Версия для слабовидящих

27 июня 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по основным направлениям бюджетной политики и основным характеристикам федерального бюджета 2012–2014 годов

В.В.Путин

На совещании по основным направлениям бюджетной политики и основным характеристикам федерального бюджета 2012–2014 годов

«Ещё раз подчеркну: все обязательства государства социального характера, имею в виду пенсионное обеспечение, поддержку ветеранов, планы в сфере здравоохранения, демографии, образования и занятости должны быть, безусловно, реализованы. Это важнейшее направление нашей работы».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги, добрый вечер!

Мы с вами подведём сегодня некоторые итоги предварительной работы по подготовке основного финансового документа страны на 2012-й и на последующие два года (на 2013-й и 2014-й), главного финансового закона – бюджета страны.

Напомню, что на базе сценарных условий мы уже определили основные параметры госрасходов на поддержку экономики, инфраструктуры, науки, образования, промышленности, сельского хозяйства, финансирования проектов социального развития, программ в сфере обороны и безопасности. Сегодня нужно будет ещё раз обозначить акценты, расставить все точки над i, разобраться в разногласиях окончательно. Но прежде всего вновь хочу остановиться на общей логике подготовки бюджета.

Первое, на что обращаю внимание (думаю, здесь ничего нового не скажу): нам нужно обеспечить сбалансированность бюджета – баланс доходов и расходов. Мы с вами прекрасно понимаем и видим, что происходит в некоторых странах, причём с так называемой развитой рыночной экономикой, когда эти принципы нарушаются. Мы ни в коем случае этого допустить не должны.

Напомню, что первоначально мы исходили из того, что у нас бюджет будет сведён с дефицитом в этом году в 3,6% от валового внутреннего продукта. Вместе с тем, по итогам первых пяти месяцев, бюджет, напротив, исполняется с профицитом в 1,8%. У нас доходы пока больше, чем расходы. Вместе с тем, мы с вами это хорошо знаем, во второй половине года расходы нарастают – это неизбежно. И всё равно мы, скорее всего, выйдем на дефицит, правда, не такой существенный, как было первоначально заявлено. Думаю, что в 1,5–1%, может быть, даже и меньше, мы уложимся. Такой низкий и контролируемый дефицит бюджета, конечно же, плюс для макроэкономической стабильности. Это важный показатель для инвесторов, участников экономической жизни. Считаю, что в плановый период федеральный бюджет – мы должны будем, во всяком случае, предпринять всё необходимое для того, чтобы свести его к бездефицитному состоянию. Для этого прежде всего необходимо соблюдение строжайшей бюджетной дисциплины: затраты бюджета должны быть чётко выверены, и во главу угла поставлены эффективность и рачительный подход к расходованию государственных ресурсов.

Второе, на что хотел бы обратить внимание. В начале работы над проектировками мы определили главный финансовый документ страны как трёхлетку и как первый посткризисный бюджет, бюджет развития. Это значит, государственные ассигнования должны заложить прочную базу для динамичного развития экономики, обеспечить будущие поступления в казну.

Поэтому нам предстоит мобилизовать бюджетные средства на тех направлениях, которые способны дать многократную отдачу. Я имею в виду прежде всего, конечно, комплексный социально-экономический эффект. И это может быть достигнуто, только если мы обратим особое внимание на развитие инфраструктурных программ и поддержку инноваций. Конечно, особое внимание в рамках бюджета мы обязаны уделить поддержке таких отраслей, как оборонно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, наука, образование и здравоохранение. На недавней встрече в Ростове (вы обратили, наверное, внимание) мы уже говорили там о том, что решение увеличить финансирование мероприятий по госпрограмме АПК у нас заложено в бюджет. Мы договорились (кстати, перед этой встречей с Минфином консультировались) – на 12 млрд увеличили эти расходы. На оборонку, на другие отрасли у нас расходы также растут, и они очень существенными являются. Очень существенными! Об этом сегодня ещё раз поговорим.

Нам нужно, конечно же, определить источники пополнения выпадающих доходов в связи с решением о понижении отчислений в социальные фонды, то есть это очень серьёзный вопрос, и нужно будет об этом поговорить. Кстати говоря, на мероприятии в Ростове, участники мероприятия ставили вопрос о снижении отчислений в такой важной для сельского хозяйства сфере, как потребительская кооперация с 30% до 20%. Я прошу Министерство финансов просто посчитать, насколько это возможно, целесообразно и какие это будут ещё дополнительные выпадающие расходы. Она ведь небольшая у нас – кооперация. Насколько существенно это будет для бюджета? Посчитайте, пожалуйста, потом доложите.

И, наконец, ещё раз подчеркну: все обязательства государства социального характера, имею в виду пенсионное обеспечение, поддержку ветеранов, планы в сфере здравоохранения, демографии, образования и занятости должны быть, безусловно, реализованы. Это важнейшее направление нашей работы. Также необходимые средства должны быть заложены на повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников системы Министерства внутренних дел, на решение их жилищных вопросов.

Давайте начнём работать.