Версия для слабовидящих

4 мая 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Объединенной судостроительной корпорации Р.В.Троценко

В ходе беседы обсуждались перспективы развития судостроительной отрасли, работы по осуществлению важнейших проектов, прежде всего в Дальневосточном кластере, а также ситуация с выплатой заработной платы.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Роман Викторович, загрузка предприятий судостроительной отрасли несколько повысилась. Она у нас была меньше 40%, сейчас стала больше 50. Тем не менее, это все-таки недостаточно. Как Вы видите перспективы? Первое. Второе - как идут работы по осуществлению наших проектов по развитию отрасли? Прежде всего давайте остановимся на Дальневосточном кластере. И - как решился вопрос, а если не решился, то почему - по задержкам с выплатой заработной платы?

Р.В.Троценко: Владимир Владимирович, Объединенная судостроительная корпорация закончила 2009 год с прибылью 92 млн рублей. Это очень немного при нашем обороте 150 млрд, но гораздо лучше, чем 9 млрд убытков за 2008 год. Это первый год, который мы закончили с прибылью. Сейчас мы можем доложить, что вся зарплата всем 80 тысячам работникам корпорации выплачена. Также нет задолженности по налогам.

Можно сказать, что первый антикризисный этап, самый сложный, завершен и мы имеем сейчас непростую, но стабильную ситуацию, которая нам позволяет развиваться. Вы абсолютно правильно сказали - сейчас мы оцениваем загрузку предприятий на 52%, что немного.

Мы планируем в ближайшее время провести три блока мероприятий. Первый блок - увеличить загрузку по гражданской тематике, в гражданских отраслях. Мы видим, как начали возвращаться клиенты на гражданское судостроение. В основном это флот «река-море», небольшие суда, 6-7 тыс.тонн. Но это частные компании, которые интересуются строительством флота, это тот тоннаж, который могут строить российские верфи.

Второе направление - это усиление взаимодействия по поставкам по гособоронзаказу. Мы подходим сейчас к вводу целого ряда новых проектов. Я рад Вам доложить, что успешно завершили государственные испытания на подводной лодке проекта 677. Ей присвоено имя «Санкт-Петербург», 9 мая на ней состоится подъем флага. Судостроители Санкт-Петербурга, адмиралтейские верфи проделали огромную работу. Это принципиально новая дизель-электрическая подводная лодка, с новыми характеристиками по незаметности...

В.В.Путин: Тихая.

Р.В.Троценко: Тихая, да. Она давалась непросто, но Россия получает новые перспективы в международном сотрудничестве по линии военно-технического сотрудничества. Мы считаем, что это - третье направление, которое должно развиваться в ОСК.

Если говорить по другим сложным проектам в прошлом году, то мы завершаем сейчас государственные испытания атомной подлодки «Нерпа» на Дальнем Востоке. И пока все идет по плану. Нагоняем по модернизации авианосца «Адмирал Горшков». Ситуация гораздо лучше, коллектив «выстроился», у нас есть понедельный график, поэтому мы успеем и выполним все обязательства, которые взяла на себя Российская Федерация.

По Амурскому судостроительному заводу, по которому было много Ваших поручений. На сегодняшний день задолженности по заработной плате нет, загрузка завода приличная. Мы разместили заказ на большой сложный ледокол мощностью 7 мегаватт. Это первый случай, когда завод будет делать такое большое и технически совершенное судно. Мы также продолжаем усиленными темпами работу по корвету нового поколения для нужд Тихоокеанского флота. Завод работает и можно сказать, что усилия, направленные на спасение этого предприятия и трудового коллектива, были не напрасны.

По Дальнему Востоку. Мы завершаем проектирование верфи в городе Большой Камень. Это совместное предприятие с нашими корейскими партнерами. Надо сказать, что выбор партнеров оказался правильным, они вложили много усилий и своих технологий в проектирование. В мае мы завершим тендерные процедуры и в июне ожидаем выход на строительную площадку. Чуть сложнее обстоят дела в Чажме, где, как Вы помните, планировалось строительство верфи по строительству буровых платформ. К сожалению, строительство мы были вынуждены приостановить в связи с тем, что эта площадка не была нам передана Министерством обороны. На сегодняшний день доступ для иностранцев туда закрыт и даже был такой случай, когда приехали инженеры из Сингапура заниматься проектированием и привязывать проектное решение к месту, но они не получили туда доступа.

По Дальнему Востоку нужно сказать, что на сегодняшний день ситуация стабильная, и мы ожидаем увеличения заказов в основном в гражданском секторе. Это суда по освоению шельфа, суда, обслуживающие буровые платформы. Все это будет специализация Дальнего Востока.

По сотрудничеству с Украиной. Мы провели анализ. Украина является нашим самым главным импортером, поставляющим комплектующие и судовые системы для России. Больше 6000 наименований разного оборудования мы получаем с Украины и часть этого оборудования является важным для нас или уникальным. Можно сказать, что без Украины наше судостроение испытывало бы серьезные затруднения в производстве той техники, которую оно производит.

В рамках работы с нашими украинскими коллегами мы рассматриваем вопрос по интеграции двух крупных украинских предприятий - «Заря-Машпроект», это очень сильный завод по производству судовых турбин, который может производить также газовые турбины, и феодосийский завод «Море» - большой завод по производству судов из легких сплавов, из алюминия. Оба - государственные предприятия Украины, они сейчас испытывают затруднения с загрузкой и при интеграции их в ОСК мы могли бы решить вопрос...

В.В.Путин: Мы договаривались с партнерами, что эти вопросы будут проработаны. Возьмите их под самый серьезный контроль. Да что - под контроль, надо принимать прямое участие в проработке этих вопросов по объединению предприятий там, где есть заинтересованность с обеих сторон. Мы договаривались - если вернуться к Дальнему Востоку - освободить часть набережной Владивостока от старых судоремонтных предприятий для того, чтобы город имел возможность развиваться.

Р.В.Троценко: Владимир Владимирович, мы выполняем Ваше поручение. Мы до сентября перебазируем 178-й судоремонтный завод, это центральная набережная Владивостока. Подготовлено 5 проектов развития этого места. По сути, это будет морской фасад города. В мае состоятся общественные слушания, где жители Владивостока могут высказаться за один из проектов и проголосовать - что им больше нравится.

В.В.Путин: Там еще и музей...

Р.В.Троценко:
Да, в рамках этого проекта возникнет набережная, музей Военно-морского флота, культурный центр города Владивостока - и все это станет единой зоной, где можно гулять и почувствовать море. Мы считаем, что в комплексе с мостом через бухту Золотой Рог это создаст определенный символ и вид Владивостока как города современного, нацеленного в будущее, чтобы его можно было с удовольствием фотографировать, привлекать туристов...

В.В.Путин: Когда работы могут быть начаты?

Р.В.Троценко: Мы считаем, что начнем работы по строительству в 4-м квартале этого года. Это связано с тем, что нам нужно проектировать, вынести производство. Но мы планируем к саммиту АТЭС основные работы по набережной уже выполнить.

В.В.Путин: Хорошо.