Версия для слабовидящих

30 сентября 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«Мною сегодня подписаны все документы для того, чтобы направить проект бюджета на 2011 и на последующие два года в Государственную Думу. Это говорит о том, что мы завершили очень важный, большой этап работы по подготовке основного финансово-экономического документа следующего года <…> Новый бюджет даст старт двум принципиально новым программам. Речь идёт о модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации и развёртывании масштабного дорожного строительства с использованием механизмов дорожных фондов».

В ходе заседания Президиума Правительства В.В.Путин сообщил, что подписал все необходимые документы для внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на 2011 год и на последующие два года. Премьер напомнил, что проект предусматривает снижение бюджетного дефицита до 3,6% ВВП. По его словам, в расходной части бюджета заложены средства для очередной индексации пенсий, пособий, материнского капитала, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда федеральных бюджетников, а также для продолжения реализации жилищных программ и выполнения иных обязательств государства перед гражданами.

В.В.Путин также сообщил о выделении Правительством дополнительно 2 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса в регионах. Кроме того, регионам будет выделено дополнительно 4,6 млрд рублей на поддержку моногородов.

Премьер также сообщил о намерении Правительства оказать дополнительную поддержку в размере 5 млрд рублей сельхозпроизводителям, прежде всего тем, кто пострадал от засухи. В этой связи он поручил Минфину усилить контроль за доведением финансовых ресурсов до конкретных потребителей.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнём с оперативных вопросов. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), как у нас идёт реализация изменений, которые мы приняли в закон об использовании материнского капитала? Мы договаривались о том, что по 12 тыс. рублей молодые матери смогут использовать в течение года. Пожалуйста.

Т.А.Голикова: Наверное, прежде чем говорить об этом решении, нужно сказать о том, что у нас на сегодняшний день почти 2,3 млн человек имеют материнский (семейный) капитал.

В.В.Путин: Ещё раз цифру назовите.

Т.А.Голикова: 2,3 млн человек имеют сертификат материнского (семейного) капитала. В 2010 году 455 тыс. получили сертификат материнского капитала. И 2010 год - это первый год, когда можно использовать материнский (семейный) капитал по трём направлениям, которые изначально были зафиксированы в этом законе. Если говорить как раз только о первом годе, то по основным направлениям использования материнского капитала Пенсионный фонд с начала года принял 27 тыс. заявок: из них 24 тыс. - на жильё и улучшение жилищных условий на сумму 7,7 млрд рублей, 2,8 тыс. заявок на образование - 172 млн рублей и только 210 заявок по переводу средств на накопительную часть пенсии будущей мамы - 38 млн рублей.

Если говорить о тех антикризисных мерах, которые мы принимали в прошлом году, то за 2009-2010 годы на погашение жилищных кредитов подано 239 тыс. заявлений на сумму 71 млрд рублей. При этом 195 тыс. российских семей уже частично или полностью погасили материнским (семейным) капиталом ипотечные кредиты на сумму 57 млрд рублей. Это достаточно приличная сумма. В том числе в 2010 году заявления на эти цели подали 130 667 семей на сумму 41,3 млрд рублей, и из этой суммы 30,5 млрд уже погашено.

Что касается 12 тыс., которые мы ввели в 2009 году, то этими 12 тыс. воспользовались 90% имеющих сертификат материнского (семейного) капитала.

С учётом того, что в этом году, практически уже в середине года, мы продлили эту норму, то сейчас у нас уже подано 99 078 заявлений на сумму 1,2 млрд рублей, и мы, естественно, её начинаем выплачивать - выплачиваем.

В.В.Путин: И можно ещё будет использовать на индивидуальное жилищное строительство.

Т.А.Голикова: Здесь мы ещё не начали выплачивать, потому что это - более сложная процедура, но тоже рассчитываем, что в IV квартале к этому приступим. И что важно: мы планировали в прошлом году, когда формировали бюджет 2010 года, что на цели использования материнского (семейного) капитала уйдёт 102 млрд рублей. В середине года у нас было сомнение относительно использования этой суммы. Cейчас у нас уже сомнения нет. Видимо, все 102 млрд рублей будут использованы, и в основном они пойдут на жильё.

В.В.Путин: Хорошо. А всё-таки в чём особенность использования материнского капитала на цели индивидуального жилищного строительства?

Т.А.Голикова: На цели индивидуального жилищного строительства предполагается использование капитала подрядным способом без посреднических организаций. То есть сами граждане могут его получить при наличии подтверждения органов местного самоуправления, что они действительно построят жильё и что это будет использовано конкретно на эти цели. Вы же помните, что была достаточно длительная дискуссия, разрешать или не разрешать самостоятельно использовать. Но с учётом значительного количества обращений граждан по этому поводу Вы тогда эту идею поддержали, и, собственно, её мы будем реализовывать.

В.В.Путин: Как Вы думаете, сколько примерно людей могут воспользоваться этой нормой?

Т.А.Голикова: Очень сложная оценка, Владимир Владимирович. Думаю, что с учётом того, что это только в IV квартале начнёт работать, не очень много будет. Не знаю, может быть, тысяч пять семей.

В.В.Путин: Но по результатам IV квартала можно будет себе представить объём следующего года.

Т.А.Голикова: Да, прогноз следующего года.

В.В.Путин: Хорошо.

Т.А.Голикова: Мы считаем, что мы вполне уложимся в те объёмы. У нас уже есть наработанный опыт за 2009 год. Исходя из того, что мы разрешили на цели погашения ипотечных кредитов и процентов по ним использовать эти средства, и практически не ошиблись, мы цифра в цифру предусмотрели вот эти 102 млрд рублей на 2010 год.

В.В.Путин: Ещё один вопрос - это софинансирование пенсий: 1000 рублей со стороны государства и плюс софинансирование со стороны граждан.

Т.А.Голикова: Несмотря на кризисные проявления, в общем для нас достаточно неожиданный результат на данный момент по прошедшему периоду. У нас сейчас, на сегодняшний день, по данным за девять месяцев...

В.В.Путин: Вы напомните коллегам, о чём идёт речь.

Т.А.Голикова: Речь идёт о том, что в случае внесения гражданином добровольно соплатежа на свою пенсию государство платит рубль за рубль, 1000 за 1000...

В.В.Путин: В накопительную часть...

Т.А.Голикова: В накопительную часть, да - 12 тысяч. Вот на сегодняшний день у нас подали заявление в добровольную систему пенсионных накоплений 3 млн 217 тыс. 688 человек - это 2,3% от населения Российской Федерации. Из них миллион вступили в программу в 2010 году.

Из вступивших структура выглядит так: граждане в возрасте от 30 до 50 лет - 52,7%, свыше 50 лет - 28,4%, до 30 лет - 18,9%. При этом наиболее активны женщины - они составляют 66,4%. Сейчас в 2010 году уже внесено в Пенсионный фонд на эти цели 1 млрд 741 млн рублей. И рост в деньгах, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составляет 655 млн.

Что самое важное - в прошлом году у нас средний платёж на одного человека в накопительную систему составлял 3,5 тыс. рублей. За прошедший период он уже на тысячу увеличился, то есть - 4,5. При этом по прошлому году пик платежей в накопительную систему, как правило, приходится на IV квартал года. И мы ожидаем, что у нас тенденция, которая сейчас сложилась, продолжится, и мы получим позитивные изменения показателей, как по вступлению, так и по увеличению соответствующего платежа.

В.В.Путин: В целом неплохие показатели, динамика неплохая.

Т.А.Голикова: Да, очень. Мы не ожидали, что у нас при такой финансово-экономической ситуации будет такое количество желающих вступить в эту систему.

В.В.Путин: Хорошо.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), государственная политика в Арктике и предстоящая Морская коллегия.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, я в субботу в ходе рабочей поездки в Мурманскую область планирую провести выездное совещание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. На этом заседании мы рассмотрим два очень важных вопроса.

Первый - о ходе реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года, уже утверждённых Президентом.

И второй вопрос посвящён инвестиционному проекту развития мурманского транспортного узла и мерам по обеспечению развития морехозяйственной деятельности в Мурманской области.

Оба вопроса, конечно, имеют непосредственное, самое прямое отношение к Арктике. Первый вопрос, я думаю, тут и комментировать нечего - понятно. А что касается второго вопроса то, с точки зрения Минтранса, и я разделяю эту точку зрения, мурманский транспортный узел - один из самых перспективных в плане создания там современного порта с большим грузооборотом.

У нас по существу в стране есть только два места - Тихий океан и Мурманск, как незамерзающие порты, имеющие прямой выход в Мировой океан, минуя всяческие проливы и все проблемы с этим связанные. Поэтому мы рассмотрим внимательно этот инвестиционный проект, предполагающий строительство, по существу, нового порта на другом берегу Мурманской губы и всё, что с этим связано.

Но помимо собственно Морской коллегии состоятся ещё два, на мой взгляд, значительных, знаменательных мероприятия.

Первое мероприятие заключается в том, что 2 октября у нас стартует очередная высокоширотная арктическая экспедиция на борту атомного ледокола «Россия» по высадке дрейфующей станции СП-38 («Северный полюс-38»). Я там встречусь с Артуром Николаевичем Чилингаровым, который возглавляет эту экспедицию. В составе экспедиции 15 полярников, они проведут примерно целый следующий год на льдине в районе Северного полюса - место высадки уже определено, куда пойдет «Россия». И, конечно, мы ожидаем, что в ходе этой очередной экспедиции будет получена масса необходимых научных исследований (прежде всего океанография, изучение льда, климата), связанных с освоением Арктики, наблюдением за теми очевидными климатическими изменениями, которые уже происходят в Арктике. Это первое мероприятие, я считаю, достаточно важное.

Второе. Одновременно в Мурманске проводится второй Арктический международный экономический форум - в развитие, кстати, форума по Арктике, в котором Вы принимали участие совсем недавно в Москве, - где будет идти речь об освоении арктического шельфа, о разработке Штокмана, того же мурманского транспортного узла. Будет рассмотрен ряд вопросов развития экономической деятельности применительно к сохранению очень хрупкой экологии Арктики, чтобы не навредить этому.

Вот такой целый комплекс мероприятий, посвященных Арктике.

В.В.Путин: Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), Вы готовитесь к проблемам, связанным с развитием транспортного узла в Мурманске?

И.Е.Левитин: Да, у нас всё подготовлено, и мы будем докладывать на совещании Морской коллегии вместе с губернатором. Есть предложения, и мы доложим.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), Вы участвовали в очередном раунде переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации. Что Вы хотели бы выделить в качестве главного результата работы с нашими партнёрами?

Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович! Российской делегацией была подтверждена уже ранее заявленная позиция. И эта позиция получила положительную оценку от послов Кернской группы (это 19 стран), а также от делегации Соединённых Штатов Америки. Так называемая «желтая корзина» будет сохранена на текущем уровне до 2017 года и далее - она составляет 4 млрд 400 млн долларов. И при этом Российской Федерации будет предоставлена возможность в ближайшие два года увеличить объём этой поддержки до 9 млрд долларов США, но с последующим поэтапным возвратом к текущему уровню, о котором я уже говорила, согласно графику, причём принимается наш график.

Таким образом, максимальный уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России после присоединения к ВТО составит 9 млрд долларов США. И ни о каком снижении объёмов государственной поддержки речи не идёт. Все мероприятия, предусмотренные государственной программой, будут реализованы в полном объёме. К 2012 году они составят, по нашим данным, около 9 млрд долларов.

Кроме этого, в период с 2013 по 2017 год на этот очередной этап пятилетней государственной программы, которой мы уже сейчас занимаемся в соответствии с Вашим поручением, Правительство планирует частично изменить подходы к оказанию государственной поддержки и увеличить финансирование направления «зелёной корзины». То есть это социальное развитие села, плодородие, инфраструктурные проекты, экология. При этом объём «жёлтой корзины» к 2017 году вернётся к текущему уровню - 4,4 млрд долларов США. Но ещё раз повторюсь: это не ниже, чем мы имеем сейчас.

Таким образом, все мероприятия, заложенные в нашу государственную программу, будут обеспечены, и мы будем иметь возможность выпускать конкурентоспособную продукцию сельского хозяйства.

В.В.Путин: Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), как мы и договаривались, все ограничения, которые мы на себя берём, могут быть реализованы только после нашего полноценного присоединения к организации. Мы уже многократно к этому возвращались. Никакие ограничения, связанные с процессом присоединения, действовать не должны до полного присоединения к организации. Потому что этот процесс может продолжаться вечно, а мы вечно будем брать на себя какие-то ограничения, без того чтобы использовать преимущества полноправного членства в организации.

Эта ситуация нас не может устраивать, и мы уже об этом нашим партнёрам многократно говорили. Из этого я прошу исходить.

И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, мы так и поступаем. Все законодательные акты, которые сейчас были приняты Государственной Думой, имеют специальные оговорки о том, что они вступают в силу именно после того, как будет ратифицирован акт о присоединении России к Всемирной торговой организации. Наши партнёры эту позицию воспринимают. Исходим из таких установок.

В.В.Путин: Как мы и договаривались, есть ещё один элемент, который нужно учитывать. Мы вступили в Таможенный союз, создали Таможенный союз, и весь этот процесс должен идти параллельно с нашими партнёрами по Таможенному союзу.

И.И.Шувалов: Мы так и поступаем, Владимир Владимирович. Совсем недавно закончились консультации казахстанской стороны в Вашингтоне, их двусторонние переговоры по присоединению Казахстана к ВТО. Эти консультации проводились совместно, позиции согласовывались. У нас существует единая переговорная площадка, во главе этой площадки - Максим Медведков, руководитель департамента Минэкономразвития. Позиции мы предварительно согласовываем - двусторонние это или многосторонние форматы. Сейчас Медведков работает в Женеве, и работу эту осуществляем, обмениваясь данными и согласовывая позиции.

В.В.Путин: Это касается Казахстана и Белоруссии?

И.И.Шувалов: Казахстан и Белоруссия постоянно вместе.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Подписано Постановление Правительства Российской Федерации о раскрытии информации о деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Дмитрий Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста.

Д.Н.Козак: Уважаемый Владимир Владимирович, это Постановление является одним из действенных инструментов повышения эффективности работы всех организаций жилищно-коммунального комплекса, исключения возможностей для злоупотребления, улучшения качества услуг. Максимальная информационная прозрачность таких организаций способствует решению этих задач.

Хочу напомнить, что в декабре прошлого года было подписано Постановление Правительства, которое предусматривало стандарты раскрытия информации для таких предприятий, ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий. Это позволило каждому потребителю получить сведения о качестве оказываемых услуг, в том числе о затратах, которые включают в себестоимость, о наличии технической возможности для подключения. На сегодняшний день, в соответствии с этим Постановлением, 17 тыс. ресурсоснабжающих организаций опубликовали сведения о своей деятельности в сети Интернет либо в официальных средствах массовой информации. Но необходимо также отметить, что те постановления, которые мы приняли, были важны прежде всего для предпринимателей, для бизнеса: речь шла о стоимости коммунальных услуг для них и о стоимости подключения. Гражданин, конечный потребитель, как правило, уплачивает эти взносы не непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а через управляющую организацию, управляющую многоквартирными домами.

В связи с этим, в соответствии с Вашими поручениями, в рамках работы по совершенствованию механизма тарифообразования весной этого года, когда в ряде субъектов Российской Федерации эта проблема возникла, было принято решение о том, чтобы такие же стандарты информации установить для управляющих компаний, чтобы это служило повышению эффективности работы этих организаций. Летом были внесены изменения в Жилищный кодекс, было предоставлено право Правительству утверждать такие стандарты. И 23 сентября подписано Постановление. В постановлении предусматривается перечень той информации, которую должны публиковать управляющие компании.

Это прежде всего перечень услуг, которые оказывает компания, и стоимость этих услуг в расчёте на квадратный метр (цены, тарифы, по которым управляющая организация приобретает коммунальные услуги у ресурсоснабжающих организаций для последующей их поставки конечному потребителю - гражданам); а также показатели финансово-хозяйственной деятельности (годовой план работы по содержанию и ремонту конкретного дома, общего имущества в этом доме); сведения о соответствии качества предоставляемых услуг государственным и иным стандартам.

Все действующие на сегодняшний день управляющие организации, в соответствии с постановлением, в течение двух дней после вступления его в силу обязаны опубликовать соответствующие данные. Таким образом, уже до конца года граждане получат реальную возможность оценить эффективность деятельности каждой управляющей компании в своём доме, увидеть перечень и стоимость проводимых работ, сравнить (это тоже очень важно, это задача, которая сегодня решается) эти данные с данными других управляющих компаний, для того чтобы можно было сделать осознанный выбор управляющей компании для конкретного многоквартирного дома.

Думаю, что реализация этого постановления позволит обеспечить максимальную прозрачность теперь уже всех организаций по всей технологической цепочке в жилищно-коммунальном комплексе и запустить эффективный механизм общественного контроля за их деятельностью.

В.В.Путин: Хорошо. Надо смотреть, как на практике будет работать. Мною подписано распоряжение Правительства о выделении 4,6 млрд рублей дополнительно на дотации субъектам с целью поддержки моногородов. Попрошу министра финансов прокомментировать механизм реализации этого решения.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович! Соответственно, эта поддержка пойдёт моногородам по отобранным проектам развития - для поддержки занятости и развития этих городов. Таким образом, у этих средств есть конкретные цели, программы, показатели, и мы улучшим ситуацию в этих городах. Я хотел бы также добавить, что сегодня на заседании Правительства мы ещё рассмотрим один вопрос о распределении 5 млрд рублей 37 регионам, пострадавшим от засухи.

Соответственно, Минсельхоз определил потребность регионов в необходимых средствах для борьбы с засухой в целях частичной компенсации расходов, понесенных при посеве и уборке в этом году, так и для поддержки будущего сева. Соответственно, сегодня первые 5 млрд рублей из 10, которые определены, пойдут на эти цели.

В.В.Путин: А эти средства на моногорода когда будут готовы для того, чтобы их направить в регионы?

А.Л.Кудрин: Уже после сегодняшнего заседания.

В.В.Путин: Хорошо. Игорь Евгеньевич, у нас растут объёмы перевозок практически на всех видах транспорта. Как Вы это оцениваете? В каких объёмах? По каким видам транспорта наибольший рост?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! За восемь месяцев текущего года наибольший рост - в гражданской авиации: 28% по сравнению с восемью месяцами прошлого года. Растёт и международный сектор - 18 млн, и внутренние перевозки - 20 млн. Всего 38 млн.

На 38% растут грузовые перевозки. Это говорит о транзитном потенциале России. Прежде всего, это связано с тем, что вводятся новые взлётно-посадочные полосы. Вот недавно ввели вторую в Новосибирске: полоса 3600 м, соответствует второй категории ИКАО. И теперь у нас есть возможность обеспечить транзитные перелёты всех типов воздушных судов из Европы в Юго-Восточную Азию.

Хочу также доложить, что растут перевозки из Дальнего Востока в европейскую часть и обратно. По состоянию на 25 сентября, 311 тыс. человек оформили билеты по субсидированным перевозкам. В прошлом году было всего 116 тыс., то есть двукратный рост перевозок с Дальнего Востока.

В целом, если подвести итоги по гражданской авиации, наиболее успешным был 2008 год: 49,5 млн пассажиров. Мы рассчитываем, что в этом году этот показатель будет превышен.

Стоимость билетов в соответствии с Вашим поручением мы мониторим вместе с Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой.

В.В.Путин: Займитесь этим повнимательнее. Нужно ясно себе представлять структуру этой цены.

И.Е.Левитин: Мы этим занимаемся.

В.В.Путин: Из чего она складывается?

И.Е.Левитин: Вам доложим.

В.В.Путин: Хорошо. Подписано также Постановление Правительства о выделении дополнительно 2 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Это - через бюджеты субъектов Российской Федерации. Эльвира Сахипзадовна, как Вы предполагаете распорядиться этими средствами?

Э.С.Набиуллина: Прежде всего, хотела сказать, что это Постановление подготовлено по Вашему поручению, по итогам встречи с представителями малых и средних компаний - они ставили этот вопрос. Конечно, это очень важный документ. Во-первых, он позволяет в целом увеличить поддержку для малого и среднего бизнеса, и в этом году вместе с этими 2 млрд это будет уже 24 млрд рублей, которые мы выделяем из федерального бюджета. Напомню, что в 2009 году это было чуть больше 18 млрд.

И второе. Мы впервые реализуем такое новое направление по поддержке экспорта малых и средних компаний. Деньги министерство будет распределять через регионы непосредственно малым и средним компаниям по пяти направлениям.

Первое направление - это субсидирование процентных ставок по кредитам, которые берутся для экспорта (такая программа сейчас есть для крупных компаний, для малых она не работала), и будет субсидироваться половина ставки рефинансирования Центрального банка.

Второе направление. Будет компенсироваться часть затрат на выставки за рубежом, которые малая компания будет проводить, представляя свою продукцию.

Третье направление, на мой взгляд, тоже очень важное. Компенсация расходов по сертификации товаров, которые поставляются за рубеж.

И два направления связаны с поддержкой экспорта инновационной продукции малых компаний. Первое. Компенсация затрат на всё, что связано с патентной защитой: с регистрацией прав интеллектуальной собственности за рубежом, чтобы малым компаниям можно было защитить свои изобретения. И второе - компенсация затрат по созданию промышленных образцов для товаров, предназначенных для экспорта.

Деньги будут распределяться через регионы, которые предоставят свои программы. Они будут их защищать в министерстве. Мы предполагаем это сделать до конца октября. И уже с конца октября деньги пойдут малым компаниям в регионы.

Одновременно мы просим регионы создавать центры поддержки экспорта. Многие регионы этим уже начали заниматься - по нашей оценке, 23 региона. Но не везде пока создана такая инфраструктура, а она должна обязательно создаваться, с тем чтобы мы реально использовали потенциал экспорта малых компаний.

На мой взгляд, это очень перспективное направление. Если сравнить с другими странами - в Европе, Германии - экспорт малых компаний составляет до половины и даже больше экспорта. И это реально будет диверсификация нашего экспорта.

В.В.Путин: Хорошо.

Мною сегодня также подписаны все документы для того, чтобы направить проект бюджета на 2011 и на последующие два года в Государственную Думу. Это говорит о том, что мы завершили очень важный, большой этап работы по подготовке основного финансово-экономического документа следующего года. Работа была сложной, она ещё не закончена, но и этот этап был сложным и очень напряжённым.

Я хочу поблагодарить за эту работу Министерство финансов, всех ваших сотрудников, Алексей Леонидович, кто работал. Знаю, что работа была проделана действительно масштабная. И слова благодарности также Министерству экономического развития и всем другим коллегам, которые здесь присутствуют. Передайте эти слова своим подчинённым, работали много, до полуночи и больше. Я знаю, это действительно была напряжённая работа. Но она ещё не закончена. Основная-то работа предстоит в ближайшем будущем. Нужно в диалоге с Думой, с нашей ведущей фракцией «Единой Россией» и с представителями других политических партий, представленных в Думе, доказывать, что приоритеты, обозначенные Правительством, являются действительно важнейшими направлениями социально-экономического развития страны на ближайший год и на ближайшие два года.

Напомню, что бюджет предусматривает снижение бюджетного дефицита до 3,6%. В начале прошлого года мы не думали, что сможем выйти на такие параметры. Тем не менее такая задача перед нами сформулирована в проекте закона и хочу обратиться к вам с призывом не только соблюдать эти параметры - надеюсь, они будут приняты Парламентом, - но и добиваться лучших показателей макроэкономического характера. В расходной части бюджета заложены средства для очередной индексации пенсий, пособий, материнского капитала, о котором мы сегодня говорили, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда федеральных бюджетников, а также для продолжения реализации жилищных программ и выполнения иных обязательств государства перед гражданами.

Особо подчеркну: новый бюджет даст старт двум принципиально новым программам. Речь идёт о модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации и развёртывании масштабного дорожного строительства с использованием механизмов дорожных фондов.

Я уже сказал, и хочу ещё раз подчеркнуть: нужно в ходе рабочих дискуссий работать со всеми фракциями, представленными в Думе, и добиваться консенсуса и приемлемых компромиссов.

Что касается сегодняшней повестки дня, выделю несколько важных вопросов. Во-первых, мы рассмотрим проект программы «Информационное общество». В ней будут сведены воедино наши проекты по созданию «Электронного правительства», по использованию возможностей Интернета в социальной сфере и экономике, в том числе в области поддержки малого и среднего бизнеса, в других отраслях.

Также Минкомсвязи возьмёт на себя координацию всех работ по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти, чтобы в итоге мы получили целостную и эффективную систему.

Особо подчеркну: программа «Информационное общество» направлена прежде всего на интересы людей, создание для них новых возможностей. Подчеркну ещё раз: главным потребителем этой услуги должен быть рядовой гражданин.

Мы должны обеспечить доступ к сети Интернет для максимально широкого круга граждан. Люди должны почувствовать реальные и ощутимые улучшения в работе государственного аппарата, прежде всего за счёт ликвидации очередей в органах власти, так как подавляющую часть госуслуг можно будет получать по Интернету, без ходьбы по очередям.

Также наша цель в том, чтобы использовать информационные технологии для улучшения работы систем образования и здравоохранения, и прежде всего в малых городах, населённых пунктах в сельской местности, на отдалённых территориях - одним словом, там, где сегодня существуют наибольшие проблемы с качеством и доступностью современных социальных услуг.

И конечно, программа «Информационное общество» будет работать на модернизацию отечественной экономики, создавать дополнительные горизонты для бизнеса.

Следующий пункт нашей повестки дня. Минтрансом России подготовлен законопроект об обязательном страховании ответственности за причинение вреда пассажирам на транспорте. Напомню, что в конце 2007 года были внесены специальные поправки в Воздушный кодекс. Они гарантировали авиапассажирам адекватное возмещение при нанесении вреда их жизни или имуществу. Так, в случае авиакатастрофы семьи погибших получают компенсацию в размере 2 млн рублей. Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, не всё измеряется деньгами. Но тем не менее люди должны знать, что семьи, столкнувшиеся с бедой, будут получать поддержку государства.

Сейчас предлагается распространить механизм обязательного страхования на все виды транспорта (железные дороги, морские суда, автобусы, метрополитен, другие виды транспорта) и тем самым защитить интересы граждан, пассажиров, а также создать дополнительные стимулы для того, чтобы транспортные компании вкладывали средства в повышение безопасности перевозок.

Особо отмечу, что введение обязательного страхования не должно отразиться на стоимости проезда. И сейчас транспортные компании взимают различные сборы с пассажиров. Только размеры выплат по страховке, как правило, совершенно недостаточные, а процедуры получения денег непрозрачны и неудобны для граждан, а порой выглядят просто издевательски. С принятием нового закона таких ситуаций не должно больше возникать.

И третье. Сегодня мы примем решение о дополнительной поддержке сельхозпроизводителей - об этом здесь уже было сказано, - прежде всего тех, которые пострадали от засухи. Как известно, общий пакет экстренной помощи селу в этом году уже составил порядка 40 млрд рублей. Часть этих средств - около 15 млрд - перечислена в регионы Российской Федерации. А сейчас подготовлены предложения о распределении еще 5 млрд рублей для пострадавших субъектов.

Однако отмечу, что в Правительство с мест поступают сигналы о том, что деньги до хозяйств доходят медленно, а в некоторые и вовсе пока не дошли. Поэтому прошу Минфин разобраться с перечислением средств в бюджеты субъектов, а также совместно с Минсельхозом проконтролировать доведение финансовых ресурсов до конкретных потребителей, до хозяйств. О результатах прошу докладывать еженедельно.

Ещё один вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, - это проект программы «Патриотическое воспитание граждан России». Считаю, что вопрос очень важный. Он связан с нашей национальной памятью, историей страны, которая проходит через каждую российскую семью. Молодое поколение должно быть не только в курсе текущих событий, но хорошо знать о наших традициях, о героических и трагических страницах нашей истории. Нужно поддержать просветительские проекты, исследования в области истории, публикацию архивных документов, работу военно-патриотических и поисковых клубов - те культурные, спортивные, творческие инициативы, которые помогают людям реализовать свои способности и при этом ощутить себя неотъемлемой частью единого народа.

Именно такие приоритеты заложены в предлагаемую программу. На её реализацию из федерального бюджета будет выделено 600 млн рублей. И ещё порядка 180 млн планируется привлечь из внебюджетных источников. Мы сегодня эту программу обсудим и, надеюсь, одобрим.

Давайте перейдём к работе. 

Дополнительные материалы по теме