Версия для слабовидящих

29 апреля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с главой ВТБ А.Л.Костиным

Основное внимание в ходе беседы было уделено результатам работы банка за первый квартал, кредитному портфелю банка, а также процентным ставкам. Как сообщил Премьеру глава ВТБ, в последнее время банк значительно снизил ставки по кредитам - средняя ставка сегодня составляет чуть больше 11%.

Стенограмма начала встречи

В.В.Путин: Андрей Леонидович, первый квартал закончился. С какими результатами?

А.Л.Костин: Владимир Владимирович, результаты финансовой деятельности банка за первый квартал показывают, что те негативные явления, которые испытывал банковский сектор в прошлом году, в целом преодолены. Прежде всего, приостановлен рост проблемной задолженности, наметилась обратная тенденция улучшения этой ситуации. Это приводит, конечно, к росту финансовых показателей деятельности банка.

За первый квартал прошлого года, по российским стандартам, три ведущих российских банка группы ВТБ - ВТБ, ВТБ 24, ВТБ Северо-Запад - заработали чистую прибыль свыше 21 млрд рублей, что превышает показатели даже предкризисных лет.

Хотел бы также доложить, что по итогам прошлого года Наблюдательный совет банка принял решение о начислении дивидендов в размере 25% от прибыли прошлого года. И, таким образом, после одобрения годовым собранием мы планируем, что в бюджет государства будет переведено 5,2 млрд рублей дивидендных платежей.

Из проблем, которые до сегодняшнего дня еще остаются, я бы назвал практически нулевой рост за первый квартал кредитных портфелей банков, в том числе ВТБ, но здесь тоже наметилась тенденция к улучшению.

В.В.Путин: А говорили где-то о росте - сколько процентов?

А.Л.Костин: По году мы называли цифру в парламенте 10%. Мы считаем, что от 10 до 15% мы обеспечим, если финансовые власти не будут принимать меры по ограничению ликвидности банковского сектора.

В.В.Путин: Если не будут принимать решения...

А.Л.Костин: По ограничению ликвидности банковского сектора - как меры борьбы с инфляцией.

В.В.Путин: Пока нет таких ограничений?

А.Л.Костин: Пока нет.

В.В.Путин: Скажите, пожалуйста, что вы думаете делать с деньгами, которые получили в прошлом году от Правительства? Мы совсем недавно с руководством Сбербанка на эту тему достаточно подробно разговаривали. 8% вы сейчас платите?

А.Л.Костин: 8, да.

В.В.Путин: И сколько у вас этих денег? Насколько обременительны для вас эти процентные платежи? И что вы собираетесь делать с этой денежной массой?

А.Л.Костин: У нас 200 млрд рублей - это субординированный кредит, который был выдан на срок до 11 лет. Сейчас, соответственно, осталось 10 лет. Эти деньги, естественно, пошли в прошлом году на выполнение программы кредитования реального сектора. Вы знаете, мы наращивали портфель в этих условиях. Конечно, когда ставка рефинансирования снижена до 8% - ну, это немножко другая ситуация, и эти деньги становятся достаточно «дорогими». Тем не менее возможности сегодня вернуть их в полной мере у нас нет. Поэтому мы, конечно, хотели бы, чтобы ставка была несколько снижена, может быть, на 1,5%. Мы считаем это адекватным, но если это будет невозможно, мы будем возвращать по мере того, как сможем замещать эти деньги с рынка. На это потребуется, возможно, период от одного до двух лет.

В.В.Путин: Но это вот теми самыми финансовыми властями, о которых вы упомянули, рассматривается как одна из мер поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией. Если забирать у вас эти деньги.

А.Л.Костин: Я могу сказать, что это возможно на самом деле, и мы будем готовы к этому. Но опасность в другом. Допустим, если мы будем деньги возвращать, нам придется больше занимать на внешних рынках, чтобы компенсировать долгосрочные ресурсы. И здесь тогда нужно, по крайней мере, не вводить никаких ограничений, чтобы мы могли с рынка свободно собирать те средства, которые...

В.В.Путин: Ну, тогда для макроэкономики это не имеет смысла. Тогда лучше снизить ставку для вас.

А.Л.Костин: Я согласен, Владимир Владимирович. Просто с точки зрения макроэкономики, мне кажется, обеспечение экономического роста и финансирования инвестиций для развития экономики столь же важно, как и соблюдение параметров инфляции и других вещей.

В.В.Путин: Андрей Леонидович, Вы хотели бы, чтобы государство, Правительство снизило вам ставку, по которой вы получили субординированные кредиты, а сами-то вы под какой процент выдаете клиентам деньги?

А.Л.Костин: Владимир Владимирович, мы в последнее время значительно снизили ставки - средняя ставка сегодня составляет чуть больше 11%.

В.В.Путин: Я вчера был в Астрахани и разговаривал с руководителями предприятий. Судостроительный сектор - 17% до сих пор.

А.Л.Костин: Это достаточно редко сейчас, в основном мы понизили ставки. Я могу передать Вам список кредитных решений, которые мы выдавали за апрель. Увидите, что здесь ставки от 8,2% администрации идут. Это абсолютно реальные решения, выписки из протокола кредитного комитета. Вы видите: первая страница, администрации - 8,2, космическая отрасль - 8,7, 10% есть, есть 11,75. Дальше идут промышленные предприятия, нефтяники - 9,6%, 10,8% - это все рублевые ставки.

В.В.Путин: Я вижу. Я посмотрю. Вот по валюте у вас 7%?

А.Л.Костин: По валюте 7 есть...

В.В.Путин: 4 даже!

А.Л.Костин: 4 есть. Да, валюта сегодня востребована меньше, поэтому я думаю, что в целом динамика соответствует динамике движения ставки рефинансирования Центрального банка. Более того, я скажу, что в банковском секторе сегодня развивается очень жесткая конкуренция за кредиты, я думаю, что мы будем и дальше снижать процентные ставки.

В.В.Путин: 14%, за что это? Смотрите, НПО «Энергомаш».

А.Л.Костин: Ну, во многом зависит...

В.В.Путин: Самая большая ставка.

А.Л.Костин: 5 лет, потому что самый длинный кредит. По длине максимально.

В.В.Путин: А «Соллерс»? До двух лет - 13,5! Машиностроение как-то не очень поддерживаете.

А.Л.Костин: Ну, вот как оно есть. Тут никаких ни приукрашиваний... Повторяю, тенденция в целом все равно... Вы видите... Она уже год назад - не 17, не 18%, даже 15% здесь нету.

В.В.Путин: Хорошо.