Версия для слабовидящих

10 августа 2011

После посещения лагеря археологов В.В.Путин опустился с аквалангом на дно Таманского залива

О своих впечатлениях от погружения Премьер рассказал в беседе с журналистами.

Стенограмма:

В.В.Путин (держа в руках две амфоры): Добыча!

Вопрос: Вы это на дне нашли?

В.В.Путин: Ну да, вместе с ребятами нашли.

Вопрос: А что это?

В.В.Путин: Амфоры. Владимир Дмитриевич (В.Д.Кузнецов – руководитель экспедиции, заведующий отделом классической археологии Института археологии РАН) говорит, что это где-то VI век нашей эры.

Вопрос: Там какая глубина?

В.В.Путин: Небольшая – метра два, наверное.

Вопрос: Красиво там? Вы сами нашли?

В.В.Путин: Да. Ну, подсказывали ребята местные, куда надо плыть. Подплыли, а там…

Вопрос: Вы уже столько увидели на презентации, реконструкцию увидели. Действительно впечатляет? Вы видели что-то подобное ещё в России?

В.В.Путин: Нет. Это самое древнее поселение на территории нашей страны. Это же VI век до нашей эры. Здесь столько было событий, столько исторических лиц промелькнуло: греки, хазары, потом, кстати, здесь рядышком была столица древнего славянского княжества. Святослав, да, возглавлял?

Реплика: Ну там несколько...

В.В.Путин: Потом здесь как-то краешком адыгейцы появились, потом на их месте турки, а потом Россия опять это вернула.

Вопрос: Вам хочется окунуться в это прошлое? Вот была бы сейчас возможность перенестись, хотели бы пожить в таком городе?

В.В.Путин: Посмотреть со стороны лучше. Мы не приспособлены жить в таких условиях. Это как в джунгли попасть. Лучше со стороны посмотреть.

Вопрос: А что с туризмом?..

В.В.Путин: Мы сейчас будем говорить об этом. Владимир Дмитриевич предлагает здесь сделать музей-заповедник федерального уровня. Мы ещё в прошлом году об этом говорили с ним в режиме видеоконференции, когда я был в Великом Новгороде. Я просил коллег тогда подумать над этим. Наши коллеги сформулировали несколько другое предложение, чтобы сделать это частью Краснодарского музея-заповедника. Вот сейчас мы говорили, Владимир Дмитриевич и его коллеги всё-таки придерживаются того мнения, что это должно быть федеральное учреждение. Причём интересная очень мысль, мне кажется, у него есть – сделать здесь музей-заповедник как на суше, так и частично в море, чтобы можно было желающим посмотреть, что происходит, какими археологическими богатствами располагаем как на земле, так и на дне морском. Но это не простая между тем задача (мы сейчас будем говорить об этом). Потому что для того, чтобы людям было интересно смотреть, нужно восстанавливать в первозданном виде, а когда начинают восстанавливать в первозданном виде, то велика вероятность утрат. Но здесь уже, конечно, дело специалистов, чтобы и публике было интересно, и наука не пострадала. 

Вопрос: А с чем можно сравнить, чтобы сразу было какое-то ощущение у людей, представление? К сожалению, мы больше знаем о загранице, чем о своей стране. Вот сказать, как Колизей, как Рим, например…

В.В.Путин: Это другая эпоха, во-первых, всё-таки это подревнее, если брать VI век до нашей эры, когда греки здесь поселились. Митридад же воевал, да, с Римом потом? Это разные, немного разные… Но человечеству будет интересно знать, что у нас есть эти богатства, и не только гражданам России будет интересно здесь бывать, смотреть, но и со всего мира, я думаю, люди будут приезжать. Я посмотрел, там фрагменты статуй лежат, причём головы очень хорошо сохранившиеся.

Вопрос: А Вы раньше плавали с аквалангом?

В.В.Путин: Вчера. А ещё раньше – нет, один раз пытался и пару раз в бассейне плавал.

Вопрос: На дне красиво?

В.В.Путин: Мы плавали вчера с фонарём, уже стемнело, а сейчас – красиво.

Вопрос: Русское географическое общество как-то поможет, поддержит здесь раскопки?

В.В.Путин: Да, спросил, можно ли это передать в музей Русского географического общества, – говорят, что в принципе можно, это будет интересно для Русского географического общества.

Вопрос: Фанагорийское вино пробовали?

В.В.Путин: Нет… А я смотрю: фрагменты статуй лежат здесь, – смотрел у Сильвио (С.Берлускони – Премьер-министр Италии) во дворе, у него там где-то в одной из резиденций, у них несколько голов там, – говорит, это у нас так кругом… Вот, чтобы он не задавался, мы ему покажем тоже, что у нас есть.

Вопрос: А там видимость хорошая, видно что-нибудь?

В.В.Путин: Да, видимость хорошая, ну сегодня погода хорошая.

Вопрос: То есть Вы их разглядели?

В.В.Путин: Их видно сразу.

Вопрос: А Вы были здесь, вот именно в этих местах?

В.В.Путин: Нет, никогда не был. Ну вот Владимир Дмитриевич говорит, что в своё время, когда здесь проходили суда, они  разгружались, они бились, амфоры, и их просто за борт выбрасывали - и так они сохранились.

Реплика: Удивительно, а что там, Владимир Дмитриевич, было?

В.Д.Кузнецов: Вино, конечно, что же там ещё может быть, вино. Максимум оливковое масло, вино и оливковое масло – это два главных продукта, которые привозили сюда из Эгейского моря.

В.В.Путин: Владимир Дмитриевич работает здесь уже 30 с лишним лет.

В.Д.Кузнецов: 38.

Вопрос: Русское географическое общество, конечно, сейчас активно подключится к этому. А здесь каким образом будет?

В.В.Путин: Ну если мы реализуем это предложение, которое сейчас сформулировал Владимир Дмитриевич, тогда сделаем здесь музей-заповедник, будем создавать условия для посещения людей. У нас в рамках программы, которую мы принимаем, – «Внутренний туризм» – предусмотрено на мероприятия подобного рода с 2012 по 2018 год, по-моему, 100 млрд рублей. Если это произойдёт (а я надеюсь, что так оно и будет, есть все основания полагать, что так и будет), то тогда у нас внутренний туризм увеличится в 4 раза с лишним – почти в 5 раз. Соответственно, объёмы оборотов увеличатся в разы. У нас сегодня по России путешествуют примерно около 30 млн наших граждан – где-то 29 млн. А если мы эту программу осуществим (а мы её осуществим), то будет 45 млн. Это уже такая заметная прибавка. И люди будут лучше знать свою собственную страну.

Реплика: Но это треть населения практически.

Вопрос: Что интереснее – в батискафе плавать или с аквалангом?

В.В.Путин: Нет, так интереснее, конечно, хотя там есть своя прелесть: там другие глубины, другие ощущения. Но здесь хоть и глубины не такие, но эмоционально – не меньше.

Вопрос: Будете плавать?

В.В.Путин: Нет, времени нет. Нет времени у меня.

Вопрос: На коньках будете?

В.В.Путин: Да, на коньках почаще можно кататься. Вас тоже приглашаю. Вы умеете на коньках?

Ответ: Конечно.

В.В.Путин: А где вы учились кататься?

Ответ: Дома.

В.В.Путин: Прямо в квартире, что ли? Или во дворе хаты?

Ответ: Во дворе, всё в порядке с этим.

В.В.Путин: Понятно. Ну мы как-нибудь с пулом соберёмся и покатаемся, и поплаваем. Ладно?

Реплики: Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо вам большое.