Версия для слабовидящих

7 августа 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел совещание по мерам поддержки археологической науки

В.В.Путин

На совещании по мерам поддержки археологической науки

Глава Правительства обратил внимание на необходимость кураторства археологической науки со стороны федеральных ведомств, а также на недостаточную правовую урегулированность ряда вопросов, связанных с этой работой. Кроме того, на совещании обсуждались вопросы материально-технического обеспечения археологической деятельности, в частности строительства дополнительных хранилищ при действующих музеях. Также затрагивалась проблема пенсионного обеспечения ведущих специалистов отрасли и обновления кадров.

Стенограмма начала совещания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, мы сейчас весьма активно обсуждаем проблемы, связанные с подготовкой бюджета на 2011-й и последующие годы. И, конечно, львиная доля нашего внимания посвящена вопросам социального характера, развитию экономики. К сожалению, как это часто бывает, по остаточному принципу и внимание, и средства распределяются в отношении проблем гуманитарного характера. Между тем все хорошо знают и часто повторяют, что именно эти вопросы составляют основу нашего бытия. Я уже говорил недавно на встрече с археологами в Новгороде, хочу еще раз повторить избитую, но тем не менее важную истину. От того, что мы ее часто повторяем, она не становится менее важной: не зная своего прошлого, невозможно строить и будущее.

Хотел бы с вами обсудить результаты моей встречи с представителями археологической науки и в Великом Новгороде, и на местах. Вы знаете, в режиме видеоконференции состоялась беседа с некоторыми коллегами, которые работают на местах в различных регионах Российской Федерации. Они подняли ряд вопросов, которые, на мой взгляд, действительно требуют нашего дополнительного внимания. Что имеется в виду? Прежде всего это то обстоятельство, что археологическая наука оказалась без конкретного кураторства со стороны федеральных органов власти. Она находится как бы на стыке разных ведомств. Это первое.

Второе. Обратили также внимание на недостаточную правовую урегулированность ряда вопросов, связанных с этой работой. Напомнили о том, что мы подписали в 1992 году Европейскую конвенцию по археологии, но так ее и не ратифицировали. Есть и другие вопросы, связанные с подготовкой кадров, с образованием. У людей возникают опасения в связи с продвижением так называемого Болонского процесса. У нас была выстроена достаточно стройная система подготовки кадров в этой области. Теперь, как говорили мои собеседники, этой стройной системе может быть нанесен определенный ущерб с непонятными перспективами по результатам. Имеется в виду и бакалавриат, и магистратура. Когда появляется специализация? Они утверждают, что такая специализация в вузах вообще исчезла. И полагают, что это решение является ошибочным.

Обращают также наше внимание на материально-техническое обеспечение археологической деятельности, на необходимость строительства дополнительных хранилищ при действующих музеях, имея в виду, что добываемый в ходе экспедиций материал нужно куда-то складировать, и если он вовремя не изучается, то может просто исчезнуть, пропасть и результаты многолетнего труда могут быть уничтожены.

Есть и ряд вопросов более фундаментального характера, что меня и удивило, и порадовало. Например, ставится вопрос по изменению налогообложения, в частности отмены НДС в ходе некоммерческих археологических работ. Ставится вопрос об изменении в системе пенсионного обеспечения ведущих специалистов. И это в свою очередь затрагивает другую проблему - обновления кадров. Имеется в виду, что если бы ведущим ученым можно было бы увеличить так называемый коэффициент замещения при выходе на пенсию, то тогда этих людей можно было бы безболезненно переводить в другой статус, не теряя их для науки и освобождая штатные места для молодых специалистов. Кстати говоря, я обещал, что мы соответствующему институту Академии наук - Институту археологии - дадим дополнительную штатную численность в 4 единицы, для того чтобы они могли принять новых молодых специалистов.

Это не все проблемы, которые были поставлены в ходе беседы, но это примерный круг проблем, которые так или иначе обсуждались. Я хотел бы с вами это сегодня обсудить.

Мною подготовлен проект поручений Правительства, но хотелось бы, чтобы этот проект был рабочим, чтобы он лег в основу нашей совместной деятельности при внесении соответствующих корректив в работу отрасли.

Александр Алексеевич (обращаясь к А.А.Авдееву - министру культуры РФ), пожалуйста.

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, во-первых, проблема поднята своевременно, она существует давно. Археология у нас выпала из сферы государственного управления. Возвращение археологии под курирование вертикали власти - проблема насущная. Я думаю, что по логике этим должно заняться Министерство культуры. Мы готовы взять на себя эти функции. Это первое. Второе - у нас нет проблемы с Юрием Сергеевичем (Ю.С.Осипов - президент Российской Академии наук), чтобы разграничить функции - функции научных исследований, остающихся за Академией, и наши функции - сохранение археологического фонда, очерчивание археологических зон, их охрана, руководство всей археологической сферой там, где речь идет не о научных исследованиях, а о культурной составляющей.

На сегодняшний день в Министерстве культуры археологией занимаются музеи-заповедники. Вы посетили один. На этом примере видно, что фрагментарное курирование археологии только в части, касающейся музеев-заповедников, не дает никакого эффекта и только добавляет неэффективности в деятельности музеев, а также ведет к недофинансированию самой археологии. Поэтому мы готовы выстроить всю эту вертикаль под своим министерством и взять на себя эти функции.

В.В.Путин: Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову - заместителю Председателя Правительства РФ).

А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, Вы поставили целый ряд вопросов, в том числе, связанных с материально-техническим обеспечением хранилищ при музеях. Это очень актуальная тема, у нас вообще не хватает хранилищ для музеев и для того, чтобы те экспозиции и экспонаты, которые есть в музеях, выставлять.

Конечно, тема, связанная с археологией, раскопками, сохранением этого, очень актуальна. Мы такие предложения подготовим. По-видимому, эта тема потребует дополнительного финансирования.

В.В.Путин: Деньги там небольшие.

А.Д.Жуков: Да, но тем не менее. Проработаем вопрос по налогообложению. Думаю, что можно будет этот вопрос решить, потому что археологические раскопки - это действительно некоммерческая деятельность. Также дополнительно проработаем социальные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением и в принципе с материальным обеспечением тех людей, которые этим занимаются. Естественно, вопросы по численности тоже проработаем, Вам доложим. Я думаю, что по всем этим вопросам мы сумеем найти решения.

В.В.Путин: Пенсионное обеспечение, связанное с ведущими специалистами. Это касается не только археологии, это касается науки в целом и других институтов.

А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, у нас сейчас напрямую увязан размер пенсии с теми заработками, которые в течение своей работы получают люди. Напрямую это связано с материальным обеспечением ученых и тех, кто занимается раскопками. Я думаю, что в данном случае мы можем найти варианты, чтобы увеличить.

В.В.Путин: Там происходит падение очень большое. Надо понять, почему происходит это падение. Видимо, это связано не с основным заработком, а с дополнительными выплатами. И совокупный заработок плюс дополнительные выплаты - при выходе на пенсию коэффициент замещения уходит очень низко. Нужно подумать о том, чтобы коэффициент замещения был повыше. Речь идет не о большом количестве людей, а действительно о ведущих специалистах, ведущих ученых.

А.Д.Жуков: Хорошо.

В.В.Путин (обращаясь к А.А.Фурсенко - министру образования и науки РФ): Пожалуйста, по образованию.

А.А.Фурсенко: Во-первых, при переходе на новую систему образования, Болонский процесс, учитывалась специфика. Я думаю, что в рамках развития магистратуры по конкретным специальностям это надо будет делать. С самого начала специализация определялась с участием представителей науки, но, видимо, археологи в должный момент не были включены в этот процесс. Это процесс живой: все время идет обновление. Поэтому поручение будет выполнено.

Мы рассмотрим это на встрече с представителями исторической, археологической науки. И вернемся к этому вопросу, с тем чтобы ввести соответствующую специализацию. Я думаю, что встреча, в первую очередь по магистратуре, должна быть о том, что общее образование может быть единое, а вот доучивание до дополнительной квалификации должно получаться уже специально по археологии.

В.В.Путин: Людей беспокоит, что нет такой специальности, археология вообще выпала.

А.А.Фурсенко: Это, по-моему, археология-история... Мы решим этот вопрос.

В.В.Путин: Посмотрите.

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, можно я добавлю? Мы сохранили 18 специальностей, которые не попадают под Болонский процесс. У нас была большая дискуссия, внутренняя борьба. 18 специальностей по культуре. По ним мы сейчас готовим людей по советской системе. Она оказалась лучшей в мире. Надо здесь посмотреть и археологов. Я не исключаю, что нам нужно оставить нашу прежнюю добротную систему образования археологам и не подключать их к Болонскому процессу.

А.А.Фурсенко: Давайте сейчас не создавать дискуссию. Археология - это очень редкая специальность, поэтому человек, который готовится по археологии, а потом не может найти себе работу, оказывается в сложной ситуации. Очень важно, чтобы у него была базовая специальность, а затем уже шла специализация, когда он точно понимает, что у него уже есть работа и он по ней сможет двигаться дальше, вперед. Именно это мы учитывали, когда создавали двухступенчатую структуру.

Если можно, очень коротко еще два вопроса. По поводу молодых специалистов. Есть общая проблема, мы обсуждали ее с Юрием Сергеевичем, неоднократно ставили ее. Это необходимость создать некую систему, при которой Академии наук целевым образом выделялись бы какие-то небольшие средства целевым образом, я подчеркиваю, на прием молодых специалистов. С Вашего позволения мы вместе в ходе завершения бюджетного процесса могли бы обсудить, как можно в рамках существующих, выделенных ресурсов определить какую-то сумму специальным образом именно на эти цели. Я имею в виду именно на археологию. Именно для молодых специалистов, чтобы это ни под какие другие вопросы больше не подпадало.

Второе. Часть экспедиций финансируется из Фонда гуманитарных научных исследований, те раскопки, которые Вы видели, тоже. Это не очень большие деньги, но они начали уменьшаться, потому что в последние годы объем финансирования именно этого фонда начал сокращаться. Я хотел бы предложить, чтобы мы, может быть, в рамках каких-то перераспределений все-таки рассмотрели возможность по крайней мере сохранения финансирования фонда на уровне, например, 2008 года. Это действительно очень хорошая прогрессивная мера финансирования, при этом введя в состав правления фонда представителей Министерства культуры, с тем чтобы они контролировали этот сектор в должной мере. Мы посмотрели: 33 млн рублей было в 2010 году выделено на эти цели. Наверное, эту сумму можно было бы увеличить, хотя и сам фонд небольшой.

В.В.Путин: Юрий Сергеевич (обращаясь к Ю.С.Осипову).

Ю.С.Осипов: Мы очень рады, что такое решение принимается, потому что в определенном смысле археологическая деятельность была безнадзорной. Проблем тут очень много. Я посмотрел проект постановления, который составлен. Тут все по делу, и мы все сделаем.

Я хотел бы обратить внимание вот на что. У нас в стране большая беда - стремительно увеличивается отряд «чернокопателей». Разоряются совершенно уникальные вещи. Я уже не говорю о курганах, курганы почти все перекопали.

И то, что в результате «чернокопательства» добывается, исчезает бесследно. Потом возникает где-то за рубежом, продается на аукционах. Это совершенно недопустимо. Мы с Александром Алексеевичем (Авдеевым) говорили на эту тему. Договорились сделать такой маленький совет Академии наук, Министерства культуры и Министерства образования, и, наверное, мы возьмем под жесткий контроль выдачу лицензий на проведение таких работ. Это крайне важно.

Теперь исключительно важный вопрос, который Вы ставите, - это хранилища для предметов культуры, которые археологами находятся. Это очень больной вопрос. Лет 20 назад мы сделали одну раскопку в окрестностях Урала и нашли в кургане уникальную золотую коллекцию. Мы ее хранили в Башкортостане, там это близко, и правительство Башкирии выделило нам здание, но оно как следует не охраняется. Это же головная боль. Там бесценные сокровища, и они имеют не только культурное значение, а кроме того, дорого стоят.

Поэтому такие хранилища крайне необходимы. Ну ладно, здесь мы музей сделали, а ведь тысячи предметов, которые находятся в результате археологических раскопок, - они просто хранятся у нас в комнатах, в каких-то залах. Где-то мы стараемся сделать музей. Это абсолютно неправильно. Поэтому поручение о том, что такие хранилища нужно делать, - крайне важно. И вообще, я думаю, что ни в одной стране мира так серьезно археологией не занимаются, как сейчас в России.

Ведь мы копаем не только в России, мы копаем в Йемене, Египте, Сирии, в республиках бывшего Советского Союза: на Украине - в Крыму, в Узбекистане, Туркмении. Это целая громадная культура, которая в России создается и развивается. Это нужно всячески поддерживать. Затраты очень большие.

В.В.Путин: Юрий Сергеевич затронул одну из проблем - проблему несанкционированных археологических работ с последующей перепродажей на черный рынок предметов искусства, старины. Но это только одна из проблем укрепления правовой базы археологической деятельности. Речь идет еще о доступе к произведениям искусства, которые оказались на частных территориях, которые оказались выкупленными частными лицами и так далее. Это тоже один из вопросов, который поднимался в ходе обсуждения в Великом Новгороде.

Я попросил Грызлова Бориса Вячеславовича, чтобы он обсудил этот вопрос с депутатами Государственной Думы, с привлечением экспертов, представителей научного сообщества, общественности. И чтобы депутаты сделали предложения по укреплению этой правовой базы. Я попросил бы Вас тоже подключиться к этой совместной работе

Ю.С.Осипов: Обязательно.

В.В.Путин: Спасибо.