Версия для слабовидящих

26 июня 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства по делам молодежи В.Г.Якеменко

В ходе состоявшейся накануне Дня молодежи беседы обсуждались приоритеты молодежной политики на ближайшую перспективу, работа ведомства с трудными подростками и талантливой молодежью, а также взаимодействие Росмолодежи с министерствами и ведомствами в плане реализации молодежной политики.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Василий Григорьевич, Ваше ведомство занимается, наверное, одним из самых сложных вопросов. Агентство по делам молодежи должно формулировать политику государства, которая называется молодежной политикой. Не думаю, что у нас за последнее время произошли какие-то прорывы в этом направлении, но ведомство существует уже не первый год, хотя и не так давно. В целом молодежная политика заключается не только в том, чтобы проводить мероприятия, на которые Вы меня приглашали, - а они организованы, действительно, на высшем уровне, здесь нечего сказать, это правда, - но и в том, чтобы отслеживать, как в законодательстве, практике работы различных государственных учреждений, региональных властей отражаются интересы молодых людей. А это, как известно, все-таки достаточно уязвимая группа наших граждан, имею в виду, что они только начинают свою жизнь, свою карьеру и, разумеется, нуждаются в поддержке.

Как бы Вы оценили сегодня с учетом уже того опыта, который Вы наработали за последние полтора года? Что бы Вы считали приоритетным на ближайшую перспективу? Сейчас я не буду говорить о том, что сделано, а вот что на ближайшую перспективу Вы считаете приоритетным?

В.Г.Якеменко: Владимир Владимирович, мы для себя традиционно выделяем две очень важные группы молодых людей - это трудные подростки, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, и, напротив, талантливые ребята. И если позволите...

В.В.Путин: Извините, среди трудных подростков тоже могут быть  талантливые люди.

В.Г.Якеменко: Могут быть.  И талантливый молодой человек тоже может оказаться в трудной жизненной ситуации. Наверное, зачастую  в ней и оказывается. Я хотел бы начать с трудных подростков. Я в свое время очень осторожно Вам говорил о том, что у нас в стране имеется очень хороший, зачастую уникальный опыт помощи ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Вот один из ярчайших примеров - это «Новое поколение», организация в Питере. За годы ее работы 20 тыс. подростков, которые совершили первичное правонарушение, работали на этом предприятии, зарабатывали деньги и не совершили вторичного правонарушения. 92% социализации трудных подростков.

Мы для себя определили эту проблему как важнейшую - чтобы молодой человек,  попавший на учет, не совершил второго правонарушения и не сел в тюрьму, - и вышли с этой мыслью в регионы. Надо сказать, что этот разговор идет, конечно, тяжело. С одной стороны запуск этого предприятия в регионе требует определенных средств - 150 тыс. нужно тратить на подростка, несмотря на то, что это коммерческое предприятие, но с другой стороны если он попадет в тюрьму, то государство все равно будет тратить те же самые 150 тыс. и содержать его с непонятной перспективой. По большому счету, мы только с тремя регионами договорились принципиально. Только в Карелии сейчас этот проект, кроме Питера, запущен. И если говорить о помощи чиновников, то хотелось бы, чтобы они реагировали на подобные проблемы трудных подростков оперативно и понимали, что это важнейшая задача.

Я приведу еще один пример,  тоже из этой серии. Несколько десятков тысяч молодых людей освобождаются из тюрем. И, к сожалению, есть немного плавающая статистика - порядка 40% из них в течение  полугода  снова совершают преступление. Это огромная цифра. И вот еще один проект, который запущен в Екатеринбурге, - это биржа труда для освободившихся подростков, где ребятам предоставляется на выбор несколько мест работы. Тем, у кого нет жилья, - социальные гостиницы и так далее. Это проект, который дает удивительные цифры с точки зрения того, что ребята возвращаются в общество. В целом если говорить о трудных подростках, то опыт решения этих проблем существует в стране и разных регионах - он очень хороший. Но, к сожалению, продавить эти решения бывает достаточно тяжело. Здесь, конечно, нужна помощь.

Если мы поговорим более предметно о талантливых ребятах, то здесь мы проделали определенную работу. Я очень коротко расскажу. Мы создали национальный регистр, как мы его называем, талантливых молодых людей. Сегодня туда входит 25 тысяч фамилий по 150 номинациям. Здесь и победители международных олимпиад, и ребята-предприниматели, которые больше всего уплатили налогов в прошлом году, здесь даже может быть журналист, у которого аудитория блогов наивысшая. В отношении этих ребят сегодня мы понимаем весь перечень проблем, которые могут им помешать реализовать свой потенциал у нас в стране.

Здесь, конечно, без того, чтобы подключались активно министерства, региональные власти, будет очень сложно добиться, чтобы были выполнены все условия для того, чтобы они остались в стране, реализовали себя. Без поддержки  и с Вашей стороны, Владимир Владимирович, будет довольно тяжело решить эту задачу.

В прошлом году Вы были на Селигере на форуме, и я надеюсь, что и в этом году у Вас, Владимир Владимирович,  будет такая возможность. Опять несколько десятков тысяч ребят приедет  именно в надежде решить те вопросы, проблемы, которые у них существуют. Вы знаете, что Селигер - это прямые связи с первыми лицами страны, с главами компаний, это экспертиза, это образовательные проекты. Это, в конечном итоге, довольно серьезные средства. В прошлом году на смену «Ты - предприниматель» подали заявки 28 тыс. человек. 5 тыс. приехали на смену. Всего 500 из них в этом году запустили свои малые предприятия. Но надо сказать, что все-таки, несмотря на год работы, несмотря на то, что их 500, они заплатили порядка 200 млн. рублей налогов.  400 млн. рублей - это средства, которые были привлечены Зворыкинским проектом. Проектом, который поддерживает ребят, увлекающимся техническим творчеством.

В прошлом году, Владимир Владимирович, Вы подписали  соглашения (передает документы В.В.Путину). 11 из них удачно реализованы, три, к сожалению, не реализованы - два по бюрократическим проблемам (одна барышня, как мы считаем, сама не доработала). Но, другими словами, если бы чиновники, которые должны уделять молодым людям достаточное внимание, оперативно решали бы вопросы, которые к ним поступают, реагировали бы, считали бы, что это приоритетная задача, я думаю, ситуация могла бы измениться.

Надо сказать, что качество проектов, которые молодые люди представляют, улучшается год от года.  Достаточно сказать,  что один проект по утилизации попутного нефтяного газа привлек инвестиций на 250 млн. рублей. Искусственная кожа, которую Вы видели на Конвенте, рекомендована МЧС в ожоговых центрах. Таких проектов очень много. Поэтому по большому счету, если бы мы и могли всерьез помочь молодым людям, то только убедив аппараты региональной власти и федеральных чиновников внимательно относиться к тем просьбам и проблемам, которые существуют у молодых людей.

В.В.Путин: А вот это мой второй вопрос. Собственно говоря, так называемая молодежная политика реализуется не только и не столько через Ваше ведомство, сколько по линии других министерств и ведомств. Скажем, демографическая программа, по сути, ориентирована на молодых людей и людей репродуктивного возраста. Это, по сути, большая часть молодежной политики. Все, что связано с жильем для молодых семей,  это то же самое. Все что связано с образованием, это то же самое. Вопрос: как у вас складываются отношения с другими министерствами и ведомствами, в том числе и с Министерством внутренних дел?

В.Г.Якеменко: Владимир Владимирович, отношения у нас складываются абсолютно нормальные, рабочие. Я должен сказать, что у нас нет задачи получить под свое управление программы просто потому, что нам нужен дополнительный объем работ. Все-таки мы считаем, что не может Федеральное агентство по делам молодежи подменить функции десятков министерств, поэтому программа по жилью реализуется.

Опять-таки все программы, о которых я рассказывал Вам сейчас по трудным подросткам, реализуются в контакте с Министерством внутренних дел, все до единой. Это было бы невозможно без их помощи и участия. То же самое и с Министерством образования - мы работаем в плотном контакте. Другой вопрос, что там, где мы видим, что требуется именно реализация политики, там, где мы видим, что средства должны расходоваться в соответствии с теми задачами, которые Вы ставите, которые ставит Президент, там мы стараемся включиться. Но существуют средства институтов развития, и мы понимаем, что эти средства должны выделяться не вообще  под проекты - научно-технические или какие бы то ни было - в рамках определенной стратегии, для конкретных людей, под конкретные заказы госкорпораций. Мы все-таки видим свою функцию в том, чтобы совместно с другими органами государственной власти точнее, эффективнее тратить те средства, которые у них существуют и предназначены на эти программы, если я правильно понимаю.

В.В.Путин: А есть ли у вас возможность формулировать свои собственные предложения в работе с этими министерствами и ведомствами?

В.Г.Якеменко: У нас есть возможность формулировать свои собственные предложения. Да, там, где мы видим, что это необходимо, мы работаем, тем более что у нас есть прямые соглашения с теми министерствами, федеральными агентствами, которые для нас являлись ключевыми партнерами.

В.В.Путин: Мне кажется, что это направление вашей деятельности могло бы быть очень важным, потому что у вас прямой контакт с этой категорией наших граждан, с молодыми людьми. Вы даже, может быть, тоньше чувствуете, что происходит в этой среде, и, на мой взгляд, было бы правильно, если бы соответствующие смежные ведомства прислушивались к вашему мнению по формулированию своей работы в молодежной среде, а вы бы их своевременно грамотно и предметно излагали. Вот, допустим, сейчас в условиях подготовки  следующего бюджетного цикла.