Версия для слабовидящих

26 января 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по вопросу совершенствования межбюджетных отношений

В.В.Путин

На совещании по вопросу совершенствования межбюджетных отношений

«Должна быть усилена стимулирующая роль федеральной поддержки и, особо подчеркну, расширена финансовая самостоятельность тех регионов, которые должным образом заботятся о развитии экономики, проводят ответственную бюджетную политику, развивают региональные программы, модернизируют социальную сферу. То есть надо дать больше простора для лидеров, для инициативы тех, кто готов работать и действовать активно, и работает эффективно».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Мы сегодня с участием наших ведущих ведомств рассмотрим вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений, поговорим о том, как сделать более эффективной финансовую поддержку регионам, создать дополнительные стимулы для их развития. Объективные условия работы на посткризисном этапе требуют от нас проведения жёсткой финансовой бюджетной политики – мы об этом много раз говорили: действовать приходится в условиях ограниченности ресурсов.

В ближайшие годы нам необходимо решить проблему дефицита федерального бюджета - свести его к нулю. Как минимум мы должны сделать это к 2015 году, а желательно ещё раньше. И одновременно нужно существенно увеличить отдачу от каждого бюджетного рубля. Именно поэтому мы уже приняли программу повышения эффективности бюджетных расходов, а начиная с 2012 года переходим на новые, программные принципы формирования федерального бюджета. В основу бюджетного планирования будут положены долгосрочные государственные программы.

Естественно, стоит вопрос и о совершенствовании межбюджетных отношений (и прежде всего в интересах самих регионов) с целью повышения качества жизни людей. Наша задача – обеспечить равные возможности, высокий уровень государственных, социальных услуг всем гражданам вне зависимости от места их проживания.

Напомню, что в кризисный 2009 год Правительство самым серьёзным образом поддержало региональные бюджеты. Несмотря на то, что их доходы существенно снизились, расходы практически остались на уровне докризисного 2008 года. В 2010 году через межбюджетные трансферты регионы получили 1 трлн 365 млрд рублей. В 2011 году запланирован 1 трлн 262 млрд. Есть небольшое снижение, но оно связано со свёртыванием некоторых антикризисных мер, экономика восстанавливается и у регионов появляются дополнительные финансовые возможности.

Ещё раз подчеркну: регионы обладают серьёзным бюджетным ресурсом, которым нужно умело распорядиться. В субъектах Российской Федерации должен быть проведён глубокий финансовый аудит, реализованы собственные программы повышения эффективности расходов.

Теперь непосредственно о межбюджетных отношениях. Очевидно, что их идеология также нуждается в корректировке. Прежде всего, должна быть усилена стимулирующая роль федеральной поддержки и, особо подчеркну, расширена финансовая самостоятельность тех регионов, которые должным образом заботятся о развитии экономики, проводят ответственную бюджетную политику, развивают региональные программы, модернизируют социальную сферу. То есть надо дать больше простора для лидеров, для инициативы тех, кто готов работать и действовать активно, и работает эффективно.

У нас в системе распределения трансфертов заложен определённый механизм стимулирования, но регионы считают его недостаточным. В Министерстве финансов это хорошо знают: мы многократно обсуждали этот вопрос с руководителями регионов Российской Федерации. И такая постановка вопроса в определённой степени справедлива. Принципы федеральной поддержки, которые ограничивают стимулы для регионов, нужно менять. Кроме того, заслуживает внимания идея укрупнения федеральных субсидий, предоставляемых в рамках государственных программ. Сейчас субсидии у нас чрезмерно раздроблены. Так, на 2011 год предусмотрено 95 разных видов субсидий. Есть и проблемы с процедурой их распределения. Запланированный объём субсидий на 2011 год – 446 млрд рублей, из них приложениями к закону о бюджете распределено лишь 16%, что, очевидно, не может способствовать нормальному, равномерному распределению между региональными бюджетами.

И наконец, последнее. Наша задача – создать действенные механизмы финансового стимулирования регионов, достигших лучших результатов, – я уже об этом говорил. О возможных вариантах решения этого вопроса мы сегодня и поговорим. Губернаторы предлагают различные способы решения этой проблемы. Давайте послушаем мнение Министерства финансов.