Версия для слабовидящих

29 августа 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин побеседовал с дорожными строителями на территории базы ООО «Камдорстрой Амур» (1371-й км трассы «Амур»)

Стенограмма беседы:

Реплика: Владимир Владимирович, можно представиться стоя? Путинцев Александр Васильевич.

В.В.Путин: Давайте мы все будем сидя, ладно?

Реплика: Спасибо. Работаю машинистом автогрейдера ДЗ-98 уже больше девяти лет в ЗАО «Труд».

В.В.Путин: Грейдер - это такая огромная машина, да?

Реплика: Да, вот он там стоит, в стороне.

В.В.Путин: Да-да.

Реплика: У нас ЗАО «Труд» заканчивает работу в течение двух-трёх недель - мы заканчиваем асфальт, свой участок работы. Мне хотелось бы знать: в будущем у Вас планируется такой масштаб работы? Вот, например, у нас организация - сейчас задействована почти тысяча хороших дорожных специалистов. Хотелось бы знать, такой же масштаб будет в дальнейшем, планируете строительство? Спасибо.

В.В.Путин: Александр Васильевич - и ко всем хочу обратиться, - ещё рано поздравлять с окончанием, потому что работа ещё не закончена, хотя я проехал более чем половину трассы, посмотрел. Ясно, что она близится к завершению. Скорее всего, в те сроки, о которых мы договаривались с министром, трасса будет сдана - до 1 октября. Я вижу, там есть разрывы небольшие. Самый большой разрыв, наверное, был 14 км. Но в целом уже «подушка» подготовлена, всё сделано для того, чтобы заливать соответствующим составом - асфальтобетонной смесью.

Поэтому хотел бы - у меня не будет больше такой возможности, я уеду и в открытии уже участвовать не буду - вас поблагодарить и всех, кто работал на трассе. Сейчас работает 2 тысячи человек, я не смогу встретиться со всеми, но, откровенно говоря, мне бы хотелось встретиться с каждым, пожать руку и сказать спасибо.

Качество хорошее вот там, где вы работали. Я не беру сейчас первый этап, первый участок дороги от Хабаровска, - это работа была сделана в середине 1990-х, в 1994-1995 гг. Если вы там были, кто-то из вас был, то наверняка видели и понимаете как специалисты, что это тот участок дороги, который совершенно очевидно подлежит реконструкции. Это дорога, которая сделана по старым технологиям, со старыми материалами.

Да, я вижу, что дорожники поддерживают её в приличном состоянии: вовремя ямки латают, всякие разрывы, трещины. Но дорога проходит через населённые пункты, она узковатая, нет отбойников. Ну, в общем что говорить, это дорога вчерашнего дня.

Теперь, отвечая на Ваш вопрос, могу сразу сказать: во-первых, нужно будет поддерживать эту трассу и ещё завершить 100 км до Читы. Насколько я знаю, до Читы ещё старый участок, надо его привести в порядок. Потом будет нужно реконструировать почти половину дороги от Хабаровска, где-то примерно до Сковородино. И это тоже будет большая работа.

Но, конечно, это не всё и не основное. Здесь мы с вами сделали почти 2,5 тысячи км, но нагрузка на трассу здесь - и вы это знаете - меньше, чем на участке Хабаровск-Владивосток. А дорога там хуже, чем эта, и намного.

Я разговаривал с мужиками-дальнобойщиками, так они утверждают - сам я там не ездил, но знаю по материалам, и водители это подтверждают, - там тоже большой участок дороги. Туда мы планируем на 2011-2013 годы выделить бюджетные ресурсы в объёме более 18 млрд рублей.

Затем нам нужно наводить порядок на трассе «Лена», которая идёт до Якутска и от Якутска до Магадана. Вот на два этих участка мы выделяем по 5 с лишним млрд рублей на три года. На первый - 5,2 млрд, по-моему, и на второй - 5,1 млрд рублей. 3 тысячи км - это получается где-то 10,5-11 млрд рублей. И нам с вами нужно будет ликвидировать разрывы в твёрдом покрытии на дороге, которая связывает Читу и Челябинск.

Всё это вместе диктует необходимость финансировать эти работы на три года примерно в объёме 40 млрд рублей. Это говорит о том, что работы здесь хватит надолго и рабочие места будут гарантированы.

Реплика: Владимир Владимирович, говорят, что мы заканчиваем, а куда поедем - неизвестно. Будет работа у нас?

В.В.Путин: Я же только что отвечал на этот вопрос.

Реплика: Тут больше вопрос: именно у нас она будет или у кого-то другого?

Реплика: Все беспокоятся, боятся остаться без работы.

В.В.Путин: Нет, я же сказал: не беспокойтесь, всё будет. Объёмы работы будут. Вопрос только в том, чтобы ваши компании, которые предлагают свои услуги по строительству, предлагали эти услуги по минимально низким ценам. Но на конкурсах нужно выигрывать эти подрядные работы. Ну а в целом работа будет продолжаться, работа будет большая.

Реплика: Спасибо, Владимир Владимирович.

Реплика: Владимир Владимирович! Главное - чтобы немалый объем: у нас очень много техники, механизмов, транспорта, людей...

В.В.Путин: Я понимаю, это всегда проблема: надо людей выводить, технику выводить, потом опять заводить. Дешевле, конечно использовать то, что есть на месте. Но тем не менее для руководителей предприятий должны пройти конкурсные процедуры, чтобы они подтвердили свою конкурентоспособность.

Реплика: Мы буквально за четыре месяца 107 км почти построили.

В.В.Путин: Молодцы. Я, знаете, посмотрел некоторые участки. Особенно - я не знаю, как она называется, вы наверняка это знаете, - там развязка где-то в Невере.

Реплика: Большой Невер. Это на Лену, на Якутск.

В.В.Путин: Я остановился специально и смотрел налево, направо.

Реплика: Но это ещё недоделано.

В.В.Путин: Но здорово! Я вам, ребята, могу честно сказать: просто душа радуется! Приятно, что у нас в таких регионах страны появляются такие...

А Вы садитесь, пожалуйста. Чего стоять? Садитесь, пожалуйста.

Реплика: Владимир Владимирович! Оператор ДСК дробильно-сортировочного комплекса. Нас волнует ситуация с секвестрированием. Цены на материалы растут, а при секвестре цена меняется. Работа та же, заработная плата ниже, а объём строительных работ - тот же. Планируется ли еще секвестр?

В.В.Путин: Ну это не секвестр, это определённые сокращения. «Секвестр» - этот термин подразумевает под собой несколько другие действия. Это такое повальное сокращение всех бюджетных расходов, без всякого погружения внутрь, что называется.

Но я должен с сожалением отметить, что сокращение расходов в сфере дорожного строительства в прошлом году и в этом году - значительное. Мы вынуждены были на это пойти. Я думаю, что вы тоже должны отнестись к этому с пониманием. В связи с необходимостью реализации антикризисных мер нужно было поддерживать рабочие места в тех отраслях экономики, которые вообще валились на бок.

Что касается дальнейших сокращений, то мы их не планируем. Мы рассчитываем на то, что экономика сейчас будет выходить на этап устойчивого роста, развития. И в этих условиях, я думаю, у нас будет возможность не сокращать, а, наоборот, постепенно, например с 2012-2013 гг., начать увеличивать расходы, в том числе и на дорожное строительство.

Что касается заработной платы, то она в строительном секторе - я имею в виду не только дорожное строительство, но в целом, в строительном секторе, - в период 2004-2008 гг., когда у нас экономика находилась на стадии подъёма, была чуть-чуть выше, чем в среднем по экономике в России, где-то на шесть с небольшим процентов. Надо честно сказать: в период кризиса, период спада в 2009 г., заработная плата в строительстве чуть-чуть опустилась ниже среднероссийской - чуть- чуть ниже, ненамного. Сейчас в среднем в строительстве заработная плата - 19,8 тыс. рублей. Это средний показатель по экономике России.

Но работа у вас непростая, сложная, тяжелая, и погодные условия тяжелые. Я это всё понимаю. А регулируется это коллективными договорами между работодателем и профсоюзами. Профсоюзы вынуждены учитывать все составляющие стоимости производства, экономику производства, потому что, если отдельные элементы производства загонять довольно высоко, производство само по себе просто остановится, оно просто прекратится и всё. Но, безусловно, тенденция к повышению уровня доходов должна сохраниться -это очевидно. Спасибо.

Реплика: Владимир Владимирович, вот у нас такая пылища! Мы работаем на дробилке - такая пылища, и ничего не платится. Ничего вообще! В масках ходим, вот три минуты прошел в маске - вся черная. Ничего не платится, ничего вообще!

В.В.Путин: То есть это не считается вредным производством?

Реплика: Нет.

Реплика: Вообще ничего абсолютно. Ничего не платится.

В.В.Путин: А вот это надо посмотреть...

Реплика: Вы посмотрите, какая пылища там вообще, мрак...

В.В.Путин: Я догадываюсь. На это надо посмотреть. Такие виды работ вполне можно относить к категории...

Реплика: Не тарифицированы...

В.В.Путин: Да, нужно посмотреть. Хорошо, что обратили на это внимание...

Реплика: Да вот Вы туда, туда проедьте...

В.В.Путин: Я понимаю.

Реплика: И налево там чуть-чуть, посмотрите, вообще там...

В.В.Путин: Догадываюсь.

Реплика: Владимир Владимирович! Я начальник участка.

В.В.Путин: Вы проходите, садитесь за стол. Ну чего там стоять? Стульчик дайте там. Ребята, найдите стульчик, пожалуйста.

Реплика: Наша организация не только строит дороги, мы ещё строим и аэропорты. Я лично принимал участие в строительстве аэропорта Минеральные Воды, аэропорта Толмачёво в Новосибирске. Там тоже такая ситуация, что в сентябре сдаём «Толмачёво», вводится в эксплуатацию вторая взлётная полоса. Интересно, какие перспективы развития строительства по линии Росавиации?

В.В.Путин: У нас есть целая программа, федеральная программа по развитию аэропортов России во всех регионах страны: и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и в европейской части. Мы недавно ее рассматривали, выделяются значительные ресурсы на это. Сколько там в целом?

И.Е.Левитин: 25 млрд на все аэродромы.

В.В.Путин: 25 млрд рублей выделяем на ближайшие два-три года. Реконструкции подлежит больше десятка аэропортов. Там работа большая.

Реплика: Вы нас поблагодарили за хорошую дорогу, но всё-таки благодаря Вам строится эта дорога. Люди едут, и все говорят спасибо. Только вот те же дальнобойщики говорят: «Когда дальше будете строить?» Я говорю: «Нам надо эту дорогу сначала построить, не всё сразу».

В.В.Путин: Правильно. Вот я сейчас говорил о перспективах, и с водителями крупных автомобилей, грузовых машин. Могу ещё раз повторить: мы будем дальше здесь развивать дорогу - и на Магадан через Якутск, и на Челябинск, и Хабаровск-Владивосток.

Реплика: Мы готовы идти дальше.

В.В.Путин: Я понимаю. Это очень важная работа для развития Дальнего Востока, Восточной Сибири. Строительство инфраструктуры - это задача номер один вообще.

Реплика: Владимир Владимирович, кандидатуру будете выдвигать в 2012-м?

В.В.Путин: Вашу?

Реплика: Свою. А мы за Вас по-любому, запросто.

В.В.Путин: Спасибо большое.

Реплика: Хотелось бы узнать, будет ли содержание этой дороги финансироваться в полном объёме?

В.В.Путин: Конечно. Знаете, это один из очень важных вопросов. Вы в точку попали. Я ехал и тоже думал об этом. По-хорошему, я не знаю, на какое расстояние (это специалисты должны определить), но на опредёленное расстояние нужно строить предприятия здесь, на месте, которые будут производить асфальт и бетон, другие материалы и в постоянном режиме заниматься поддержанием в должном состоянии дороги. Но нужно на определённое количество километров отдельное предприятие.

Реплика: ДРСУ допустим.

В.В.Путин: Чтобы производили все необходимые материалы и имели персонал, который постоянно ухаживал бы за своим участком дороги.

И.Е.Левитин: Мы предлагаем строительным компаниям (их 10), которые здесь, на этой трассе, сейчас сдают дорогу - мы предлагаем им взять её на содержание. Чтобы они её и содержали, потому что они дают нам гарантию на несколько лет, а мы хотим, чтобы они сами на ней работали.

В.В.Путин: Министр озвучил один из принципов, который мы постараемся сейчас внедрять. Это так называемый договор полного цикла, то есть, если какая-то компания взялась строить дорогу, она изначально, с первых шагов, подписывает с нами контракт о том, что она в течение 10-15-20 лет будет и дальше её содержать. Мы из чего исходим? Из того, что если компания строит, но должна будет и содержать, то строить будет прилично. Иначе потом больше истратит денег на содержание.

Реплика: Владимир Владимирович, можно?

В.В.Путин: Конечно!

Реплика: На данный момент Вы говорите, что на 2011 год у нас рассчитано строительство дорог. На данный момент у нас организация практически завершила работы, людей много, объёмов не стало. Вот сейчас, например, придётся сокращать людей. Если нет объёмов, куда деваться сейчас людям?

Реплика: У нас тоже 41-я партия людей четвертого числа уезжает.

В.В.Путин: Я уже сказал, какие объёмы у нас намечаются. Здесь нужно...

Реплика: И у многих организаций...

В.В.Путин: ...здесь нужно, чтобы руководители ваших компаний совместно с министерством вовремя организовались, приняли участие в конкурсах и, исходя из этого дальше решали, кого отправлять, кого оставлять.

Работы столько, сколько и сейчас, её меньше-то не становится. А о том, как оперативно распорядиться техникой, людьми, - это на оперативном уровне должны делать руководители компании. Мы с уровня Правительства не сможем это делать. Но я вам говорю, что объём финансирования не сокращается, во всяком случае для этого региона. Он в полном объёме будет финансироваться. Я уже сказал: за три года 40 млрд рублей сюда планируем направить. Эта дорога у нас сколько в конечном итоге будет стоить?

И.Е.Левитин: Вся - 74 млрд с 2000 года.

В.В.Путин: С 2000 года, это за 10 лет. А мы за три года 40 млрд туда собираемся направить! Так что это не от нас уже зависит. Средства есть, выделяются, они не сокращаются. А как оперативно решать проблему - это уже на уровне компании должно быть.

Реплика: Они выделяются в общем по стране или на Дальний Восток?

В.В.Путин: Нет, на этот регион. Я тогда ещё раз повторю. Эти деньги будут выделяться на следующие объекты: во-первых, на реконструкцию оставшегося нереконструированным участка от Хабаровска до Сковородино - постепенно, где-то по 3 млрд мы будем выделять для того, чтобы там работать. Потом от Хабаровска до Владивостока - 18 с лишним миллиардов. От развязок отсюда по трассе «Лена» до Якутска - 5 с лишним миллиардов рублей, от Якутска до Магадана - еще 5 с лишним миллиардов рублей, на ликвидацию разрывов по трассе на Урал...

И.Е.Левитин: ...до Красноярска...

В.В.Путин: Нет, сначала до Челябинска. До Красноярска и до Челябинска - там тоже где-то 5-7 млрд рублей.

И.Е.Левитин: Большая программа!

В.В.Путин: Всего за три года - 40 млрд. А мы вот только на тот участок дороги, на котором вы работаете, за 10 лет истратили 10. То есть у нас больше сюда получается, в этот регион, чем на эту дорогу. Так что финансирования хватает. Вопрос - в организации самой работы со стороны компаний.

Реплика: Владимир Владимирович! Вот мне 58 лет, но никто на работу не берет. Специалист нормальный, но никто не желает даже разговаривать: «58 лет? Да иди ты!»

В.В.Путин: А Вы знаете что? У меня в ближайшее время, скоро, будет встреча...

Реплика: Мы ведь с Вами одногодки?

В.В.Путин: Да, примерно. Будет встреча с профсоюзами. И я обязательно с ними поговорю на этот счёт. Работодатели не имеют права отказывать работнику в приёме на работу по этим соображениям. Если он соответствует необходимой квалификации и выполняет соответствующие нормативы, не имеют права этого делать. И профсоюзы должны за этим тщательно следить. У меня действительно намечается встреча с профсоюзными лидерами в ближайшее время, мы с ними обязательно поговорим на этот счёт. Обязательно поговорим, так же как и обязательно рассмотрим проблему, о которой Вы сказали, - связанную с вредными условиями труда.

Реплика: Владимир Владимирович, я работаю машинистом катка. Такой вопрос: на всей трассе Чита-Хабаровск отсутствуют посты ДПС. Будет ли как-то решаться этот вопрос?

В.В.Путин: Да, уже сформированы соответствующие подразделения ДПС, и они приступают к работе. И на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации этот вопрос решён. Подразделения на местах будут сформированы. Но нужно, чтобы они начали непосредственную работу. Надеюсь, что это в самое ближайшее время произойдет. Но проблема, на которую Вы обратили внимание, абсолютно актуальна, конечно, это очевидный факт. Чем больше здесь будет поток, тем это будет актуальнее - это защита от криминала. Совершенно очевидно.

Реплика: Как семья, Владимир Владимирович?

В.В.Путин: Ничего. Спасибо.

Реплика: Это самое главное!

Вопрос: Владимир Владимирович, мы уже раз с Вами встречались на открытии моста через Амур в 2003 году. Но у меня вопрос такой (я здесь местный - Читинская область, в городе Нерчинск живу): будет ли развиваться какая-то промышленность рядом с федеральной трассой?

В.В.Путин: Конечно.

Вопрос: И цены на бензин: поднимутся ли они в связи с тем, что откроется проезд по федеральной трассе?

В.В.Путин: Не должны подниматься.

Вопрос: А на железной дороге проезд? Билеты как будут?

В.В.Путин: Нет, цены на бензин не должны подниматься. Нет никаких объективных факторов, которые привели бы сейчас к повышению цен на нефть. Никаких! У нас они и так, на мой взгляд, достаточно высокие.

Что касается возникновения каких-то предприятий вокруг трассы, то я на это очень рассчитываю. Но то, что зависит от нас напрямую, от Правительства (от Правительства зависит поддержка крупных вложений - капитальных, больших), мы это начинаем делать.

Я не знаю, имели ли вы возможность посмотреть - наверняка телевидение показывало, в средствах массовой информации было, - только что я принял участие в закладке Нижне-Бурейской электростанции.

Реплика: Часы бросили.

В.В.Путин: Точно. Взяли местные часы специально, чтобы бросить. Знаете что, я свои часы больше бросать не буду! Они говорят: «А мы свои дадим». - «Свои? Ну, давайте, брошу с удовольствием!»

Реплика: Это в новостях мы видели.

В.В.Путин: Вот Нижне-Бурейскую ГЭС заложили, это будет очень хорошей добавкой к той генерации электроэнергии, которая есть. Создаст устойчивую систему между Верхней и Нижней Буреей, даст дополнительный источник электроэнергии. А дополнительный источник электроэнергии - это уже возможность для предприятий.

Там присутствовали представители компаний, которые уже подписали соглашения, контракты, на поставку будущей электроэнергии от той станции, которая ещё будет построена. Для проектов подобного рода очень важно знать заранее, будет ли сбыт. И среди них, в том числе, были и представители одной компании с иностранным участием, которые собираются построить металлургическое предприятие.

Мы собираемся здесь строить космодром - об этом вы тоже, наверное, слышали. Это действительно один из таких крупных, важных, интересных и амбициозных проектов России. И он тоже будет большим потребителем электроэнергии.

Сегодня мы открывали нефтеперекачивающую станцию - с китайцами делали. Делали сами, но это совместная работа с Китаем.

Но, как только трасса возникает, возникают и возможности открытия малого, среднего бизнеса - всяких туристических центров, кафе, ресторанчиков и так далее. Вот нет трассы - и нет никакой возможности туда доехать, добраться. Есть трасса, есть дорога - сразу такая возможность появляется. И я просто нисколько не сомневаюсь, что при поддержке местных, региональных, властей эта деловая активность будет здесь нарастать.

Нужно ещё многое сделать по обустройству. Ваш коллега правильно сказал: нужно, чтобы милиция появилась здесь, на трассе. Чтобы её видели, чтобы она выполняла свою функцию достойно. Но и этого ещё недостаточно. Нужно, чтобы медицинское обслуживание было налажено нормально на трассе в целом, а также питание, отдых и так далее.

Реплика: Связь.

В.В.Путин: Связь, совершенно верно. Вот если взять начало трассы, то со стороны Хабаровска ещё более или менее приличная ситуация. Там населённые пункты рядом - это первое. Второе - в Хабаровске и в Хабаровском крае хорошо организована медицина. Там есть уже заключённые договоры, контракты с обслуживающими организациями, в том числе с авиационными компаниями, которые будут обслуживать и уже обслуживают начало трассы.

Потом в Амурской области расстояние между населенными пунктами где-то 100-150 км. Это значит, что в течение часа-полутора-двух можно добраться до медицинского пункта. А вот в Забайкальском крае уже сложнее: там расстояние между населёнными пунктами - 300 и больше километров, а значит, и между медицинскими учреждениями. Правда, и здесь они уже, по-моему, заключили договоры с некоторыми организациями, в том числе и с авиационными. Уже четыре вертолёта готово обслуживать этот участок трассы.

Реплика: Владимир Владимирович, Вы за дорогу похвалили нас...

В.В.Путин: Есть за что.

Реплика: А проезжая, Вы не обращали внимания, как выглядят съезды в посёлки? Они собираются это финансировать как-то?

В.В.Путин: По закону Правительство занимается федеральными трассами. А местными, региональными трассами занимается регион либо муниципальная власть. Конечно, у них не хватает денег. Мы это видим и понимаем. В своё время у нас действовал так называемый дорожный фонд - я не буду вам мозги компостировать и забивать всякими терминами, - но был такой оборотный налог, который шёл в пользу строительства дорог. Но это считается очень примитивным инструментом, обременяющим всю экономику, сдерживающим развитие. Потому что при каждой операции, допустим, с момента добычи ископаемых и до выпуска автомобиля, идёт накрутка, накрутка, накрутка. Это сдерживает, поддавляя развитие всей экономики. Поэтому мы его в своё время убрали, но денег на дорожное строительство, безусловно, не хватает. Мы сейчас воссоздадим без этого налога дорожный фонд - и федеральный, и региональные фонды - за счёт небольшого повышения акцизов на бензин. Мы рассчитываем, что эти средства пойдут - не рассчитываем, а так и предусмотрено - именно на дорожное строительство, в том числе и в муниципалитетах, и на селе. Мы планируем, по-моему, около 2,5 тысяч населённых пунктов в ближайшее время обеспечить дорогами с твёрдым покрытием.

В дорожном фонде в 2011 году должно появиться где-то около 300 млрд рублей, в 2013-2014-м - уже 400 млрд с лишним. Это уже очень приличные деньги для развития, в том числе, этой муниципальной сети.

Реплика: Владимир Владимирович, ещё вопрос. Вы говорите, будет повышение акцизов на бензин, а автомобильные налоги будут убраны или они также будут оставаться?

В.В.Путин: Это был очень сложный вопрос. Я прямо не знаю, в экспертное сообщество попал.

Реплика: Все автомобилисты.

В.В.Путин: Я не ожидал.

Реплика: Все водители здесь.

В.В.Путин: Я вообще считал, что надо бы их сразу убрать. Но регионы Российской Федерации настаивали на том, чтобы этого не делать, потому что налог собирается задним числом. В 2010 году мы собираем за 2009-й, в 2011-м - за 2010-й, чтобы не было: а) провала, б) он хорошо собирается. Они говорят, что если вообще убрать налог, то того, что мы будем получать от повышенных акцизов, до нас может не дойти, а налог мы потеряем и утратим возможность решать те задачи, о которых Ваш коллега сказал, - строить и ремонтировать муниципальные и региональные дороги. Поэтому мы приняли в конечном итоге, на мой взгляд, такое соломоново решение: мы не стали убирать его совсем, но мы его сделали поменьше. А акциз не стали повышать так высоко, как первоначально предлагалось. Мы сделали минимальный шаг по акцизам и немножко поменьше налог.

Реплика: Хорошо, Владимир Владимирович. А если вот возьмём, сравним...

В.В.Путин: Посмотрим, как будет работать. Надо посмотреть, как на практике будет функционировать.

Реплика: Налог остаётся, значит, на транспорт, да? Возьмём, сравним автомобили «Волга-3102» и ЗИЛ-130. Объём двигателя - одинаковый, налоги платим одинаковые. Чья машина давит больше асфальт?

В.В.Путин: Вопрос не только в том, что давят. Если следовать Вашей логике, то сегодня надо запретить использование всех крупногабаритных грузовиков, дальнобойных, так называемых, иностранного производства. Вот прямо сейчас взять и закрыть. Мы же не можем этого сделать, потому что тысячи людей работают в этой отрасли.

Реплика: Но по ценовой политике это же  можно как-то отрегулировать...

В.В.Путин: Можно всё сделать. Но если исходить из того, какой вред, ущерб дорожному покрытию наносят тяжелые грузовики, то их нужно просто запретить. Такая логика возможна. Но тогда мы лишим работы тысячи людей.

Реплика: Владимир Владимирович, здесь, конечно, все подготовили бумажки, а я независимо.

В.В.Путин: Я уже это заметил. Я представитель независимой общественности. (Смеется.)

Реплика: Почему у нас урезали зарплату на 30% с мая?

В.В.Путин: Я уже сказал, что в 2009 г. во всей строительной отрасли зарплаты, к сожалению, снизились.

Реплика: Кризис или что?

В.В.Путин: Да, в связи с кризисом. Потому что нужно было удержать себестоимость производства.

Реплика: Владимир Владимирович, я экскаваторщик. У меня 35 лет стажа и последние 10 лет на импортной технике работаю - на рижском экскаваторе. Наши и импортные экскаваторы как небо и земля.

В.В.Путин: Они сейчас разные есть.

Реплика: На импортном я «вышиваю» чего хочешь, как художник рисует.

В.В.Путин: Покажите?

Реплика: На нашем это невозможно.

В.В.Путин: Вы знаете, сейчас есть разная строительная техника.

Реплика: «Уралвагон» - плохие экскаваторы (имеется в виду продукция ОАО «НПК "Уралвагонзавод"»).

В.В.Путин: Может быть. Но у нас кроме «Уралвагона» есть и другие предприятия: у нас есть тракторный холдинг, и он делает очень хорошую технику, в том числе и строительную. Вы на этой технике ведь не работали?

Реплика: На военной?

В.В.Путин: Нет, военная, это понятно. Я сейчас говорю про тракторный холдинг, который производит, в том числе, и строительную технику. Она, я думаю, уже отвечает мировым стандартам. У них есть совместные производства, и, более того, они уже сами являются хозяевами, главными акционерами на иностранных предприятиях, и часть производства переносят в Российскую Федерацию. И у них техника уже на уровне мировых стандартов. Маловато пока, может быть, производят. Потом у них возникли свои финансовые трудности, особенно во время кризиса. Они перекредитовались немножко, но мы им будем помогать.

Реплика: Владимир Владимирович, но без работы мы не останемся?

В.В.Путин: Нет. Мне кажется, что дорожники в России вообще никогда не останутся без работы. Где-где, в какой-нибудь другой отрасли, но  в дорожном строительстве - никогда.

Реплика: Это самое главное.

В.В.Путин: Конечно.

Реплика: У нас в основном идёт немецкое качество, потому что укладчики - немецкие, перегружатель - американский. Мы же умеем создавать, у нас научно-техническая российская база очень сильная. У нас специалисты научно-технических центров прямо за рубежом преподают. Почему мы не можем у нас те же асфальтоукладчики, перегружатели делать?

В.В.Путин: Я же сказал: делают.

Реплика: Когда их сделают?

Реплика: А цена?

В.В.Путин: Делают сейчас, делают. Почему нет? Они конкурентны по цене. Просто по количеству их, наверное, не так ещё много. Но вот коллега правильно сказал: у нас ещё Советский Союз был заточен на производство военной техники, гражданской уделялось мало внимания. И это касается не только дорожной техники. Это касается и других отраслей производства: и судостроения, и авиастроения. Боевая авиация у нас шикарная, лучшая в мире, гражданская авиация пока «жрёт» керосина слишком много, неэкономичная и так далее. Мы не занимались этим в своё время. Нет оборудования соответствующего, нет соответствующей компетенции. Это требует большого времени и больших капиталовложений. Но движение в этом отношении есть: я лично видел эту технику, ездил на предприятия, смотрел. Повторяю: может быть, ещё в недостаточном количестве, но, наверное, так.

Реплика: Развитие дорожного строительства в последние годы очень высоко выросло. Будут ли изменяться ГОСТы, строительные нормы и правила, требования?

В.В.Путин: Да, конечно, они должны меняться. Они у нас очень архаичны, и регламенты должны меняться, и нормы, и правила. Но мы можем их менять и должны их менять по мере внедрения новых технологий.

Реплика: И ещё в продолжение к этому вопросу. У нас возникают в принципе еженедельно или иной раз ежедневно вопросы. Проектирует институт какой-то участок. Чисто логически бывает - или это невозможно сделать, или это просто нелогично, то есть просто нет обратной связи с этим институтом или она есть, но настолько затянута... Мы иной раз делаем одну и ту же работу по несколько раз: сначала по неправильному проекту, потом всё это перешивается, потом заново всё сносится, и опять всё по-новому...

В.В.Путин: И исходя из реалий, да?

Реплика: Да-да. То есть затягивается.

В.В.Путин: Я надеюсь, министр услышит это, это такая уже чисто производственная тематика. Нужно, чтобы министерство обратило на это внимание.

Реплика: Владимир Владимирович, я работаю в «Камдорстрое» мастером. Делаю основания под асфальт. С прошлого года мы приобрели и используем две системы трёхмерного позиционирования. То есть она нам ...

В.В.Путин:  Во даёт.

Реплика: Гораздо быстрее получается делать основания, качество гораздо выше и меньше сил на это требуется. Системы дорогие приобретали в Швейцарии - 4,5 млн. Сам грейдер стоит только 3 млн. Почему у нас в России не производятся такие системы? Планируется ли выпускать такие системы?

В.В.Путин: Я уже говорил о том, что у нас налаживается выпуск различных видов продукции, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Хотя её недостаточно - машиностроения, сельхозмашиностроения и строительной техники. Но требуется время и большие капитальные вложения. Нужно вкладывать сотни миллионов долларов. Сотни миллионов, а может, и миллиардов в то, чтобы развернуть новое производство. И нужно, чтобы люди, которые приходят с этими инвестициями, были уверены в том, что у них есть рынок сбыта здесь, на этой площадке, на этой территории - в данном случае в Российской Федерации. Это достаточно сложный и длительный процесс. Но, наверное, такую технику тоже можно и нужно производить.

Кстати, хочу на это обратить внимание: многие специалисты считают, что вообще-то импортозамещение - это не то, ради чего мы должны жить и жизнь свою положить. Мы должны производить то, где мы конкурентоспособны. Там, где мы конкурентоспособны, - в этих областях мы должны работать. Но, разумеется, будущее российской экономики, будущее вообще - страны нашей, наших детей - в развитии инноваций и новой экономики. Поэтому, конечно, по этому направлению будем двигаться. Не как фетиш воспринимать, а в целом. Надеюсь, что такую технику...

Реплика: Главное - чтобы цена более доступная была по сравнению с зарубежными производителями.

В.В.Путин: Но, к сожалению, и здесь вот подтвердят, что не всегда то, что у нас производится, становится дешевле по цене.

Реплика: Дороже.

В.В.Путин: Ну да. А если производится нечто такое, что является конкурентоспособным на внешних рынках, ну что же... Тогда для производителя (ему всё равно, где продавать), для него главное - получить эту мировую цену. Законы экономики достаточно жестокие.

Реплика: Для приобретения таких систем тоже немалые капитальные вложения нужны. И нужно знать, какое у организации будущее, будут ли объемы, а не вслепую покупать!

В.В.Путин: Ну да. Это, правда, напрямую связано с политикой правительства и государства. Это зависит от того, какие средства мы вкладываем и намерены вкладывать в дорожную отрасль. Если потенциальный производитель дорожной техники знает, что Россия в такие-то годы вложит такие-то средства в дорожное дело, то тогда он может быть уверен в том, что у него есть рынок сбыта, это правда. Но мы, собственно, ничего здесь и не секретим: у нас цифры все известны.

Но есть и другие способы заставить производить именно на нашей территории. Это касается всех видов высокотехнологичных товаров. Постепенно загрузим ввозные таможенные пошлины. И заранее всем сказать, что мы поступим именно так: если хотите продавать технику на нашей территории, разворачивайте производство у нас.

Мы примерно так поступили с автомобильной техникой, и в общем и целом эффект есть. Просто нельзя сделать это резко, чтобы не поставить такое предприятие, как ваше, в сложное положение. Когда ввозные таможенные пошлины мы задерём до уровня запретительных, вы не сможете закупать за границей, а у нас ещё не будет произведено. Что делать будет ваше предприятие? В принципе по этому пути мы идём в некоторых отраслях. До этой ещё не добрались, но доберёмся. И планы определённые можно сделать - так, чтобы и потребитель этой техники не пострадал, и потенциальный производитель знал, что настанет время, когда ему нужно будет работать только здесь, и выстраивал эту работу соответственно, приходил сюда с инновациями, новыми технологиями, культурой производства и разворачивал здесь свою деятельность.

Реплика: Владимир Владимирович, можно вопрос ещё?

В.В.Путин: Конечно.

Реплика: Я вернуться хотел опять к финансированию.

В.В.Путин: Пожалуйста.

Реплика: На следующий год Вы планируете сюда большое вложение финансовое, да?

В.В.Путин: Да. В течение трёх лет.

Реплика: В течение трёх лет. Но ведь подготовка к сезону начинается заранее, то есть деньги, допустим, финансы, приходят на предприятие слишком поздно, когда уже сезон, уже пора работать.

В.В.Путин: Есть такая беда. Надо признать, что это проблема, которая лежит целиком и полностью на поле Правительства. Сложилась такая неблагоприятная, мягко говоря, практика, когда финансирование открывается где-то во II, а то и в III квартале.

Реплика: Бывает, и ближе к осени только финансирование...

В.В.Путин: Вот я и говорю: во II, III квартале.

Реплика: ...когда уже заканчивается строительный сезон.

В.В.Путин: Я пытаюсь второй год это поправить, кое-что удаётся сделать. Мы, в общем, без опозданий бюджет принимаем. Нужно, чтобы и министерство, в том числе и Министерство транспорта, своевременно выходило на тендеры и заключало контракты со строительными организациями. Причём заранее и лучше это делать в конце текущего года, чтобы финансирование открывать сразу с начала следующего.

Реплика: Да-да-да!

Реплика: Мы это и хотели услышать, что будут всё-таки изменения.

В.В.Путин: Такая беда есть. Я стараюсь эту ситуацию исправить. Толкаю министерство как раз по пути, о котором сейчас сказал. Но такая машинища - трудно её повернуть. Надеюсь, что постепенно будем поправлять ситуацию. Это не только в вашей отрасли. В оборонке то же самое, и в других отраслях...

Вопрос: Как эта машинка, на которой Вы приехали?

В.В.Путин: Хорошая.

Вопрос: А по цене?

В.В.Путин: По цене не знаю.

Вопрос: Это серийного выпуска?

В.В.Путин: Серийного. Вы можете попробовать. Я с удовольствием ...

Вопрос: И двигатель наш стоит?

В.В.Путин: Двигатель, говорят, наш стоит. Всё наше стоит в основном - основные агрегаты.

Честно Вам скажу, я не ожидал. Я на ВАЗе когда был, по полигону там ездил на каких-то машинах - они что-то дребезжат, трещат как-то, мне показалось. Эта же идёт ровно, дорогу держит прекрасно! Нешумная машина, внутри спокойно.

Вопрос: Спецзаказ?

В.В.Путин: Нет, сказали, что серийная.

Вопрос: Ручная сборка?

В.В.Путин: Ну ладно Вам! Нет-нет.

Вопрос: Владимир Владимирович, Вы шли по трассе и смотрели цены на бензин? В нашем регионе цены одни из самых высоких на бензин.

В.В.Путин: Бензин дорогой, я уже сказал.

Вопрос: Тот же «Альянс» (нефтяная компания) - 26,60-26,40. Это Аи-92. Аи-95 - ещё выше. Есть какая-то тенденция к снижению по сравнению с западными регионами? Там же ниже намного.

В.В.Путин: Там ниже, но здесь, видите, ссылаются на то, что доставлять тяжелее, дороже и так далее. Объяснить всё можно, но, мне кажется, что это необоснованно.

Вот я сейчас был на Камчатке, посмотрел в местной прессе - жалуются на резкое повышение в августе. Местное руководство говорит: «Нет. У нас резкого повышения нет». Но по документам есть! Посмотрели, проверили -действительно, с 12 августа в оптовом звене сразу приподняли на 500 рублей. Антимонопольная служба поработала - вернулись к ценам до 12 августа. Поэтому нужно, чтобы и правоохранительные органы, прежде всего, прокуратура, в порядке общего надзора, и антимонопольное агентство строго за этим следили. Не всегда это получается, а надо это делать.

Я считаю, что у нас вообще слишком высокие цены на бензин - вообще в России, и в западной части, и в восточной.

Не знаю, вы замечаете или нет, мы пытаемся бороться как-то с нашими основными компаниями. Особенно в период осенних полевых работ - там сразу всё ползёт вверх. И в период посевной кампании. Но в последние годы нам удаётся хотя бы это сдерживать. И, вообще, я считаю, что надо сдерживать цены. Так вроде по расчётам всё правильно, но мне кажется, что они слишком высокие. Надо посмотреть повнимательнее на эти расчёты.

Реплика: В нашем регионе не очень качественный бензин, там они ещё как-то регулируют цену - раз скинут, чуть поменьше сделают. А тот же «Альянс», «Роснефть» - у них такая стабильно высокая цена и всё.

В.В.Путин: Они пользуются своим монополизмом, потому что здесь вот «Востокнефтепродукт», такие крупные оптовые поставщики, здесь никого, кроме них, почти нет. Надо за этим последить повнимательней ФАСу - Федеральной антимонопольной службе. Я уже обратил на это внимание, руководителю об этом сказал.

Реплика: У меня такая просьба большая, я житель Амурской области. Дело в том, что Вы заложили еще третью ГЭС.

В.В.Путин: Вторую.

Реплика: У нас уже в области три ГЭС. Тарифы немереные, люди живут. Ну, как так?! Три ГЭС и такие тарифы!

В.В.Путин: Ну да, я согласен с этим. Второй очереди Бурейской ГЭС пока нет, она только заложена, но объясняются эти тарифы - Вы наверняка слышали, а если не слышали об этом, могу повторить. Я всё время тоже задаю эти вопросы, почему так дорого? Завозные дизель, материалы - всё очень дорого. Местного производства почти нет, логистика дорогая - вот из этого как бы исходят.

Кстати говоря, я очень рассчитываю на то, что, когда мы запустим в полном объёме и Нижнюю Бурею, это повлияет, конечно, должно повлиять, на ценообразование. Потому что одна из проблем, сталкиваясь с которой, люди уезжают из восточных регионов России в европейскую часть, - это как раз непомерные тарифы.

Реплика: Владимир Владимирович, планируете ещё из Москвы пробег сделать?

В.В.Путин: Думаете, мне маловато?

Реплика: Попозже, когда мы ещё построим.

В.В.Путин: Вместе с вами если только, в компании, а так одному уже скучновато будет. А если по-честному, мне пока этого достаточно. Я ведь здесь-то езжу почему? Ну, во-первых, мне хочется посмотреть, что получилось: это всё-таки знаковые объекты, знаковая дорога не только для вас, а для России, потому что она никогда, как вы знаете, не была связана целиком автомобильным движением. Не было автомобильных дорог, которые связывают все части Российской Федерации.

Реплика: Москва-Владивосток...

В.В.Путин: Ну да, совершенно верно. Это первое. А второе - мне хотелось всё-таки посмотреть, деньги-то как, куда уходят?

Реплика: Где они лежат?

В.В.Путин: Где они лежат, да. И в каком виде. И третье. Я не помню, кто здесь из вас сейчас говорил о том, как будет развиваться жизнь вдоль дороги. И вот эти основные точки, которые напрямую зависят от вмешательства и участия Правительства России, я хотел обязательно посетить: и будущий космодром, и Нижнюю Бурею, и вот эту нефтяную трубу, которую мы здесь построили и продолжаем строить. С этим связана поездка. А так на дальние расстояния, конечно, ездить времени нужно много. Я когда-то ездил. По такому маршруту: Ленинград-Москва-Киев-Мукачево...

Реплика: Сами за рулём, да?

В.В.Путин: Да, сам за рулём, конечно. Мукачево-Виноградов (город есть в Западной Украине), потом в Кишинёв, из Кишинёва в Одессу, из Одессы в Москву и Петербург (Ленинград) - вот по такому маршруту прокатился. Я в своё время наездился много, но в целом можно покататься. Посмотрим.

Реплика: Владимир Владимирович! Качество этой дороги не уступает европейским, по которым Вы ездили?

В.В.Путин: Нет, на отдельных участках не уступает.

Реплика: На отдельных?

В.В.Путин: Да. Знаете, в начале там совсем не то. Но вы не строили её, поэтому вы за это не отвечаете. А вот за то, что вы строили, конечно, отвечаете. Единственное - надо пошире, конечно, её делать. Но министр говорит: нет соответствующей нагрузки, поэтому я с ним не могу не согласиться. Ширина и качество дороги, конечно, напрямую связаны с её эксплуатацией, трафиком, здесь такого трафика нет, как в европейской части. Но в целом, мне кажется, всё-таки для востока страны надо бы в опережающем режиме...

Реплика: Всё-таки эта дорога соединит и Китай с Европой. Свободно, наверное, грузы пойдут по ней.

В.В.Путин: Не знаю...

Реплика: Япония тут. Неужели тут не пойдут грузы?

В.В.Путин: Это всё-таки больше для местных перевозок, потому что из Азиатско-Тихоокеанского региона всё-таки пока выгоднее возить на дальние расстояния или по морю, или по «железке».

Реплика: То есть автотранспорт не будет участвовать в этом, да?

В.В.Путин: «Убьют» сразу же дорогу. У нас основной трафик из Азии, из Европы идёт через Петербург. И по трассе Петербург-Москва. Туда скапливаются грузы даже из Азии, из Китая приходят корабли в порты Финляндии, разгружаются и идут по трассе Петербург-Москва. Она в ужасном состоянии находится именно из-за огромного потока. Слышали, наверное, сейчас споры идут вокруг населённого пункта - городка Химки в Московской области. Там, в этом «горлышке», ежедневно проходит 150 тысяч машин, а пропускная способность - 40 тысяч.

Реплика: Перегрузка большая.

В.В.Путин: Огромная перегрузка. У нас на трассе Москва-Петербург ежегодно гибнет 270 человек и 1000 с лишним раненых.

Реплика: Вот Вы были в Углегорске, там губернатор Кожемяко говорит, что, когда начнётся строительство космодрома, будут брать на работу только амурчан, а неамурчан брать не будут. Это правда или нет?

В.В.Путин: Нет, он преувеличил.

Реплика: А то у нас такая безработица...

В.В.Путин: 4% безработица в Амурской области.

Реплика: А когда вообще будет это строительство?

В.В.Путин: Безработица в Амурской области - 4%. Она стала меньше, чем была в прошлом году, но она больше, чем в целом по стране.

Реплика: Это по ВЦИОМу, а там...

В.В.Путин: На самом деле может ещё и больше. Космодром - это, конечно, высокотехнологичный центр, это понятно. Это концентрация знаний, инноваций, и там нужны специалисты мирового класса, нужны специалисты со всей страны. Но, конечно, амурчане, особенно те, кто работает в Углегорске, живут там, они тоже специалисты, они тоже будут использоваться. Там же стояла дивизия РВСН - ракетных войск стратегического назначения. Это люди, которые напрямую связаны с ракетной техникой и космосом. Это не чужие люди для этой отрасли. И гражданская отрасль... Она принципиально мало чем отличается. Конечно, будут использоваться.

Вот сейчас я был на открытии российского участка трубопроводной системы, которая в Китай пошла. Там работает 7 тыс. человек. 5 тыс. человек - местные. Я подошёл к мужикам, рабочим, случайно подошёл и спросил: «Вы откуда?» Он говорит: «Отсюда, из Сковородино».

Реплика: Владимир Владимирович можно на прощание сфотографироваться с Вами?

В.В.Путин: Вы меня выгоняете?

Реплика: Нет, просим разрешения.

В.В.Путин: Поближе к кухне, подальше от начальства. Известный правильный тезис.

Реплика: А вот японские автомобили? На большей части, до Урала, у нас подержанные японские праворульные автомобили. Дальнейшая судьба этих автомобилей какая сейчас?

В.В.Путин: Я не считаю, что нужно вводить какие-то драконовские меры, создавать условия, при которых люди не смогут ими пользоваться. Но постепенно мы должны переходить...

Реплика: ...на европейский стандарт...

В.В.Путин: Ну почему на европейский стандарт? Вот все говорят: японские, японские. Можно японские покупать. Они же развернули у нас производство: у нас работает «Ниссан», у нас работает «Тойота», они же производят у нас автомобили. И мы ввели понижающий тариф для перевозки автомобилей из европейской части на Дальний Восток. На цене, на конечной цене автомобиля, стоимость перевозки не отражается. Но вводить какие-то драконовские меры и ставить людей в положение, когда они не смогут пользоваться уже приобретёнными машинами, я думаю, это было бы неправильно.

Реплика: А как же качество?

В.В.Путин: А качество потребитель выбирает. Хочет ездить на консервной банке с каким-нибудь интересным лейблом - его выбор. Но эта консервная банка должна отвечать техническим требованиям ДПС.

Реплика: Можно ещё один вопрос? Я не по автомобильной дороге. Я проживаю в городе Тынде, и меня интересует БАМ. Её реконструкция будет?

В.В.Путин: БАМ постоянно реконструируется.

Реплика: Всё равно, может, вторая ветка или что-то новое там будут строить?

В.В.Путин: Нам нужно обеспечить грузопоток. Если мы увидим, что есть грузопоток, то, конечно, работы начнутся в опережающем порядке. Но в целом по РАО «РЖД» такие планы есть.

Реплика: Там идёт большое сокращение людей по станциям.

В.В.Путин: Постоянно говорят о том, что нужно его расширять. Вы знаете, из-за чего это произошло? БАМ строился в условиях ухудшающихся отношений с Китаем. Прежде всего преследовались не народно-хозяйственные, не экономические цели, а стратегические и военные. Поэтому, когда отношения стали улучшаться, ожидаемого грузопотока не случилось.

Реплика: Но там же вдоль железной дороги много месторождений разных!

В.В.Путин: Для того чтобы разрабатывать месторождения, нужно привлекать инвестиции, прежде всего частные. Это процесс длительный. Но именно исходя из того, что Вы сейчас сказали, и строятся планы расширения работы БАМа. Они есть.

Реплика: Я бы хотел задать вопрос по сельскому хозяйству. Вы сейчас поедете в сторону запада, увидите все поля, которые раньше разрабатывались. Сейчас на них только сено косят, а сельское хозяйство заброшено, запущено.

В.В.Путин: Должен Вам сказать, что у нас сократилось количество посевных площадей по сравнению с тем, что было в Советском Союзе. Но производительность этих площадей резко увеличилась. И если Вы помните, в Советском Союзе мы зерно всегда закупали, несмотря на то что у нас посевных площадей было больше. Сейчас у нас образовался мощный экспортный потенциал.

Да, я вынужден был в условиях необычно жаркой погоды и засухи этого года объявить о том, что мы временно приостанавливаем экспорт. Но у нас даже в условиях кризиса в сельском хозяйстве - кризиса, связанного с погодой, - есть экспортный потенциал. Но это совсем не значит, что нам не нужно возвращать в оборот сельхозземлю. Конечно, это нужно делать. Но это производитель делает, исходя из своих возможностей и потребностей. Повторяю: для того чтобы обеспечить страну зерном, сегодня даже действующих площадей достаточно. Даже на экспорт ещё и производим. Но нужно тем не менее эти земли возвращать, иначе они деградируют. Нужно стремиться к увеличению производства, к тому, чтобы увеличивающееся производство, может быть, даже не столько экспортировать, сколько использовать внутри страны, прежде всего для развития животноводства, - такой уже второй передел в области сельского хозяйства. А затем это всё переходит в обрабатывающую промышленность. Конечно, такая задача стоит перед сельхозпредприятиями.

Но я хочу обратить ваше внимание на то, что за последние годы мы огромные - без всякого преувеличения - просто огромные деньги направили в сельское хозяйство. И это даёт положительную отдачу. Сельчане, люди, которые на земле работают, доказали, что они - люди организованные, талантливые, трудоспособные и эффективные. У нас резкий скачок в животноводстве: мы там увеличили объем кредитования и лет шесть или семь назад приняли решение выдавать долгосрочные кредиты не меньше чем на восемь лет. Это тоже сработало.

Я вот в некоторых регионах бываю, и, честно говоря, душа радуется: я даже не ожидал, кругом новые фермы. Вот я на вертолёте летел: одни новые крыши, всё сверкает. И это не один такой регион - таких много.

Мы сокращаем, значительно сократили поставки по импорту, скажем мяса птиц. Года четыре назад мы из США и других стран импортировали в Россию и ели здесь то, что они производят там, - где-то 1 млн 400 тыс. тонн. Сейчас мы сократили квоту нашим американским друзьям до 600 тонн, а вот с начала этого года, по-моему, до 450. Постепенно будем дальше сокращать, потому что растёт собственное производство. Но возвращать заброшенные земли в сельхозоборот, конечно, нужно. Спасибо.

Реплика: Если производство растёт, почему цены тогда тоже растут вместе с ним - на то же мясо, на тот же хлеб, муку?

В.В.Путин: Вы хотите, чтобы я вернулся к сегодняшним проблемам? Давайте, я это сделаю. Вы знаете, что произошло в сельском хозяйстве в этом году: засуха колоссальная. В 28 регионах Российской Федерации был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В 28! И большинство из них - сельскохозяйственные регионы России.

Вместе с тем - и по поводу цен на сельхозтовары - Россия потребляет 77-78 млн тонн зерна в год. Мы в этом году произведём гораздо меньше, чем в прошлом. В прошлом мы с лихвой произвели - больше, чем нам нужно для внутреннего производства: миллионов 20, по-моему, мы могли отправить на экспорт. В этом году мы произведём всего примерно - ещё пока рано говорить об окончательных цифрах - 60 млн. Сами должны потребить 78-77, а произведём 60. Но у нас есть запас зерновой - 9,5 млн тонн, из них 3,5 тонны фуражного зерна - это то, что должно пойти в животноводство на корм скоту.

Но! У нас ещё есть так называемый переходящий остаток, то есть то зерно, которое находится в распоряжении и лежит на элеваторах хозяйствующих субъектов, на сельхозпредприятиях, - 21 млн тонн. Значит, 60 плюс 9,5 - это почти 70, плюс 21 - 90 с лишним, а нужно для внутреннего потребления - 78. У нас даже остаётся так называемый экспортный потенциал.

Тем не менее мы приняли решение пока приостановить экспорт. Почему? Потому что мы не знаем, какой будет урожай следующего года, и мы не сможем в полном объёме посадить озимые этого года, потому что в земле нет влаги. Мы не можем просто землю забросить на погибель и истратить горючку для того, чтобы покататься по земле. Поэтому нам неясно, какой будет переходящий остаток следующего года. В этих условиях мы вынуждены были - это вынужденная мера, она не очень хорошая, потому что мы долго работали над завоеванием внешних рынков, - вынуждены как бы от них отъехать. И это плохо, но мы действуем в условиях чрезвычайной ситуации на самом деле. Это экстраординарная ситуация, вынужденная мера. Я надеюсь, что наши партнеры нас поймут. Но зерна - я хочу это подчеркнуть - в стране для внутреннего потребления более чем достаточно.

Есть факторы, так называемый фактор роста инфляции, которые связаны с характером и качеством нашей экономики - экономики переходного периода, когда у нас то транспортные перевозки растут, то энергетика растет, то на металлы растёт цена, то на уголь и так далее.

В условиях переходной экономики, когда рыночные механизмы ещё не заработали в полном объёме, это в целом происходит везде в мире. Мы стараемся социальные вопросы в этих условиях для людей, которые живут, скажем так, небогато (для пенсионеров, инвалидов, людей с ограниченными возможностями), мы стараемся, понимая, что инфляционные процессы на них отражаются, смикшировать удар. Но это более или менее естественный процесс.

В этом смысле одна из важнейших задач Правительства - это борьба с инфляцией. Кстати сказать, она у нас сейчас находится на минимальном уровне за всю историю новейшей России. Такого низкого уровня инфляции с начала 1990-х годов в стране не было никогда. Можно сказать, что мы добиваемся определённых успехов.

Конечно, это только ещё путь к успеху, мы ещё не дошли, скажем, до того уровня инфляции, который мы наблюдаем в развитых рыночных экономиках, но мы к этому постепенно двигаемся.

Так что в целом есть объективные факторы удорожания, но, когда начинают ссылаться на то, что у нас в этом году плохой урожай и нужно взвинчивать цены на хлеб и на другие продовольственные товары, это значит, что люди хотят примазаться к этой проблеме. И это связано не с естественной инфляцией в экономике, а связано со спекулятивными сделками и со всякого рода жульничеством.

Реплика: На гречку в два раза.

В.В.Путин: Да и на хлеб, и на муку, и на гречку. В этом случае, так же как и в предыдущем, я об этом говорил, и Генеральная прокуратура в порядке общего надзора, и Федеральная антимонопольная служба должны внимательным образом следить за происходящими процессами.

Вопрос: Значит, не должно быть повышения цен никаких?

В.В.Путин: Во всяком случае оно не должно быть связано со спекуляциями и ссылками на плохой урожай текущего года.

Все: Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо.

Реплика: Сфотографируемся?

В.В.Путин: Конечно.