Версия для слабовидящих

12 августа 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин обсудил с министром промышленности и торговли России В.Б.Христенко состояние автомобильной отрасли

В ходе беседы Премьер cообщил о подписании постановления Правительства о выделении дополнительных 10 млрд рублей на второй этап программы утилизации старых автомобилей.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Виктор Борисович, подписано Постановление Правительства, которое финализирует нашу работу по подготовке необходимых документов и выделении дополнительных 10 млрд рублей на второй этап плана по утилизации старых автомобилей. Я Вам этот документ передаю. Прошу Вас рассказать о том, как предполагаете организовать эту работу, хотя в целом она уже налажена. Тем не менее второй этап тоже будет что-то означать. И хотелось бы услышать Ваши оценки состояния автомобильной отрасли в целом в России на сегодняшний день за семь месяцев текущего года.

В.Б.Христенко: Спасибо, Владимир Владимирович, за документ. Он крайне важен и своевременен. Что касается семи месяцев, то в целом можно сказать: рынок постепенно восстанавливается. За семь месяцев текущего года лёгких пассажирских, лёгких коммерческих автомобилей на рынке было продано 964 тыс. штук. Это примерно на 9% больше, чем в 2009 году. 9% - цифра, может быть, не очень существенная, но в последние месяцы, начиная с апреля, рост рынка шёл двухзначными цифрами и темпами. В апреле - 20% , в июне - 45%, в июле - 48% роста по отношению к продажам прошлого года, и это уже существенная динамика. Хотя надо сказать, что и в июле мы продали или было куплено на рынке машин в 1,4 раза меньше, чем в успешном 2008 году, до кризиса. Тем не менее постепенное восстановление спроса на рынке происходит, и, безусловно, это позитивная тенденция.

Второй момент, который я хотел бы отразить, - это то, что связано с производством на российской территории. За это время производство автомобильной техники на российской территории росло ещё более высокими темпами: по итогам семи месяцев оно выросло больше чем на 60% по отношению к 2009 году.

Конечно, здесь сказывается эффект низкой базы 2009 года или сильного падения. Но 1,6 раза - это очень высокий темп. В результате российская автомобильная промышленность (это и наши традиционные бренды, и иностранные бренды, производимые на территории России) стала доминирующим игроком на рынке. Если в первом полугодии 2008 года доля была 32%, в 2009-м приблизилась к 50%, то теперь доля автомобилей, продаваемых, произведённых на территории Российской Федерации, на нашем рынке, превысила 60%. Это, конечно, существенное достижение, которое требует закрепления и достаточно серьёзных усилий. Из первых десяти наиболее успешно продаваемых моделей на сегодняшний день девять производятся на территории Российской Федерации. Конечно, это позитивные моменты. Оба эти процесса могли состояться только благодаря мерам государственной поддержки, которые, мне представляется, были приняты своевременно, в нужном качестве и в нужном объёме.

Среди мер, которые поддержали частный спрос, - две ключевые позиции: льготные кредиты и утилизация. Льготные кредиты мы запустили в прошлом году, и в прошлом же году мы сумели выдать 72 тыс. льготных кредитов. В 2010 году эта норма действует с начала года: на сегодняшний день 200 тыс. заявок на льготное кредитование и более 90 тыс. выданных льготных кредитов, то есть за первые семь месяцев мы уже целиком превысили показатели прошлого года.

Утилизация. Первый этап - 200 тыс. свидетельств, 200 тыс. автомобилей, или премий - полностью реализован. Из них более 190 тыс. оформлено уже контрактами - известно, какая у людей будет машина, когда и так далее. Более 130 тыс. получено. Более того, мы приступили к реализации второго этапа, финансовое обеспечение которого на 10 млрд Вы сейчас подписали. 60 тыс. автомобилей, 60 тыс. свидетельств уже зарезервировано в рамках предварительных контрактов купли-продажи.

В.В.Путин: Но в целом это тоже будет 200 тыс. автомобилей?

В.Б.Христенко: Это будет ещё 200 тыс. автомобилей. Что важно в связи с этой мерой именно сегодня? Важно то, что это создаёт понятную, надёжную, прочную основу для формирования производственной программы у наших автопроизводителей, которая охватит не только этот год, но и зайдёт на первый месяц следующего года и всегда тяжёлый переход из года в год в данном случае в этом плане будет выровнен.

Что важно, эта мера подкрепляет процесс восстановления естественного спроса на рынке. Это чрезвычайно актуально и чрезвычайно вовремя. В этой связи важно ещё и то, что утилизационная программа была запущена не в начале кризиса, а чуть спустя. Нас за это иногда даже критиковали, но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно, поскольку эта мера стимулировала и сопровождала не распродажу складов, которые скопились, как произошло в Европе, а сопровождала нормальный процесс заказа автомобилей...

В.В.Путин: ...нового производства.

В.Б.Христенко: И поэтому каждый человек, каждый покупатель имеет возможность заказать, да, подождать, как обычно, но заказать автомобиль и получить то, что он хотел, а не то, что есть на складе и от чего нужно избавляться. В этом смысле нам представляется это крайне важным.

Ещё один процесс, который чрезвычайно актуален и который характеризует состояние автопрома, - это инвестиционный процесс. Последний инвестиционный цикл российский автопром пережил в 70-е годы прошлого века. И в этом смысле новый инвестиционный цикл, конечно, существенно задержался. В 2005 году была сформулирована основная промышленная политика в этой сфере. С 2006 года, по сути, начался новый цикл. С 2006 года и до начала кризисных явлений автомобильные инвесторы, зарубежные инвесторы вложили в предприятия более 5 млрд долларов. Я говорю в долларах, так как значительная часть инвестиций - от иностранных компаний. Даже несмотря на кризисные явления, именно благодаря мерам поддержки и внятной национальной стратегии, которая была принята, инвесторы продолжили этот процесс и даже в этот трудный год проинвестировали более 1 млрд долларов. Более того, по многим предприятиям этот процесс даже ускорялся, так как было понимание,  что возможность, которая открывается вслед за кризисом, может быть занята игроками и инвесторами, которые пришли к нам. Именно поэтому в этот период, несмотря на кризис, у нас появились новые марки, которые в том числе вошли в программу поддержки со стороны Правительства. Это и Volkswagen, и Peugeot Citroën, и Hyundai, который сейчас завершает свои инвестиции. Все, кто намечал, практически никто не сошёл с этого пути - это очень важно. Но важно и то, что для завершения обновления, модернизации отрасли в планируемые сроки - полное обновление отрасли намечено примерно до 2016 года - необходимо ещё более 10 млрд долларов инвестиций. И, конечно, для инвесторов, для поддержки этого инвестиционного цикла требуется уверенность и очень важны те меры, которые мы сейчас принимаем и которые мы наметили на 2011 год в качестве поддержки развития отрасли.

В этой связи это, наверное, главное, что будет определять общую результативность наших мер - и по поддержке спроса, и по поддержке инвестиций во второй половине 2010 года и в 2011 году. Я абсолютно уверен в том, что решение, которое сейчас принято, чрезвычайно важное и очень вовремя. Мы сумеем сейчас перевести предварительные контракты на приобретение машин в реализацию, и процесс, несмотря на то что он и так сейчас идёт быстро, пойдёт ещё интенсивнее.

В.В.Путин: В рамках бюджетного процесса по так называемому реальному сектору экономики - автопрому, авиационной промышленности, другим направлениям, ракетной технике и так далее - как у нас по сравнению с 2009 годом ведётся финансирование?

В.Б.Христенко: Я бы сказал так, что, конечно, определённые антикризисные программы начали сокращаться, и это справедливо. Но стратегически важнейшие направления, которые связаны с развитием, сохраняются в приоритетном порядке, а некоторые даже возрастают. Например, программа развития гражданской авиационной техники на 2011, 2012 и 2013 годы не только не потеряла ничего из того, что мы планировали, но даже на 2012 и 2013 годы мы сумели договориться и добавить ресурсов на эту программу, понимая, что самолётный ряд нам необходимо дополнить интенсивным завершением работ по перспективным вертолётам и двигательной тематике. В этом смысле мы сохранили позиции по гражданской морской технике по федеральной целевой программе, мы нарастили объёмы поддержки автомобильной отрасли, именно что касается развития.

Кроме всего прочего мы стартуем с новыми программами -программой по фармацевтической промышленности и медицинской технике, которая запускается со следующего года. Наверное, это одна из самых важных и интересных программ с точки зрения новаций, высоких технологий, с точки зрения всей далёкой перспективы. Что мне кажется чрезвычайно важным, что она связана с долгосрочной, внятной, понятной политикой государства в сфере здравоохранения. По сути дела, государство точно сказало, как оно вдолгую будет работать на этом рынке и регулировать его, какие объёмы средств оно готово на это предоставить. Это, конечно, создаёт гигантскую возможность, которой, как мне кажется, мы как индустрия обязаны воспользоваться. Программа будет этому содействовать. Мы запустили и запускаем в следующем году новую программу по установке инструментальной отрасли. Она небольшая, но ключевая в тех компетенциях, где нас точно не ждут даже как покупателей - только как партнёров. Для нас это тоже принципиально важно, что, несмотря на все сложности, такого рода меры нашли отражение.

И, конечно, новая программа развития оборонно-промышленного комплекса, которая будет связана с новой программой вооружения.

В.В.Путин: Что касается станкостроения, то мы понимаем: это - база развития всей нашей экономики, так же как и электроника. Какие меры по электронике предпринимаются?

В.Б.Христенко: Программа развития электронно-компонентной базы ничего не потеряет в 2011 году: она полностью осталась в рамках программы - более 13 млрд рублей на 2011 год. В этом смысле мы движемся в рамках реализации своих планов, в том числе наращиваем возможности для осваивания своего внутреннего рынка, будь то рынок специальной техники или бытовой. В частности, мы стараемся все усилия приложить для того, чтобы  наша промышленность смогла поучаствовать в реализации программы ГЛОНАСС.

Дополнительные материалы по теме