Версия для слабовидящих

14 апреля 2011

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 14 апреля 2011 года (пресс-релиз)

ПРЕСС – РЕЛИЗ*

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 14 апреля 2011 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О состоянии и перспективах развития угольной промышленности России

Материалы по данному вопросу представлены Минэнерго России.

В 2010 году добыча угля осуществлялась 137 разрезами и 91 шахтой общей годовой производственной мощностью более 380 млн. тонн. Обогащение угля производилось на 49 обогатительных фабриках и 2 обогатительных установках общей мощностью по переработке угля выше 170 млн. т. Было добыто 323 млн. т угля (энергетических углей - 257,9 млн. т, углей для коксования - 65,1 млн. тонн), что на 6,8% больше, чем в 2009 году. Объемы переработки угля на обогатительных фабриках увеличились по сравнению с 2009 г.на 8% и достигли 127,3 млн.т.

Основной прирост добычи угля отмечен в Восточно-Сибирском (+10 303 тыс. т), в том числе в Канско-Ачинском бассейне (+4 143,4 тыс. т), Западно-Сибирском (+4 894,0 тыс. т) и Дальневосточном (+3 831,3 тыс. т) экономических районах.

Экспорт углей  в 2010 году составил более 115 млн.т (рост по сравнению с предыдущим годом - 8,8%). При этом экспорт энергетических углей вырос почти на 5% (более 97 млн.т), а коксующихся углей - почти на 36% (18 млн.т).

В 2010 году полученные предприятиями угольной промышленности объемы прибыли в 7 раз превысили показатели 2009 года (77,7 млрд. руб. против 10,7 млрд. руб.), что обусловлено ростом цены 1 т товарной продукции на 40 процентов (средняя цена в 2009 г. - 863,21 руб., в 2010 г. - 1194,2 руб.).

Инвестиции в основной капитал предприятий угольной отрасли по итогам 2010 года выросли на 30%, составив  56,04 млрд. рублей. Основной объем инвестиций направлен на техническое перевооружение предприятий отрасли и расширение производства. В 2010 году инвестиции на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий составили 21,64 млрд.руб., в том числе на шахтах 7,57 млрд. руб., разрезах - 13,26 млрд.руб., обогатительных фабриках и установках - 8,09 млрд.рублей.

Среднесписочная численность персонала организаций по добыче и переработке угля составила в 2010 году 163,1 тыс. человек.

Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля в 2010 году составила более 200 тонн в месяц (115% к 2009 году).

Среднемесячная заработная плата персонала по основному виду деятельности предприятий по добыче и переработке угля составила в 2010 году 27 тыс.руб., что примерно на 3,8 тыс. руб. больше чем в 2009 году.

В 2010 году на 10% произошло повышение общего травматизма (с 1149 до 1263 человек), из которых смертельно травмировано 144 человека. За 2010 год зарегистрировано 22 аварии, что на 9 аварий больше, чем в 2009 г.

С целью снижения аварийности и сохранения жизни и здоровья работников угольной промышленности в 2009-2010 годах выполнялась Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей. В течение 2009-2010 годов разработаны 11 нормативных документов и проведено 6 организационных мероприятий, направленных на повышение безопасности ведения горных работ.

В 2010 году законодательно введена обязанность проведения дегазации на угольных шахтах, повышена мера административной ответственности за нарушения требований безопасности, продолжено совершенствование обязательного страхования, с целью экономической заинтересованности финансирования безопасности предприятиям предоставлены льготы по НДПИ. Введены требования об обязательном страховании ответственности при эксплуатации промышленных объектов.

Общий объем средств, затраченных на реструктуризацию угольной промышленности (начата в 1994 году), составил около 133 млрд.рублей. В период только 2006-2010 годов на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности из федерального бюджета перечислено 58,6 млрд. рублей.

В настоящее время крайне обострилась ситуация с переселением граждан из ветхого жилья на горных отводах, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, а также из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работников ликвидированных организаций угольной промышленности. Для их переселения требуется увеличить бюджетные ассигнования в 2011 году на 2 млрд. рублей и предусмотреть в 2012 году бюджетные ассигнования в сумме около 3,3 млрд. рублей.

Минэнерго России представлен проект Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Программа является конкретизацией основных положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года, относящихся к развитию угольной промышленности, в части уточнения задач, сроков и ожидаемых результатов их реализации, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в данной сфере с учетом дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса.

Целью программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Программой предусматривается за счет развития и модернизации производственных мощностей довести добычу угля до 430 млн. тонн в год.

Реализацию программы предполагается осуществить в III этапа (I этап - 2011-2015 гг.; II этап - 2016-2020 гг.; III этап -2021-2030 гг..).

2. О ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства

Доклад о ходе реализации Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2009 г. № 299-р, представлен Минсельхозом России.

Необходимость принятия проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства, вытекает из Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, которые предусматривают формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, в том числе принятие мер, направленных на устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки, а также развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства растениеводства и животноводства.

Реализация Плана мероприятий позволит создать правовые основания для совершенствования законодательства Российской Федерации в области карантина растений, ветеринарии, племенного животноводства, семеноводства и государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

В 2010 и 2011 г.г. Планом предусмотрена подготовка Минсельхозом России 8 законопроектов в сфере сельского хозяйства, 22 проектов актов Правительства Российской Федерации и 9 докладов.

На настоящий момент:

- принят Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (позиция 11 плана мероприятий). Федеральным законом предусматривается предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать ограничительные мероприятия (карантин) на территории субъекта Российской Федерации и отменять эти мероприятия. Также установлено, что в случае угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории двух и более субъектов Российской Федерации карантин может устанавливаться решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Этот же орган устанавливает карантин и в случае угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации, если соответствующее решение не будет принято органами власти субъекта Российской Федерации.

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 177 «О признании утратившим силу подпункта 5.2.25.7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (позиция 38 плана мероприятий). Постановление направлено на уточнение полномочий Минсельхоза России и Минэкономразвития России в сфере нормативного правового регулирования вопросов организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

- предусмотренные позициями 6, 7, 9, 10, 24, 25, 26 и 40 плана мероприятий доклады представлены Минсельхозом России в Правительство Российской Федерации.

Ряд нормативно-правовых актов находится в разработке:

- проект федерального закона «О карантине растений» (позиция 1 плана мероприятий).

- проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (позиция 2 плана мероприятий).

- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 10 декабря 2011 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (позиция 13 плана мероприятий). Указанный проект акта вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».

- проект федерального закона «О ветеринарии» (позиция 17 плана мероприятий).

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», направленный на совершенствование правового регулирования в области племенного животноводства (позиция 27 плана мероприятий).

- проекты постановлений Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части исключения полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по ведению учета объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса)» (позиция 29 плана мероприятий), «Об отмене актов Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» (позиция 35 плана мероприятий) и «О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» в части наделения Минсельхоза России полномочием по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией ими мероприятий по развитию сельских территорий (позиция 39 плана мероприятий).

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование правового регулирования в области семеноводства (позиция 36 плана мероприятий).

3. О проекте федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах» подготовлен и внесен Минэкономразвития России.

Целью федеральной целевой программы является снижение уровня аварийности и материального ущерба от авиационных происшествий при эксплуатации воздушных судов государственной авиации. Программа предполагает эволюционное преобразование системы управления безопасностью полетов за счет создания принципиально новых автоматизированных систем контроля полетных данных и единой для всей государственной авиации информационно-аналитической системы, разработки и внедрения программно-аппаратных средств системы поддержки принятия решения в области безопасности полетов руководителями авиационных структур различного уровня.

Реализация мероприятий Программы обеспечит снижение показателей аварийности воздушных судов государственной авиации в 1,5-2 раза.

Такое снижение аварийности будет соответствовать ежегодно предотвращаемому ущербу от авиационных происшествий до 12–15 млрд. рублей, что превышает общую стоимость Программы.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен Минфином России.

Законопроект разработан в целях исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей, а также совершенствования государственного регулирования лотерейной деятельности.

Законопроектом предусматривается в целях недопущения использования фиктивных лотерейных схем, прикрывающих игорный бизнес, ограничение количества используемого лотерейного оборудования при проведении тиражной лотереи, изменение уведомительного порядка регистрации стимулирующих лотерей на разрешительный, определение минимального срока, после которого осуществляется выплата, передача или предоставление выигрышей тиражной лотереи, а также установление ограничений к местам распространения лотерейных билетов бестиражных лотерей и местам проведения стимулирующих лотерей.

Проектом федерального закона предусматриваются также нормы, касающиеся дополнения и уточнения понятийного аппарата, предоставления полномочия Правительству Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к лотерейному оборудованию и лотерейным терминалам, а также порядок проверки их соблюдения, исключения возможности проведения под видом стимулирующих лотерей азартных игр, исключения необходимости разработки технического регламента на лотерейное оборудование.

Поправками в статью  9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривается возможность предоставления контрольным органам права проводить проверки организаторов азартных игр и юридических лиц, осуществляющих проведение лотерей, один раз в год.

Кроме того, законопроектом устанавливается административная ответственность за нарушение требований Федерального закона «О лотереях».

Законопроектом предлагается также наделить исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях нарушения законодательства о лотереях, разрешение на проведение которых или право на проведение которых предоставляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

6. О проекте федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»

Проект федерального закона внесен Минэкономразвития России.

Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» (в редакции Федерального закона № 343-ФЗ от 27 декабря 2009 г.) был дополнен частью 4, определяющей порядок государственного кадастрового учета, осуществляемого по земельным участкам, иным объектам недвижимого имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Вместе с тем отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Пунктом 2 статьи 3 этого Закона (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ) установлено, что с 1 марта 2010 г. полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 этого Закона, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Представленный законопроект предполагает устранить противоречия между подпунктом «б» пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

8. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации

Проект федерального закона внесен МИДом России и Минпромторгом России.

Законопроектом предлагается ратифицировать «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18 ноября 2010 г..

Соглашением определяются принципы и правила в сфере технического регулирования, основными из которых являются:

- принятие соответствующих технических регламентов, которые разрабатываются исключительно на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, в случае если не приняты технические регламенты ЕврАзЭС;

- обращение на единой таможенной территории продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза или ЕврАзЭС, без предъявления Сторонами дополнительных требований и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия;

- обязательная оценка (подтверждение) соответствия продукции, в отношении которой приняты технические регламенты Таможенного союза или ЕврАзЭС, либо продукции, включенной в Единый перечень;

- обязательная оценка (подтверждение) соответствия продукции, включенной в Единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или ЕврАзЭС, осуществляется в соответствии с законодательством Сторон;

- недопущение установления обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень;

- признание Сторонами результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции, проведенной одной из Сторон; 

- недопущение обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза или ЕврАзЭС;

- установление ответственности законодательством Сторон за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции;

- осуществление в соответствии с национальным законодательством Сторон государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза.

Соглашением передаются на наднациональный уровень (Комиссии Таможенного союза) следующие полномочия:

- принятие технических регламентов Таможенного союза;

- утверждение перечня стандартов, применение которых на добровольной основе обеспечивает выполнение технических регламентов Таможенного союза;

- утверждение единых схем подтверждения соответствия продукции;

- утверждение Единого перечня;

- утверждение единой формы сертификатов соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза;

- утверждение единого знака обращения продукции на рынке Таможенного союза.

Соглашением также признаются ранее достигнутые договоренности в сфере технического регулирования, содержащиеся в международных договорах, принятых в рамках ЕврАзЭС.

Принятие федерального закона позволит устранить технические барьеры во взаимной торговле Сторон.

9. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Предложение о подписании Соглашения внесено МВД России.

Проект Соглашения разработан в целях создания правовой основы для сотрудничества Российской Федерации и Республики Абхазия в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел государств Сторон и членов их семей при переселении данной категории пенсионеров и членов их семей из одного государства, участвующего в Соглашении, на постоянное жительство в другое государство, участвующее в Соглашении.

Пенсионное обеспечение указанной категории лиц будет осуществляться на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают. При изменении пенсионером места жительства ему предоставляется право получения пенсии в порядке, установленном законодательством государства по избранному месту жительства.

10. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Предложение о подписании Соглашения внесено МВД России.

Проект Соглашения разработан в целях создания правовой основы для сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел государств Сторон и членов их семей при переселении данной категории пенсионеров и членов их семей из одного государства, участвующего в Соглашении, на постоянное жительство в другое государство, участвующее в Соглашении.

Пенсионное обеспечение указанной категории лиц будет осуществляться на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают. При изменении пенсионером места жительства ему предоставляется право получения пенсии в порядке, установленном законодательством государства по избранному месту жительства.

11. Об образовании организационного комитета по обеспечению подготовки российских спортсменов для участия в ХХП Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи и утверждении его состава

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации внесен Минспорттуризмом России.

Организационный комитет по обеспечению подготовки российских спортсменов образуется в целях координации совместных действий заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по созданию условий для достойного выступления российских спортсменов на Олимпийских играх.

Москва,
13 апреля 2011 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.