Версия для слабовидящих

1 декабря 2010

Материалы к заседанию Президиума Правительства 01 декабря 2010 года (пресс-релиз)

ПРЕСС – РЕЛИЗ*

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 1 декабря 2010 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О ходе реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года

Доклад по данному вопросу внесен Минэкономразвития России.

В рамках работы по достижению нового качества жизни проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи.

В целях расширения направлений использования материнского (семейного) капитала, в том числе за счет возможности его использования на строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома без привлечения специализированных подрядных организаций, принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала».

Для обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и совершенствования страховых принципов разработан и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», закрепляющий право граждан на выбор страховой и медицинской организаций и врача.

С 1 сентября 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», целью которого является совершенствование законодательного регулирования правоотношений в сфере обращения лекарственных средств с учетом интересов отечественной фармацевтической промышленности.

В области образования важнейшими направлениями стала реализация мер по развитию высшего профессионального образования, включая предоставление поддержки федеральным университетам и национальным исследовательским университетам. Так, в дополнение к семи ранее созданным федеральным университетам создан Балтийский федеральный университет им. И.Канта.

Правительством Российской Федерации статус «национальный исследовательский университет» присвоен 15 ведущим высшим учебным заведениям, общее число вузов с этим статусом достигло 27. Одобрены программы развития МГУ и СПбГУ, на финансовое обеспечение которых предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,25 млрд рублей и 0,3 млрд рублей соответственно.

Принятые меры по реализации жилищной политики позволили повысить доступность жилья для населения: с января по октябрь 2010 г. кредитными организациями предоставлено 187,3 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 234,2 млрд рублей, что в 2,6 раза больше, чем в соответствующий период 2009 года.

За девять месяцев 2010 года в эксплуатацию введено 383 тыс. квартир общей площадью 33 млн кв. метров, что составило 94,5% к соответствующему периоду предыдущего года (в январе-сентябре 2009 г. было введено 34,9 млн кв. метров жилья).

Важнейшими задачами остается последовательная либерализация экономики, устранение инфраструктурных ограничений, формирование институциональных условий и технологических заделов для перехода экономики в режим устойчивого и динамичного инновационного развития.

В рамках решения указанных задач подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». В соответствии с законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия, в том числе погашения, таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более пяти лет.

Кроме того, в целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 г. предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности.

Внесены изменения в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и другие законодательные акты с целью расширения практики применения отсрочки по уплате налогов и сборов, а также инвестиционного налогового кредита.

Принят Федеральный закон, предусматривающий применение льготных ставок обязательных страховых взносов для IT-компаний, отвечающих определенным критериям, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями.

В целях стимулирования инновационной деятельности Правительством Российской Федерации приняты постановления, предусматривающие предоставление на конкурсной основе субсидий организациям для финансирования НИОКР по реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выделение в 2010 – 2012 годах восьми млрд руб. бюджетных ассигнований учреждениям высшего профессионального образования на развитие инновационной инфраструктуры и привлечение ведущих ученых в российские высшие учебные заведения.

В рамках обеспечения национальной безопасности продолжилась работа по формированию нового облика военной организации Российской Федерации, комплексного обустройства государственной границы, а также другие мероприятия, начатые в 2009 году.

В ходе работы по обеспечению сбалансированного регионального развития, сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни утверждены стратегии развития Сибири до 2020 г. и Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.

За девять месяцев 2010 г. Правительством Российской Федерации приняты решения о софинансировании за счет средств федерального бюджета ключевых мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации 13 моногородов из числа первоочередных. Из общего объема средств, предусмотренных федеральным бюджетом на поддержку моногородов в 2010 г., приняты решения о распределении 8,9 млрд рублей в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, 3,4 млрд руб. – в форме бюджетных кредитов, 1,8 млрд руб. – в форме субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства и 4,7 млрд руб. – за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В целях повышения эффективности государственного управления принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которым предусматривается изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, изменение механизмов их финансового обеспечения, включая перевод бюджетных учреждений с 1 января 2011 г. со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

Эти изменения касаются бюджетных учреждений как федерального, так и регионального и муниципального уровней.

 

2. Об итогах исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2010 года

I. Общие параметры исполнения федерального бюджета

За 9 месяцев 2010 г. объем ВВП составил 32 648,7 млрд рублей и увеличился на 14,5% к соответствующему периоду прошлого года. За 9 месяцев 2010 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 6,2%.

Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2010 г. сложились в сумме 6 008,6 млрд рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 6 701,2 млрд рублей. Дефицит федерального бюджета  составил 692,6 млрд рублей.

II. Доходы федерального бюджета

В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 6 008,6 млрд рублей налоговые доходы составили 52,8%, неналоговые доходы - 47,2%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (29,7%), поступлений таможенной пошлины (35,1%), налога на добычу полезных ископаемых (16,7%) и налога на прибыль организаций (2,9%).

1. Налоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2010 г. составили  3 174,5 млрд рублей и на 75,9 млрд рублей или на 2,4% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2010 г.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (56,1% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (31,6%), налога на прибыль организаций (5,8%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (3,3%).

2. Неналоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2010 г. составили 2 833,9 млрд рублей  и на 86,1 млрд рублей или на 3,1% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2010 г. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 74,4%, доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации – 6,6%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 4,1% от общего объема неналоговых доходов.

III. Расходы федерального бюджета

1. В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 6 701,2 млрд рублей или 65,5% к уточненной бюджетной росписи на 2010 г. За 9 месяцев 2010 года сложился наибольший за последние годы уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета, что в значительной степени обусловлено своевременным принятием нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. При этом необходимо отметить стабильное увеличение кассовых расходов федерального бюджета в начале года с 17,1% в I квартале 2008 года до 21,6% в I квартале 2010 года.

Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2010 года составили 6 535,9 млрд рублей или 65,8% к уточненной бюджетной росписи (за 9 месяцев 2009 г. – 6 295,2 млрд рублей или 66,0% к уточненной бюджетной росписи, за 9 месяцев 2008 г. – 4 463,2 млрд рублей или 60,3% к уточненной бюджетной росписи).

2. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили  379,0 млрд рублей  (71,0% уточненной бюджетной росписи),  в том числе по проектам:

(млрд рублей, в % к уточненной бюджетной росписи)

наименование приоритетного национального проекта

9 месяцев 2009 г.

9 месяцев 2010 г.

Здоровье

81,3  (63,7)

78,0 (61,7)

Доступное и комфортное жилье - гражданам России

 

136,6 (62,2)

 

215,3 (75,0)

Образование

17,7  (64,8)

12,3 (72,0)

Кроме того, по проекту «Развитие агропромышленного комплекса», реализуемого в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», за 9 месяцев 2010 г. расходы составили 73,4  млрд рублей (71,2% уточненной бюджетной росписи).

IV. Объем государственного долга на 1 октября 2010 г. составил 3 741,8 млрд рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2010 г. на 508,6 млрд рублей.

По состоянию на 1 октября 2010 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 1 258,3 млрд рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 722,1 млрд рублей. За 9 месяцев 2010 г. объем средств Резервного фонда уменьшился на  572,3 млрд рублей, а объем средств Фонда национального благосостояния  уменьшился на 46,9 млрд рублей.

 

3. О деятельности фондов поддержки научной и научно-технической деятельности

Материалы внесены Минобрнауки России. 

В настоящее время функционируют четыре федеральных фонда поддержки научной и научно-технической деятельности: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития.

В компаниях с государственным участием создаются целевые научно-технические фонды. Такие фонды созданы в трех компаниях с государственным участием: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОАО «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

По информации Минобрнауки России, шесть компаний с государственным участием в настоящее время их создают: ОАО Роснефть, ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени СП. Королёва, ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Инвестиционная компания связи», ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта».

Научные фонды осуществляют поддержку научной, научно-технической и инновационной деятельности в форме адресного финансирования ученых и разработчиков, выполняющих инициативные проекты, а также активно содействуют развитию малых предприятий в научно-технической сфере.

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

РФФИ образован Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» для получения новых фундаментальных знаний путем адресной поддержки лучших проектов и научных коллективов на конкурсной основе.

РФФИ является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации.

За 18-летний период деятельности РФФИ было поддержано около 80 тыс. проектов в 74 субъектах России. В конкурсах приняло участие более 230 тыс. ученых.

В 2009-2010 годах РФФИ профинансированы проекты фундаментальных исследований по основным направлениям модернизации и инновационного развития экономики России, в том числе: энергетика и энергосбережение - более 230 проектов; ядерные технологии - более 320 проектов; космические технологии, включая ГЛОНАСС, - более 140 проектов; медицинские технологии - более 610 проектов; стратегические информационные технологии - более 300 проектов.

С 2009 года РФФИ реализует ряд трехлетних программ по поддержке критических технологий и финансированию фундаментальных исследований, ориентированных на эти технологии.

РФФИ участвует в проведении совместных конкурсов в рамках подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений с 29 зарубежными партнерами из 22 стран.

РФФИ в рамках собственной программы «Мобильность молодых ученых» поддержал около 1900 проектов с общим бюджетом в 2009-2010 годах 280,0 млн рублей.

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

РГНФ образован постановлением Правительства Российской Федерации «О Российском гуманитарном научном фонде» в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, сохранения имеющих мировое признание ученых, научных коллективов и научных школ, возрождения высоких традиций отечественной гуманитарной науки.

РГНФ является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации.

Ежегодно на конкурсы РГНФ поступает свыше 8000 заявок. Каждый год РГНФ финансирует в среднем около 3000 научных проектов.

РГНФ ежегодно проводит конкурсы по поддержке научных проектов, в том числе: региональные - в 51 субъекте страны, международные - с партнерами из 13 стран (целевые, тематические, совместные).

За 16 лет РГНФ профинансировано более 30 тыс. проектов, в рамках которых выполнено более 18 тыс. исследовательских проектов; издано более 4,5 тыс. научных книг; опубликовано более 100 тыс. научных статей; проведено более 2 тыс. конференций; создано около 1000 информационных ресурсов, в том числе в сети Интернет. Всего РГНФ поддержал более 250 тыс. российских ученых, из них более 80 тыс. - молодых ученых.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд развития)

Фонд развития образован постановлением Правительства «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», который реализует задачу развития малого предпринимательства в научно-технической сфере и поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.

Фонд развития находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В настоящее время дорабатывается устав Фонда развития, в том числе в части расширения направлений финансирования, а также совершенствования механизма финансирования проектов.

Фонд развития реализует около 20 программ инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест.

Основой деятельности Фонда развития является финансирование начальных этапов инновационного процесса. В данном направлении реализуются две программы - «УМНИК» и «СТАРТ». Программа «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») организована в 2007 году для поддержки молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность. За время существования программы в 65 городах проведено более 600 мероприятий, в которых приняло участие более 27 тыс. человек, победителями стали более 4 000 участников. Фонд выделяет ежегодно более чем 1000 победителям программы по 200 тыс. рублей в год.

Программа «СТАРТ» начата в 2004 году как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив, связанных с организацией высокотехнологичного бизнеса. По результатам проводимых конкурсов из 1,5 - 2,0 тыс. предприятий или команд-заявителей отбирается от 400 до 500 проектов, для реализации которых Фонд развития заключает государственные контракты. Объём бюджетного финансирования одного проекта для завершения разработки и начала реализации продукта составлял до 4,5 млн рублей в течение 3-х лет, а с 2009 года объем трехгодичного финансирования по программе увеличен до 6,0 млн руб.

Российский фонд технологического развития (РФТР)

РФТР образован Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» с целью обеспечения условий сохранения и развития научно-технического потенциала страны.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации ФГУ «Российский фонд технологического развития» преобразовано в федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития».

РФТР поддерживает разработки от лабораторного до опытного образца, с доведением разработок до выпуска опытной партии продукции, имеющей хорошие коммерческие перспективы. Объектом поддержки являются проекты НИОКР в рамках приоритетных направлений науки, технологий и техники, выполняемых инновационно - активными предприятиями.

Основным направлением использования средств РФТР является финансирование на договорной возвратной основе научных исследований и экспериментальных разработок по следующим направлениям: индустрия наносистем и материалов - 26%; информационно-телекоммуникационные системы - 21%; живые системы (биотехнологии) - 17%; рациональное природопользование - 15%; энергетика и энергосбережение - 13,7%; транспорт, авиация, космические системы - 7%; безопасность и противодействие терроризму - 0,3%.

За время существования РФТР было принято к финансированию более 1000 проектов НИОКР на общую сумму, превышающую семь млрд рублей.

 

4. Об итогах реализации мер по обеспечению доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении в 2010 году

Вопрос внесен Минтрансом России.

В 2010 году субсидированные воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении осуществлялись в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, с учетом выделенных на указанные цели средств из федерального бюджета в размере 2,5 млрд рублей (в 2009 году – 1.74 млн рублей).

Указанные перевозки пассажиров (граждан Российской Федерации в возрасте до 23 лет включительно и от 60 лет) осуществлялись по установленным маршрутам (всего – 26 маршрутов) в период с 1 апреля по 31 октября 2010 г.

По сравнению с 2009 годом в 2010 году число субсидированных маршрутов увеличилось с 18 до 26, а период выполнения субсидированных перевозок был увеличен на 1,5 месяца.

В результате по состоянию на 31 октября 2010 г. в рамках реализации программы в 2010 году было продано около 325 тыс. билетов на общую сумму субсидирования 2 480 млн рублей.

Таким образом, по сравнению с 2009 годом перевезено вдвое больше льготных пассажиров (в 2009 году – 160 тыс. пассажиров).

С учетом положительных результатов планируется продолжить программу субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении в 2011 году.

 

5. О проектах консолидированного финансового плана открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его основных дочерних обществ и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Материалы внесены Минтрансом России.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством страны о приватизации и об акционерных обществах. 

Предлагаемые решения по проекту финансового плана и инвестиционной программы должны, с одной стороны, соответствовать параметрам, предусмотренным федеральным бюджетом на соответствующий период, Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, с другой стороны - обеспечить финансовую сбалансированность деятельности ОАО «РЖД», а также реализацию инвестиционных проектов в области железнодорожного транспорта, направленных на недопущение инфраструктурных ограничений для роста экономики страны. Таким образом, финансовый план должен в равной степени учитывать как существующие макроэкономические ограничения по параметрам индексации тарифов услуги ОАО «РЖД», оказываемые в состоянии естественной монополии, так и потребности экономики в динамичном и инновационном развитии железнодорожного транспорта.

 

6. О ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования

Информационные материалы по вопросу внесены Минобрнауки России.

План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования разработан в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 - 2010 годах.

Планом определены основные  направления и первоочередные меры по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, а также оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования.

Реализация предусмотренных Планом мероприятий направлена на формирование прозрачной и эффективной системы контроля и надзора в сфере образования, обеспечивающей соблюдение образовательными организациями требований законодательства, высокое качество образования, включение в мировое образовательное пространство, не создавая при этом излишних административных барьеров или условий для недобросовестной конкуренции и коррупции.

 

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен Минздравсоцразвития России.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Инвалидам, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, в том числе приватизированных квартирах, данная льгота не предоставляется.

Вместе с тем при реализации данной нормы Федерального закона возникают трудности, связанные с отнесением жилых помещений к тому или иному виду жилищного фонда, поскольку жилые помещения в многоквартирных домах могут находиться как в собственности, так и предоставляться по договору социального найма или найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищный кодекс Российской Федерации определяет состав жилищного фонда независимо от вида как совокупность жилых помещений, а не домов.

В связи с этим законопроектом предлагается внести в статью 17 Федерального закона уточнения в части предоставления инвалидам льготы по оплате жилого помещения в отношении жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, исключив из соответствующих положений данной статьи слова “в домах”.

 

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»

Проект федерального закона внесен ФСФР России.

Основной целью законопроекта является стимулирование венчурных инвестиций в инновационные проекты через инвестиционные фонды, а также создание благоприятных условий для инвестирования средств розничных инвесторов на российском фондовом рынке.

1. В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по управлению инвестиционными фондами, не в полной мере отвечает задачам эффективного использования института паевого инвестиционного фонда для венчурного инвестирования.

Одним из недостатков регулирования указанной деятельности является ограничение состава инвестиционного комитета закрытого паевого инвестиционного фонда, куда могут входить только владельцы инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Данное обстоятельство затрудняет повышение эффективности процесса принятия решений при отборе инвестиционных проектов, поскольку исключается возможность привлечения к этому процессу независимых экспертов, обладающих специальными знаниями в данной области.

Законопроектом предлагается снять это ограничение, позволив владельцам инвестиционных паев назначать в состав инвестиционного комитета иных физических лиц. При этом законопроектом предусматривается возможность выплаты вознаграждения членам инвестиционного комитета за счет имущества, составляющего инвестиционный фонд.

2. В ряде случаев деятельность по управлению закрытым паевым инвестиционным фондом сопряжена с повышенными требованиями к управляющей компании, связанными с условиями и ограничениями, предъявляемыми инвесторами как на этапе формирования фонда, так и на этапе его функционирования. При этом управляющая компания не вправе каким-либо образом влиять на состав пайщиков фонда.

Также во многих случаях управляющая компания играет лидирующую роль в формировании и развитии фонда, в частности, в области венчурных инвестиций (управляющая компания фактически инициирует создание фонда, ищет инвесторов, проекты и т.д.). Поэтому существует потребность в контроле управляющей компании над количеством и особенно составом инвесторов, которые могут приобрести инвестиционные паи, ограниченные в обороте.

Законопроектом предлагается предусмотреть в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, необходимость получения согласия управляющей компании на отчуждение инвестиционных паев (в том числе не полностью оплаченных) в пользу лиц, не являющихся  владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда, а также право управляющей компании отказать любому лицу в приеме заявки на приобретение инвестиционных паев этого фонда. Такие изменения позволят сбалансировать интересы владельцев инвестиционных паев и управляющей компании при управлении фондами.

3. В настоящее время управляющая компания не вправе приобретать инвестиционные паи фонда, который находится в ее управлении. Указанное обстоятельство затрудняет привлечение венчурного капитала в паевые инвестиционные фонды, поскольку доверие инвестора во многом зависит от того, насколько управляющий венчурным портфелем разделяет с ним риск от управления этим портфелем.

Законопроект предусматривает возможность управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, приобретать указанные инвестиционные паи при его формировании. При этом управляющая компания вправе будет передавать в оплату инвестиционных паев только денежные средства. Приобретенные таким образом инвестиционные паи не будут предоставлять управляющей компании права голоса на общем собрании владельцев инвестиционных паев. Также законопроект предусматривает ограничение на сделки с инвестиционными паями, принадлежащими управляющей компании. Указанные нормы позволят сбалансировать интересы владельцев инвестиционных паев и управляющей компании.

4. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» содержит требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке паевых инвестиционных фондов. Учитывая предусмотренные Законом полномочия владельцев инвестиционных паев, предназначенных для квалифицированных инвесторов, в процессе принятия инвестиционных решений при управлении закрытым паевым инвестиционным фондом, предлагается установить периодичность проведения аудиторских проверок указанного фонда в его правилах доверительного управления.

5. Законопроектом вводится новый тип паевых инвестиционных фондов - биржевые паевые инвестиционные фонды.

Ключевой особенностью такого фонда является то, что право владельца инвестиционного пая требовать от управляющей компании его погашения и выплаты денежной компенсации заменяется правом владельца требовать от лица, уполномоченного управляющей компанией, выкупить инвестиционный пай по цене, несущественно отклоняющейся от его расчетной величины. При этом указанное уполномоченное лицо обладает исключительным правом требовать от управляющей компании погашения выкупленных им инвестиционных паев.

Для реализации права владельца инвестиционного пая биржевого паевого инвестиционного фонда уполномоченное управляющей компанией лицо обязуется выставлять на торгах фондовой биржи публичные котировки на покупку и на продажу указанных инвестиционных паев.

6. Законопроектом также предусмотрены изменения, направленные на уточнение правового режима дробных частей инвестиционных паев, правового статуса специализированного депозитария, введение ограничений на принятие управляющей компанией обязанностей по оплате услуг за счет имущества, составляющего инвестиционный фонд, уточнение режима распространения информации об инвестиционном фонде, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте.

 

9. О внесении изменений в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

 

10. О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

Проект постановления о правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, а также проект распоряжения об утверждении состава правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа внесены Минрегионразвития России. 

Проектом постановления предусмотрено образование правительственной комиссии, а также утверждение положения о правительственной комиссии.

Правительственная комиссия образуется в целях обеспечения согласованности действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа при решении вопросов социально-экономического развития округа.

В Положении определены основные задачи, функции и права Комиссии.

Предусмотрено, что:

  • состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации;
  • председателем Комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации;
  • заседание Комиссии проводит председатель Комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.
  • члены Комиссии участвуют в ее заседании без права замены.

Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии предлагается возложить на Министерство регионального развития, а организационно-техническое - на Аппарат Правительства Российской Федерации.

Проектом распоряжения об утверждении состава Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа предусмотрено утверждение состава Правительственной комиссии.

Председателем Комиссии предлагается утвердить Председателя Правительства Российской Федерации.

Полномочия заместителя председателя Правительственной комиссии предлагается возложить на заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Хлопонина А.Г.

Полномочия ответственного секретаря Правительственной Комиссии предлагается возложить на директора Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства Российской Федерации Решетникова М.Г.

 

11. О внесении изменения в подпункт 5.2.10 Положения о Федеральной налоговой службе

Проект постановления внесен Минфином России.

Предлагаемое Проектом изменение необходимо для приведения функций Федеральной налоговой службы в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку Федеральным законом «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2007 г. в функции ФНС России не входит выдача свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Вместе с тем, с указанной даты на ФНС России возложена обязанность по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.

 

12. О выделении Минкультуры России из резервного фонда Правительства Российской Федерации средств на проведение первоочередных противоаварийных работ по восстановлению здания Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря

Проект распоряжения по данному вопросу внесен Минфином России.

Проект подготовлен в связи с необходимостью проведения восстановительных работ в пострадавших при пожаре в июле 2010 г. помещениях Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря.

Проект распоряжения содержит решение о выделении в 2010 году Минкультуры России из резервного фонда Правительства средств на проведение первоочередных противоаварийных работ по восстановлению здания в объеме 30,8 млн рублей.

Проект распоряжения соответствует Положению о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Согласно Положению средства могут быть направлены на финансирование не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год мероприятий федерального значения, в том числе на проведение ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации, а также других мероприятий, проводимых по решениям Правительства Российской Федерации.

 

Москва,
30 ноября 2010 года

 

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.