Версия для слабовидящих

3 августа 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

В.В.Путин

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

«Ключевая составляющая государственной политики – это широкое вовлечение молодых людей в решение наших общих проблем, создание условий для получения образования и профессиональной самореализации. По этому пути мы будем идти и здесь, на Северном Кавказе. В то же время надо чётко понимать, что регион очень самобытный: он имеет свою этнокультурную специфику».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас третье заседание Правительственной комиссии по развитию Северного Кавказа, и мы поговорим сегодня о молодёжи, молодёжной политике. Поговорим о наших гражданах, от которых напрямую будет зависеть успешное развитие нашей страны, будет зависеть развитие его как сильного, целостного, процветающего государства. За молодёжью – будущее!

Отмечу, что ключевая составляющая государственной политики – это широкое вовлечение молодых людей в решение наших общих проблем, создание условий для получения образования и профессиональной самореализации. По этому пути мы будем идти и здесь, на Северном Кавказе. В то же время надо чётко понимать, что регион очень самобытный: он имеет свою этнокультурную специфику, здесь компактно проживает более полутора сотен народностей со своими традициями, обычаями, религиозными воззрениями. Почти 150!

Необходимо помнить и о том, что из-за социальной и политической нестабильности 1990-х годов целые поколения, можно сказать, в северокавказских республиках были буквально вырваны из нормальной жизни, лишены современного образования и общения со сверстниками из других регионов, оказались в полной культурной и образовательной изоляции. Рамзан Ахмадович (Р.А.Кадыров – глава Чеченской Республики) кивает головой. Я сейчас только встречался с молодыми людьми, которые (я ещё вернусь к этому несколько раз) принимали участие в молодёжном лагере «Машук», и вспоминал там: когда в первый раз приехал в Чечню (где-то в 2000 году), зашёл в школу (у нас в школе была встреча с местными жителями этого села), несколько лет дети в школу не ходили, не было ни одной парты, стула не было, на котором дети могли бы сидеть, – вот в каком состоянии там всё находилось!

Невостребованность, отсутствие видных перспектив у молодого поколения повлияли и на обстановку в округе в целом, стали питательной средой для экстремизма, преступности, межнациональной вражды и терроризма. Мы должны выбить почву из-под ног тех, кто стремится отвлечь молодёжь Северного Кавказа от задач мирного развития, кто пытается лишить её перспектив и сделать пешками в чужой игре.

Убеждён, что таланты и способности молодых людей, способность реализовывать свои идеи могут и должны быть направлены на созидание, на мирное обустройство родной земли, родного края. Поэтому в первую очередь мы намерены вплотную заняться улучшением образования, сделать его качественным и доступным для каждого жителя региона. При этом особое внимание будем уделять средним школам. Именно в школьные годы формируется характер человека, закладываются ценностные установки, моральные установки. Надо признать, что в регионах Северного Кавказа материально-техническое оснащение школ всё ещё остаётся неудовлетворительным. Не хватает компьютерной техники, спортзалов, столовых, а зачастую и самих школ не хватает.

Напомню, мы приняли принципиальное решение в ближайшие два года направить в субъекты Федерации 120 млрд рублей на модернизацию региональных систем общего образования. В текущем году на эти цели выделено 20 млрд рублей, из них более 2,6 млрд рублей – регионам Северо-Кавказского федерального округа. Обращаю внимание Министерства образования и науки, руководителей субъектов Российской Федерации, Александра Геннадьевича Хлопонина: необходимо установить жёсткий контроль за целевым расходованием этих средств, а также за выполнением обязательств по повышению зарплат учителям. Подчеркну, это ключевое условие выделения федеральных средств!

Ещё один важный момент. Подрастающее поколение на Северном Кавказе должно воспитываться в духе уважения к культуре и традициям как своего народа, так и всех народов, проживающих в нашей стране, и прививать эти ценности необходимо с детства. Отмечу, что с прошлого года в 4–5-х классах школ 21 субъекта Российской Федерации в пробном режиме изучаются основы религиозных культур и светской этики. В эксперименте принимают участие и Карачаево-Черкесия, и Чеченская Республика, и Ставропольский край. Уже совсем скоро, в конце текущего года, будут подведены итоги. Я прошу Министерство образования обязательно учесть опыт этих северокавказских регионов.

Далее. Мы намерены создавать все условия, для того чтобы молодёжь на Северном Кавказе могла овладевать всеми наиболее востребованными специальностями на рынке труда. И здесь в первую очередь нужно привести структуру профессионального образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда – об этом, кстати, мы сейчас вот с ребятами тоже говорили. Девушка одна поставила вопрос: закончила вуз, проблема с трудоустройством существует. В этой связи прошу министерства и ведомства совместно с главами регионов, корпорациями развития Северного Кавказа, а также крупными отечественными компаниями в сжатые сроки подготовить комплекс мер по развитию учреждений начального и среднего профобразования.

Обращаю внимание руководителей субъектов Федерации: начальное и среднее профобразование находится в зоне вашей прямой ответственности, и вы должны настраивать его таким образом, чтобы оно отвечало требованиям региональных экономик.

И, конечно, очень важно, чтобы у Северного Кавказа была своя кузница высококвалифицированных кадров. Поэтому мы приняли решение о создании здесь современного научно-образовательного комплекса – Северо-Кавказского федерального университета.

Университет объединит несколько учебных заведений округа, в которых обучается около 45 тыс. студентов. Таким образом, мы создаём серьёзные стимулы для развития в регионе вузовской науки, формирования сильных научных и педагогических школ. Это позволит значительно повысить уровень подготовки студентов и аспирантов, сформирует солидную кадровую базу для таких секторов экономики округа, как промышленность, энергетика, туризм и курортное дело. И безусловно, федеральный университет должен стать центром просвещения, духовного, культурного диалога молодёжи, должен выполнять роль вуза, который будет решать все эти непростые задачи. Роль высших учебных заведений у нас в этом смысле в целом по стране очень высокая, а здесь, на Кавказе, это особенно важно.

Подчеркну, полноценная самореализация молодёжи Северного Кавказа невозможна без её активного участия и в общественной жизни, поэтому необходимо всецело поддерживать деловые и социальные молодёжные инициативы, которые позволяют конструктивно, сообща решать проблемы своих посёлков и городов, да и округа в целом. Я уже говорил о Всекавказском молодёжном форуме «Машук». Он в этом году собрал более 2 тыс. участников, в том числе, кстати, приехали молодые люди из других стран – Армении, Азербайджана, Южной Осетии, Абхазии, Украины.

Полагаю, «Машук» может получить хороший статус окружного форума, площадкой должен быть для оценки результатов работы с молодёжью, которую в течение года будут вести республиканские, федеральные и региональные органы власти.

И в заключение хотел бы сказать следующее. Завершается работа над проектом государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Особая роль в её реализации, конечно, должна быть отведена молодёжи. Считаю необходимым использовать возможности Общероссийского народного фронта для продвижения в органы местного самоуправления, региональные органы власти федеральных округов профессиональных, ярких, инициативных молодых людей. Я сейчас, ещё раз к этому вернусь, с ними разговаривал, и один из участников встречи говорит: «Мы через Общероссийский народный фронт предлагаем своих кандидатов, в том числе и в Думу, но думаю, что в Думе мы представителей молодёжи Кавказа так и не увидим». Я знаю, что от вас в значительной степени зависит формирование списков. Многие из вас активно работают по линии «Единой России». Я вас прошу на это обратить внимание: в списках должны появляться молодые, перспективные, эффективные люди, в том числе и с Северного Кавказа, позитивно настроенные на развитие своего собственного региона, малой родины и на развитие всей страны в целом.

Давайте перейдём к рассмотрению вопросов повестки дня. Слово – Андрею Александровичу Фурсенко, пожалуйста.

А.А.Фурсенко: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Как уже сказали, одна из самых острых проблем округа – это отсутствие привлекательных рабочих мест. И связано это в том числе со слабой инфраструктурой по всем уровням образования. Я начну с того уровня, который на Северном Кавказе, пожалуй, развит слабее всего. Это дошкольное образование. Различными формами дошкольного образования в округе охвачено 37% населения, причём даже лидер (а это Ставропольский край) обеспечивает охват где-то чуть больше 50%. Это примерно нижний уровень по всей остальной России. И самая тяжёлая ситуация – в Ингушетии, где охват дошкольным образованием не достигает даже 10%, при этом и прогноз не очень хороший, несмотря на специфику округа, а тут действительно много детей дошкольного возраста остаётся в семьях с мамами, бабушками.

Тем не менее прогноз, связанный с тем, что будет меньше 58% ребят старше 5 лет учиться в дошкольных учреждениях к 2013 году и меньше 70% к 2020 году, не устраивает, потому что именно в старших группах дошкольных учреждений ребята готовятся к школе и оказываются готовыми к нормальной учёбе. На решение этой проблемы направлены совместные усилия федеральных, региональных, местных властей. В частности, стартовая сумма 1 млрд рублей из федерального бюджета, которая впервые появилась в федеральном бюджете на поддержку дошкольного образования, распространяется на поддержку и создание новых мест в детских садах, дошкольное образование. И часть из этих денег пропорционально количеству вновь создаваемых детских мест придёт и на Северный Кавказ, но это всего 50 млн.

Одновременно министерство создало в двух регионах округа (в Ставропольском крае и в Кабардино-Балкарии) так называемые стажировочные площадки. Это те дошкольные учреждения, на базе которых будут отрабатываться новые формы, будут готовиться воспитатели, преподаватели детских садов. На эти средства в рамках федерально-целевой программы выделено около 100 млн рублей. Через эти стажировочные площадки пройдёт практику около 700 человек, но этого недостаточно. С одной стороны, мы работаем вместе с регионами над тем, чтобы вводить новые формы подготовки дошкольников, в том числе семейные детские сады, укороченную подготовку, группы временного пребывания. Но при этом мы рассчитываем, что выделенные по Вашему указанию средства (это кредиты регионам для создания новых мест в детских садах), Владимир Владимирович, будут в значительной степени направлены в том числе и на Северный Кавказ, для того чтобы где-то переоборудовать помещение, вернуть те помещения детских садов, которые были перенаправлены на другие цели, а может быть, начать строить новые детские сады.

На уровне школьного образования ситуация в Северо-Кавказском округе обстоит гораздо лучше. Мы видим, что за последние три года в округе достаточно быстро развивается школьное образование. Один из сигналов – это то, что в округе практически нет свободных вакансий в школах. В своё время был отток учителей из сельских регионов, сейчас этот отток прекратился. Это связано в том числе и с тем, что повысилась зарплата учителей. И кроме этого регионы округа предпринимают каждый свои меры, проекты новые. Но при этом система омоложения учительского корпуса стоит достаточно остро. Мы в прошлом году начали новые проекты привлечения молодых выпускников педагогических вузов, университетов в те регионы, те школы, в которых нужны кадры. Я могу сказать, что это проект, который должен был вестись одновременно федеральным центром и регионами. В общей сложности была предложена 1 тыс. специальных грантов, которые мы давали молодым учителям. Со стороны округа было всего 55 заявок, из них 47 – из Чечни. И из 55 заявок после анализа, удовлетворения всем условиям 51 вакансия была выделена, опять же 47 – из Чеченской Республики и по две – из Дагестана и Республики Северная Осетия–Алания. По остальным вопросам регионы свою часть задач (а это выделение жилья и поддержка молодых специалистов) не решили. Мы думаем, что такие проекты будут продолжаться. Просьба к руководителям регионов – больше внимания обращать на такие возможности.

Вы, Владимир Владимирович, уже сказали по поводу проекта модернизации региональных систем образования, которые включают в себя как повышение зарплаты, так и модернизацию практически всех школ. В рамках этого проекта заработная плата повысится более чем у 100 тыс. учителей Северо-Кавказского федерального округа. При этом из семи регионов четыре субъекта планируют довести среднюю зарплату до уровня средней зарплаты по экономике в регионе уже в сентябре этого года, а остальные три субъекта повышают заработную плату учителям на 30%. Мы провели обсуждение этих проектов, у нас в общей сложности прошло семь всероссийских совещаний. Во всех совещаниях активно участвовали представители округа, регионов. И я ещё раз (Владимир Владимирович уже сказал) – ещё раз! – прошу обратить особое внимание на то, как будет реализовываться этот проект. Сейчас пойдут августовские педсоветы, чтобы на всех этих августовских педсоветах этому уделялось особое внимание, чтобы каждый учитель понимал, что деньги, которые придут на повышение зарплаты, – это деньги за новое качество образования. На каждое повышение мы должны требовать от учителя, чтобы они действительно лучше учили, чтобы они выпускали более подготовленных ребят, чтобы ребята были готовы и к жизни, и к продолжению учёбы.

Одновременно ведутся противоаварийные мероприятия в зданиях государственных муниципальных образовательных учреждений. В 2010 году 230 млн из федерального центра было выделено, в 2011-м – 260 млн рублей. Хотя и этого недостаточно, для того чтобы решить проблему аварийности школ, но всё-таки ситуация изменилась в лучшую сторону, и наша работа с регионами говорит о том, что это почувствовали учителя, почувствовали родители, что очень важно.

Следующая проблема, может быть, самая острая с точки зрения значимости для экономики – это развитие начального и среднего профобразования. Мы начали эту работу в рамках национального проекта «Образование». Для поддержки начального и среднего профобразования региону было выделено около 600 млн рублей из федерального бюджета и было создано на эти деньги 11 ресурсных центров начального и среднего профобразования, оснащённых современным оборудованием, позволяющим готовить современного, квалифицированного рабочего специалиста, готовить специалистов по востребованным специальностям.

Мы понимаем, что этого недостаточно, и сегодня субъекты округа выходят с предложением по созданию новых ресурсных центров в дополнение к уже имеющимся. Есть основа, есть очень неплохие центры, учреждения начального и среднего профобразования по разным направлениям. Я могу сказать, что в конкурсах, которые были объявлены в рамках нашего федеральной целевой программы «Образование», в последнем конкурсе получило поддержку предложение Ставропольского края о создании ресурсного центра по сельскому хозяйству. Сейчас объявлен специальный конкурс по созданию такого же центра по развитию туризма, сервиса для субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

Почему мы объявляем целевой конкурс именно для субъектов этого округа? Зачастую учреждения начального и среднего профобразования соревноваться с аналогичными учреждениями из других округов не могут по причине более слабой обеспеченности. Поэтому мы сейчас организуем за счёт тех средств, которые у нас есть, специальные конкурсы. Я предлагаю, может быть, всё-таки вернуться к вопросу о том, чтобы целевым образом выделить либо добавить деньги в федеральную целевую программу «Развитие образования», либо выделить целевым образом деньги для того, чтобы такие конкурсы проводить именно для регионов этого округа.

В любом регионе важным звеном профобразования является высшая школа. Поддержка ведётся по целому ряду направлений. Это и постановления №218 и 219 о создании инфраструктуры инновационного развития в вузах. Это и поддержка связей промышленности и вузовской науки. В округе действует пять центров коллективного пользования. Оказывалась адресная поддержка молодым кандидатам и докторам наук, гранты выделялись. Кроме того, 10 вузов Северо-Кавказского федерального округа вошли в программу инновационного развития восьми компаний с государственным участием. Это означает, что компании будут уже напрямую выделять этим вузам деньги на исследования, подготовку специалистов. Вузы округа создали в рамках 217-го федерального закона 32 малых предприятия с общим количеством приблизительно 200 привлекательных высокотехнологических рабочих мест. Это мало, но всё-таки это начало, и можно смотреть, как это делается здесь.

Необходимо сказать об эффективности работы сети высших учебных заведений. У нас в Северо-Кавказском федеральном округе сейчас действует 67 вузов, 61 филиал. Не все они достаточно эффективны. И наряду с поддержкой лидеров, о которой я уже сказал, Министерство продолжит работу по реорганизации отстающих. Уже в этом году начнётся масштабная проверка Рособрнадзором качества образования в вузах и филиалах округа. Результатом этой проверки станет как закрытие части из этих филиалов, так и их слияние, может быть, с сильными вузами.

В.В.Путин: Вот мы только сейчас говорили с ребятами и полпредом здесь разговаривали. 74 филиала…

А.А.Фурсенко: Мы начинаем проверку буквально…

В.В.Путин: 74 филиала, и в советское время 34 тыс. училось здесь, а учится сейчас более 170. Но это о чём говорит? Профанация полная.

А.А.Фурсенко: Мы вместе с полпредством и округами договорились о том, что мы начинаем масштабную проверку.

В.В.Путин: Проверку… С результатами только чтобы проверка была!

А.А.Фурсенко: Закрытие. Мы в рамках существующих правил…

В.В.Путин: Пускай объединяются, пускай создают крупные хорошие образовательные центры, качественные. Вот Александр Геннадиевич (А.Г.Хлопонин – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе) говорит, что там, кроме стула и компьютера, бывает, ничего и нет. Молодые люди приезжают здесь и болтаются только, время тратят и деньги тратят, а потом их никуда не берут на работу. Вот беда-то в чём.

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, Вы уже сказали по поводу создания Северо-Кавказского федерального университета. Только что был издан указ, мы сейчас работаем. Главная задача – это согласовать с округом, регионами программу развития этого университета. Собственно говоря, это и определит, насколько удачным, успешным будет этот научно-образовательный инновационный центр. При этом, хотя решение принято о том, что центр, университет будет создаваться на базе ставропольских вузов, работать он должен на весь округ. И в этом плане, я думаю, к разработке программ развития должны быть привлечены все регионы. Министерство по крайней мере планирует в полной мере привлекать все регионы и всю силу, всю высшую школу и вообще всех представителей бизнеса всего округа.

Университет должен соответствовать всем международным требованиям, и один из шагов в этом направлении – это повышение квалификации преподавателей. Причём надо повышать квалификацию преподавателей как для федерального университета, так и для всей сферы профессионального образования. В этой части министерство предлагает…

В.В.Путин: И в школах, в школах обязательно! Мне кажется, для республик Северного Кавказа нужно сделать специальную программу по преподавателям школы. Здесь недостаточно просто общего подхода по переподготовке преподавателей школ. Я вас прошу обратить на это особое внимание.

А.А.Фурсенко: Мы считаем, что по профобразованию, по школам – я говорил это о молодых ребятах – мы расширим эту программу, Владимир Владимирович.

А что касается профессионального образования, то мы считаем, что, с одной стороны, надо привлекать преподавателей из ведущих российских вузов, а с другой стороны, подумать, может быть, и о привлечении, стажировках специалистов Северного Кавказа за рубежом, а также о привлечении там, где это целесообразно, специалистов зарубежных. И в этом плане у нас есть определённые предложения, которые мы можем и с полпредством, и с регионами уже начать реализовывать.

Таким образом, если все эти вещи будут осуществлены, а практически каждый из упомянутых проектов в той или иной степени уже реализуется, то в Северо-Кавказском округе может и должна быть создана эффективная система профессиональной подготовки, причём комплексной подготовки востребованных специалистов. У нас общий объём финансирования из федерального бюджета, направленный в субъекты Северо-Кавказского федерального округа, только на эти цели составляет в 2011 году свыше 13 млрд рублей. Прогноз на 2012 год – не менее 18 млрд рублей. Я думаю, что эта цифра будет превышена.

Но сейчас одна из самых главных задач – это эффективно использовать выделенные средства, средства, которые идут на подготовку специалистов, средства, которые идут на создание инфраструктуры, средства, которые идут на повышение зарплаты, чтобы за каждым повышением зарплаты следовало новое качество преподавания. Доклад закончил.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Ребята сейчас предлагали (на встрече В.В.Путина с представителями молодежных организаций СКФО) даже отдельную федеральную программу сделать по поддержке молодёжи на Северном Кавказе. Давайте мы подумаем над этим вопросом. Необязательно, может быть, отдельную федеральную программу, но в рамках существующих механизмов нам нужно как-то выделить работу с молодёжью, потому что действительно это реальная проблема. Мы этому уделяем мало внимания, а между тем здесь действительно 50%, а в некоторых республиках уже больше 50% – люди моложе 30 лет. И это говорит о том, что нужно больше внимания уделять всё-таки работе с этой категорией граждан и именно здесь, – первое. И второе – у них было ещё одно предложение (по-моему, неплохое) создавать не просто спортивные центры, что мы делаем, но тоже маловато пока, здесь маловато точно (вообще везде по стране маловато и здесь тем более), но совмещать их с культурными центрами. Мне представляется интересной перспектива. Когда вы будете делать очередные предложения по этим спортивным центрам, их изначально можно проектировать не просто как спортивные, а как спортивно-культурные. Это совместимо вполне со спортом, вполне совместимо.

Спасибо большое.

Дополнительные материалы по теме