Версия для слабовидящих

28 апреля 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванов провел заседание Комиссии по транспорту и связи

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим очередное заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи. В повестке дня у нас два вопроса.

Первый - о ходе реализации плана мероприятий по совершенствованию механизма ценообразования на авиатопливо. Уверен, что все хорошо помнят ситуацию, сложившуюся в наших российских аэропортах два года тому назад, летом 2008 года. Тогда на фоне снижения котировок стоимости авиакеросина на всех европейских рынках, включая лондонскую биржу, у нас, наоборот, произошел резкий скачок цен на авиатопливо. В результате чего заправляться в России было дороже всего в мире. То есть в «Хитроу», в Нью-Йорке, в Бишкеке, кстати, в Пекине было гораздо дешевле заправиться, чем получить авиатопливо у нас практически в любом российском аэропорту.

Как следствие, естественно, многие российские авиакомпании оказались буквально на грани банкротства, и нам пришлось принимать экстренные меры для их спасения и вообще разбираться с этим вопиющим процессом, который никакой экономической логики, конечно, не имеет.

В ходе расследования, проведенного Федеральной антимонопольной службой, главной причиной «топливного беспредела» были признаны действия доминирующих хозяйствующих субъектов, а именно вертикально интегрированных нефтяных структур на этапе оптовых поставок авиатоплива с нефтеперерабатывающих предприятий, а также компаний, монопольно владеющих топливозаправочными комплексами в российских аэропортах.

Вот в такой «экстаз», если можно сказать, экономический, финансовый, с одной стороны, действий крупных игроков, производителей авиационного керосина, а с другой стороны - монополистов топливозаправочных комплексов, которые буквально как хотели, так и устанавливали цены на свои услуги по хранению топлива, по доставке этого топлива под крыло самолета - все это привело к такому совершенно неконтролируемому, дикому росту цен.

Кстати, у нас сейчас тоже летний сезон приближается. Я надеюсь, ситуация не повторится, но вообще-то по нашей российской традиции все хорошо знают, как правило, цены на топливо, включая авиационный керосин, имеют обыкновение возрастать почему-то именно в пиковые сезоны для сельхозработ, для авиационных перевозок. Обращаю на это внимание и предупреждаю, что на сей раз (у нас уже есть определенные выработанные механизмы) мы этого, конечно, не допустим.

Так вот с целью недопущения подобного развития событий ФАСом был разработан план мероприятий по совершенствованию механизма ценообразования на авиатопливо. Этим планом предусматривается, в частности, переход к расчетам за авиатопливо между нефтяными и авиационными компаниями по известной, выработанной и согласованной всеми формуле цены, чего раньше на было, формирование цен на биржах, электронных площадках, так называемых фьючерсных или форвардных контрактов, ведение государственного регулирования на услуги по заправке воздушных судов, либо создание альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах, то есть создание конкурентной среды, чего у нас раньше не было. Раньше у нас, кстати, не было и оценки стоимости услуг, которые ТЗК (топливно-заправочные комплексы) оказывают, за хранение топлива, за его доставку под крыло самолета. Теперь эти стандарты введены.

Кроме того, мы жестко придерживаемся правила разделения аэропортовой и перевозочной деятельности авиапредприятий. Также мы ввели ограничение на совмещение деятельности ТЗК по хранению, заправке и реализации авиатоплива в аэропортах. На данный момент мероприятия указанного мною плана находятся уже в стадии реализации, но даже первые итоги и прошедший 2009 год и начало 2010 года говорят о том, что нам удается сдерживать, контролировать ситуацию и просто не давать возможности, как было раньше, получать сверхприбыль, просто делать деньги из воздуха. Теперь эта возможность пресечена, и, надеюсь, навсегда.

На сегодняшний день главный результат - цена на авиатопливо в течение всего 2009 года была ниже по сравнению с ценой 2008 года в полтора раза.

Подробнее о ходе и результатах реализации плана мероприятий по совершенствованию механизма ценообразования на авиатопливо нас проинформирует представитель Федеральной антимонопольной службы.

Второй вопрос нашего сегодняшнего заседания напрямую связан с судоходством. Нам предстоит обсудить итоги деятельности и меры по повышению эффективности российского международного реестра судов. Напомню, его создание было продиктовано нашим стремлением возвратить из стран так называемого «удобного» флага и оффшорной регистрации максимальное количество отечественных судов и тем самым снизить собственную зависимость от колебаний фрахтового рынка.

При этом мы прекрасно понимали, что данный процесс может быть успешным только в одном случае: если наши судовладельцы почувствуют от этого процесса реальную экономическую выгоду. Именно поэтому 20 декабря 2005 года был принят новый федеральный закон, в соответствии с которым для судов, включенных в российский международный реестр судов, устанавливались специальные таможенные и налоговые режимы.

С тех пор прошло уже более четырех лет, а мировая практика как раз показывает, что примерно четыре-пять лет нужно для того, чтобы полноценное внедрение национального реестра судов состоялось.

Так что, мы сегодня подведем итоги этой деятельности, а главное - конкретно определимся с тем, что еще необходимо сделать для того, чтобы обеспечить неуклонный рост и дальше количества российских судов, перевозящих из российских портов российские же грузы. Причем очевидно, что добиваться этого нужно не только путем возвращения судов под наш флаг, которые сейчас плавают под иностранным флагом, чаще всего под «флагом удобства», но и в первую очередь, чтобы все новые суда, которые строятся на наших верфях, сразу же регистрировались как российские суда, под российским флагом. По этому вопросу нам доложит Минтранс.

Давайте начнем работу.