В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
4 августа 2008
В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства РФ 4 августа 2008 года
Стенограмма начала заседания:
В.В. Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Игорь Иванович (обращаясь к И.И. Сечину), Вы на Кубе были. Расскажите о результатах поездки. Там, насколько я знаю, с Вами была большая группа бизнесменов. Пожалуйста.
И.И. Сечин: В соответствии с Вашим поручением об активизации работы Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с Кубой с 30 июля по 1 августа я находился в Гаване во главе делегации, в которую входили руководители ряда министерств, ведомств и российских компаний. Состоялась встреча с главой кубинского государства Раулем Кастро. Он передавал большой привет Вам. Считает, что основа российско-кубинского сотрудничества была заложена еще в 2000 году в ходе Вашего визита.
В.В. Путин: Как Фидель себя чувствует? Не говорил?
И.И. Сечин: Эти вопросы мы не обсуждали, но в ходе встречи подчеркивалось, что он с чувством благодарности вспоминает о контактах с Вами.
Кроме того, состоялись переговоры с заместителем председателя Госсовета Кубы Карлосом Лахе, с моим коллегой - сопредседателем Межправкомиссии с кубинской стороны Рикардо Кабрисасом, министром иностранных дел и другими коллегами.
Согласовали приоритетные направления сотрудничества - это энергетика, горнодобывающая промышленность, транспорт, судостроение, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение, связь, телекоммуникации, межбанковское сотрудничество. В ходе пребывания были подписаны и конкретные соглашения о закупке кубинской стороной грузового ТУ-204, авиационных двигателей. Было подписано соглашение об организации сборочного производства автомобилей КамАЗ на Кубе и ряд других межведомственных документов.
В.В. Путин: Были и договоренности по «Ладе»?
И.И. Сечин: В составе делегации (помимо представителей КамАЗа, если говорить об автопроизводителях) находились также представители АвтоВАЗа, ЗИЛа, ГАЗа. Все проводили переговоры со своими партнерами.
Таким образом, приступили к подготовке 9-го заседания Межправкомисии.
В.В. Путин: Сколько не собиралась Межправкомиссия?
И.И. Сечин: Последнее заседание Межправкомисии было в апреле этого года. Этот визит позволил дополнительно конкретно оформить наше сотрудничество, было создано девять рабочих групп по реализации конкретных проектов. Сейчас все это систематизируем. К январю представим Вам дополнительные предложения. Совместно с кубинскими партнерами будем эту работу выполнять.
В.В. Путин: Хорошо. Будем восстанавливать позиции на Кубе и в других странах. Спасибо.
Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е. Левитину), Вы были в Бресте и Смоленске?
И.Е. Левитин: Я планирую.
В.В. Путин: По таможенному терминалу?
И.Е. Левитин: Мы хотим проверить, как реализуется Ваше указание о передаче функций таможенными органами на границе. Хотим посмотреть, какие есть вопросы, проблемы. В рамках Союзного государства намечен ряд мероприятий для того, чтобы упростить порядок проезда автомобилей российских компаний через границу в Бресте и у нас в Смоленске.
Поездка запланирована. В Смоленске состоится форум по развитию дорожной инфраструктуры. Вместе с коллегами из Белоруссии, вместе с Министерством внутренних дел мы намерены сделать так, чтобы безопасность движения на маршруте Брест - Москва была самой высокой. Этим вопросам будет уделено внимание.
В.В. Путин: У нас должна состояться встреча с белорусским коллегой, поэтому нужно и по энергетике посмотреть. И, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л. Кудрину), по нашим финансовым отношениям прорабатывается вопрос о выделении дополнительного кредита нашим коллегам. Поэтому, пожалуйста, взгляните на все эти проблемы в комплексе еще раз и доложите мне потом.
Алексей Васильевич (обращаясь к А.В. Гордееву), 2 - 3 августа в Днепропетровске Вы провели встречу с украинскими коллегами. Пожалуйста, расскажите нам об этом.
А.В. Гордеев: Да, Владимир Владимирович.
В соответствии с тем планом, который Вы утвердили, по приглашению моего украинского коллеги побывал в Днепропетровской области. Мы провели заседание Подкомиссии по вопросам агропромышленного комплекса. Одновременно приняли участие во всеукраинском Дне поля. Это выставка-демонстрация. Также в этом мероприятии участвовала премьер-министр Юлия Владимировна Тимошенко. С ней у нас состоялся очень обстоятельный разговор по поводу интенсификации отношений в сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе. Рассматривались вопросы поддержки интеграционных процессов. Надо сказать, что бизнес сейчас проявляет интерес к этому, пошли взаимные инвестиции. Кроме того, есть инновационные проекты. С учетом того, что аграрная наука имеет у нас довольно большую совместную историю. Мы говорили о координации на продовольственных рынках, в частности по зерну, сахару, мясной продукции.
Прозвучала мысль о том, что мы подходим к взаимному пониманию совместной аграрной политики. Принимала участие и делегация из Белоруссии, которая тоже возглавлялась министром.
В.В. Путин: Алексей Васильевич, совместная аграрная политика - это что такое?
А.В. Гордеев: Имеется в виду, прежде всего, чтобы не переходить к возможным торговым войнам. А такие элементы у нас наблюдаются. У нас есть экономическое пространство в рамках СНГ, мы предоставляем определенные льготы в торгово-экономическом сотрудничестве, а у нас возникают разные таможенно-тарифные режимы на внешних границах, разный уровень поддержки сельского хозяйства. Конечно, все это требует координации. Более того, мы говорили о том, что по ряду позиций мы могли бы координировать наши действия в третьих странах, продавая продукцию (по зерну звучала эта тема). Кстати говоря, на Украине зреет очень хороший урожай. Уборка там практически завершается. Объем зерна будет в полтора раза больше, чем в прошлом году - 43 млн тонн. Эту тему мы тоже активно обсуждали. Посев зерна бурно развивается и поддерживается правительством.
В.В. Путин: Спасибо. Если мы говорим о какой-то единой экономической политике (в отдельных отраслях либо в целом), конечно, нужно говорить и о гармонизации таможенных режимов, процедур, ставок. Без этого никакой единой политики быть не может - это совершенно очевидный факт. Поэтому нужно продолжать диалог с нашими коллегами и по этому направлению тоже.
Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л. Кудрину), у Вас 5 августа будет трехсторонняя комиссия по бюджету. Что Вы планируете обсудить?
А.Л. Кудрин: Владимир Владимирович, в ходе подготовки проекта бюджета на очередную трехлетку завтра состоится трехсторонняя комиссия. Государственная Дума, Совет Федерации и Правительство будут обсуждать предложения о методиках и распределении трансфертов и субсидий по субъектам Российской Федерации, которые войдут в проект бюджета 2009-2011 годов.
Мы всегда согласовываем межбюджетные отношения в таком составе на предварительном этапе, до внесения бюджета в Думу. Это позволяет при рассмотрении закона в Думе иметь уже эти вопросы фактически в согласованном виде.
Хочу сказать, что уже в 2009 году объем трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов вырастет на 45,5 млрд рублей. И общая его величина в следующем году достигнет 374 млрд рублей. Это тот основной трансферт, который распределяется на поддержку дотационных или низкодоходных субъектов Российской Федерации, поскольку у нас в стране дифференциация распределения промышленности или налоговых доходов очень высока. И роль федерального бюджета - поддерживать ряд территорий.
Кроме того, будет рассмотрена также методика распределения средств, субсидий субъектам Российской Федерации на модернизацию строительства автомобильных дорог. К деньгам субъектов, которые они сами предусматривают в своих бюджетах, федеральный бюджет выделяет дополнительную сумму. В этом году она составляет 86,9 млрд рублей, а на следующий год она вырастет на 26,3 млрд рублей и составит около 113 млрд рублей.
Д.Н. Козак: Что касается дотаций на выравнивание, проблем у нас никаких не возникает. Эта методика согласована в предварительном плане. Транспортную субсидию тоже согласовали, и она уже утверждена на сегодняшний день.
Остается спорным вопрос по методике выделения субсидий на строительство социально-инженерной инфраструктуры, а также жилищное строительство. Это мы будем завтра обсуждать.
А.Л. Кудрин: С одним уточнением: завтра предложения Правительства, согласованные между нами, я предложил бы также согласовывать с Думой и с Советом Федерации. Завтра согласуем, и она, можно сказать, будет окончательно готова.
А если взять субсидии субъектам по другим направлениям (комплекс дорог, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и другим), то общая помощь субъектам Российской Федерации по всем субсидиям вырастет в следующем году на 100 млрд рублей и достигнет 1,2 трлн рублей. Эта та помощь, которую федеральный бюджет по всем направлениям выдает субъектам на исполнение полномочий субъектов Российской Федерации.
В.В. Путин: Насколько это больше, чем в прошлом году?
А.Л. Кудрин: На 100 млрд рублей больше. Сюда, в том числе, включаются и субсидии на выполнение делегированных федеральных полномочий. Собственно, все эти деньги попадают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В.В. Путин: Алексей Леонидович, я поручил руководителю Федеральной антимонопольной службы к середине сентября подготовить пакет законопроектов по совершенствованию антимонопольного законодательства с тем, чтобы исключить какую бы то ни было возможность картельного сговора, чтобы создать прозрачные и ясные, одинаково всеми понимаемые правила конкуренции на рынке. Создать такой цивилизованный, нормальный рынок. Не все еще здесь у нас получилось. Поэтому прошу Вас уже не как министра финансов, а как вице-премьера, взять под контроль эту работу. Я понимаю, что сейчас много работы с бюджетом, но это важное направление нашей деятельности. Пожалуйста, проконтролируйте, чтобы это было подготовлено в срок.
У нас в первом полугодии закончилась работа по родовым сертификатам. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А. Голиковой), как прошла эта работа?
Т.А. Голикова: Мы подвели итоги работы за первое полугодие. Всего на цели программы по родовым сертификатам направлено 6,5 млрд рублей. За первое полугодие 2008 года у нас родилось 754,3 тыс. детей, именно относящихся к программе родовых сертификатов.
Если говорить о сравнении с прошлым годом, то это на 10,2% больше, чем в прошлом году. Это составляет 93% всех родившихся.
Пока официальных данных нет, но ожидаемая оценка за первое полугодие по количеству всех родившихся составляет 801 тысячу детей. Это тоже на 7,8% больше, чем в 2007 году за аналогичный период.
В.В. Путин: То есть темпы повышения рождаемости сохраняются?
Т.А. Голикова: При этом надо еще учитывать, что программа родовых сертификатов позволила поднять в несколько раз заработную плату медицинских работников, которые работают в этой сфере. И если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, когда средняя заработная плата составляла 8,9 тыс. рублей, то к концу первого полугодия 2008 года - уже 11,2 тыс. рублей. Хотя уровень не очень высокий, но прирост год к году достаточно существенный.
Здесь же следует отметить то, что у нас растет количество вторых и последующих рождений. Если сравнивать с уровнем 2006 года, когда количество таких рождений составляло 39,1%, то в этом году этот показатель поднялся до 44,2%. Абсолютными лидерами являются Сибирский округ - рост на 7,2%, Дальневосточный, где рост составил 6,5%.
И, наверное, в качестве интересного сюжета следует отметить, что увеличилось рождение двойней, тройней. Понятно, что это связано с физиологией, но, тем не менее, факт имеет место быть.
В.В. Путин: Это говорит о том, что в этой части наши усилия дали положительные результаты. Значит, решения были правильными, надо наращивать усилия в этом направлении. Это касается и финансирования, и своевременного исполнения серии программ, которые намечены в этой сфере.
Давайте поговорим о повестке заседания Президиума в целом.
Татьяна Алексеевна упомянула о Дальнем Востоке, о Сибири. Это особенно приятно, потому что мы знаем, что демографическая ситуация там не самая лучшая. С этого и начнем.
Мы сегодня должны будем остановиться на целом ряде вопросов. Здесь и вопросы, связанные с международной деятельностью, и вопросы безопасности. Мы должны рассмотреть их и обеспечить исполнение соответствующих программ.
Я начну свои комментарии с целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Главным образом, изменения в эту программу (а мы сегодня должны будем говорить об изменениях, которые мы собираемся внести в эту федеральную программу) связаны с проведением форума АТЭС во Владивостоке и созданием Дальневосточного федерального университета. Причем, как вы помните, мы планируем создать новый научный образовательный, исследовательский центр именно на базе того комплекса, который и будет создаваться к саммиту АТЭС.
Именно поэтому два таких крупных проекта мы должны будем реализовывать практически одновременно. При этом нужно максимально эффективно использовать инфраструктуру, создаваемую к саммиту, для дальнейшего развития университета и всего региона. Именно всего региона, потому что без создания новых интеллектуальных современных и мощных центров мы, конечно, не сможем решить все задачи, весь комплекс задач по развитию Дальнего Востока и Сибири.
Общий объем бюджетных средств, дополнительно выделяемых на реализацию программы (хочу это подчеркнуть - дополнительно), составит более 100 млрд рублей. Только в строительство объектов самого университета до 2011 года должно быть вложено более 40 млрд рублей. А всего в эту программу - свыше 200 млрд рублей, 203 млрд - если быть более точным.
Должен быть создан действительно новый университет, объединяющий науку и образование. Предполагается строительство нескольких исследовательских центров, современного кампуса для студентов и преподавателей. Это новый интеллектуальный центр, который должен быть интеллектуальной доминантой не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для всего региона. Это непростая, но вполне посильная задача.
Разумеется, без создания необходимой материально-технической базы этот проект реализован быть не может. Поэтому на первом этапе мы, конечно, должны будем уделить внимание этой составляющей. Хотя параллельно - и мы обсуждали это совсем недавно в закрытом режиме - нужно уже думать над программами развития существующего университета с тем, чтобы он по мере ввода в действие новых объектов был наполнен соответствующим интеллектуальным содержанием, соответствующими программами и обучения, и исследований.
Поговорим сегодня также о развитии транспорта, применительно к авиации. Интенсивность авиаперевозок, в том числе транзитных, пассажирских, грузовых, конечно, будет только нарастать. Поэтому нам нужна эффективная и надежная (что самое главное для обеспечения безопасности) система организации воздушного движения. На ее модернизацию направлена соответствующая целевая программа, рассчитанная до 2015 года, с общим финансированием в 82 млрд рублей. В результате должна быть создана новая система навигационного обслуживания, повышена пропускная способность российских аэропортов и воздушных коридоров.
В сфере нашего внимания постоянно находятся и другие вопросы, в том числе связанные с укреплением безопасности. Нам предстоит рассмотреть новую Федеральную целевую программу «Антитеррор». Предыдущая программа закончилась в 2007 году.
Мы уже многое сделали для выстраивания целостной, многоуровневой системы противодействия терроризму. Серьезные удары нанесены по террористическому подполью и по главарям.
Однако нужно отдавать себе отчет в том, что угроза еще сохраняется. Она очень серьезная. Приоритет в этой работе один - повышение безопасности государства, общества, каждого гражданина. Любые действия террористов должны жестко пресекаться и впредь.
Но для этого, как и в других сферах и областях, нужно укреплять ту же самую материально-техническую базу антитеррористических правоохранительных органов. Серьезной упор в связи с этим будет сделан на профилактику и предотвращение преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом. Не буду называть окончательных цифр - речь идет о десятках миллиардов рублей дополнительно. Они будут выделены на эту программу.
Также рассмотрим ряд международных соглашений, которые должны быть представлены на подпись президенту.