Версия для слабовидящих

12 апреля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства 12 апреля 2010

«Теперь цены в аптеках должны рассчитываться по единой схеме – это отпускная цена производителя плюс торговая надбавка, размер которой, хочу это подчеркнуть, устанавливается регионами Российской Федерации. В результате у нас появилась система контроля цен на жизненно важные препараты. Это не все лекарственные препараты, а только так называемые жизненно важные. Однако список их достаточно большой. Предполагается за нарушение этого порядка ценообразования предусматривать жесткие санкции».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги,

Вы знаете, что сегодня в России объявлен траур в связи с катастрофой польского самолета в Смоленской области, где погиб президент Польши и сопровождавшие его лица.

Вся Польша погрузилась в семидневный траур. Мы видим, как и у нас, в России, люди переживают: несут цветы к посольству Польши, и на месте трагедии много цветов. Это неорганизованное движение, люди делают это сами. Я уже говорил об этом - мы переживаем и скорбим вместе с поляками.

Государственная комиссия работает. И разумеется, мы сделаем все, что от нас зависит для того, чтобы расследование было объективным, полным. Будут выявлены все причины этой авиационной катастрофы. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), как идет работа?

С.Б.Иванов: Уважаемый Владимир Владимирович, я бы хотел доложить, что вчера в здании Межгосударственного авиационного комитета в присутствии представителей польской Прокуратуры, МИДа и авиационных властей Польши были вскрыты оба самописца - и речевой, и параметрический - самолета ТУ-154, разбившегося под Смоленском. С российской стороны в этой процедуре принимали участие эксперты НАКа, Межгосударственного авиационного комитета, нашего Министерства обороны и Следственного комитета.

Техническое состояние обоих самописцев - и речевого, и параметрического - вполне удовлетворительное. Оно позволяет провести детальную расшифровку и анализ всей полетной информации и работы оборудования самолета до момента катастрофы.

Вся дальнейшая деятельность по анализу и расшифровке полученной информации с обоих самописцев будет производиться в тесной координации с польскими властями - такая договоренность достигнута, и работа уже началась. Мы будем регулярно докладывать Вам о результатах.

На сегодняшний день можно уже вполне определенно сделать два вывода. Во-первых, бортовые самописцы были полностью работоспособны и зарегистрировали абсолютно всю информацию - как звуковую, так и параметрическую - вплоть до столкновения самолета с землей.

И, во-вторых, достоверно подтверждено то, что мы и предполагали раньше: предупреждение о неблагоприятных метеоусловиях в аэропорту «Северный» и рекомендации идти на запасные аэродромы были не только переданы, но и получены экипажем своевременно.

Вот то, что можно сказать на сегодняшний день. Расследование причин всех обстоятельств мы, конечно, продолжим, еще раз повторяю, в тесном взаимодействии с польскими властями.

В.В.Путин: Хорошо. Давайте перейдем к нашей текущей проблематике. Хотел бы вернуться к итогам поездки в Новосибирскую область, напомнить о ряде поручений, которые были сформулированы в ходе этой работы.

Во-первых, прошу Минрегионразвития в месячный срок доработать и внести в Правительство проект Стратегии развития Сибири. Мы говорили о двухлетнем периоде. Надо посмотреть еще все программы, все планы, все параметры, связанные с финансированием, - все это обобщить. А также перечень ключевых проектов, которые в ближайшие два года должны быть реализованы на территории Сибирского федерального округа.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), Вас тоже прошу подключиться самым активным образом и вместе с Минрегионом довести эту работу до конца.

Аналогичные документы следует уже сейчас разработать и по другим федеральным округам.

Во-вторых, как мы и договаривались, необходимо повысить роль Министерства регионального развития как ключевого менеджера по этим комплексным проектам. Поэтому прошу оперативно подготовить соответствующие изменения в положение о Министерстве. Если вы считаете необходимым, то и по кадрам - по количеству людей, которые работают у вас на этом направлении.

Ещё два вопроса, которые поднимались в ходе поездки в Новосибирск. Это обеспечение льготными авиаперевозками наших дальневосточников и некоторых регионов Сибири, а также ситуация на фармацевтическом рынке.

С 1 апреля 2010 года вступили в силу нормы, направленные на повышение эффективности государственного регулирования цен на фармацевтическом рынке.

Вместо прежнего, заявительного порядка - введена обязательная регистрация предельных цен производителей жизненно важных препаратов.

Дополнительные полномочия по контролю за ценами на лекарства получили Федеральная служба по тарифам и Росздравнадзор.

Теперь цены в аптеках должны рассчитываться по единой схеме - это отпускная цена производителя плюс торговая надбавка, размер которой, хочу это подчеркнуть, устанавливается регионами Российской Федерации. В результате у нас появилась система контроля цен на жизненно важные препараты. Это не все лекарственные препараты, а только так называемые жизненно важные. Однако список их достаточно большой. Предполагается за нарушение этого порядка ценообразования предусматривать жесткие санкции.

Отмечу, что в целом ситуация с ценами на лекарства несколько стабилизировалась. В целом по стране в январе-феврале отмечено даже некоторое снижение - на небольшой процент, но все-таки - 1,38%. Однако Росздравнадзор обнаружил и ряд нарушений. При первой проверке были выявлены случаи, когда цена на отдельные препараты до 5-8 раз превышала максимально допустимую. Это не значит, что в целом цены выросли, но они не снизились до нужных параметров, когда это нужно было сделать. Вторая проверка, проведенная спустя неделю, показала, что многие нарушения устранены.

Тем не менее, в некоторых регионах цены на отдельные препараты по-прежнему превышают максимально допустимые на 17-50%. К примеру, в Ставропольском крае зафиксировано 408 таких случаев. Незаконное превышение составило в среднем 17%. В Московской области - более 3,5 тысяч случаев, среднее превышение - 17%. Кроме того, в 17 субъектах Российской Федерации пока не выполнены требования о размещении в каждой аптеке всей информации об ассортименте лекарственных средств и ценах на них. В частности, такая информация отсутствует в отдельных аптеках Алтайского края, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Пензенской областей.

Поэтому сегодня на заседание Правительства мы пригласили руководителей Ставропольского края, Московской, Челябинской областей, Еврейской автономной области. Я прошу наших коллег доложить о том, как складывается работа в этом направлении. Борис Всеволодович (обращаясь к Б.В.Громову), давайте начнем с Московской области. Пожалуйста, Борис Всеволодович, в рабочем порядке.

Б.В.Громов: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники заседания, хочу доложить о том, что Московская область - это один из регионов наиболее насыщенных аптечными организациями.

Всего в области на сегодняшний день насчитывается 3205 аптек, из которых: 500 государственных, 108 муниципальных, а остальные все - частные.

В соответствии с решением Правительственной комиссии от 10 марта прошлого года - комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики - мы ведем активно работу в части соблюдения установленных цен. Причем эта работа проводится в тесном взаимодействии с управлением Росздравнадзора по Московской области.

С учетом имеющихся полномочий, все проверки проводятся совместно с органами прокуратуры Московской области.

Руководители аптечных организаций, которые допускают превышение цен по отношению к установленным, подвергаются штрафам. На сегодняшний день общая сумма штрафов уже 10 млн рублей.

В июне 2009 года постановлением Правительства нашей области предусмотрено снижение торговых надбавок к ценам на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Для предприятий оптовой торговли - с 30 до 25%; для аптечных организаций - на лекарственные средства для лечения бронхиальной астмы - с 30 до 10%; для прочих лекарственных средств - с 30 до 25%.

Эта работа позволила снизить цены на лекарственные препараты в среднем  на 6,5%.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от августа прошлого года о совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства и в соответствии с методикой расчетов, которая была утверждена в декабре прошлого года Федеральной службой по тарифам, правительством нашей области в установленном порядке было принято постановление об утверждении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Естественно, нами организована работа по контролю, совместная работа, как я уже доложил.   Были обнаружены нарушения. И фактически эти нарушения в какой-то период были достаточно большими, я имею в виду по масштабам. Нарушения были устранены немедленно. В том числе и все те, о которых вы говорили на съезде «Единой России».

Одновременно при проведении проверок территориальным управлением Росздравнадзора в аптечных организациях были выявлены нарушения (в некоторых городах больше, в некоторых меньше), касающиеся превышения предельно допустимых цифр.

Работа по проверке аптек продолжается. В настоящее время в большинстве аптек цены соответствуют зарегистрированным в Росздравнадзоре. Имеется информация о предельных ценах на лекарства, доступные покупателям. Незарегистрированные препараты сняты с продажи.

По результатам мониторинга можно объективно оценить ситуацию на фармацевтическом рынке нашей Московской области.  Анализ этих результатов за январь-февраль этого года показал снижение стоимости лекарственных препаратов на территории области на 3,02%.

Ежемесячно проводится анализ представленной информации по количеству препаратов и их ассортименту.

В соответствии с решением, принятым в ходе селекторного совещания 6 апреля результаты мониторинга будут предоставляться в установленные сроки в Минздравсоцразвития России.

В каждом муниципальном образовании решением правительства области созданы отделы контроля цен.

Однако следует отметить, что субъекты Российской Федерации на сегодняшний день, к сожалению, не располагают достаточными полномочиями по проверке деятельности частных аптек. А их большинство!

В настоящее время органы исполнительной власти могут проверить аптеки внепланово лишь при наличии жалобы или заявления гражданина, согласовав эту проверку с прокуратурой.

Поэтому мы всегда просим работников прокуратуры принимать участие в таких проверках. Если возможно, то просьба: закрепить наши права и права муниципальных образований по контролю за соблюдением ценообразованя юридически.

Мы понимаем, естественно, всю сложность ситуации, ответственность. В заключение хочу доложить, Владимир Владимирович, что эти меры, про которые я сказал, и другие позволят не допускать того, что было обнаружено в ходе недавних проверок. Доклад закончен.

В.В.Путин: Спасибо. Пожалуйста, Ставропольский край. Валерий Вениаминович (В.В.Гаевский), пожалуйста.

В.В.Гаевский: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, первое, с чего хотел бы начать - по всем случаям нарушений на региональном рынке разбираемся самым жестким образом. С апреля - особенно после селектора, который провел А.Д.Жуков, - усилили контроль, ужесточили проверки и самым тщательным образом разобрались с причинами. Причины следующие: первое, работаем с колес. Практически до конца марта формировался реестр предельно допустимых отпускных цен, сейчас в нем - 5947 позиций, из них больше тысячи попало 31 марта - за день до 1 апреля. Потребовалась оперативность и быстрота, но очевидно, что не все оказались к этому готовы. И не смогли вовремя привести свои цены в соответствие с требованиями. Это, конечно, нас ни в коем случае не оправдывает, но причина есть. Я думаю, что жесткость проверок заставит всех проснуться и ускориться. Вторая причина - в безграмотном и халатном заполнении отчетности. Например, прозвучало, что «Фуросемид» у нас продают за 84 рубля. На самом деле его цена - 11 рублей. Есть у нас такой частный предприниматель Шахбанов в станице Есентукской, который при заполнении мониторинговой таблицы вбил в строку с «Фуросемидом» его заменитель «Лазикс», розничная цена которого 84 рубля. Я лично побывал в этой аптеке и взял у него объяснительную. Говорит, поздно вечером забивал и ошибся. Поэтому такое превышение цены. Как, собственно говоря, и по другому вопиющему факту. Домашняя аптека по улице Баксанской в Пятигорске. В строке с инъекционным раствором «Тиогамма» для диабетиков, где нужно было поставить цену одной ампулы, которая стоит 243 рубля, аптекари забили цену всей упаковки - 2413 рублей. Отсюда 720% превышение цены. Повторяю, такого по факту нет. Хотя необходимую работу мы провели. Третье - проблема остатков. Того, что закуплено было три-четыре месяца назад, аптечные учреждения должны были либо изъять из продажи, где цена ниже, либо сформировать цены по-новому. Но надо признаться, не все аптекари прониклись серьезностью момента и решили, что 1 апреля - это только для новых закупок, а старое распродадим как есть. Они ошиблись, мы их поправили. Вижу один путь и выход - ужесточать контрольные мероприятия.

В.В.Путин: Они не ошиблись, они просто не хотят снижать, вот и все.

В.В.Гаевский: Но мы их поправили.

В.В.Путин: Ошибаются в свою пользу почему-то, а не в пользу покупателя. Но поправить нужно.

В.В.Гаевский: В течение недели после селектора, который провел Александр Дмитриевич (А.Д.Жуков), все замечания обработали. Проверили дополнительно 200 аптек, я сам десяток посетил лично, даже вчера-позавчера был в рейдах. В целом, «прошерстили» примерно четверть имеющихся у нас аптек.

Заверяю Вас, что фармрынок приходит в норму. Это подтверждено последней контрольной проверкой Росздравнадзора, которая прошла в субботу 10 апреля.

В своей региональной тарифной комиссии создали отдельный сектор по контролю за лекарствами. Уже есть несколько случаев штрафов в 50 тысяч рублей. Плюс 5 протоколов нарушения лицензионных требований, которые наш краевой Росздравнадзор передал в суд. Будем штрафовать беспощадно.

Свой документ по предельным надбавкам к ценам мы приняли еще 27 февраля. Если раньше у нас надбавки доходили до 35%, то сейчас от 16% до 29% в зависимости от стоимости лекарства. В сводной таблице, которая сейчас появилась на сайте Минздравсоцразвития, Ставропольский край достаточно ровно выглядит. Динамика цен в амбулаторном сегменте отрицательная. То есть цены на лекарства снижаются. Фактическая торговая надбавка в первом квартале - 22%, среднероссийская - 24%.

В каждой аптеке, заверяю, есть обязательный перечень лекарств с максимальными ценами, с которыми может ознакомиться каждый потребитель. Полный список цен - на сайте краевого Минздрава, в каждой аптеке на видном месте телефоны "горячей линии" для граждан, чтобы получать от них сигналы о нарушениях. Пока что, к сожалению, нет письменных жалоб от населения, поэтому проверки проводим с трудом.

Поддерживаем Бориса Всеволодовича (Б.В.Громов). Учитывая социальную значимость темы, нам бы, конечно, хотелось договориться с прокуратурой, чтобы нам дали добро на широкую проверочную кампанию хотя бы на стартовый период госрегулирования цен.

Владимир Владимирович, сегодняшний разговор станет для нас еще более серьезным импульсом для усиления работы. Я думаю, что мне нужно еще дней 10, чтобы навести полный порядок. Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо. Пожалуйста, Челябинская область.

Е.В.Редин (заместитель губернатора Челябинской области): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Президиум Правительства Российской Федерации, на территории Челябинской области фармацевтический рынок работает в конкурентных условиях. На 1 апреля 2010 года здесь числится 1012 аптечных организаций: 68% - это частная форма собственности, 27  - государственная, и 5  - муниципальная.

По результатам мониторинга цен на лекарственные средства, который Росздравнадзор проводит с прошлого года, средние цены в регионе за весь период наблюдений ниже, чем средние цены по России. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от августа 2009 года №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» и в соответствии с методикой, которую разработала Федеральная служба по тарифам в Челябинской области в феврале этого года принято постановление правительства, которым установлены предельные розничные и оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Уровень торговых надбавок дифференцирован от стоимости лекарства: чем более дорогое лекарство, тем ниже уровень надбавки. Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации и размещено на сайте министерства здравоохранения Челябинской области.

К 1 апреля текущего года, когда вступил в действие запрет на реализацию препаратов, цены на которые не были зарегистрированы производителем, министерством здравоохранения региона сделаны расчеты предельных оптовых и предельных розничных надбавок. Данные доведены до аптечных организаций, аптечными организациями подготовлены справочные материалы о предельных ценах, которые доступны сейчас покупателю. Проведена переоценка стоимости лекарственных средств, цены на которые превышали предельные розничные цены. Лекарственные средства, не прошедшие переоценку, помещены в так называемую карантинную зону.

И здесь отдельно скажу, что при подготовке отчетной информации одним из наших областных государственных унитарных предприятий, которое занимает достаточно серьезное место на фармацевтическом рынке Челябинской области, ошибочно были представлены данные всего предметно-количественного учета номенклатуры, находящейся на балансе предприятия, а не только той, которая была допущена с 1 апреля непосредственно к реализации. В результате последовало справедливое замечание о наличии превышения предельной цены, но фактически - весь товар, цены на которые превышали предельно допустимые, находился на переоценке в так называемой карантинной зоне.

Обращений со стороны населения на отсутствие отдельных наименований товаров, жизненно важнейших лекарственных средств, а также превышения розничных цен над предельно допустимыми у нас не зафиксировано. Министерство здравоохранения по Челябинской области осуществляет проверку правильности ценообразования. За 2009 год было проведено 306 проверок, превышения уровня розничных надбавок не установлены, за исключением одной розничной точки в частной аптечной организации.

С целью контроля  состояния лекарственного обеспечения в регионе мы продолжаем проводить мониторинг цен на лекарственные средства в аптечных организациях по ассортименту, который согласован с территориальным управлением Росздравнадзора. 15 апреля проводим совместное совещание министерства здравоохранения Челябинской области и территориального управления Росздравнадзора по результатам проведенных проверок.

В субботу были проведены вторично проверки после совещания, которое состоялось 6 апреля в Челябинской области. Превышение предельных розничных надбавок на этот вид лекарств не зафиксировано. И впредь такого не будем допускать. Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо. Садитесь, пожалуйста. Спасибо. Так, Винников Александр Аронович, губернатор Еврейской АО.

А.А.Винников: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума. Торговые надбавки в Еврейской автономной области установлены как для лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важных средств, так и для препаратов, не включенных в перечень. Торговая надбавка формируется к отпускной цене производителя.

Надо сказать, что до 31 марта текущего года на территории области действовало постановление Правительства от 18 июня 2002 № 85 «О торговых надбавках на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», в соответствии с которым предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя составляла 40%.

За все эти годы уровень цен не поднимался выше установленных пределов.  Проводимый мониторинг цен показывал, что фактическая средняя торговая надбавка на территории области составляла не более 33% .

Хочу подчеркнуть, что в Еврейской области, в одном из немногих регионов России, регулируется торговая надбавка на лекарственные средства, не входящие в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств. И, тем не менее, проведенные проверки с 1 по 3 апреля текущего года выявили в четырех аптечных учреждениях нарушение ценообразования. Перечень лекарственных средств, на которые была превышена цена, составила 176 наименований.   

В системе мониторинга цен на лекарственные средства в нашей области участвовало шесть фармацевтических организаций. Хочу доложить, что к 8 апреля текущего года все выявленные нарушения полностью устранены.

В целях недопущения в дальнейшем нарушения порядка ценообразования и сбоев в обеспечении населения лекарственными средствами управлением здравоохранения правительства области совместно с Росздравнадзором по Еврейской автономной области сформированы комиссии. Продолжены проверки обеспечения лицензионных требований и условий всеми участниками фармацевтического рынка области с акцентом на соблюдение правил ценообразования на лекарственные средства и требований к обеспечению минимального ассортимента лекарственных средств.

В Еврейской автономной области ситуация в сфере лекарственного обеспечения стабильная. Жалоб от населения не поступает, аптечная сеть работает в обычном режиме, на период переоценки аптеки не закрывались.

По фактам нарушения ценообразования заведены административные производства в отношении нарушителей. Виновные будут привлечены к административной ответственности. 

Благодарю за внимание.

В.В.Путин: Хорошо. Александр Дмитриевич (обращаясь, к А.Д.Жукову), что можете сказать по поводу проверок, их организаций. И отдельный вопрос по санкциям: какие санкции возможны за выявленные нарушения в соответствии с принятыми ранее решениями?

А.Д.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением с 1 по 3 апреля были проведены проверки во всех субъектах Российской Федерации. Проверено более 3 тысяч аптек.

В.В.Путин: Нет-нет. Я имею в виду просьбу губернаторов, руководителей регионов по организации самих проверок и по их правам на эти проверки.

А.Д.Жуков: Права достаточно большие. Они связаны, во-первых, с тем, что сам процесс лицензирования, проверка выполнения лицензионных соглашений - такие права дают региональным местным властям. Это первое.

Второе, на что хотелось бы особенно обратить внимание. При проверках в некоторых регионах большинство нарушений приходится на долю государственных муниципальных аптечных учреждений. Здесь, как говорится, никаких прав дополнительных нет, это аптеки, которые принадлежат региональным и местным властям.

Что касается дополнительных прав, которые можно было бы дать по проверке, я думаю, что этот вопрос мы рассмотрим. Но здесь тоже палку перегибать нельзя, потому что мы установили определенный порядок проведения плановых и сверхплановых проверок. Но в том случае, если есть жалобы гражданина (хоть одна по данному учреждению), проверка должна осуществляться немедленно. Это по поводу замечания.

Что касается санкций - санкции могут быть, начиная от тех, о которых говорилось, - это штрафы, налагаемые на должностных лиц в аптеках. И отзыв лицензии - это самая серьезная санкция в том случае, если выявлено нарушение. Об этих нарушениях аптечному учреждению известно, и тем не менее, несмотря на это, эти нарушения продолжают иметь место.

Правда, я должен сказать, что за последнюю неделю с момента проведения первой проверки, которая была 1-3 апреля, и проверок, которые были 8-10 апреля, ситуация существенно изменилась во многих субъектах Российской Федерации. Большинство нарушений, которые были отмечены, устранены.

В.В.Путин: Ясно. По поводу санкций. Как мы видим, санкции достаточные и весьма существенные. В этой связи хотел бы отметить следующее: отзыв лицензии - это, конечно, крайняя мера, но и на нее нужно идти тогда, когда это обосновано, и когда есть грубые нарушения принятых решений или их невыполнение. Вместе с тем я хочу обратить внимание присутствующих руководителей регионов и тех, кто нас услышит. Принимая решение об отзыве лицензии, нужно, конечно, одновременно принимать решение о том, чтобы здесь было размещено другое такое же учреждение, другая аптека с тем, чтобы нам не сокращать аптечную сеть. Это первое.

Второе. Все выступавшие сказали, что, в принципе, жалоб от граждан не поступает. Но нам и не нужно ждать, пока эти жалобы начнут поступать. Мы же эти нарушения видим, должны видеть.

По поводу средних надбавок. Средние надбавки - это хорошо, но нужно смотреть по номенклатуре, потому что среднее - мы знаем, что такое среднее. Один из коллег сказал, что все выявленные нарушения устранены. А сколько нарушений не выявлено?

Я просто обращаю ваше внимание на то, что нужно эту работу довести до конца, причем это относится ко всем субъектам Российской Федерации. Ритмично, спокойно, без всякого ажиотажа, но надо это сделать. И когда мы беремся за это, то мы это делаем, и я готов это продемонстрировать на конкретных цифрах.

Вот, например, в Московской области. На 1 апреля текущего года, то есть на день, когда должны были быть введены новые правила организации продажи жизненно важных  лекарственных препаратов,  по некоторым из них - по некоторым, не по всем, но по некоторым - розничная цена по одному из препаратов была 168,6 рублей, а продавался этот препарат по цене гораздо выше, и предельная розничная цена превышала установленную на 851%. На 851%! По другому препарату превышение составило 617%, по третьему - 416%, потом 380%, 360%.

В Челябинской области это превышение составило по отдельным препаратам 141%, 149%, 144%, 138%. По Ставропольскому краю, по одному из препаратов превышение составило 726%, по второму - 627%, по третьему - 368%, 329% и так далее. В Еврейской автономной области превышение составило 294%, 219%, 148%, 138% и так далее.

А вы говорите - жалоб нет. Какие здесь жалобы? Мы же сами должны были делать это своевременно.

Но после того как в Новосибирске я обратил на это внимание, какова была реакция? Вот первого числа еще такая разница была, так? На  8 апреля по Московской области по всем тем препаратам, где выявлены были нарушения до 800 с лишним процентов, - все приведено в соответствие.

По Челябинской области. Все приведено в соответствие. Ставропольский край. Все приведено в соответствие.

По Еврейской автономной области, из выявленных -  нарушение одно, еще не приведено в соответствие, но там разница просто минимальная. Это нужно просто доработать.

Но это из того, что мы выявили. Я прошу, уважаемые коллеги, вот так же, как вы сделали это за два дня по выявленным нарушениям, так же проработать по всему списку жизненно важных лекарств. И это обращение направляю и ко всем руководителям регионов Российской Федерации. Будем считать, что эта работа только начинается.

Что касается прокуратуры, то я обязательно переговорю с Генеральным прокурором, попрошу подключиться к этой работе. Уверен, прокуратура отреагирует на это оперативным образом.

Теперь о воздушных перевозках. Напомню, в прошлом году мы начали субсидировать авиабилеты для граждан, проживающих на Дальнем Востоке. Скидка составляет 50% от стоимости билета. И такими преференциями уже воспользовались более 163 тыс. человек, в возрасте до 23 лет и от 60 лет.

В этом году жители Дальнего Востока смогут летать в европейскую часть нашей страны по новым, более комфортным правилам. Льготный режим авиаперевозок начал действовать с 1 апреля, а не с 15 мая, как в прошлом году.

Кроме того, сеть субсидированных маршрутов расширена с 18 до 26. Дополнительно в перечень включены маршруты: Комсомольск-на-Амуре - Москва, Хабаровск - Сочи.  Также добавлены 4 маршрута внутри Дальневосточного региона: - Петропавловск-Камчатский - Владивосток, Магадан - Владивосток, Якутск - Владивосток и Анадырь - Владивосток. Кроме того, в этот перечень включены города Кызыл и Норильск, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), как организована эта работа?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги,

По состоянию на 1 апреля было предварительно выкуплено 55 тысяч билетов на общую сумму 400 млн рублей. Это говорит о том, что эти линии пользуются большим спросом. И мы ожидаем, что объем перевозок будет увеличиваться. Мы прогнозируем увеличение в два раза по сравнению с прошлым годом.

Я хотел бы еще доложить: мы выполнили Ваше поручение, отдавая приоритет самолетам российского производства. И в этом году на этих маршрутах в два раза увеличится объем перевозок по сравнению с прошлым годом. Примерно 20% этого объема перевозок будет выполняться на отечественных воздушных судах.

Хочу также доложить, что мы по Вашему поручению ведем программу поддержки аэродромной сети регионов Якутии, Камчатки и Чукотки. У нас создано казённое предприятие по Якутии, сейчас в соответствии с Указом Президента создаем на Камчатке и на Чукотке. По сути дела, всю аэродромную сеть этих трех субъектов мы будем содержать за счет федерального бюджета, потому что другого вида передвижения в этих регионах нет. Но и регионы, в свою очередь, подписали с нами соглашение на субсидирование внутренних перевозок. И я могу сказать, что по Республике Саха (Якутия) объемы перевозок увеличиваются, и увеличиваются объемы дотаций.

По вашему поручению в Новосибирске - мы в ближайшее время доложим предложения по целесообразности расширения данной программы. Спасибо.

В.В.Путин: Хочу также проинформировать вас о том, что сегодня мною подписано постановление Правительства Российской Федерации о единовременных выплатах ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших, несовершеннолетним узникам концлагерей. Единовременная выплата в объеме пяти тысяч рублей в связи с приближающимся юбилеем Победы в Великой Отечественной войне. Труженикам тыла и совершеннолетним узникам концлагерей - одна тысяча рублей. Я прошу Министерство финансов безусловно исполнить и своевременно выделить необходимые ресурсы.

И у Вас (обращаясь к А.Л.Кудрину) есть информация по исполнению бюджета. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Есть предварительные итоги исполнения федерального бюджета в I квартале. Доходы бюджета составили 1 трлн 953,3 млрд рублей, что составило 20,1% от ВВП. Это самый низкий показатель за шесть лет.

К общему объему доходов, запланированных на год, это составляет 28,1, что неплохо. При этом расходы бюджета составили 2 трлн 260,9 млрд рублей, или 23,3% от ВВП, что, наоборот, является самым высоким показателем за шесть лет, потому что своевременно были приняты все нормативные акты. Большинство из них было принято до начала года.

До начала года были доведены все лимиты, и уже начало года проводилось всеми министерствами и ведомствами в плановом порядке, доводились все показатели.  Поэтому в I квартале исполнен самый большой объем расходов, их процент к ВВП и процент к общему объему расходов. Это составило 22,9% к общему объему расходов бюджета.

При этом хотел бы отметить, что дефицит бюджета составил 307,6 млрд рублей или 3,2% к ВВП. Это несколько ниже, чем мы планировали. Конечно, основные показатели сложатся во II, III и IV кварталах.

Также хочу сказать, что сегодня доведено до всех министерств и ведомств 99,8% всех расходов, то есть сегодня в распоряжении министерств и ведомств 99,8%. Так что уже несколько лет мы доводим в I и II кварталах большую, подавляющую часть всех расходов. Ни одно министерство не может сказать, что деньги до него довели в декабре, в ноябре. Деньги доведены сейчас - в I квартале.

При этом сами министерства и ведомства довели до своих подведомственных учреждений только 59%, то есть, по сути, 40% расходов еще не распределены между подведомственными учреждениями. И не доведены лимиты, в том числе, и  по федерально-целевым программам.

В.В.Путин: Поняли, что Алексей Леонидович говорит? Все время на него, простите за моветон, накатывали, что он не вовремя распределяет ресурсы, на конец года оставляет, но он вам всем говорит: ресурсы  направлены,  находятся в вашем распоряжении, сваливать больше не на кого, работайте своевременно.

Я тоже, кстати, присоединяюсь к нему. Надо и там, где нужно, соответствующие договоры подписывать своевременно, проводить тендеры своевременно - так, чтобы у нас все не затягивалось на вторую половину года. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Пока итоги первого квартала показывают, что и министерства, и ведомства быстро расходуют.

В.В.Путин: Быстро, но только 40%.

А.Л.Кудрин: Но то, что на второй-третий-четвертый квартал как раз еще не доведено - это, конечно, затягивает начало тендеров.

Всего для работы бюджета в полном, 100% объеме, требовалось выпустить 107 нормативно-правовых актов Правительства. На сегодняшний день выпущено 97, еще 10 не выпущено. Там есть сроки, которые чуть позже были, чем 1 января. Сейчас их надо выпустить. По некоторым решениям мы просто принимаем решения в течение года. Прежде всего, из антикризисного фонда. Поэтому я хотел бы на это обратить внимание.

Есть случаи,  например, связано с Рособразованием, оно упразднено, функции переданы Министерству образования. Поскольку у них много подведомственных учреждений, то это несколько затягивает доведение лимитов до подведомственных учреждений. Особенно там пока сложно с доведением лимитов по федерально-целевым программам. Просто на это обращаю внимание Минобрнауки.

Последнее, по резервному фонду. Резервный фонд уменьшился на  277,2 млрд рублей. Из них 107,7 млрд - связано с изменением курсовой разницы, в связи с тем, что у нас основной объем этого фонда находится в валютных активах. 169,5 млрд рублей было потрачено для покрытия дефицита. Фонд национального благосостояния уменьшился на 138,8 млрд рублей, только на увеличенных курсовых разницах, расходов не проводилось.

Таким образом, на 1 апреля резервный фонд составил 1 трлн 553,3 млрд рублей. Фонд национального благосостояния - 2 трлн 630,3 млрд рублей. Это краткая, предварительная информация, она у всех министерств есть. Каждый знает свой показатель.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Александр Геннадиевич (обращаясь к А.Г.Хлопонину), Вы были в Чеченской Республике. Ведется работа по подготовке планов развития всего Северо-Кавказского региона. Как идет эта работа? Пожалуйста.

А.Г.Хлопонин: Уважаемый Владимир Владимирович! Нами были осмотрены объекты строительства жилищно-коммунального хозяйства в городах Грозном, Гудермесе, в соответствии как раз с теми объемами финансирования, которые выделялись в рамках Федерально-целевой программы по развитию Чеченской Республики.

Было проведено много встреч с жителями Чечни, были встречи в Грозненском университете, в Исламском университете  - со студентами, с преподавателями, обсуждались вопросы молодежной политики, вопросы высшего образования. А также проведены встречи с муфтиями Республики.

В Грозном было проведено совещание с членами правительства Чеченской Республики. Обсуждались как раз вопросы экономики, социальной сферы в рамках подготовки стратегии социально-экономического развития, которую по плану мы должны представить Вам уже в конце июня этого года.

Для разработки данного документа в настоящее время создан Экспертный совет, ведутся активные консультации между министерствами и  ведомствами, активно работает Министерство регионального развития, которое является главным исполнителем по этому документу. Идет координация в полном объеме.

Хочу отметить, что само правительство Чеченской Республики достаточно активно участвует в подготовке этого документа, предлагает свои проекты, решения. Сейчас нет точной картины, мы все эти проекты сводим в рамках этой экспертной группы. Я думаю, что часть из этих проектов в обязательном порядке войдет в стратегию развития округа.

У меня есть шанс сравнивать - я объехал практически все наши республики Северо-Кавказского округа. И, конечно, тот объем ресурсов, который выделялся из федерального бюджета, и тот объем строительства, конечно, не сравнится ни с чем. Действительно, Республика отстраивается. Строительство идет достаточно высокими темпами. Город Грозный просто сейчас не узнать по сравнению с теми фотографиями, которые были сделаны после военных действий.

Мне было интересно мнение людей, с которыми я встречался, по поводу этих проектов. Действительно, люди по-другому себя реально сейчас ощущают на этой территории, высказывают огромные слова благодарности в адрес Правительства.

Тем не менее, я старался концентрироваться не на позитивных вещах, а хотел узнать о том, какие проблемы там существуют на сегодняшний день. Я могу сказать, что основная часть вопросов, которая задается в Правительстве, - это, конечно, сокращение финансирования федеральных целевых программ по Чеченской Республике и по другим на 30%. Здесь люди воспринимают объективные аргументы: они понимают, что, действительно, во всей стране такая ситуация, и надо ужиматься.

Но, тем не менее, я хотел бы иметь возможность и с Правительством, и с Министерством финансов, и с Министерством регионального развития посмотреть еще раз эту оптимизацию не с точки зрения 30%, а с точки зрения того, что мы оптимизируем. Потому что мы возводим огромное количество жилья, которое нуждается в социальной инфраструктуре - то есть в  тех же коммуникациях и всем остальном. Вот если это обрезать, то получается, что люди не смогут получать жилье, не смогут въехать в квартиры, которые можно уже сдавать в эксплуатацию. Здесь надо просто посмотреть, как перераспределить эти ресурсы, может быть, внутри. Но это все в рабочем порядке, это не требует сейчас никаких решений, требуется доработка.

Еще один из важных вопросов, который поднимался, - это, безусловно, вопрос развития финансовой системы, банковской системы. К сожалению, сегодня мы продолжаем работать на территории Республики через военно- полевые учреждения Госбанка. И сама банковская система требует определенной реорганизации на территории. К этой проблеме надо подходить достаточно аккуратно. Я общался с Алексеем Леонидовичем Кудриным, мы договорились о том, что постепенно этот вопрос будем регулировать, посмотрим, что можно сделать для того, чтобы изменить эту ситуацию. Потому что, конечно, банков на территории реально нет, тех банков, которые могли бы решать вопрос финансирования малого и среднего бизнеса, финансирования каких-то проектов на территории. Сегодня нет таких структур.

В целом же сейчас могу сказать, что Республика развивается очень быстрыми темпами. А подробно по крупным проектам я доложу,  думаю, уже в конце июня, что мы будем делать в Республике в рамках стратегии.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Что касается банковских учреждений, то мы давно это обсуждаем. Надо посмотреть по потребностям Республики: эти финансовые учреждения не должны просто расти как грибы, а создаваться исходя из потребностей экономики. Надо все взвесить и принять решение. Сейчас на самом деле там нет никаких ограничений.

Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), по импортозамещению, пожалуйста.

Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением по импортозамещению перед нами стоит задача увеличить объем сахара, произведенного из отечественного сырья, из нашей отечественной сахарной свеклы. По итогам прошлого года показатель составил 65%, увеличившись в два раза за последние пять лет.

В этом году запущена программа развития свеклосахарного подкомплекса. Эта программа включает системные меры по наращиванию производства и переработки. В первую очередь, это увеличение посевных площадей. В 2010 году общие площади будут увеличены на 24% и достигнут более миллиона гектаров.

Особенно хотелось отметить Ставропольский край и Краснодарский край - там посевные площади увеличиваются на 50%.

Второе. Предусмотрено субсидирование процентных ставок на кредитные ресурсы по строительству новых сахарных заводов и реконструкцию существующих в размере 80% от ставки рефинансирования.

Третье. Главной задачей является исключить нашу зависимость от ввоза семян иностранной селекции. К сожалению, мы ввозим 90% этих семян. На первом этапе в июле в Липецкой области будет запущен завод по производству семян. Также будут применяться меры таможенно-тарифного регулирования под руководством Комиссии, которую возглавляет Виктор Алексеевич Зубков: уже введена переменная шкала таможенных пошлин, что позволило стабилизировать цены на рынке сахара.

В результате в 2009 году рентабельность производства и переработки сахарной свеклы составила около 25%. Это мощный стимул для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, ее дальнейшего развития и, таким образом, решения вопросов импортозамещения.

В.В.Путин: Как у нас сейчас складываются отношения с нашими основными партнерами в этой сфере? Потому что они всегда были острыми.

Е.Б.Скрынник: Во-первых, у нас есть инвестиционные проекты, которыми мы занимаемся. На сегодняшний день это 17 инвестиционных проектов, и поэтому наши инвесторы в связи с теми мерами, которые принимаются, готовы инвестировать и заниматься предприятиями.

Конечно же, импортозамещение по семенам...

В.В.Путин: Я сейчас имею в виду отношения по сахару с нашими партнерами-поставщиками по импорту. Нормально там все?

Е.Б.Скрынник: Да.

В.В.Путин: Все в рамках?

Е.Б.Скрынник: Да, комиссия, которую возглавляет...

В.В.Путин: Договоренности существуют?

Е.Б.Скрынник: Да, конечно.

В.В.Путин: Хорошо.

 

 

Дополнительные материалы по теме