Версия для слабовидящих

18 октября 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

В.В.Путин

На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям

«Компании, представленные в совете, вложили в Россию почти 100 млрд долларов. Мы высоко ценим такой настрой наших партнёров, уверенность в огромных перспективах российского рынка, то, что вы не отступили перед лицом кризиса и готовы к продолжению совместной работы. Это вселяет в нас уверенность в то, что работа у нас будет развиваться так же успешно, как это было до сих пор, а может быть, и лучше».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Позвольте мне вас сердечно поприветствовать в Москве - на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), который сейчас объединяет 42 крупнейшие глобальные компании. По традиции рассчитываю на содержательный и откровенный разговор: со многими из здесь присутствующих мы уже знакомы в течение многих-многих лет. По всем темам, которые волнуют зарубежных партнёров, развивающих бизнес в России, мы намерены продолжать активный и откровенный разговор.

Уже почти год Консультативный совет действует в новом формате. По вашей инициативе совет взял на себя такую непростую роль, как сопровождение конкретных бизнес-проектов, а также серьёзно усилил свою экспертную работу, включая текущий анализ делового и инвестиционного климата, правоприменительной практики и административных процедур. Особую помощь эксперты совета оказали нам в вопросах, связанных с созданием условий для привлечения в российскую экономику квалифицированных иностранных специалистов, за что отдельное спасибо.

В июле текущего года вступили в силу поправки в миграционное законодательство (кстати говоря, это тоже было сделано, в том числе, и по вашей рекомендации): для высококвалифицированных специалистов отменены квоты при приеме на работу в Российскую Федерацию. При этом процедуры выдачи разрешений на работу максимально упрощены, все бумаги можно оформить в течение 14 дней. По новому порядку уже выдана первая тысяча разрешений.

Отрадно, что совет укрепляет свои контакты с российскими регионами. В частности, мы приветствуем создание специальной рабочей группы по развитию Сибири и Дальнего Востока.

Отмечу и ещё одно решение, родившееся в рамках совета. В августе 2010 года в России был учреждён пост инвестиционного омбудсмена. Им назначен мой первый заместитель господин Шувалов (И.И.Шувалов) - вот он справа от меня сидит. Иностранные инвесторы могут напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями.

И здесь хотел бы вновь повторить нашу принципиальную позицию: с точки зрения защиты прав и интересов инвесторов мы не делим бизнес на российский и иностранный. Для нас важно создать комфортные условия для всех, кто хочет дело делать в России, развивать это дело, осваивать российский рынок, продвигать свои товары и услуги.

В конечном счёте, вместе мы добиваемся успеха и вместе преодолеваем трудности. Пример могу взять из совсем недавнего прошлого. Это касается того, как мы проходили кризис. Мы оказали существенную, масштабную помощь финансовому сектору: и из федерального бюджета Правительство оказывало, и Центральный банк оказал прямую финансовую поддержку финансовым учреждениям по целому ряду направлений. При этом мы оказывали помощь как нашим банкам, отечественным, со 100-процентным российским капиталом, так и иностранным «дочкам», в том числе со 100-процентным иностранным капиталом. Мы знали, что эти финансовые учреждения сами, самостоятельно могут справиться с имеющимися трудностями, но мы, повторяю, исходили из принципа неделимости интересов тех, кто работает в России. Равную помощь оказали всем, вне зависимости от происхождения капитала.

То же самое касается и автопрома. В период кризиса поддержку государства получили как наши традиционные производители, так и предприятия, созданные зарубежными автомобильными концернами. И сейчас эта отрасль, так же как и финансовая сфера, быстро восстанавливается. Причём, добавлю, что в кризисный период практически ни один из ключевых проектов как в финансовом секторе, так и, скажем, в автопроме, не был свёрнут.

Что касается автопрома, то новые бизнес-идеи успешно прокладывали себе дорогу в этом секторе, но не только здесь. И в энергетике, и в фармацевтике, и в стройиндустрии, и в телекоммуникациях, в обрабатывающей промышленности в период кризиса осуществлялись новые проекты. Практически ни один из них не был свёрнут.

В разгар экономических неурядиц компания «Лафарж» приступила к строительству цементного завода в Калужской области. Как ожидается, инвестиции группы «Лафарж» в России могут составить от 1 до 2 млрд евро в течение нескольких лет.

В 2009 году «Пепсико» объявила о планах в следующие три года инвестировать в Россию еще 1 млрд долларов. Компания «Проктер энд Гэмбл» также не стала откладывать реализацию инвестиционных проектов в России в период кризиса. Я уже не говорю про автопром, про компоненты в автомобильном производстве: несколько заводов сейчас открылись - лично принимал участие в их открытии.

В 2010 году компания «Кинросс Голд» приобрела российские компании, которые занимались геологоразведкой и добычей на месторождениях Чукотки. Это первое 100-процентное приобретение иностранным инвестором стратегического актива в отечественной горнодобывающей отрасли, в частности в золотодобыче. И, как видите, уважаемые дамы и господа, и эти «чувствительные» сектора экономики не закрыты для иностранного инвестирования. Всего же компании, представленные в совете, вложили в Россию почти 100 млрд долларов.

Мы высоко ценим такой настрой наших партнёров, вашу уверенность в огромных перспективах российского рынка, то, что вы не отступили перед лицом кризиса и готовы к продолжению совместной работы. Это вселяет в нас уверенность в то, что работа у нас будет развиваться так же успешно, как это было до сих пор, а может быть, и лучше. Сейчас у России есть очень хорошие возможности для того, чтобы реализовать масштабную повестку развития, обеспечить длительный, качественный рост.

В некоторых отраслях, разумеется, сохраняются ещё проблемы - мы это с вами очень хорошо знаем, - вызванные кризисом. Как и во всем мире, в России ощущается влияние факторов неопределённости, недостаточен рыночный спрос. Это мы всё чувствуем, понимаем, знаем. Но общее оживление экономики налицо. Например, прибыль предприятий за январь-июль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более чем на 77%. Последние данные Росстата говорят о том, что производство за девять месяцев текущего года выросло на 8,9%.

Мы ожидаем, что рост валового внутреннего продукта России в этом году составит 4% - может быть, даже чуть больше. За ближайшие два года рассчитываем полностью компенсировать объёмы ВВП, потерянные в ходе кризиса.

Своим конкурентным преимуществом мы считаем и ту политику, которую мы проводим в последние годы, устойчивую, здоровую макроэкономическую ситуацию. Госдолг России, как вы знаете, находится на минимальном, безопасном уровне. Если в европейских странах он 60-70 и больше процентов, я уж не говорю про некоторые другие, у нас - 11%. Надеемся, что реальный дефицит федерального бюджета по итогам 2010 года окажется существенно ниже прогноза в 5,3%, а в следующем году мы планируем 3 с небольшим процента ВВП.

И наоборот, золотовалютные резервы России растут и вновь перевалили отметку 500 млрд долларов. Текущее положительное сальдо торгового баланса превысило 110 млрд долларов. Курс рубля стабилен и предсказуем, причём он носит объективный характер, так как вмешательство Центрального банка России в валютные торги практически сведено к минимуму.

Мы не допустили огосударствления экономики страны в период кризиса, хотя, должен откровенно сказать, многие наши компании, частные компании, обращались к нам с просьбой взять в государственную собственность контрольные пакеты акций. Но мы нашли с бизнесом правильный путь движения к выходу из кризиса, и думаю, что сегодня нам за это представители частного бизнеса в России благодарны, а государство не взяло на себя излишних обязательств, хотя необходимую поддержку мы оказали. Сейчас намерены делать ставку на частную инициативу, поддержку конкуренции, эффективные рыночные инструменты.

На одном из ближайших заседаний Правительства будет рассмотрена программа приватизации. Я не буду пока раскрывать деталей, но скажу, что на торги будут выставлены весьма интересные госпакеты.

Мы продолжаем последовательную работу по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны ненужные и формальные проверки. В России появится единая национальная система аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки.

Также Правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологии, в качество социальных услуг. Основная часть законопроектов уже находится в Государственной Думе - в Парламенте Российской Федерации.

С будущего года мы освобождаем от налога на прибыль доходы от продажи некотируемых на рынке ценных бумаг со сроком владения свыше пяти лет. Кроме того, от налога на прибыль освобождаются как государственные, так и (это впервые происходит в нашей практике!) частные школы и больницы.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов в социальные фонды. Вместо 34% они будут уплачивать только 14% в течение 10 лет - соответствующий закон уже принят Государственной Думой и Советом Федерации.

Недавно, несколько дней назад, я встречался с вашими коллегами - российскими бизнесменами, которые входят в организацию «Деловая Россия». Обсуждавшиеся проблемы напрямую затрагивают и иностранных инвесторов. Уверен, что вам будет интересно услышать о ключевых решениях, принятых по итогам этой встречи. Позволю себе коротко вас об этом проинформировать.

Первое. Мы знаем, что очень часто звучат жалобы, что многие бизнес-идеи тормозятся на уровне региональной бюрократии. Здесь, конечно, нужно помочь нашим коллегам в регионах и муниципалитетах.

Мы приняли решение проработать вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Сейчас эту тему изучает Министерство экономического развития. Хочу подчеркнуть: качество работы с инвесторами станет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Второе. Регионы и муниципалитеты будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, выделяемых под промышленную и жилищную застройку, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов. Кстати, мы будем поощрять создание частных индустриальных парков. Ваши российские коллеги этот вопрос подняли, и думаю, что подняли своевременно. Здесь вы можете также выступать и как девелоперы, и как резиденты таких промышленных площадок.

Третье. Будут упрощены процедуры доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий. Я знаю, что этот процесс очень чувствительный. На этот счёт по-прежнему звучит очень много жалоб. Будем и дальше убирать препятствия для подключения к электрическим сетям и коммунальной инфраструктуре.

Далее. Сейчас мы запускаем целый ряд проектов и программ, которые призваны, по сути, создать новые рынки и серьёзно переформатировать уже существующие, например программу по энергоэффективности. Она стимулирует огромный спрос на новое экономичное, ресурсосберегающее оборудование как со стороны бизнеса, так и в бюджетной сфере.

Со следующего года мы также начнём модернизацию всей сети медицинских учреждений страны, реформу системы медстрахования. И это, конечно, шанс для тех инвесторов, которые вкладывают деньги в российскую фармацевтику и производство медицинской техники.

В наших планах - к 2016 году увеличить объёмы жилищного строительства с нынешних 55-60 млн кв. м до 100 млн кв. м жилья в год. Также за ближайшие пять лет намерены построить в России 14 тыс. км новых дорог. Здесь нам нужны и инвестиции, и новые технологии строительства, например жилья экономкласса, современных автострад и так далее.

И вы, я надеюсь, не могли не почувствовать, что принципиально меняется и общая конфигурация евразийского рынка. Мы уже несколько месяцев живём в реалиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. А с 2012 года будет сформировано единое экономическое пространство трёх государств.

Только что мы проводили встречу на уровне глав правительств трёх стран, и должен вам сказать, что меня порадовал настрой наших партнёров. Вы знаете это даже лучше нас, потому что Европа проходила такой же процесс, это сложный, очень чувствительный процесс. Но готовность и желание договориться меня настроили на очень позитивный лад. Есть все основания полагать, что к 2012 году единое экономическое пространство трёх стран будет сформировано.

Создается единый 170-миллионый рынок, в рамках которого будет создано стабильное, прозрачное экономическое законодательство. Причём в нашей интеграции мы ориентируемся на лучшую мировую практику, в том числе намерены использовать опыт и стандарты, принятые в Евросоюзе.

В рамках Таможенного союза и единого экономического пространства будет решена задача по оптимизации таможенных процедур, прежде всего по импорту и экспорту высокотехнологичных товаров. Ряд таких норм уже содержится в принятом Таможенном кодексе Таможенного союза.

Другие важные процедурные вопросы содержатся в новом законе «О таможенном регулировании», который сейчас проходит парламентские процедуры. Хотел бы особо поблагодарить членов совета за содержательное и заинтересованное участие в обсуждении этого важнейшего вопроса.

Уважаемые дамы и господа!

Мы понимаем, что России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причём не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Однако и конкуренция за капиталы в мире растёт - мы это тоже видим и понимаем. Потому Правительство России стремится создать действительно открытую и привлекательную инвестиционную среду - с максимально либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата.

История достижений ваших компаний на российском рынке свидетельствует о том, что движение идёт в этом направлении. Россия меняется - может быть, не так быстро, как нам бы всем хотелось, но всё-таки изменения есть. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами это фиксировали, отмечали, чтобы это становилось достоянием гласности, чтобы эта информация доходила до других потенциальных инвесторов, ваших коллег в ваших странах, в других государствах мира. Чтобы мы вместе могли добиваться успеха здесь, у нас, в России, на одном из ключевых рынков мира, стать лидерами экономики России - страны, открытой, динамичной и устремлённой в будущее.

Благодарю за внимание.

* * *

Комментарии В.В.Путина: 

- к выступлению Д.Тёрли, председателя совета директоров «Эрнст энд Янг Глобал», сопредседателя Консультативного совета по иностранным инвестициям:

Большое спасибо, уважаемый господин Тёрли! Я пометил себе многие вещи, которые Вы сейчас сформулировали. Это касается и дальнейшей работы по ликвидации административных барьеров. Вы не могли не заметить, что многое в этом направлении уже сделано, я считаю, что многое. Но, конечно, я согласен с Вами: недостаточно. Мы уже эти решения принимали и в здравоохранении, и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и в некоторых других отраслях. Будем действовать в этом направлении дальше. Будем Вам благодарны, разумеется, за рекомендации, касающиеся развития финансовых рынков. Здесь (и я в своём вступительном слове говорил некоторые вещи) мы тоже прекрасно понимаем, что нужно ещё проделать большую работу.

Регулирование транспорта - это, конечно, важный вопрос. Но, наверное, ещё важнее - это иметь достаточные мощности, строить надо дороги. Об этом я тоже упоминал в своём вступительном слове. У нас соответствующие планы есть, и достаточно масштабные.

Вы начали с вопроса, который я тоже затронул. Этот вопрос касается миграционной политики. Мы заинтересованы в том, чтобы в Россию приезжали, работали высококвалифицированные специалисты в самых разных областях: и менеджеры, и узкие, отраслевые, специалисты. И мы пошли на определённые упрощения миграционной политики. Хотя я обращаю Ваше внимание на то, что вопросы подобного рода, как правило, решаются в мировой практике на основе взаимности. И в этой связи у нас тоже могут возникнуть какие-то ограничения. Для чего я это говорю? Для того, чтобы бизнес-сообщество в Европе, в других странах тоже оказывало влияние на свои политические круги. Мы должны выстраивать наши отношения с нашими партнёрами, в том числе и в Европе, как равные партнёры. И в конечном итоге самое простое и кардинальное решение - это безвизовый въезд, это отмена визового режима. И в целом мы видим, что понимание, как минимум, у наших европейских партнёров есть.

Вместе с тем есть и определённые сложности. В чём они заключаются? Мы уже слышим определённые сигналы следующего характера: да, с Россией можно было бы уже переходить к безвизовому режиму, но если предоставлять этот безвизовый режим России, то нельзя обойти вниманием и надо бы предоставить такой же режим и некоторым другим странам постсоветского пространства - не всем, но некоторым, во всяком случае тем, которые находятся на пути развития отношений с НАТО. Но они, эти страны, пока явно не готовы к тому, чтобы получить такой безвизовый режим с Европой.

Во-первых, я думаю, что политика не должна мешать развитию экономики, а во-вторых, не вижу ничего необычного и дискриминирующего в том, чтобы предоставлять такой режим поэтапно определённым странам постсоветского пространства по мере их готовности к введению этих процедур. Обращаю Ваше внимание на эту проблему и, привлекая Ваше внимание к этой проблеме, просил бы Вас при случае, конечно, на известных форумах продвигать именно эти идеи, связанные с тем, что вопросы политического характера не должны мешать процессам экономического развития, да и социального тоже.

Спасибо большое за Ваше выступление.

- к выступлению Й.Ф.Баксааса, президента «Теленор Груп»:

Спасибо большое, уважаемый господин Баксаас! Это действительно очень важное направление в нашей работе. Я многократно говорил, всё российское руководство уделяет этому большое внимание. И Президент Медведев об этом часто говорит. Модернизация на основе высоких технологий - это ключевое направление нашей деятельности. Ключевое! И в этой связи телекоммуникации, конечно, играют важнейшую роль.

Мы благодарны всем нашим партнёрам, которые работают в этой сфере. Вы знаете, что на правительственном уровне мы стараемся разрешить все трудности, которые возникают в ходе реализации ваших планов. На мой взгляд, это пока неплохо получается.

Что касается лицензирования, правил предоставления частот и так далее, я не буду сейчас комментировать того, что было сказано. Я просто хочу подчеркнуть, что я с Вами согласен. Хочу это отметить: здесь ещё многое нужно сделать для того, чтобы соответствующие порядки, правила были устойчивыми, прогнозируемыми и максимально прозрачными.

Теперь по поводу использования телекоммуникационных технологий для наиболее эффективного обеспечения жизнедеятельности государства, общества по тем или другим направлениям. Это оплата в системе ЖКХ, в сфере оказания социальных услуг - у нас есть соответствующие планы по всем этим направлениям. И внедрение этих технологий в практическую жизнь общества, государства началось. Оно идёт достаточно быстрыми темпами. В крупных городах внедряются так называемые социальные карты, по которым людям имеют возможность оплачивать услуги или получать услуги государства и муниципалитетов. Это и в упоминавшемся здесь Татарстане, в Москве, во многих других регионах Российской Федерации.

Мы сейчас внедряем и планируем расширить практику осуществления госзакупок и муниципальных закупок, а также - как следующий шаг - и закупок в рамках инвестиционной деятельности естественных монополий, осуществлять эти закупки на электронных торгах. Создано уже несколько площадок. И на базе одной из республик Российской Федерации, на базе Сбербанка они работают. Я уже говорил об этом. Я встречался недавно с представителями российского бизнеса. Они ставили вопрос о расширении количества этих площадок хотя бы до шести-семи. Мы в этом направлении будем двигаться дальше.

По поводу того, чтобы соответствующим образом развивать логистику на основе тех технологий, о которых Вы упомянули. Это касается въезда-выезда из Российской Федерации, это касается обустройства пунктов пропуска. Здесь всё-таки главная проблема - это даже не пограничное оформление, а таможенное.