Версия для слабовидящих

2 июля 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел в Тамбове заседание Президиума Совета по приоритетным национальным проектам

В.В.Путин

На заседании Президиума Совета по приоритетным национальным проектам

«Главным итогом реализации национальных проектов, без сомнения, можно назвать рост продолжительности жизни в Российской Федерации – с 65 до 69 лет. Все-таки на четыре года за пять лет – это заметный и значимый результат. За этими цифрами – эффективные инвестиции в человека, в улучшение социального самочувствия… Отдача от национальных проектов очевидна. Поэтому мы приняли принципиальное решение их продолжить, при необходимости дополнять новыми направлениями и мероприятиями».

Председатель Правительства России В.В. Путин потребовал от региональных властей максимально ускорить передачу земельных участков под застройку. «Мы видим, что на местах начали вновь придерживать землю, затягивать проведение аукционных процедур. Поэтому обращаюсь к региональным властям с прямым поручением - навести здесь порядок», - сказал он на заседании Президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов.

Премьер отметил высокую результативность нацпроектов: «Отдача от национальных проектов очевидна, поэтому мы приняли принципиальное решение их продолжать и при необходимости дополнять новыми направлениями и мероприятиями», - подчеркнул он.

В то же время В.В.Путин отметил, что в настоящее время во многих регионах сложилась тяжелая ситуация, связанная с аномальной жарой и засухой, и потребовал следить за ситуацией и своевременно реагировать на проблемы в сельском хозяйстве.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсудим задачи и перспективы работы в рамках национальных приоритетных проектов на 2011-2013 годы.

Подготовка проекта федерального бюджета входит в заключительную фазу. И сейчас важно увязать бюджетные ресурсы с нашими планами по развитию образования, здравоохранения, жилищной сферы, развития сельского хозяйства.

Я напомню: в 2005 году мы задумывали нацпроекты как инструмент системных преобразований в важнейших отраслях. Были выделены приоритетные направления, от которых в максимальной степени зависит качество жизни людей.

Использовался проектный подход - с конкретными целевыми показателями, ответственными исполнителями, особым режимом финансирования и, что самое главное, контроля. Такой подход оказался оправданным. Это видно в том числе и на примере Тамбовской области, где мы сегодня находимся.

Думаю, что главным итогом реализации национальных проектов, без сомнения, можно назвать рост продолжительности жизни в Российской Федерации с 65 до 69 лет. Все-таки на четыре года за пять лет - это заметный и значимый результат. За этими цифрами - эффективные инвестиции в человека, улучшение социального самочувствия.

Объем жилищного строительства тоже возрос на 37% - с 43,6 млн кв. м в 2005 году до 60 млн кв. м в 2009-м. Рост сельхозпроизводства составил 20%. Формируется ядро инновационных, высокотехнологичных учреждений в образовании и здравоохранении.

Отдача от национальных проектов очевидна. Поэтому мы приняли принципиальное решение их продолжить, при необходимости дополнять новыми направлениями и мероприятиями. При этом хотел бы обратить внимание на несколько существенных вещей, которые мы обязаны учесть в дальнейшей работе по национальным проектам.

Какие это вещи? Первое. Ситуация в социальной сфере в значительной степени изменилась. За прошедшие годы в школы, вузы, поликлиники и больницы поставлено много нового оборудования и учебных пособий. И потому сейчас на первый план выходит способность людей применять современные технологии. Кадровая проблема актуальна и для сельского хозяйства, которое всё больше превращается в высокотехнологичный сектор российской экономики.

Чтобы в будущем не столкнуться с растущим дефицитом профессионалов, вопросы подготовки и переподготовки кадров должны быть ключевыми не только для профильного нацпроекта «Образование», но и служить сквозной темой практически для всех направлений нашей деятельности.

Второе. Нам необходимо устранять дисбалансы, которые могут снизить эффективность реализации национальных проектов.

Например, в сельском хозяйстве мы вошли в число лидеров глобального зернового рынка, а значит, нужно ускоренными темпами подтягивать логистику, систему хранения, переработки.

В жилищном строительстве государство сформировало серьезный спрос на жилье. Имею в виду наши программы по ветеранам войны, военнослужащим, другим категориям граждан, развитие ипотеки. Кроме того, по оценкам экспертов, до 80% обладателей материнского капитала планируют направить эти средства именно на улучшение жилищных условий.

В этой связи нужны дополнительные шаги по стимулированию роста жилищного строительства, прежде всего жилья, доступного по цене и отвечающего современным стандартам комфортности, энергоэффективности и экологичности.

Должен прямо сказать: мы видим, что на местах начали вновь «придерживать землю», затягивать проведение аукционных процедур. Поэтому обращаюсь к региональным властям с прямым поручением навести здесь порядок. Вы должны максимально ускорить передачу земельных участков под застройку.

Как это поручение выполняется, как устраняются административные барьеры в строительной отрасли, посмотрим на одном из ближайших заседаний Правительственной комиссии по региональному развитию.

Кроме того, Федеральный фонд содействия жилищному строительству будет задавать жесткие стандарты стоимости жилья и эффективности использования земельных ресурсов. Фонд становится серьезным игроком на национальном рынке жилья и призван обеспечить его стабильность.

Мы вчера обсуждали с некоторыми коллегами наши планы в этой сфере, по строительству, и я согласен с тем, что мы спрос-то раскачали или во всяком случае поддерживали его все это время, но нам, конечно, нельзя забывать про возможности самой отрасли. Нужно, чтобы были заделы: заделы и по новым стройкам, заделы в индустрии строительных материалов и по всем другим направлениям.

Третье. В рамках национальных проектов были реализованы так называемые пилотные проекты по отработке современных моделей организации образования, здравоохранения, комплексного освоения территорий, накоплен обширный и очень полезный опыт.

Сейчас нужно приступать к его внедрению во всех субъектах Российской Федерации. Здесь многое будет зависеть от позиции региональных властей, от их инициативы и готовности к переменам.

Думаю, сегодня нелишним будет напомнить, что достигнутые результаты по модернизации социальной сферы мы учитываем при оценке эффективности деятельности органов госвласти в регионах и на местах.

Четвертое. Как и прежде, все национальные проекты должны объединяться идеей демографического развития, роста качества человеческого капитала. Все они должны работать на увеличение продолжительности жизни (о чем я говорил уже вначале), снижение смертности, должны работать на рост рождаемости в стране.

Конечно, здесь многое зависит от состояния здравоохранения. И мы будем продолжать такие направления, как «родовой сертификат», проведение диспансеризаций и национального календаря прививок, программы профилактики и развития медицинской помощи при сосудистых, онкологических заболеваниях, туберкулезе, дорожных травмах.

К 2013 году на территории России будет работать 1 тыс. центров здоровья, вдоль федеральных трасс должно появиться 330 травмоцентров.

Уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи в 2011 г. должен повыситься до 76%, в 2012 г. - до 80%, а в 2013 г. - до 86%.

Вместе с тем очевидно, что и в других проектах присутствует демографическая составляющая. Ее важно учитывать и в жилищной сфере, и при внедрении новых требований к условиям обучения, и в рамках шагов по социальному развитию сельских территорий.

Сбережение человеческого капитала, как Солженицын говорил, «сбережение человека», конечно же, предполагает и особое внимание к нуждам людей, чьи возможности объективно ограничены. Например, в проекте «Образование» одно из центральных мест должно принадлежать программам дистанционного обучения инвалидов. Сейчас мы были вот здесь, вот в этом центре. Сейчас смотрели, как организована работа здесь, в Тамбове. Я думаю, что это хороший пример.

Пятое. В кризисный период, несмотря на ограниченные возможности бюджета, мы не пошли на сокращение обязательств по нацпроектам, по максимуму сохранили их финансирование, более того, запустили даже ряд новых программ. И это накладывает на исполнителей особую ответственность за эффективное использование финансовых ресурсов бюджета.

Должен отметить, что по такому важнейшему направлению, как строительство центров высоких медицинских технологий, сроки затягиваются. Подчеркну: мы обязаны принять исчерпывающие меры и в кратчайшие сроки завершить наши планы.

В целом вижу определенную опасность и в бюрократическом привыкании к национальным проектам. И с таким отношением мы, конечно, не будем - не можем и не будем - мириться. Я уже сказал в самом начале, и вы это хорошо знаете, - нацпроекты потому и работали, что мы сосредоточили на этих направлениях и взяли под особый контроль ресурсы - и административные, и финансовые. И все эти составляющие успеха не должны быть забыты или затерты. Слишком значимыми являются те задачи, которые стоят в рамках нацпроектов. Мы не вправе превращать их в рутину.

Реализация нацпроектов должна служить примером и успешной, и результативной деятельности, площадкой, где проявляется творческое начало. Именно так мы и обязаны строить нашу работу.

Собственно говоря, хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, нам это до сих пор удавалось. Не вижу причин - почему бы нам не работать в таком же режиме и дальше.

Спасибо. Это все, что я хотел сказать в начале. Давайте приступим к работе. Слово - Виктору Алексеевичу Зубкову. Пожалуйста.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В 2008 году он был трансформирован в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции до 2012 года.

Реализация проекта в 2006-2009 годах позволила обеспечить прирост отечественной сельхозпродукции в целом на 20%, ускоренное развитие животноводства, в том числе прирост по мясу птицы - на 76%, свинины - на 40%, есть рост молока - 4,9%.

Увеличилась рентабельность отрасли до 9,7%. Получен статус страны-экспортера зерна. Мы - третьи в мире: прирост почти 25%.

Это стало возможным благодаря государственной поддержке агропромышленного комплекса: за эти четыре года вложен 331 млрд рублей. Надо сказать, что агропромышленный комплекс оказался достаточно восприимчивой отраслью к эффективной государственной поддержке.

Выделение субсидий стимулировало бизнес на вкладывание и собственных средств, и кредитных ресурсов. За последние четыре года в стране построено и реконструировано 997 объектов по животноводству - это совсем другой уровень производства, и люди меняются на таких модернизированных объектах.

Вместе с реализацией национального проекта появился большой отряд профессионалов сельского хозяйства. Некоторые из них находятся здесь. Сегодня мы как раз с ними встречались.

Надо сказать, в советское время были отдельные хорошие показатели (мы сегодня встречались, был Герой cоцтруда - у него надой был 6 тыс. кг на одну фуражную корову), а сейчас есть целые районы, области, в которых доят 6 тыс. кг молока и более, а надой в 8-10 тыс. кг становится нормой на наших предприятиях.

Совсем другой шаг сделало наше сельское хозяйство за эти годы.

В.В.Путин: Ему как раз при надоях в 6 тыс. дали Героя, а сейчас он надаивает 8.

В.А.Зубков: Да.

В.В.Путин: Правда, уже без всяких героев, звезд и наград.

В.А.Зубков: Да. Но получил трактор сегодня хороший.

В.В.Путин: Но трактор получил. Это правда.

В.А.Зубков: Да. Уважаемые коллеги!

Для защиты внутреннего рынка государство своевременно принимает меры таможенно-тарифной политики. Только за прошлый и этот годы принято более 20 решений по квотированию мяса, повышению ввозных таможенных пошлин на молоко, сыры, рис, сахар-сырец, сельскохозяйственную технику, оборудование. Реализация программных мероприятий стимулировала рост инвестиционной активности в агробизнесе. За эти годы в отрасль привлечено более 1 трлн рублей кредитных ресурсов российских банков.

Даже в прошлом, сложном 2009 году благодаря антикризисным мерам Правительства удалось удержать стабильные темпы развития отрасли. В текущем году положительная динамика в отрасли сохранилась. На 1 июня рост производства сельскохозяйственной продукции к прошлому году составил 103,6%, в том числе по мясу птицы - плюс 17%, по свинине - плюс 26%. Есть рост и по молоку. Динамика роста объемов производства - доказательство результативности системной государственной политики в агропромышленном комплексе.

Вместе с тем ключевая задача отрасли на среднесрочную перспективу до 2013 года - обеспечить переход к качественному росту отрасли. Как Вы, Владимир Владимирович, уже отметили, за динамичным ростом объемов производства не успевает развитие инфраструктуры, переработки, транспортировки, реализации сельхозпродукции.

Агробизнес осознает необходимость технического и технологического обновления и снижения издержек производства. За годы реализации нацпроекта многие меры государственной поддержки, как я уже говорил, доказали свою эффективность. Но ряд из них требует совершенствования, в первую очередь механизм закупочных интервенций. Необходимо оптимизировать затраты при их проведении, внедрять биржевые, залоговые инструменты. Эту работу Минсельхозу необходимо ускорить.

Требует обновления деятельность основных институтов реализации национального проекта - Россельхозбанка и «Росагролизинга». Россельхозбанк должен стать полноценным инструментом развития отрасли, создавать условия для повышения доступности, качества банковских услуг на селе, снижения процентных ставок по кредитам и рисков, которые могут быть при выдаче кредитов.

«Росагролизинг» помимо тех функций, которые он выполняет сегодня, - это приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота - должен также превратить свои региональные структуры в современные центры комплексных технологических и, главное, консультационных услуг. Это должно быть логическим дополнением его текущей деятельности, и такие поручения даны, и над этой задачей сейчас работают. Приоритеты развития до 2013-2017 годов и на перспективу до 2020 года следует определять, исходя из необходимости формирования качественно нового облика сельского хозяйства. Еще раз: это коренная модернизация объектов производства и переработки, формирование эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, создание новых экспортных коридоров, развитие генетического потенциала в животноводстве, новых селекционных материалов в семеноводстве.

Сегодня правильно здесь говорили - когда мы были на молочном заводе, нам говорили владельцы этого завода - о том, что действительно большое количество бычков-молочников сдается на мясокомбинат. Конечно, это не по-хозяйски. В советские времена была такая система: были специализированные хозяйства, которые этих бычков-молочников собирали, откармливали и затем уже весом 400 кг и более направляли на мясокомбинаты. Сейчас этих хозяйств нет. Но действительно, у нас среди населения есть много желающих, которые могли бы выращивать этот скот. И государство должно подумать, как стимулировать эту деятельность и как, может быть, субсидировать это выращивание. Я думаю, что эта подсказка - нормальная, своевременная. Я думаю, нам и Минсельхозу надо подумать, как использовать такие методы быстрого наращивания объемов производства мяса говядины, то, что у нас, собственно, сейчас самое узкое место.

Я хотел бы сказать, что должна быть внедрена программа развития производства переработки и сбыта сельхозпродукции на базе потенциала потребительской кооперации. Мы эту работу сейчас проводим.

Несколько слов о социальном аспекте. С 2006 года приоритетным направлением нацпроекта стало обеспечение жильем молодых семей и специалистов, проживающих на селе. С 2008 года ФЦП социального развития села стала неотъемлемой частью государственной программы.

В числе ее приоритетов закреплены жилье, в том числе для молодых семей и специалистов, сельские школы, фельдшерско-акушерские пункты, водоснабжение, газификация сельских населенных пунктов. На эти цели из федерального бюджета за эти четыре года выделено 32,5 млрд рублей, а всего на социальное развитие было направлено средств, в том числе из внебюджетных источников, почти 200 млрд рублей.

В результате введено в эксплуатацию 13 млн кв. м. жилья для 200 тыс. семей, в том числе 58 тыс. - это молодые специалисты, 44,8 тыс. газовых сетей (здесь уровень газификации повысился до 51%), 9,1 тыс. водопроводов (тоже есть хороший рост).

Отдельная тема - сельские дороги. Я хотел бы попросить Вас, Владимир Владимирович, в сегодняшнем протокольном решении зафиксировать необходимость осуществления мониторинга состояния строительства сельских дорог. Для нас социальное направление является предметом особого внимания. В условиях кризиса, особенно в прошлом и этом году, финансирование социального развития села значительно сокращено. Нам необходимо в перспективе компенсировать это отставание.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что национальный проект стал генератором динамичного развития отрасли, позволил решить задачи продовольственного обеспечения страны. Формирование следующего этапа государственной программы на базе сбалансированного подхода к развитию производственных и социальных задач агропромышленного комплекса позволит обеспечить новое качество жизни на селе.

Не могу не сказать несколько слов о засухе. Как раз сегодня мы до начала этого совещания об этом говорили. Это явление, к сожалению, у нас случается практически ежегодно. Сегодняшняя ситуация не исключение. В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства работает штаб, ему поручено проанализировать ситуацию в каждом регионе и оценить ущерб. На следующей неделе мы рассмотрим эти материалы с пострадавшими регионами.

Кстати, в прошлом году мы занимались аналогичной проблемой. И по итогам в прошлом году, Владимир Владимирович, Вы провели совещание в Оренбурге и дали поручение разработать механизмы для защиты производителей от таких рисков. Прежде всего, конечно, страхование урожая.

Страхование во всем мире - это основной инструмент защиты сельхозпроизводителей от финансовых рисков. Прямые бюджетные вливания для помощи сельхозпроизводителям подменяют нормальный рыночный механизм.

Тем не менее я думаю, что мы затягивать не будем и на следующей неделе разберемся с ситуацией. Я Вам доложу, Владимир Владимирович, по всей ситуации, а дальше Вы определитесь, какое принять решение: то ли проведете совещание, то ли дадите еще какие-либо поручения. Общая задача - не оставить людей в беде, обеспечить адресный характер помощи, найти оптимальное решение тех проблем, которые действительно сегодня имеют место, но мы не должны порождать иждивенчество. Все должны работать напряженно, особенно на региональном уровне, на самих предприятиях, и, конечно, мы на федеральном уровне должны также решать задачи. Спасибо за внимание. 

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

В заключение хочу сказать: не сомневаюсь, что мы с вами идем по правильному пути. Мы верно выбрали основные направления. Это действительно приоритетные направления – здравоохранение, образование, сельское хозяйство, строительство, жилищное прежде всего. И приоритетные национальные проекты сыграли свою положительную роль, сделали толчок, необходимый для развития этих направлений нашей деятельности.

Как я уже говорил, мы будем эту работу продолжать. По некоторым из этих составляющих решения приняты, вы знаете. Мы будем переводить приоритетные национальные программы в государственные программы развития, подключать к реализации задач в рамках этих государственных программ в большем объеме и регионы, и муниципалитеты, разумеется, и бюджетные возможности Федерации.

Но как бы мы их ни назвали, направления все равно еще на долгие годы останутся приоритетными.

Большое спасибо за совместную работу. Успехов!