Версия для слабовидящих

21 июля 2008

В.В. Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства РФ 21 июля 2008 года

«Данные Министерства регионального развития показывают, что в целом подготовка к зиме проходит нормально. Даже с некоторым превышением графика прошлого года. <...> В первую очередь мы должны обратить внимание на энергосистемы с высокими рисками нарушения энергоснабжения. Таких регионов у нас предостаточно».
Стенограмма начала заседания:

В.В. Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте начнем с информации о некоторых контактах с нашими иностранными партнерами. Что происходит с поставками энергоносителей в Чехию?

И.И. Сечин: На прошлом заседании Президиума Вы поставили вопрос - разобраться с поставками энергоносителей в направлении Чешской Республики. Докладываю: поставки российской нефти в этом направлении осуществляются в рамках договоров между чешскими потребителями и российскими компаниями-поставщиками, заключенных через фирмы-посредники, которые зарегистрированы в офшорных зонах.

Подавляющее большинство российских добывающих компаний не имеют прямых долгосрочных договоров с чешскими потребителями. По данным Минэнерго, «Транснефти» и ряда нефтяных компаний, в июле сего года было заявлено на оформление транспортировки в направлении Чехии 260 тысяч тонн нефти. При этом возможности транспортировки в этом направлении были зарезервированы в объеме до 442 тысяч тонн. И «Транснефть» в случае появления таких объемов на рынке гарантирует их поставку.

Очевидно, что действующий порядок закупки российской нефти для чешских НПЗ с участием посредников (а это по контрактам «Башнефти» и «Татнефти» - целый ряд маленьких компаний) не гарантирует выполнения согласованного экспортного графика.

Кроме того, намерение украинской стороны осуществить прокачку нефти в текущем году в реверсном режиме по нефтепроводу Одесса-Броды вызывает озабоченность у российских компаний-поставщиков нефти на рынок Центральной Восточной Европы и заставляет искать более стабильные варианты поставки нефти.

В.В. Путин: Это будет уже не реверсный, а аверсный режим.

И.И. Сечин: Наши компании более активно прорабатывают маршруты через Новороссийск и Приморск, которые позволят обеспечить более стабильную работу и эффективность поставок.

По сути, претензии чешской стороны направлены не по адресу. Минэнерго направило соответствующую ноту послу Чешской Республики в Российской Федерации господину Мирославу Костелке.

Кроме того, в течение последних трех лет в рамках работы Межправкомиссии чешской стороне неоднократно делались предложения о подписании меморандума об условиях поставки российской нефти в Чешскую Республику, чтобы появился механизм контроля над этими поставками, за выполнением контрактных обязательств. Видимо, нежелание оформить взаимные обязательства, гарантирующие привлечение российских поставщиков нефти, не позволили чешской стороне до сих пор согласовать указанный меморандум.

В.В. Путин: То есть поставки идут не напрямую от наших производителей, а через офшорные конторы?

И.И. Сечин: Через фирмы-посредники.

В.В. Путин: И в этом Вы видите основную проблему?

И.И. Сечин: Это одна из проблем. Вторая проблема - это стабильность работы транспортной системы и намерение украинской стороны изменить поставки, что заставляет наши компании искать другие маршруты. В частности - Новороссийск и Приморск.

В.В. Путин: Я понимаю и соглашаюсь. Считаю, что это причины, действительно не имеющие отношения к российским поставщикам. Прошу Вас внимательнее отнестись к этому и поработать со всеми партнерами в целях взаимодействия.

И.И. Сечин: Есть, Владимир Владимирович.

В.В. Путин: Сергей Борисович, Вы провели заседание Межправительственной комиссии с узбекскими партнерами. 18 июля это было, так?

С.Б. Иванов: Да, я провел заседание российской части Межправкомиссии. После заседания Межправкомиссии в ноябре прошлого года в Ташкенте мы проанализировали выполнение тех соглашений, которые были достигнуты тогда, а также в ходе Ваших встреч в Кремле с президентом И. Каримовым.

Мы рассматривали комплекс топливно-энергетических вопросов. Товарооборот растет, а активность российских компаний («Газпром», «Лукойла», «Стройтрансгаза») на узбекском рынке достаточно высока.

Рассмотрели вопросы промышленного сотрудничества, в том числе авиационного, в плане выполнения соглашения, достигнутого Вами и И. Каримовым, по интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова в «Объединенную авиастроительную корпорацию».

Кроме того, общий товарооборот за последние пять месяцев вырос примерно на 10%, то есть динамика товарооборота растет положительно. Рассмотрели также некоторые сложные вопросы, связанные с взаимной регистрацией собственности - нашей в Узбекистане и узбекской на территории Российской Федерации. В результате рассмотрения всех этих вопросов я планирую пригласить сопредседателя Комиссии - премьер-министра Узбекистана на рабочую встречу в Москву.

Кроме того, до конца года, насколько я знаю, планируется Ваш визит в Узбекистан и уже полномасштабное заседание Межправительственной комиссии. Я постоянно держу вопрос под контролем.

В.В. Путин: Когда Вы все же планируете провести полноценные консультации?

С.Б. Иванов: В ноябре.

В.В. Путин: То есть после моего визита?

С.Б. Иванов: Да.

В.В. Путин: Хорошо.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л. Кудрину), одно из ведущих агентств сделало следующий шаг в повышении рейтинга Российской Федерации. Прокомментируйте это, пожалуйста.

А.Л. Кудрин: Владимир Владимирович, агентство Moody's присвоило новую ступень рейтинга России по суверенным заимствованиям в иностранной валюте и подняло его с уровня BAA2 до уровня BAA1. Тем самым все три ведущих мировых рейтинговых агентства, которые оценивают страновые риски, в том числе Standard & Poor's и Fitch, выставили достаточно высокие (примерно равные) оценки российской экономике.

Сейчас Россия имеет 7 ступеней до высшего рейтинга, который есть у большинства развитых стран. За последние 9 лет мы прошли 9 ступеней практически по всем этим шкалам, которые показали улучшение финансового положения в стране.

Moody's отмечает в своем заключении, что это связано с благоприятным значением долговых показателей, а также с преемственностью политики Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в рамках всех принятых ранее решений.

Хочу также отметить, что не только мировые рейтинговые агентства, но и сам рынок выставляет достаточно высокую оценку Российской Федерации. Это можно наблюдать по величине и доходности валютных облигаций Российской Федерации в иностранной валюте, и мы можем сравнивать этот показатель с другими странами.

Валютная облигация Российской Федерации, то есть Spread, больше, чем Spread самых надежных ценных бумаг в мире - казначейских облигаций США. Spread за последний год менялся от 130 до 200 пунктов, а сейчас снова снизился примерно до 150 пунктов. В другом выражении - примерно от 1,3% или 2% дополнительной доходности к ценным бумагам. Именно этот показатель характеризует отличие или риски Российской Федерации по своим обязательствам от рисков наивысших и самых надежных стран-заемщиков, таких как США. Это также примерно соответствует рейтингу наших облигаций в отношении других стран.

При оценке рейтинга учитывается, что, допустим, США даже в период кризисов, войны всегда обеспечивали исполнение государственных обязательств своей страны. У России еще нет столь длительного опыта. Но каждый год наша работа позволяет преодолевать эти риски, уменьшать риски Российской Федерации. Это скажется на том, что и частные компании смогут повысить свои рейтинги, тем самым для них уменьшатся процентные ставки по всем облигациям или в отношении всех их обязательств. Потому что, как правило, выше странового рейтинга процентные ставки не повышают.

В результате наши ценные бумаги на мировых рынках будут более привлекательными, и капитализация наших российских компаний снова повысится.

В.В. Путин: Капитализация возрастет, а кредитоваться в различных финансовых институтах, в том числе мирового значения, станет легче и дешевле.

А.Л. Кудрин: Да.

В.В. Путин: Спасибо большое.

Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д. Жукову), мы говорили о том, что нам нужно определиться с местом проведения конкурса «Евровидение-2009».

А.Д. Жуков: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением, мы предварительно проработали вопрос о подготовке к проведению этого конкурса. Надо сказать, что это одно из самых представительных ежегодных мероприятий, которое проводится Европейским вещательным союзом. Ожидается, что в нем примут участие 43 страны. Ожидаем на этом событии более 2 тыс. иностранных журналистов. А по примеру прошлых лет можно предположить, что размер зрительской аудитории составит, вероятно, более 100 млн человек.

На протяжении недели надо будет принимать гостей. Потому что сначала полуфиналы пойдут, потом - через неделю - финал. Финал ожидается в субботу 16 мая. Поступили заявки от разных городов. Но вообще, по традиции, такие мероприятия проводятся в столицах государств, получивших это право.

В.В. Путин: От каких городов поступили заявки?

А.Д. Жуков: Основные - Санкт-Петербург и Москва, конечно. С технической точки зрения - и об этом в первую очередь говорят телевизионщики, которые будут организаторами конкурса, - наиболее подготовлены сооружения спорткомплекса «Олимпийский». По своим техническим параметрам он вмещает 25 тыс. зрителей. Этот спорткомплекс может обеспечить под одной крышей все требуемые для проведения конкурса зоны, включая пресс-центр и многое другое. Что, конечно, сократит передвижение участников по городу, не будет усложнять ситуацию. Но сегодня надо принять окончательное решение.

В.В. Путин: Понятно. Учитывая уровень подготовки объектов в Москве, развитость инфраструктуры и возможность минимизировать расходы, связанные с подготовкой этого крупного мероприятия, конкурс «Евровидение-2009» будем проводить в Москве. Прошу представить план подготовки к этому мероприятию.

А.Д. Жуков: Да, Владимир Владимирович. Мы считаем, что для успешной подготовки к этому мероприятию нужно создать организационный комитет, который бы оказывал содействие в вопросах безопасности, транспорта, многих других. Такие предложения министерствами уже представлены.

В.В. Путин: Хорошо. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А. Голиковой), принято решение о новом порядке использования в 2008 году средств Фонда обязательного медицинского страхования. Прокомментируйте, пожалуйста.

Т.А. Голикова: Прежде чем сказать о порядке, два слова о самой Программе государственной гарантии, итоги которой мы подвели буквально в июле и представили соответствующий доклад.

Программа государственной гарантии за 2007 год исполнена на 897 млрд рублей. В прошлом году было 690 млрд руб. Доля Программы по валовому внутреннему продукту увеличилась с 2,6% в 2006 году до 2,9% в 2007 году. Но, к сожалению, еще 60 субъектов Российской Федерации имеют дефицит Программы на уровне приблизительно 65 млрд руб. При этом не все субъекты Российской Федерации выполняют подушевые нормативы обеспечения населения соответствующими услугами.

К сожалению, уровень дифференциации предоставления медицинских услуг достаточно большой: он колеблется от 1 700 до 27 000 рублей на человека в целом по Российской Федерации. В том числе и поэтому нами было предложено в 2008 году принципиально изменить методологию предоставления финансовой помощи из средств Фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание. Это средства нормированного страхового запаса, которые подразделяются на две части: первая часть предназначена для сокращения дефицита бюджета в территориальных программных средствах медицинского страхования. И вторая часть - она небольшая - 10%. Мы предлагаем эту стимулирующую часть направлять тем субъектам Российской Федерации, которые достигли лучших показателей общей смертности, младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность. Эти субъекты Российской Федерации, если они достигли позитивных показателей, будут получать дополнительную финансовую помощь на развитие здравоохранения. Тем субъектам, которые соблюдают показатели, скажем, в пределах нормы, будут представлены субсидии на выравнивание тех самых подушевых нормативов предоставления услуг, которые будут выработаны в рамках 2008 года.

В.В. Путин: В повестке дня у нас в качестве одного из основных вопросов - ратификация договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Т.А. Голикова: Этот законопроект о ратификации договора с Латвией был подготовлен на основе подписанного 17 декабря 2007 года договора. Он предполагает урегулирование взаимоотношений с Латвийской Республикой по вопросам предоставления ряда пособий, пенсий, выплат по нетрудоспособности, пособий матерям. На сегодняшний день он согласован со всеми федеральными органами. Латвийская Республика уже провела этот договор через парламент в первом чтении. Сейчас он готовится ко второму чтению. Мы надеемся, что он там также будет принят. Это существенное продвижение в рамках урегулирования взаимных отношений именно в сфере социального обеспечения, поскольку речь идет о ратификации самых крупных вопросов, по которым мы долго не могли договориться. Как раз по пенсионному и социальному обеспечению.

В.В. Путин: Хорошо. Сергей Кужугетович (обращаясь к С.К. Шойгу), и о выдаче жилищных сертификатов пострадавшим от землетрясения 2 августа 2007 года.

С.К. Шойгу: Владимир Владимирович, основные работы по этой части были выполнены в 2007 году. И то, что касается выделения сертификатов, и что касается выделения средств на новое строительство. Это жители, которые не присутствовали на постоянном месте своего жительства, прежде всего, в Невельске. Это в основном рыбаки, находившиеся где-то за пределами Сахалина. Таких семей набралось 57. Эти дополнительные 57 сертификатов надо выделить в этом году. Мы наконец-то этот вопрос решаем.

В.В. Путин: Хорошо. Проблема большая, это серьезно.

В повестке дня есть еще несколько вопросов, которые я считаю наиболее важными.

И основной из них - это тема подготовки жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду. Она (на первый взгляд) рутинная. А на самом деле - крайне важная.

Вопрос важный. И не случайно мы рассматриваем его именно в середине июля, когда еще есть время для принятия необходимых решений.

Данные Министерства регионального развития показывают, что в целом подготовка к зиме проходит нормально. Даже с некоторым превышением графика прошлого года. Не буду сейчас перечислять всех объемов - они достаточно большие. Но это, конечно, не повод расслабляться.

Руководители ряда субъектов Федерации ставят вопрос о росте стоимости топочного мазута. Я сейчас общался с губернаторами. Практически все об этом говорят. А у нас на этом топочном мазуте работает более 4 тысяч котельных.

Нужно разбираться с поставщиками, выявлять факты ценового сговора, искать альтернативные каналы поставок. Главное - необходимо принимать меры по энергосбережению. Заменять мазут более экономичными видами топлива, устанавливать современное оборудование, работать над этим нужно каждый день. Такая работа проводится, но крайне медленно. Полагаю, что региональные и местные власти должны ее существенно ускорять.

Особого внимания требует и ситуация в так называемой «большой энергетике». Принято решение о создании федерального штаба по обеспечению безопасности энергоснабжения, который в оперативном режиме будет отслеживать ситуацию, координировать деятельность органов власти и хозяйствующих субъектов в этой сфере.

У нас закончен процесс реорганизации РАО «ЕЭС». И в этой связи обращаю особое внимание (я уже говорил об этом министру энергетики), что нужно самым внимательным образом посмотреть на то, что будет происходить в этой сфере, прежде всего, в ходе подготовки к осенне-зимнему периоду.

И что касается альтернативного топлива на электростанциях, то все должно быть закачано в срок. Сейчас у нас есть данные по разным резервным видам топлива. Цифры неплохие. Сто процентов - в срок все должно быть сделано. Я поручаю Штабу посмотреть внимательно и сделать предложения об усилении ответственности за ненадлежащее исполнение этих норм и требований. Вплоть до самых суровых мер ответственности. Сейчас не буду их озвучивать. Сделайте предложения.

В первую очередь мы должны обратить внимание на энергосистемы с высокими рисками нарушения энергоснабжения. Таких регионов у нас предостаточно.

Также рассмотрим предложение Минрегиона о создании комиссии для оценки эффективности работы региональных органов власти по подготовке объектов ЖКХ к зиме. Она будет осуществлять свою деятельность в тесной координации с федеральным штабом.

Кроме того, в повестке дня законопроект об усилении уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью или смерть людей по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. Полагаю, что решение этого вопроса давно назрело.

В качестве справки я могу привести данные за 20 июля текущего года. Дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими за один день - 707. Погибло 122 человека, ранено 924, из них раненых детей - 84, погибших детей - пятеро. За одни сутки!

Давайте начнем с первого вопроса.