Версия для слабовидящих

13 июля 2010

13 июля 2010 г. под руководством Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.С.Собянина состоялось сто четвертое заседание Правительственной комиссии по проведению административной реформы

- Участники заседания рассмотрели доклад Минэкономразвития России о дополнительных предложениях по совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции.

Целью экспортного контроля является нераспространение оружия массового поражения, средств его доставки, контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения, противодействие международному терроризму. В настоящее время экспортный контроль охватывает весь высокотехнологичный и наукоемкий экспорт.

При экспорте высокотехнологичных товаров процедуры экспортного контроля являются одним из значительных административных барьеров. По оценкам компаний, идентификация контролируемой продукции приводит к существенному удорожанию экспортируемых товаров и задержкам с их поставками за рубеж, что подрывает их конкурентоспособность.

В числе основных проблем в сфере экспортного контроля выделяются следующие:

1. В странах-конкурентах Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных товаров предусмотрен упрощенный порядок экспорта в отношении отдельных видов товаров в страны, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. В России в настоящее время такой упрощенный режим не предусмотрен.

2. Для товаров, не подпадающих под контролируемые списки, но имеющих схожее общетехническое наименование или один и тот же код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с контролируемыми товарами, в настоящее время на каждую сделку требуется либо заключение идентификационной экспертизы о непринадлежности к продукции, подлежащей экспортному контролю (услуга платная), либо заключение ФСТЭК России о неприменении мер нетарифного регулирования.

Самостоятельно проводить данную экспертизу имеют право только организации, имеющие внутрифирменную систему экспортного контроля.

3. Организаций, имеющих внутрифирменную систему экспортного контроля, в настоящее время в Российской Федерации всего 21. Процедура аккредитации внутрифирменных систем построена таким образом, что, во-первых, она доступна только крупным компаниям, а во вторых - не содержит четких оценочных критериев, при выполнении которых организация могла бы автоматически аккредитовать внутрифирменную систему.

В представленном Минэкономразвития докладе предусматривается ряд мероприятий, направленных на упрощение существующих процедур экспортного контроля, в частности:

- упрощение механизма подтверждения непринадлежности товаров, наименование и/или функциональное назначение которых соответствует приведенным в контрольных списках, но которые по своим техническим характеристикам не подпадают под их действие, к продукции, подлежащей экспортному контролю (например, однократность выдачи заключений идентификационных экспертиз на одни и те же товары общепромышленного назначения);
- формирование и постоянная актуализация данных об идентификационных признаках товаров, перемещаемых через границу без применения запретов и ограничений, а также обеспечение доступности данной информации в сети Интернет;
- создание механизма межведомственного взаимодействия в целях создания единой базы разрешительных документов при экспорте продукции двойного назначения;
- упрощение разрешительного порядка экспорта отдельных видов контролируемой продукции в страны, придерживающиеся общепризнанных мировых стандартов в области нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и экспортного контроля;
- уточнение требований, условий и критериев государственной аккредитации внутрифирменных программ экспортного контроля в целях расширения практики внедрения таких программ.

По итогам обсуждения принято решение поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции.

- В ходе заседания Комиссией также был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», подготовленный Минпромторгом России. Законопроект направлен на уточнение некоторых положений законодательства о техническом регулировании, гармонизации его с нормами международного права и упрощения прохождения процедуры подтверждения соответствия.

В целях перехода на европейские принципы разработки технических регламентов законопроектом предлагается закрепить установление обобщенных требований безопасности в технических регламентах, а конкретных требований - в стандартах.

В рамках создания единой национальной системы аккредитации на основе международных и европейских принципов и подходов законопроектом предлагается закрепить за Правительством Российской Федерации полномочия по определению органа, уполномоченного на исполнение функций национального органа по аккредитации.

Законопроектом также предлагается определить следующие функции данного органа:

- осуществление аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
- выдача аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действие выданных им аттестатов аккредитации;
- осуществление проверки соблюдения установленных к органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) требований;
- ведение единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), экспертов по аккредитации и технических экспертов;
- осуществление аттестации экспертов по аккредитации и участие в подготовке образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области аккредитации;
- участие в международных организациях по вопросам аккредитации;
- взаимодействие с национальными органами по аккредитации иностранных государств;
- обеспечение предоставления заявителям информации о порядке и правилах проведения аккредитации;
- определение порядка рассмотрения жалоб (претензий) на действия (бездействие) органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

В целях обеспечения возможности применения временных стандартов (предстандартов) и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия продукции, в том числе инновационной, законопроектом предусматривается добавление нового документа в области стандартизации - предварительного национального стандарта, утверждаемого национальным органом по стандартизации на срок от двух до пяти лет и принимаемого по упрощенной процедуре. Предварительный национальный стандарт действует до принятия соответствующего национального стандарта. Также законопроектом устанавливается механизм использования предварительного национального стандарта.

Конкретизирована норма, регламентирующая содержание технической документации, позволяющая установить соответствие продукции требованиям соответствующего технического регламента.

Законопроектом предлагается дополнить принципы технического регулирования принципами свободы выбора заявителем документов в области стандартизации, применяемых для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, и обеспечения условий для взаимного признания результатов подтверждения соответствия и результатов исследований(испытаний) и измерений.

Законопроектом предлагается установить одинаковую правовую силу требований технических регламентов, независимо от формы их утверждения (федеральный закон, указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию).

Комиссия в основном одобрила законопроект, поручив Минпромторгу России закрепить в Федеральном законе «О техническом регулировании» переход на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме, увязав такой переход с усилением ответственности за недостоверное декларирование.