Версия для слабовидящих

2 декабря 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провёл селекторное совещание по программам модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа на 2011-2012 годы

В.В.Путин

На совещании по программам модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа на 2011-2012 годы

«С 1 января 2011 года мы запускаем региональные программы модернизации здравоохранения. Будем приводить в порядок больницы и поликлиники, оснащать их новым оборудованием, внедрять современные технологии и стандарты оказания медицинской помощи. Появятся дополнительные возможности для увеличения заработных плат медицинских работников».

Вступительное слово В.В.Путина:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Из-за нелётной погоды мы с вами не смогли сегодня собраться все вместе, как планировали, в Калининграде. Поэтому проведём запланированную встречу и совещание в режиме видеоконференции, в режиме селектора.

Разумеется, тема остаётся той же самой – это региональные программы модернизации здравоохранения. Мы последовательно ведём эту работу – работу, направленную на развитие здравоохранения, на повышение качества и доступности медицинских услуг. Недавно сделан ещё один важный шаг: принят новый закон «Об обязательном медицинском страховании». Это действительно важный шаг - без него невозможно было реализовывать наши программы по развитию здравоохранения, о которых мы договаривались, но это в то же время означает, что мы фактически подошли к той черте, за которой нужно совершать конкретные действия. Создан на сегодня чёткий механизм обеспечения и реализации государственных гарантий на получение гражданами бесплатной медицинской помощи. Подчеркну: достойной и качественной медицинской помощи – такой во всяком случае она должна быть.

С 1 января 2011 года мы запускаем региональные программы модернизации здравоохранения. Будем приводить в порядок больницы и поликлиники, оснащать их новым оборудованием, внедрять современные технологии и стандарты оказания медицинской помощи. Появятся дополнительные возможности для увеличения заработных плат медицинских работников.

То, как на местах идёт подготовка региональных программ, недавно обсуждалось и на совещании в Иванове. Однако, учитывая важность, масштаб вопросов и проблем, которые мы обсуждаем, мы будем ещё не раз возвращаться к этой теме. Средства, которые выделяются на эти цели, очень значительные, и они должны быть потрачены рационально. Сегодня проанализируем работу над региональными программами вместе с главами субъектов Российской Федерации. Речь идёт сегодня о Северо-Западном федеральном округе. Уделим особое внимание ситуации в Калининградской области.

Такая региональная привязка позволяет почувствовать реальные проблемы, с которыми сталкивается каждый субъект Российской Федерации. Кроме того, все мы понимаем, что Калининградская область – это всё-таки особый регион, анклав. Здесь лечебные учреждения должны по максимуму предоставлять все виды услуг, причём на самом высоком уровне, потому что выезжать за пределы порой пока неудобно, да и дороговато. В прошлом году в Калининградской области был открыт перинатальный центр, в следующем – завершится строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.

Всего в рамках нацпроекта «Здоровье» области выделено 455,8 млн рублей. На оснащение перинатального центра из федерального бюджета выделено 635 млн рублей, на строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии – 2,3 млрд рублей.

На средства, выделенные области в рамках нацпроекта «Здоровье», были повышены заработные платы медицинским работникам первичного звена, поставлено более 100 машин скорой помощи, в том числе для оказания экстренной помощи на дорогах.

Отмечу: начиная с 2005 года в Калининградской области почти на 30% выросла рождаемость и почти на 20% снизилась смертность, а среди граждан трудоспособного возраста она снизилась на 38%. Это хорошие показатели. И тем не менее значительное количество жителей Калининградской области недовольны областным здравоохранением. И я их понимаю: понятно почему.

По имеющейся информации, большинство областных медицинских учреждений нуждается в капитальном ремонте или даже в полной реконструкции. Не хватает современного оборудования, а часто и самих врачей и медицинских сестер. Регион занимает предпоследнее место в стране по обеспеченности медперсоналом, и региональная программа как раз призвана эффективно решать все эти проблемы.

В этой связи хотел бы сказать об общих системных недоработках, которые проявились в ходе подготовки программы. Посмотрел цифры по Северо-Западному федеральному округу: объём запрашиваемого регионами финансирования, федерального финансирования – более 140 млрд рублей.

Если мы - я думаю, что всем понятно, - отдадим почти четверть одному федеральному округу, остальным что достанется? Во-первых, нужны реалистичные расчёты, а во-вторых, у программы должно быть адекватное региональное софинансирование.

Далее. У программы три ключевых направления. Ещё раз их назову: это улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, информатизация медицинского обслуживания населения и финансовое обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. Распределение ресурсов по всем этим направлениям должно быть сбалансировано.

Что мы видим на деле? Почти 70% средств планируется направить на текущий и капитальный ремонт медицинских учреждений, на закупку оборудования, а на внедрение, скажем, современных стандартов медпомощи заложено лишь около четверти от общего объёма. Некоторые регионы вообще оставили данное направление без финансирования.

В Ненецком автономном округе, например, деньги на эти цели в программе просто не предусмотрены.

Вызывает вопросы и тот факт, что на информатизацию медицины выделяются деньги по остаточному принципу, в целом по Северо-Западному федеральному округу – лишь 4,2%.

Просил бы ещё раз внимательно проанализировать все статьи расходов, а в ряде случаев вообще переработать соответствующие разделы программы.

Также необходимо определить. какие больницы и поликлиники будут отремонтированы и какое оборудование необходимо будет закупить.

Естественно, в первую очередь надо проанализировать структуру заболеваемости, чтобы усилить возможности здравоохранения на тех направлениях, которые особенно востребованны.

Вы знаете, что в своем послании Федеральному Собранию Президент особое внимание уделил проблемам детства. 25% от общего финансирования, которое мы предусмотрели на реформу здравоохранения, должно пойти на решение проблемы обеспечения здравоохранения детей.

Вместе с тем в каждом отдельном субъекте Федерации эти проблемы решались до сих пор по-разному. И в каждом субъекте Федерации необходимы разные деньги на решение этих проблем. И тем не менее эта проблема является одной из наиболее приоритетных. Прошу на это обратить внимание.

Прошу также особое внимание уделить кадрам – подготовке и переобучению врачей и медицинского персонала, создать для медиков достойные условия работы, в том числе и по оплате труда.

Например, в Калининградской области зарплата врача зачастую в 3, а то и 5 раз ниже, чем у руководства медицинских учреждений, порой даже меньше, чем у работников вспомогательных подразделений. И, безусловно, это несправедливо!

С таким подходом нельзя сформировать крепкие и профессиональные врачебные коллективы, а значит, в конечном итоге страдать будут пациенты.

Поэтому прошу Министерство здравоохранения и соцразвития ещё раз проанализировать ситуацию с оплатой труда в системе здравоохранения как в Калининградской области, так и в целом по стране.

Давайте перейдём к обсуждению.

Слово - министру здравоохранения и социального развития Голиковой Татьяне Алексеевне.

Т.А.Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Не так много времени прошло с момента проведения ивановского совещания, но тем не менее за это время все регионы Российской Федерации представили программы модернизации здравоохранения, и надо отметить, что за это время мы полностью прошли первый этап рассмотрения этих программ. Этот этап был абсолютно необходим, потому что регионами действительно проведена работа даже при всех тех издержках, о которых Вы говорили и о которых ещё мне бы хотелось несколько слов сказать. Но важно отметить другое – что регионы на основе той информации, которую они получили и предоставили наверх, получили для себя в общем неоценимую информацию о состоянии здравоохранения на всех его уровнях. Анализируя объёмы средств, которые представили на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения регионы Российской Федерации, хочу сказать, что на первом этапе регионы Российской Федерации предусмотрели на реализацию программ на два года 1 трлн 145,4 млрд рублей. При этом 788 млрд рублей они запросили из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то есть это примерно в 1,7 раза больше, чем те средства, которые у нас сегодня запланированы на два года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Я чуть позже скажу, насколько подробно и как мы это рассматривали.

Сейчас хотела бы сказать о том, что мы по результатам этого рассмотрения и с учётом того, что в Иванове Вы дали поручение разработать методику распределения средств на реализацию региональных программ, такую методику в проекте подготовили. Но для того чтобы представить Вашему вниманию и вниманию всех коллег предложения по распределению, мы должны завершить ещё одну работу по сверке исходной базы тех показателей, которые войдут как показатели для расчёта субсидий из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Хочу сказать для всех регионов, что такая информация полностью вчера размещена на сайте Министерства здравоохранения и социального развития, направлены уведомления в регионы Российской Федерации, и в течение недели, то есть до вторника следующей недели, мы ждём сверку исходной базы и на основании этой исходной базы проведём расчёты субсидий. Но сразу хочу сказать, что в основном, исходя из того превышения, которое я назвала, естественно, средства на реализацию программ приблизительно в такой же пропорции будут уменьшены, исходя из того объёма, который у нас имеется в бюджете федерального фонда. Теперь несколько слов о северо-западе и о ситуации в Северо-Западном регионе.

На сегодняшний день Северо-Западный регион представлен 13,4 млн человек наших граждан. Северо-Западный регион за последние годы демонстрирует достаточно позитивные показатели, но тем не менее они всё-таки хуже, чем среднероссийские. Например, несмотря на то что детей рождается больше, чем в предыдущие годы, показатель остаётся ниже, чем по Российской Федерации, смертность в Северо-Западном федеральном округе снизилась достаточно серьёзно, но при этом она на 6,6% остаётся выше, чем по Российской Федерации.

В структуре смертности, как в целом по Российской Федерации, лидируют болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины. При этом я хочу сказать, что смертность от внешних причин (а они являются управляемыми, и я это подчёркиваю) всё-таки на 5% выше среднероссийского показателя. И здесь случайное отравление алкоголем на 25% выше, чем по Российской Федерации, дорожно-транспортные происшествия - на 6,5% выше, чем по Российской Федерации (при этом достаточно большой круг регионов Северо-Западного федерального округа участвовал в реализации национального проекта «Здоровье» по дорожной программе), самоубийство - на 3,4% выше, чем по Российской Федерации.

Что касается структуры заболеваемости, то здесь структура заболеваемости Северо-Западного округа не отличается от среднероссийской, и здесь на 1-м месте остаются болезни органов дыхания: темпы роста на 12,6% лидируют по сравнению с Россией. И здесь, так же как и по ряду других регионов, идут онкологические заболевания, но при этом рост заболеваемости на 3,1% выше, чем по Российской Федерации. Должна отметить, что те усилия, которые мы осуществляли в рамках национального проекта, в значительной мере были нацелены на профилактическое звено здравоохранения, и в первую очередь хочу отметить дополнительную диспансеризацию. Но хочу также сказать и привлечь к этому внимание губернаторов Северо-Западного федерального округа, что в пяти регионах Северо-Западного федерального округа показатели диспансеризации выполнены меньше чем на 50%. Это говорит о недостаточно эффективной работе первичного звена. И это говорит, соответственно, о низкой выявляемости заболеваний и, как следствие, более высоких показателях смертности, о которых я сейчас сказала.

Но, понимая всё это, проанализировав те программы, которые представили регионы Российской Федерации, мы надеемся на то, что как раз усилия регионов будут направлены на преодоление тех негативных тенденций, которые на сегодняшний день наблюдаются в регионах Северо-Западного округа.

Если говорить о ресурсах и деятельности учреждений здравоохранения Северо-Западного округа, то хочу сказать, что в настоящее время по той отчётности и по тем программам, которые представили регионы северо-запада, практически во всех субъектах наблюдается подмена деятельности первичного звена здравоохранения оказанием дорогостоящей скорой медицинской помощи.

На сегодняшний день норматив, который установлен постановлением Правительства по программе госгарантий, составляет 318 вызовов. В регионах Северо-Западного округа от 320 до 380 жителей из 1000 вызывают скорую помощь, которая на сегодняшний день зачастую оказывает не свойственную ей неотложную помощь, которая должна оказываться поликлиниками.

У нас в Северо-Западном округе недостаточное количество врачей в первичном звене. И поэтому объёмы амбулаторной помощи составляют 7–8 посещений на одного жителя, в то время как по Российской Федерации этот показатель составляет 9,4.

Также в регионах северо-запада наблюдается несбалансированность стационарной помощи и низкой занятости специализированных коек. Это связано с тем, что у нас низкая обеспеченность в ряде регионов Северо-Западного округа врачами-специалистами, такими как кардиологи, пульмонологи, нефрологи, торакальные хирурги, урологи и другие специалисты, которые, мы надеемся, будут подготовлены и переподготовлены в рамках как раз программы «Модернизации здравоохранения».

Как Вы справедливо заметили, регионы Северо-Западного федерального округа представили программы на сумму 141,5 млрд рублей, из этой суммы 102,8 млн составляют средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Но, как я уже сказала, проанализировав эту ситуацию и детально рассмотрев все программы, мы совместно с регионами (не только Северо-Западного федерального округа, но и всех регионов Российской Федерации) выбрали направления, по которым нужно дорабатывать региональные программы.

Некоторые из этих направлений Вы уже (следующий слайд, пожалуйста) озвучили – это необходимость формирования программ с учётом особенности заболеваемости и смертности населения региона.

Второе, что я хочу обязательно сказать: необходимо всем регионам (на северо-западе огромное количество федеральных учреждений) учитывать возможности этих федеральных учреждений. Это не только учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития, но и других федеральных органов, которые сегодня по факту работают в системе обязательного медицинского страхования. И во всех учреждениях на сегодняшний день, практически во всех, наблюдается недогруженность стационарной койки. Есть хорошие возможности - пожалуйста, используйте их. Для этого не нужно тратить деньги на капитальные ремонты и текущие ремонты, приобретение дорогостоящего оборудования. Можно нацелить это как раз на то, о чём Вы сказали, – на повышение обеспеченности стандартов оказания медицинской помощи, внутри которых как раз находятся и повышение заработной платы, и повышение лекарственного обеспечения, расходных материалов и так далее.

Ещё одно направление, на которое я хочу обратить внимание, которое должно финансироваться не за счёт средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов, а непосредственно за счёт средств субъектов, но в рамках программ модернизации, - это учреждения, которые не входят в систему ОМС. Это и туберкулезные учреждения, и психоневрологические учреждения, и наркологические учреждения. Большая просьба к регионам северо-запада и ко всем остальным регионам: не забывайте об этом. Потому что те показатели оснащённости и те негативные показатели по капитальному ремонту или нуждаемости в капитальном ремонте в значительной степени относятся к этим учреждениям.

Я ещё скажу о том поручении, которое прозвучало в заключение Вашего вступительного слова, – оплата труда в амбулаторном и стационарном звеньях. Конечно, эта статья обеспечивается за счёт третьей составляющей – совершенствования стандартов оказания медицинской помощи. И здесь с учётом того, что стоимость посещения и стоимость стационарных стандартов в разных субъектах разная, высоко дифференцирована по территории Российской Федерации, мы запросили дополнительную информацию у регионов Российской Федерации. Потому что на сегодняшний день, исходя из того анализа, который мы провели по программам, очень актуальной и очень острой остаётся проблема заработной платы амбулаторного звена врачей-специалистов и стационарного звена врачей-специалистов. И чтобы мы здесь мы ни говорили совместно и как бы мы ни хотели уйти от этой проблемы, её всё равно нужно будет решить в рамках программ модернизации здравоохранения. Понятно, что повышение в каждом регионе будет разным, но оно, очевидно, должно произойти уже в 2011 году.

И ещё одно направление, Владимир Владимирович. Это направления национального проекта, которые были одобрены Вами и которые должны реализовываться за счёт региональных программ модернизации здравоохранения. Это связано с двумя обстоятельствами. Напомню: с 2012 года Российская Федерация переходит на мировые критерии живорождения, и мы должны подготовить службу родовспоможения к работе в этих условиях, к необходимости выхаживания детей с низкой и экстремально низкой массой тела. И второе направление (их несколько, но я останавливаюсь только на двух) – это диспансеризация детей-подростков. Эта тема тоже, уважаемые коллеги, прозвучала в рамках Послания Президента.

И третий сегмент, которым я бы хотела завершить свой доклад, связан с тем, о чём сказал Владимир Владимирович. С 1 января 2011 года вступает в силу новый закон «Об обязательном медицинском страховании». Также приняты поправки в несколько других законопроектов, которые сопровождают закон «Об обязательном медицинском страховании». Закон комплексный, поэтому принято решение о поэтапном введении его норм с 2011-го по 2015 год.

Я бы хотела коротко остановиться на девяти основных положениях этого закона. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в области обязательного медицинского страхования. 2011 год – льготный год. Субъекты Российской Федерации вправе сами принять решение с 2011 года по-новому осуществлять это разграничение или с 1 января 2012 года. Переходный год, все принимают решение самостоятельно, и это была просьба регионов Российской Федерации. Второе - в соответствии с новым законодательством базовая программа обязательного медицинского страхования будет финансироваться за счёт субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 2011 год является переходным, все средства сохраняются в регионах Российской Федерации и программа финансируется, как финансировалась в 2010 году.

С 2012 года устанавливается пока неполный размер субвенций, поскольку мы не переходим на полный тариф и еще реализуем программу модернизации. С 2013 года и далее мы выходим на полноценный расчет субвенций на реализацию базовой программы. И, как я уже сказала, переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу пойдёт с 2013 года. В течение 2011 и 2012 годов субъекты вправе самостоятельно принимать решение - сохранять им финансирование через систему ОМС по сегодняшним пяти статьям или постепенно включать учреждения в финансирование по полному тарифу.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения по закону в 2011 году устанавливаются на уровне 2010 года. В первом полугодии 2011 года мы должны принять федеральный закон, который поэтапно установит единый на территории Российской Федерации тариф на неработающее население.

Выбор страховой медицинской организации и выбор медицинской организации начинаются уже с 2011 года. Понятно, что в 2011 году наши граждане воспользуются, скорее всего, теми страховыми и медицинскими организациями, в которых они были и в 2010 году, но уже в 2011 году для целей 2012 года этот выбор будет осуществлен. И для этого нам предстоит в I квартале принять закон «Об основах здравоохранения в Российской Федерации». Он сейчас проходит заключительное согласование, как положено по плану законотворческой деятельности, и в Правительство будет внесен, я надеюсь, в декабре.

Следующее – это участие всех медицинских организаций, не только государственных, но и частных, в системе обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи в систему ОМС должно войти в 2013 году, и финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи должно войти в систему ОМС с 2015 года. Сроки отложены, поскольку предстоит достаточно серьёзная подготовка по включению этих видов медицинской помощи в систему ОМС.

Это те основные изменения, которые ждут систему здравоохранения. Не все конечно, но основные, которые нам предстоит реализовывать с 2011 года.

В.В.Путин: Спасибо большое.

***

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги, целью нашей сегодняшней встречи, совещания, было проверить, как идёт подготовка к внедрению новых стандартов работы, осуществлению намеченных планов по модернизации здравоохранения в регионах Российской Федерации на примере Калининградской области и в Северо-Западном федеральном округе в частности.

Я очень рассчитываю на то, что мы друг друга не только слышали, но и услышали. Уважаемые руководители субъектов Федерации услышали позицию Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономического развития, и надеюсь, это вам поможет в очень важной работе, которую мы начинаем с 1 января 2011 года, по модернизации системы здравоохранения России.

На что бы я хотел в заключение обратить внимание. Во-первых, это наша не последняя встреча на эту тему. И мы, конечно, продолжим эту дискуссию, этот анализ и будем принимать только обоснованные решения по расходованию государственных средств. Но вот по поводу этих средств я как раз и хотел сказать в заключение нашей встречи сегодня. Мы во всех субъектах Российской Федерации израсходуем в текущем году примерно 658 млрд рублей на здравоохранение, включая и помощь, поступающую на территории России из федерального бюджета. 658 млрд! На ближайшие два года мы с вами планируем потратить в регионах Российской Федерации 2 трлн 200 млрд рублей плюс 400 млрд на нужды федеральных центров здравоохранения. Представляете, какие деньги! Более чем в 2 раза увеличиваем финансирование! Поэтому нужно очень внимательно к этому относиться. Деньги должны быть потрачены рационально, в третий раз повторяю.

Я на примере Калининградской области на что обратил внимание. Здесь и, по-моему, Владимир Григорьевич Сузриков (В.Г.Сузриков – главный врач Гурьевской районной больницы), и губернатор, и некоторые другие коллеги говорили о том, что иногда целесообразно построить или приобрести что-то новое, чем ремонтировать старое. Наверное, в отдельных случаях это правильно. И, наверное, лучше пойти по этому пути.

В то же время нам нельзя разводить какие-то громадные стройки по всей стране с нуля и все деньги вбить в стройку, в капитальное строительство. Нужно подойти очень внимательно к структуре расходов. Это первое, что я хотел бы сказать.

Теперь дальше. Не случайно попросил высказаться Валерия Павловича (В.П.Сердюков), руководителя Ленинградской области. У него на здравоохранение в год, насколько мне известно, во всяком случае в этом году, предусмотрено израсходовать пять с небольшим млрд рублей, а он из федерального бюджета за два года хочет получить 11 млрд. Молодец, Валерий Павлович. Но это в 2 раза увеличивает расходы на здравоохранение за счёт федерального бюджета. Я думаю, что это будет маловероятно к исполнению. Нужно свои средства изыскивать, чтобы увеличивать расходы на здравоохранение. Наша помощь, помощь федерального центра должна рассматриваться как дополнительная. Потому что если мы каждому субъекту, включая Москву, скажем, увеличим в 2 раза, то деньги и закончатся на Петербурге, Ленинградской области и Москве. Это следующая позиция.

И наконец, то, что касается людей, которые работают в системе здравоохранения. У нас в системе здравоохранения России трудятся 3,1 млн человек. Вместе с членами семей это почти 10 млн человек. И, конечно, в рамках модернизации системы здравоохранения мы не должны забывать этих людей, должны помнить об их материальном благосостоянии. И при разработке структур стандартов расходов в стационаре, допустим - а здесь увеличение будет значительным, - в амбулаторном звене, здесь мы увеличиваем расходы тоже существенным образом на ближайшие два года. В первом случае примерно 76 млрд дополнительно направляем, во втором – 60 млрд. Автоматически должна расти и заработная плата сотрудников, которые работают в учреждениях медицины Российской Федерации. На это прошу тоже обратить серьёзное внимание.

Спасибо большое.