Версия для слабовидящих

27 сентября 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«Страна вступила в достаточно ответственный и длительный период предвыборной кампании, дебатов, выборов в различные органы и структуры власти – высшие. Это очень ответственный период в жизни страны и общества, и от того, насколько эффективно будет работать Правительство России, очень многое зависит – и в экономике, и в социальной сфере».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Многие из вас были на съезде партии «Единая Россия». Я там говорил и хочу повторить здесь ещё раз: страна вступила в достаточно ответственный и длительный период предвыборной кампании, дебатов, выборов в различные органы и структуры власти – высшие. Это очень ответственный период в жизни страны и общества, и от того, насколько эффективно будет работать Правительство России, очень многое зависит – и в экономике, и в социальной сфере. Я прошу вас всех достойно исполнять свой служебный долг до конца, до того момента, когда не начнётся формирование нового Правительства, повысить дисциплину и ответственность.

В связи с отставкой Алексея Леонидовича Кудрина этот финансово-экономический блок по линии руководства в Правительстве будет курировать Шувалов Игорь Иванович. В самом министерстве нужно руководить процессом тоже, и обязанности министра будет исполнять Антон Германович Силуанов. Антона Германовича все знают, он давно работает в министерстве: хороший, крепкий специалист. И то и другое, разумеется, согласовано с Дмитрием Анатольевичем Медведевым – это наше общее решение. Надеюсь, что никаких сбоев в работе не будет.

Давайте мы обменяемся оперативной информацией о том, что сейчас наиболее актуальным является из текущей нашей работы.

Министерство экономического развития вносит законопроект, упрощающий процедуру предоставления земель для строительства. (Обращаясь к Э.С.Набиуллиной). Пожалуйста, прокомментируйте.

Э.С.Набиуллина: Этот законопроект подготовлен во исполнение плана по сокращению административных барьеров в области строительства. Мы этот законопроект у Дмитрия Николаевича Козака обсуждали, и он внесён Правительством в Думу в согласованном виде, в виде поправок ко второму чтению. Это серьёзный закон, который изменяет порядок предоставления государственных и муниципальных земель. Задача законопроекта – сделать все процедуры предоставления земель более прозрачными для инвесторов, для граждан, снизить возможность злоупотреблений при распоряжении земельными участками и вовлечь в оборот неиспользуемые земли.

Первое новшество заключается в том, что вводятся требования о предоставлении земельных участков на торгах. Раньше, с 2005 года, такое требование существовало для земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а в остальных случаях в основном была такая индивидуальная процедура, которая занимает, в зависимости от регионов, от одного до трёх лет, и заявитель собирает множество согласований, заключений. Законопроект, который внесён, предусматривает закрытый перечень случаев, когда участки предоставляются без торгов: это под строительство инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, для разработки недр, а в остальных случаях без торгов невозможно. При этом вводится и процедура электронных торгов по земле. При этом для того чтобы для инвесторов были более прозрачными процедуры, органы власти обязаны публиковать в сети Интернет информацию о свободных землях, и если у потенциальных инвесторов появляется интерес, то органы власти обязаны эти земли выносить на торги, таким образом сделать всё это более доступным.

Что касается граждан, то в законопроекте устанавливается порядок бесплатного предоставления земельных участков по основаниям, которые были в законе. Такие основания были и раньше, но не был установлен порядок, и граждане часто не могли воспользоваться своими правами. Вот сейчас такой чёткий порядок устанавливается. Кроме того, предусматриваются и дополнительные случаи предоставления гражданам земель бесплатно, в том числе предусматриваются полномочия субъектов Российской Федерации устанавливать перечень профессий, по которым земли предоставляются бесплатно. Так, можно будет решить проблемы, например, специалистов на селе (то, о чём Вы давали поручение) – для специалистов, которые приглашаются в сельскую местность и в малонаселённые территории - такое полномочие субъектов Федерации устанавливается.

Кроме того, сейчас органы власти зачастую говорят о недостатке финансовых средств, времени для оформления земельных участков, чтобы предоставлять их инвесторам. Законопроект даёт возможность потенциальным инвесторам самим формировать эти участки. Определён закрытый перечень согласований, необходимых документов для формирования этих земельных участков.

Ещё одно важное новшество – процедура предоставления земельных участков для комплексного освоения. Такая процедура крайне востребована. Она сейчас законом установлена только для жилищного строительства, и такой круг расширяется для комплексного освоения, для строительства промышленных и торговых объектов. Мы надеемся, что законопроект достаточно быстро будет рассмотрен в Думе и будет одним из важнейших шагов по сокращению административных барьеров для инвестиционных проектов.

В.В.Путин: Хорошо. Игорь Иванович, что у нас с авиационным топливом, керосином? Какая ситуация сейчас?

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович! В конце августа–начале сентября в связи с напряжённостью с поставками авиатоплива в аэропорты московского авиаузла Вы дали поручение о стабилизации ситуации с поставками, и это поручение было выполнено. На том этапе напряжённость с поставками была вызвана, в том числе, перебоями с поставками по железной дороге. В настоящее время эта острота устранена и по итогам проведённой работы оперативно решены вопросы, связанные с обеспечением московского авиаузла авиатопливом. Вместе с тем работа, которая была проведена в Правительстве, в Министерстве транспорта, показала и наличие системных проблем, по которым Правительством неоднократно давались поручения.

Одним из ключевых вопросов является фактическая монополизированность рынка услуг по поставкам топлива в аэропорты. В большинстве российских аэропортов деятельность осуществляется одним топливозаправочным комплексом, который единолично доминирует на этом рынке и, по сути, авиаперевозчикам уже безальтернативно предоставляются эти услуги. Кроме того, по результатам анализа тарифов аэропортов, как установленных Федеральной службой по тарифам России (это около 25% аэропортов), так и установленных самостоятельно ТЗК, действующими в этих аэропортах (это 75%), стоит отметить, что при сопоставимом технологическом процессе региональная дифференциация зачастую является необоснованной и обращает на себя внимание. Таким образом, скажем, в Улан-Удэ эти цифры вырастают до 4322 рублей за тонну, очень значительные цифры, в Волгограде – 5 тыс. рублей, в Пулково в Петербурге – 1 тыс. рублей, в Шереметьево – почти 1700 рублей.

При этом обращает на себя внимание то, что в ряде случаев стоимость услуг по хранению (скажем, в Шереметьево – это 400 рублей, а в аэропорту Минеральные Воды – 1473 рублей) превышает даже стоимость услуг по заправке. В тех же Кавминводах заправка стоит 1484 рубля. На основании изложенного, мы просим, Владимир Владимирович, дать дополнительные поручения Минтрансу России, Минэкономразвития принять конкретные меры по созданию альтернативных ТЗК. Даже сам факт начала работы приведёт к стабилизации рынка. Минтрансу России – обеспечить создание в основных аэропортах резерва топлива в объёме, необходимом для обеспечения бесперебойной работы, для гарантии бесперебойной работы в течение до 10 суток. Минтрансу, Федеральной налоговой службе, ФСТ – ускорить утверждение порядка введения раздельного учёта затрат по услугам ТЗК, потому что подчас эти данные обобщаются ТЗК, и очень сложно разобраться в структуре затрат. Кроме того, мы предлагаем ФСТ обеспечить установление тарифов на услуги ТЗК во всех аэропортах, где отсутствуют альтернативные ТЗК. Пока в аэропортах не появились альтернативные ТЗК, ФСТ вправе регулировать стоимость этих услуг, с тем чтобы простимулировать процесс создания альтернативных ТЗК.

Кроме того, ФСТ, конечно, необходимо провести анализ обоснованности установленных тарифов и унификацию подходов к их установке. Как мы видим, в настоящее время это подчас формируется без экономического обоснования. Просим, Владимир Владимирович, такие предложения поддержать. Они носят системный характер. Конечно, потребуется время на их реализацию, но это необходимо сделать.

В.В.Путин: Хорошо, ладно. Спасибо.

Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), по мерам стимулирования наиболее успешных наших коллег в регионах, по дотациям, которые мы предусмотрели дополнительно для регионов, которые демонстрируют хорошие результаты по наполнению своих бюджетов.

Д.Н.Козак: Владимир Владимирович, это решение, которое Вами принято, является, считаю, важнейшим решением повышения эффективности региональной политики Правительства Российской Федерации. Напомню, что постановление Правительства предусматривает выделение грантов субъектам Российской Федерации, которые наиболее динамично наращивают собственный налоговый потенциал. При этом сделано исключение из этого состава налогов, которые дополнительно поступают в региональный и федеральный бюджеты: исключены сырьевые доходы, нефтегазовые доходы. Только за счёт роста промышленного производства и других производств, а также по показателю роста промышленного производства и роста инвестиций в регион 20 наиболее успешных, наиболее динамично развиваются, то есть, повторяю: в динамике. Не те, которые уже сегодня достигли соответствующих позиций, а те, которые за последние три года демонстрировали наилучший результат по наращиванию собственного экономического потенциала поощряются в 2011 году в размере 10 млрд рублей на 20 субъектов Российской Федерации.

По предварительной оценке, за 1-е место субъекты Российской Федерации будут получать грант в размере 2 млрд рублей, за 20-е место – 233 млн рублей. Это существенный, привлекательный размер гранта, который будет заменять те потери, которые несут субъекты Российской Федерации: в случае, если они наращивают потенциал, они теряют объём дотаций из фонда финансовой поддержки региона, который предоставляется из федерального бюджета. Это будет существенно стимулировать субъекты Российской Федерации к созданию новых рабочих мест, новых производств, наращивать доходы в региональный и федеральный бюджеты и постепенно отказываться от финансовой помощи из федерального центра. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что финансовая помощь из федерального центра, помощь из вышестоящего бюджета как минимум в 2 раза менее эффективна с точки зрения интересов жителей соответствующего региона. Когда мы помогаем, решаем социальные проблемы за счёт финансовой помощи, это не создаёт рабочие места, не создаёт новые зарплаты и так далее. Если они будут этим заниматься, это очень важно. Вот это всего три показателя, которые позволяют замотивировать регионы к динамичному развитию.

В связи с этим нам необходимо ещё раз вернуться к вопросу о пересмотре того множества (нескольких сотен) показателей эффективности деятельности регионов, на которые мы выдаём всего 1 млрд рублей для поощрения в виде мелких, совсем непривлекательных грантов. Их огромное множество дезориентирует субъекты Российской Федерации по приоритетам и целям своей деятельности. Министерству регионального развития было такое поручение, я думаю, что в ближайшее время мы вернёмся к этому вопросу.

В.В.Путин: Спасибо. У нас Совет по грантам при Правительстве Российской Федерации провёл второй открытый конкурс, подвёл итоги второго открытого конкурса. Напомню, что это гранты, которые предоставляются конкретным учёным в сумме до 150 млн рублей на проведение конкретной работы. Каковы результаты, Андрей Александрович?

А.А.Фурсенко: Я напомню, что гранты идут в рамках 220-го постановления Правительства. Первый конкурс был проведён год назад, и было создано примерно 40 лабораторий в различных вузах. В этом году в конкурсе приняли участие 517 ведущих учёных совместно со 176 образовательными учреждениями. Уровень конкурса был даже выше, чем первый: 39 победителей, из них 19 учёных имеют российское гражданство (из них 13 – двойное гражданство). Среди зарубежных учёных 10 имеют гражданство США, шесть – граждане Франции и четыре гражданина ФРГ. Действительно выдающиеся учёные… Среди победителей два лауреата Нобелевской премии. Один будет работать в МГУ, астрофизик, второй, японец, – в Сибирском федеральном университете, специалист по биологии. В разных областях победители…

Я хотел бы всё-таки назвать троих – один из них итальянец Маккиарини Паоло. Это человек, который впервые вырастил из стволовых клеток трахею и пересадил её пациенту. Это была первая уникальная операция. Одновременно с тем, что он выдающийся учёный, он ещё и действующий хирург, будет работать в Кубанском государственном медицинском университете у наших коллег. Он относительно молодой человек – ему 52 года. И одновременно с тем, что он создаст лабораторию, он будет проводить и практическую медицинскую работу.

Два наших бывших соотечественника работают сейчас в Соединённых Штатах. Один приезжает, создаёт лабораторию в Санкт-Петербургском политехническом университете, а второй – в базовом факультете Курчатовского института в Московском физтехе. Это специалисты по нейродегеративным заболеваниям – болезням Альцгеймера и так далее. Это тоже ведущие в мире специалисты.

И в результате (что очень важно) вот эти лаборатории практически сейчас во всех округах. В общей сложности 42 университета из 18 регионов страны создают эти лаборатории, и примерно 2 тыс. человек, наших молодых специалистов, работают в этих лабораториях, причём получают опыт, обмениваются опытом. И по первым результатам мы видим, что это действительно повышает уровень и научных исследований, и образования в этих университетах.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

У нас неплохие результаты в сфере демографии: на 6%, по-моему, смертность снизилась, и отмечается существенный естественный прирост населения. Я бы попросил, Татьяна Алексеевна, вас прокомментировать, что там происходит, поподробнее.

Т.А.Голикова: Да, действительно у нас в августе этого года родились 173,2 тыс. детей, это на 8,5% больше, чем в августе прошлого года. И надо сказать, что это самый высокий месячный показатель после 1991 года. При этом превышение рождаемости над августом прошлого года зафиксировано в 72 регионах Российской Федерации, в 33 из них рождаемость более чем на 10% превысила показатели августа прошлого года. Я хочу сказать, что это такие регионы, как Калининградская область – 33,6% превышение над августом прошлого года, Республика Алтай, Республика Северная Осетия – Алания, Новгородская область и Москва, я называю по мере убывания, но всё равно выше 10%.

Что касается смертности, то смертность в августе на 15,4% меньше, чем в августе прошлого года. И здесь следует сказать о том, что август прошлого года был аномальным с точки зрения жары и соответственно показатели смертности в отдельных округах и территориях были достаточно высокими. И если в среднем по Российской Федерации в августе, как я сказала, снижение смертности составило 15,4%, то на тех территориях, где были высокие показатели смертности в августе прошлого года, рекордные показатели снижения смертности сейчас, в августе этого года. Центральный округ – снижение смертности 25,3%, Приволжский – 22,4%, самые высокие показатели снижения смертности в Липецкой области – 39,4% по сравнению с августом прошлого года, Москва – 38,2%, Тамбовская, Воронежская, Рязанская, Самарская, Волгоградская, Республика Марий Эл – снижение от 30 до 35% .

И, как Вы правильно сказали, в целом за восемь месяцев снижение показателей смертности по России составило 6,1%. Второй раз после 1991 года в августе мы получаем естественный прирост населения. Первый раз это было в августе 2009 года, но тогда превышение рождаемости над смертностью составило 1 тыс. человек, сейчас превышение рождаемости над смертностью составило 10,7 тыс. человек. Это действительно рекордные показатели, после 1991 года это первый такой показатель.

И показатели естественной убыли населения за весь восьмимесячный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 35%. Что касается показателей младенческой смертности, здесь тоже идёт снижение по сравнению с прошлым годом – за восемь месяцев на 4,1%, коэффициент младенческой смертности сейчас составляет 7,2%, в прошлом году он был 7,6%. Если говорить о традиционных заболеваниях, показатели снижения смертности, по которым мы мониторим в рамках национального проекта «Здоровье», я имею в виду сердечно-сосудистые, онкологические, дорожно-транспортные происшествия, туберкулёз, то здесь по мере того, как я называла: сердечно-сосудистые за восемь месяцев – снижение на 7,6%, онкологические – на 1,9% (они всегда у нас колеблются, но тем не менее на протяжении последних месяцев мы наблюдаем снижение), ДТП – несмотря на то, что в последнее время мы с вами видим достаточно серьёзные, с большим количеством человеческих жертв дорожно-транспортные происшествия, тем не менее снижение смертности за восемь месяцев составляет 5,8%, и показатели по снижению смертности от туберкулёза тоже составляют 6,7% за восемь месяцев. Так выглядит демография на сегодняшний день. И в заключение этой части хочу сказать, что естественный прирост достигнут в 44 субъектах Российской Федерации больше, чем 50%, и в прошлом году…

В.В.Путин: В каких субъектах?

Т.А.Голикова: 44 региона…

В.В.Путин: 44 субъекта.

Т.А.Голикова: Естественный прирост, то есть больше, чем 50% регионов Российской Федерации. Мы в рамках второго этапа реализации концепции демографической политики мониторим ситуацию в регионах: какие меры они там принимают, что... В принципе с начала этого года практически все регионы России приняли дополнительные решения по поддержке семей и по денежным компенсациям или денежным выплатам в дополнение к материнскому капиталу. Понятно, что это не прямое влияние, очевидно, но тем не менее меры, которые принимают регионы, сказываются на позитивной демографической ситуации России.

В.В.Путин: Хорошо. Это приятно слышать.

У нас приближается пора подвести итоги по сбору урожая и в целом по работе агропромышленного комплекса. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что спад в сельском хозяйстве, который возник в результате двух лет аномальной жары и засухи (особо тяжёлой в прошлом году), преодолён. Оценка по итоговому сбору зерновых – на уровне 90 млн т.

Напомню, что в прошлом году у нас было 61 млн, а в позапрошлом было чуть больше, по-моему, 96 млн, но 90 – это очень хороший показатель, результат. Этот объём позволит не только полностью обеспечить внутренний рынок, но и вернуть Россию в число лидеров по экспорту зерновых. Конечно, этот результат - прежде всего заслуга тружеников села, но надо сказать, что, конечно, и Правительство в трудные времена подставило плечо селянам, поддержало их. Мы помогли многим хозяйствам не только в текущей работе, но и помогли им сохранить потенциал роста, развития, что очень важно.

Объём федеральной поддержки АПК в 2011 году был увеличен до рекордных значений – 163 млрд рублей, и, как мы видим, эта поддержка в прямом смысле этого слова пошла на пользу.

В проекте бюджета на будущий год мы также заложили весомые ассигнования на эти цели – порядка 170 млрд рублей. При этом особо отмечу: механизмы поддержки сельского хозяйства, конечно, необходимо совершенствовать. Одним из направлений такой работы должно стать формирование долгосрочных программ развития отрасли с чётким обозначением приоритетов на длительную перспективу. Мы сегодня рассмотрим поправки в законодательство, позволяющие расширить горизонт планирования в этой сфере, с тем чтобы с 2013 года приступить к новому этапу государственной программы развития сельского хозяйства. Она у нас сейчас есть, действует до 2012 года включительно.

Ещё один важный вопрос, который мы сегодня рассмотрим в ходе работы, – это Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Сразу скажу, что этот интеграционный проект уже приносит реальные, практические результаты. Объём взаимной торговли в едином экономическом пространстве уверенно растёт, при этом мы продолжаем работу над формированием долгосрочной правовой базы союза. И здесь каждый вопрос важен. Необходимо настроить все процедуры на интересы бизнеса и граждан, тем более что уже совсем скоро нам предстоит сделать ещё один шаг – уже к Единому экономическому пространству.

В сфере таможенного регулирования нам нужно широко использовать самые современные технологии. Речь идёт о создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли. Соответствующее трёхстороннее соглашение нам необходимо сегодня тоже рассмотреть. Его вступление в силу позволит существенно упростить процедуру оформления торговых отношений, сделать их удобнее для тысяч, тысяч российских, белорусских и казахстанских предприятий.

Давайте начнём работать. 

Дополнительные материалы по теме