цены на нефть.

3. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исходной базой составления бюджета Фонда являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 г. сформирован по доходам в сумме 3217,5 млрд. руб. (6,3% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 51475 млрд. руб.) и по расходам в сумме 2911,1 млрд. руб. (5,7% к объему ВВП).

Расходы на выплату базовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) определены в соответствии с уточненными индексами потребительских цен, а также с учетом доведения в 2009 г. размера социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера.

Учтены средства федерального бюджета на увеличение с 2009 г. действующих расходных обязательств: на увеличение размера компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами с 500 до 1200 руб., на увеличение размера пособия на погребение с 1000 до 4000 руб. с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции.

Учтены средства федерального бюджета на исполнение принимаемых с 2009 г. расходных обязательств: на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов по уходу за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом, или за лицом, достигшим возраста 80 лет, периодов проживания супругов военнослужащих и супругов работников, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в местах, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, на выплату страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим и федеральным государственным служащим, на увеличение размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходов на выплату страховой части трудовой пенсии в части, не обеспеченной страховыми взносами, предусмотрено за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду на цели покрытия дефицита бюджета ПФР.

4. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации прогнозируются:

• на 2009 г. в сумме - 445 133,6 млн. руб., трансферты Фонду из федерального бюджета составляют 70 568,4 млн. руб.;
• на 2010 г. в сумме - 520 578,8 млн. руб., трансферты Фонду из федерального бюджета составляют 89 369,2 млн. руб.;
• на 2011 г. - в сумме 591387,9 млн. руб., трансферты Фонду из федерального бюджета составляют 114 194,3 млн. руб.

В проекте бюджета Фонда учитываются доходы от ЕСН, зачисляемые в Фонд, на 2009 г. в сумме 277 388,3 млн. руб., на 2010 г. - 321 864,2 млн. руб., на 2011 г. - 356 302,2 млн. руб.

Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, зачисляемые в Фонд, определены на 2009 г. в сумме - 12 506,8 млн. руб. (на 2 219,1 млн. рублей выше предусмотренного в бюджете), на 2010 г. в сумме - 14 328,3 млн. руб. (на 2 124,4 млн. руб. выше предусмотренного в бюджете) и на 2011 г. в сумме -16 246,0 млн. руб.

Рост расходов по обязательному социальному страхованию к утвержденным, в основном обусловлен увеличением расходов на выплату пособий (публичных нормативных обязательств) в связи с ростом фонда оплаты труда и числа получателей.

При определении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности учитывались нормы Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", при этом минимальный размер оплаты труда принимался на 2009 г. в сумме 4 330 руб. Дополнительные расходы за счет роста МРОТ определены в 2009 г. в сумме 3,0 млрд. руб. На последующие годы минимальный размер оплаты труда индексировался на индекс роста потребительских цен с увеличением на 3 процентных пункта ежегодно.

В общем объеме расходов на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены средства на выплату пособий по беременности и родам женщинам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев.

Законопроектом установлены максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности в размере в 2009 г. 18 720 руб., в 2010 г. - 20 030 руб., в 2011 г. - 21 390 руб., максимальные размеры пособия по беременности и родам соответственно по годам 25 390 руб., 27 170 руб. и 29 020 руб.

Расходы на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, пособий при рождении ребенка и единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, определены в соответствии с нормами Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с ежегодной индексацией на индекс потребительских цен текущего года и увеличения числа получателей в связи с прогнозируемым ростом рождаемости.

Законопроектом предусматриваются дополнительные средства на увеличение размера социального пособия на погребение с 1,0 тыс. руб. до 4,0 тыс. руб. с 1 января 2009 г. На последующие года размеры пособий определялись с ежегодным ростом на индекс потребительских цен соответствующего года: в 2010 г. - на 107,0%, в 2011 г. - 106,8%.

Расходы на оздоровление детей запланированы с учетом оплаты 5,3 миллионов путевок в оздоровительные лагеря различных типов для детей застрахованных граждан. На эти цели предусматривается направить средства обязательного социального страхования в сумме: в 2009 г. - 19 538,4 млн. руб., в 2010 г.- 21 701,9 млн. руб. и в 2010 г. - 23 998,3 млн. руб.

На реабилитацию застрахованных граждан (долечивание) непосредственно после стационарного лечения в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации в 2009 г. предусмотрено 4 712,3 млн. руб., в 2010 г. - 5 042,1 млн. руб. и в 2011 г. - 5 385,0 млн. руб. Предполагается оплачивать ежегодно 185 тысяч путевок для застрахованных граждан.

Проектом бюджета предусмотрены средства на строительство двух центров реабилитации Фонда в Дальневосточном федеральном округе на 200 и 100 мест для создания комплексной системы реабилитации застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве. В 2009 г. на эти цели предполагается направить 280,0 млн. руб., в 2010 г. - 350,0 млн. руб. и 2011 г. - 130,0 млн. руб.

Законопроектом устанавливается сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 г. в размере 56 200 руб., на 2010 г. - 60 100 руб., на 2011 г. - 64 200 руб.

Расходы на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусмотрены в общей сумме до 2 000 млн. руб. ежегодно в 2009-2011 гг.

5. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. сбалансирован по доходам и расходам и соответствует следующим основным характеристикам:

• в 2009 г. - 119 313 242,0 тыс. руб.,
• в 2010 г. - 137 958 769,0 тыс. руб.,
• в 2011 г. - 157 923 335,0 тыс. руб.

Прогнозируемые в бюджете ФОМС доходы от поступления единого социального налога составляют в 2009 г. в сумме 109 370 900,0 тыс. руб., в 2010 г. - 127 572 200,0 тыс. руб., в 2011 г. - 146 986 700,0 тыс. руб.

Объемы межбюджетных трансфертов, передаваемые в 2009-2010 гг. из федерального бюджета бюджету ФОМС, уточнены с учетом ожидаемой оценки исполнения бюджета ФОМС за 2008 г., а также переноса из бюджета ФОМС на 2009-2011 гг. в федеральный бюджет расходов на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам первичного звена в связи с изменением механизма их предоставления субъектам Российской Федерации с 2009 г.

Уточненные объемы межбюджетных трансфертов на 2009-2010 гг. составят соответственно 8 650 806,0 тыс. руб., 8 905 074,0 тыс. руб., на 2011 г. объем межбюджетных трансфертов составит 9 238 619,0 тыс. руб., в том числе на:

• обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) объемы средств на 2009-2010 гг. соответствуют аналогичным показателям, утвержденным Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.". Потребность в бюджетных ассигнованиях на 2011 г. в сумме 4 347 870,7 тыс. руб. определена с учетом индексации на прогнозируемый уровень потребительских цен аналогичного показателя, предусмотренного на 2010 г.
• проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 4 000 000,0 тыс. руб. ежегодно;
• проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исходя из численности указанных детей в количестве 540 000 человек, в 2009 г. увеличен на 507 856,8 тыс. руб., в 2010 г. - на 492 834,0 тыс. руб. На 2011 г. на указанные цели предусмотрено 890 748,3 тыс. руб.

6. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. положены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 г.

Предлагается установить, что в 2009 г. и в плановый период 2010-2011 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г.".

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2008 г.

Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.

Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в 2009 г. составит 56 928,3 млн. руб., в 2010 г. - 61 375,2 млн. руб., в 2011 г. - 65 428,8 млн. руб. и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.

В 2009 г. и плановом периоде 2010-2011 гг. при сохранении таких же, как и в 2008 г., размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска составит 0,5% к начисленной оплате труда. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2009 г. - 65 677,2 млн. руб., в 2010 г. - 74 033,1 млн. руб., в 2011 г. - 82 430,7 млн. руб., что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством. За счет превышения страховых взносов над расходами формируются средства для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в период совершенствования данного вида страхования

7. О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг." отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством России экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 г. и в период 2010 и 2011 гг. исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 г. (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 гг., три из которых основываются на прогнозах Правительства Российской Федерации.

В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2009 г. среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель.

В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал - на 10%, а объем ВВП - на 5,7%.

В рамках второго варианта в 2009 г. предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта "Юралс" до 90 долларов США за баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 3 раза. Прирост валютных резервов существенно замедлится.

При ухудшении внешних условий темпы роста основных экономических показателей в 2009 г. будут ниже, чем в предшествующем году. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9%. Предполагается замедление темпов прироста инвестиций в основной капитал до 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.

В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 г. цена на российскую нефть снизится до 95 долл. США за баррель.

Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет практически таким же, как в 2008 г., а импорт увеличится. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.

По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности - в 2009 г. темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.

Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 г. составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.

На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал - 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.

В соответствии с прогнозом на среднесрочную перспективу предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 г. может составить: по первому варианту 60 долларов США за баррель; по второму - 75 долларов США за баррель; по третьему - 88 долларов США за баррель; по четвертому -122 доллара США за баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта ВВП может расти в 2010 и 2011 гг. темпами 5,5-7,1%, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг. Правительство России и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 г. до 7,5-8,5%, в 2010 г. - 5,5-7,0%, а к 2011 г. выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8,0% в 2009 г., 4,5-6,2% в 2010 г. и 4,5-6,1% в 2011 г.

Расчеты по денежной программе на 2009-2011 гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса.

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием, как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению.

В 2009-2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

20 августа 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.