Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В ходе заседания В.В.Путин обратил особое внимание на поддержку субъектов Федерации со стороны федерального бюджета – в прошлом году она составила полтора триллиона рублей, что на 400 млрд рублей больше, чем в 2008 году. Затронув тему автокредитов, премьер, в частности, отметил, что сегодня им было подписано Постановление Правительства о выделении еще одного миллиарда рублей на субсидирование процентных ставок по автокредитам в объеме двух третей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Событие

Председатель Правительства В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. В начале обменяемся оперативной информацией. Алексей Леонидович (А.Л.Кудрин) расскажет об итогах исполнения бюджета за 2009 год. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, сегодня я хотел бы рассказать об исполнении консолидированного бюджета в субъектах Российской Федерации. В прошлый раз я говорил об исполнении федерального бюджета, а сейчас хочу изложить последние данные по бюджетам субъектов.

Общие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составили 5 трлн 923 млрд, а расходы - 6 трлн 254 млрд.

Соответственно, суммарный дефицит всех субъектов Российской Федерации составил 330 млрд. Он, конечно, вырос: в прошлом году было 44 субъекта с дефицитами, в этом году - 62.

Если говорить об этом дефиците, то половина его составляет... или была погашена за счет кредитов Российской Федерации, которые мы предоставили в качестве антикризисной поддержки. Это по минимальной ставке.

В.В.Путин: Вы оговорились? 62 субъекта с дефицитом сработали?

А.Л.Кудрин: Да, 62 субъекта с дефицитом.

В.В.Путин: А общий дефицит составил?

А.Л.Кудрин: 330 млрд рублей. При этом доходы субъектов налоговые и неналоговые упали в прошлом году на 14%. Напомню, что федеральные доходы упали на 20%.

В.В.Путин: Общая поддержка со стороны федерального бюджета в прошлом году была какая?

А.Л.Кудрин: Полтора триллиона рублей. Причем, по сравнению с 2008 годом, она была увеличена на 400 млрд рублей.

В.В.Путин: Значит, дефицит был 330, а общая поддержка со стороны федерального бюджета - полтора триллиона?

А.Л.Кудрин: Полтора триллиона рублей. При этом дефицит покрывается за счет кредитной поддержки. Кроме того, что мы дали полтора триллиона, они [регионы] на кредитном рынке или как кредит от Российской Федерации получили эту поддержку, которая составляет 330 млрд.

При этом поступление всех налогов уменьшилось на 14%. Напомню, что Российская Федерация потеряла доходы на 20%. То есть субъекты, налоговая база субъектов работает немного устойчивее, чем Российской Федерации, потому что в наших доходах больше доходов от нефти и газа, которые как раз являются наиболее волатильными.

Когда я говорю о налоговых и неналоговых доходах - это без нашей поддержки, это то, что является их постоянной доходной базой, которую они сами выращивают, обеспечивают.

Поступление налога на прибыль сократилось на 39%, а поступление налога на доходы физических лиц осталось на уровне предыдущего года. Такие налоги, как налог на имущество физических лиц, выросли на 54%.

Сейчас как раз идет период оформления и передачи прав собственности на имущество. Поэтому постепенно растет и налоговая база по налогу на имущество. Земельный налог вырос на 18%. В целом акцизы, поступающие в бюджеты субъектов, выросли на 30% за счет того, что в начале года в качестве антикризисной меры мы передали 40% всех акцизов на бензин на территории субъектов Российской Федерации.

При этом самое главное, результат всей приводимой политики заключается в том, что расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году остались на уровне номинальных расходов 2008 года. То есть в 2009 году - на уровне 2008 года, то есть не провалились.

А если говорить про муниципалитеты внутри субъектов Российской Федерации, то их доходы уменьшились всего на 4%. В силу того, что имущественные налоги - как раз те, которые выросли - как правило, закреплены за муниципалитетами.

Налог на физических лиц тоже закреплен за муниципалитетами. Он вообще не уменьшался. Суммарно муниципалитеты потеряли только 4 %. А если взять бюджеты муниципалитетов, то они тоже остались на уровне предыдущего года. По расходам они не уменьшились в номинальном выражении.

Конечно, субъекты и муниципалитеты вынуждены были несколько переориентировать расходы с учетом кризиса, с учетом роста цен на отдельные виды услуг, товаров. Поэтому, допустим, на зарплату и начисления они выросли на 11% в среднем по стране. То есть пошел рост зарплаты бюджетникам по уровню субъектов и муниципалитетов.

А расходы инвестиционного характера составили 363 млрд. И, по сравнению с 2008 годом, снизились на 22%. Мы ожидали, что такое снижение будет больше. По итогам первого полугодия, у нас были оценки, что это на 40-50% снизится.

Но с учетом нашей поддержки, доходной базы, через механизмы антикризисных расходов, когда мы передавали часть расходов, например, на автомобили, на достройку отдельных объектов... В целом, такое падение оказалось меньше, чем прогнозировали - 22%.

При этом я дам такие цифры: например, вновь выделенный Северо-Кавказский регион, который сейчас стал отдельным округом, нарастил инвестиционные расходы по итогам прошлого года на 12%. И Дальневосточный регион нарастил на 25%. Причем не только за счет Приморского района, где мы осуществляем строительство объектов к АТЭС. Но из 10 субъектов Дальневосточного региона 9 субъектов увеличили свои инвестиции.

Наибольшее снижение произошло по Центральному округу - примерно на 34%. Но здесь также ситуация такова, что из 18 субъектов только 7 субъектов снизили инвестиционные расходы, а 11 субъектов их нарастили. И в Уральском округе инвестиции упали на 37%. В других регионах инвестиции упали в среднем на 15-12%.

В результате, повторяю, всех предпринятых мер удалось удержать на уровне предыдущего года расходы и стабильную работу всех бюджетных учреждений, все социальные выплаты. И как мы видим по результатам: инвестиции упали незначительно, что обеспечило продолжение работ в строительном комплексе возведения ключевых объектов.

В.В.Путин: Спасибо. Мы несколько изменили правила субсидирования организации ОПК, реализующего программы в сфере привлечения высоких технологий, инновационной деятельности. Сергей Борисович (С.Б.Иванов) несколько слов скажет.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович. Уважаемые коллеги, действительно, в ноябре прошлого года на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Министерство промышленности и торговли высказало инициативу изменить существовавшие до сегодняшнего дня правила предоставления субсидий предприятиям ОПК, направленных на обеспечение выпуска инновационной, высокотехнологичной продукции.

В.В.Путин: В том числе и в гражданской сфере?

С.Б.Иванов: Да. Ранее, по старым действующим правилам, если какое-то предприятие ОПК получало любую государственную поддержку, например, поддержку экспорта, в ОПК это довольно часто используемый метод, то права на получение второй субсидии - на выпуск инновационной продукции или запуск каких-то новых высокотехнологичных проектов - оно лишалось.

Новый проект постановления, который Вам представлен на утверждение, позволяет этим предприятиям получать несколько форм поддержки одновременно.

Я напомню, что в бюджете на 2010 год на эти цели выделяется 1,5 млрд рублей.

Во-вторых, в новых правилах меняется и сам размер субсидий. Ранее он составлял 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка, а сейчас, поскольку ЦБ планомерно снижает ставку, субсидия может достигать уже 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка.

И, наверное, самое главное, Владимир Владимирович, заключается в том, что новые правила позволяют предприятиям ОПК увязывать уже существующие или даже будущие программы технического переоснащения под выпуск сложной военной продукции с планами по развитию новых программ в области инновационной гражданской продукции.

Это позволит предприятиям совместить два плана. С одной стороны, выполнение гособоронзаказа, как государственной программы вооружения, с другой стороны, направлять средства на техническое перевооружение для выпуска новой инновационной гражданской продукции.

И кроме этого, мне кажется, такая мера будет иметь и прямой финансовый эффект, поскольку будет повышать капитализацию предприятий и привлекать к кредитованию не только государственные органы, но даже и частных инвесторов. Это тоже, считаю, вполне позитивный эффект.

В.В.Путин: Хорошо. Теперь несколько слов о том, как у нас в 2009 году сработало и каковы планы работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Пожалуйста.

Д.Н.Козак: Да, Владимир Владимирович, буквально несколько слов по поводу Фонда. Сейчас подведены промежуточные итоги. Это еще не окончательная информация, информация еще собирается. Но достаточно полная сегодня - о результатах работы Фонда развития ЖКХ за 2009 год. Не столько фонда, сколько субъектов Российской Федерации по использованию этих средств, по выполнению тех условий, на которых предоставляются субсидии.

По состоянию на сегодняшний день, 81 субъект Российской Федерации участвует в реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и, соответственно, капитального ремонта и переселения граждан всех субъектов Российской Федерации, кроме Чеченской республики - в силу объективных причин там нет еще муниципальных образований, там еще не введено полноценно местное самоуправление - и Москвы, которая не согласна с теми принципами, которые, так сказать, провозгласили в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства.

Программы Фонда, который предусмотрен федеральным законом, решают двуединую задачу. Задачу социальную - по капитальному ремонту, улучшению качества жилья граждан, по переселению граждан из аварийного жилого фонда; и задачу экономическую - по серьезному реформированию жилищно-коммунального комплекса в нашей стране.

Если говорить о социальной задаче, то по состоянию на сегодняшний день, на капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилого фонда выделено 224 млрд рублей, из федерального бюджета - 166. На эти деньги по состоянию на сегодняшний день отремонтировано путем капитального ремонта почти 81 тыс. жилых домов и улучшено качество жилья для 10,3 миллиона человек.

На переселение было направлено 54 млрд рублей, в том числе 30 млрд рублей в рамках антикризисных мер, которые в прошлом году предпринимались для поддержания строительной отрасли.

В результате реализации этих программ по переселению должны быть переселены из ветхого аварийного жилищного фонда 149 тысяч человек. По состоянию на сегодняшний день переселены физически и оформляют документы 130 тысяч. Программа, в отличие от капитального ремонта, выполняется несколько медленнее. Прежде всего, из-за сложности оформления права собственности на те квартиры, которые мы предоставляем гражданам взамен изымаемых аварийных и ветхих. Это социальная составляющая.

Если говорить об экономической, то во всех субъектах Российской Федерации, которые участвуют в программе Фонда, это 81 субъект, реализуются и выполняются все те условия, на которых предоставляются субсидии - они предоставляются под конкретные задачи по реформированию жилищно-коммунального сектора.

В муниципальных образованиях, где реализуются программы Фонда, по состоянию на сегодняшний день, фактически образованы в 12,2% многоквартирных жилых домов товарищества собственников жилья - в среднем по России это примерно 3,5% с учетом этих 12.

Под управлением коммерческих управляющих компаний находятся в этих муниципальных образованиях почти 67% жилых домов, и доля коммерческих организаций, которые участвуют в эксплуатации объектов коммунального комплекса, сегодня составляет 70%.

Это очень важное направление в реформировании ЖКХ, повышении его эффективности. Я думаю, что с принятием программы реформирования ЖКХ, которую мы собираемся дополнить этими программами, которые создаются в рамках Фонда, мы сможем достичь существенных результатов в повышении эффективности этого важного сектора экономики.

Хочу сказать, что свою роль дополнительно сыграли принятые в прошлом году Правительством и оформленные затем законодательно решения о повышении ответственности субъектов Российской Федерации за использование средств Фонда и невыполнение тех условий, на которых они предоставляются.

Речь идет о том, что в закон была введена норма - что в случае, если не выполняются условия, средства из Фонда подлежат возврату в федеральный бюджет. И это дало свой результат. Хочу сказать, что Фонд тоже выполняет эту норму. На сегодняшний день, в результате мониторинга выполнения программ, в четырех субъектах (это не такое большое количество) Российской Федерации финансирование приостановлено.

Приостановлено, прежде всего, потому, что эти четыре субъекта Российской Федерации получили субсидии Фонда, приняли необходимые законодательные акты о реформировании жилищно-коммунального комплекса, а после получения средств отменили эти законодательные акты.

Решение такое принято, и, я думаю, будем его последовательно реализовывать. Этот инструмент повышения ответственности субъектов Российской Федерации за использование средств федеральной помощи на практике доказал свою эффективность. Этот механизм надо последовательно применять ко всем субсидиям, которые мы предоставляем из федерального бюджета. Таких - около 80.

Мы всегда их предоставляем на определенных условиях, но эти условия часто не выполняются, а санкции за невыполнение не применяются. Считаю, что это важнейшая политическая задача на сегодняшний день.

Если говорить о планах на будущее, то планируется на эти цели в 2010 году выделить 87 млрд рублей, а в 2011 - 20 млрд рублей, это остаток средств. Это позволит отремонтировать еще около 40 тыс. многоквартирных домов, расселить с более 1 млн кв. метров аварийного жилого фонда и переселить еще около 70 тыс. человек из ветхих и аварийных жилых домов.

Общий объем средств, выделенных на эти цели, по состоянию на сегодняшний день, исходя из принятых решений, составит в конечном итоге 273 млрд рублей. Действительно, мы принимали решение о том, что уставной капитал Фонда составляет 240 млрд рублей. От размещения временно свободных средств сегодня дополнительный доход полностью составил 23 млрд. Средства были размещены довольно эффективно, есть сравнительный анализ, довольно прозрачные процедуры. И сегодня Министерство финансов изучает этот опыт размещения временно свободных средств для того, чтобы его внедрить.

В целом такая ситуация. И я считаю, что то решение, которое было принято Вами, чтобы продлить еще на год деятельность Фонда с учетом того, что кризисный год отнял у нас время, мы потеряли год на реформирование ЖКХ - это решение было верное.  Но эти условия надо ужесточить, повысить ответственность...

В.В.Путин: Спасибо. Теперь несколько слов о графике выпуска и распределении государственных жилищных сертификатов. Этой услугой у нас пользуются в основном военнослужащие, увольняемые из рядов Вооруженных Сил, либо уже уволенные, чернобыльцы и некоторые другие категории граждан. Обычно Правительство выпускало такое решение только к середине года, а то и во второй половине года. Я просил Министерство регионального развития ускорить эти процедуры.

Могу проинформировать вас о том, что мною подписано соответствующее распоряжение о выделении 35,2 млрд рублей. В этой программе у нас задействовано и ею воспользуются 18,5 тысяч человек. Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), пожалуйста, как Вы планируете реализовать эту работу практически?

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, мы совместно с Министерством обороны разработали распоряжение в соответствии с Вашим поручением, которое прозвучало в Санкт-Петербурге по итогам совещания по обеспечению жильем военнослужащих. Действительно, мы предусматриваем в этом году эмиссию 18,5 тысяч сертификатов на сумму 35,2 млрд рублей. Здесь в основном две категории: это увольняемые военнослужащие, то есть мы практически 9 тысяч военнослужащих обеспечиваем жилищными сертификатами, и уволенные, то есть 4,5 тысячи сертификатов мы предоставляем уволенным. По уволенным - задача была обеспечить их до 1 января 2012 года. Уже в этом году мы на 80% свои обязательства перед этой категорией стоящих на учете в муниципалитетах за счет вот такого выпуска сертификатов реализуем.

Хотелось бы отметить то, что мы, действительно, впервые за 6 лет действия этой программы эмиссию сертификатов проводим в феврале. Во-первых, там срок действия и предоставления к оплате сертификата - 9 месяцев. Это нам позволяет полностью реализовать программу в течение одного календарного года.

В случае, если все-таки сертификат будет возвращен, не будет предъявлен к оплате, у нас есть возможность - мы в том году с Анатолием Эдуардовичем (А.Э.Сердюков) это апробировали - перераспределить эти сертификаты на эти же категории населения - и по военнослужащим, и по чернобыльцам, и по Байконуру, и по переселенцам из районов Крайнего Севера. То есть дважды в течение одного календарного года запустить в оборот эти сертификаты.

Ну и второе. То, что Дмитрий Николаевич (Д.Н.Козак) говорил по поводу Фонда - я считаю, что это одна из самых ярких антикризисных программ, которая сработала в этом году. И такая ранняя эмиссия жилищных сертификатов - это тоже определенное стимулирование жилищного рынка.

Потому что мы уже сейчас считаем, что если раньше жилищные сертификаты вращались на вторичном рынке, то сегодня порядка 60-70% жилищных сертификатов стимулируют именно первичный рынок. Мы с Министерством обороны еще вчера вечером обменялись всеми этими позициями - что это серьезный сигнал рынку. И такую практику мы будем в дальнейшем продолжать.

В.В.Путин: Хорошо. С одним маленьким замечанием, это не «ранняя эмиссия», а своевременная эмиссия.

В.Ф.Басаргин: Своевременная. Да.

В.В.Путин: Потому что напоминаю: одним из приоритетов этого года у нас является в социальной сфере обеспечение постоянным жильем военнослужащих. Мы неоднократно об этом говорили. Хочу напомнить еще раз. Только что, буквально вчера, мы с Министром обороны  обсуждали эту тему. Сейчас большие дополнительные ресурсы выделяются. Министерство будет проводить  соответствующие тендеры. Причем по большим объемам. Что касается сертификатов, то это тоже один из сегментов этой работы. И если бы мы своевременно этого не сделали, то мы не выполнили бы своих обещаний. А это первый шаг к исполнению нами наших обязательств. Так что прошу эту работу организовать самым должным образом, на высоком организационном уровне.

Теперь по автокредитам. В прошлом году субсидиями для приобретения автомобилей частными лицами воспользовалось примерно 70 тысяч человек. Было приобретено 70 тысяч автомобилей. В этом году мы договорились продолжить эту программу. Министерством промышленности и торговли подготовлено и мною подписано сегодня Постановление Правительства о выделении еще одного миллиарда рублей на субсидирование процентных ставок, вернее, на погашение выпадающих доходов нашим кредитным учреждениям при субсидировании процентных ставок по автокредитам в объеме двух третей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Эта программа распространяется, прежде всего, и главным образом на физических лиц. Надеюсь, что Министерство промышленности, которое у нас ведет эту программу, на должном уровне продолжит ее и в 2010 году. Пожалуйста, Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко).

В.Б.Христенко: В прошлом году у нас 71 тысяча 631 человек сумели воспользоваться этой льготой. Я напомню, что она реально заработала в конце июля, когда были внесены изменения и когда, собственно, параметры поменялись уже с учетом обстоятельств работы рынка.

В этой связи мы рассчитываем, что в этом году такая мера поддержки по приобретению автотранспорта отечественного производства позволит приобрести более 100 тыс. машин. А 71 тысяча машин - это более 30 млрд рублей, которые получил рынок, получили автопроизводители под выполняемые ими программы.

Еще хочу подчеркнуть, что, поскольку существовали уже достаточно эффективные и измененные в 2009 году условия, то сегодняшнее решение полностью продлевает эти условия на 2010 год. То есть та же самая схема: до 600 тыс. стоимость автомобиля, 3 года - срок льготного кредита, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, 15%-тный первоначальный взнос. То есть это абсолютно привычная схема.

Поскольку при обсуждении общего пакета антикризисных мер, эта норма уже обсуждалась в конце прошлого года, то многие банки, которые активно подключились к этой работе, ее не останавливали с начала этого года.

Поэтому мы рассчитываем, что окончательное юридическое принятие этого решения позволит запустить активно программу. Если в прошлом году на старте у нас всего лишь несколько крупных банков откликнулось на эту программу и были заинтересованы в участии в ней, то к концу года количество заинтересованных банков превысило 90.

В этом смысле норма интересна и для автопроизводителей, и для финансовых структур, и для, безусловно, граждан. Уверен, что мы эффективно поддержим...

В.В.Путин: В прошлом году субсидирование ставок по автокредитам только начиналось, это была новая программа. И, конечно, это неизбежно было связано с периодом «раскачки». Сегодня, действительно, механизм запущен. Мы вправе рассчитывать на то, что значительно большее количество граждан воспользуются этой льготой.

Давайте перейдем к повестке сегодняшнего дня нашего заседания. В неё включён законопроект, призванный расширить возможности для благотворительности и другой социально-значимой деятельности. Речь идёт о праве образовательных, медицинских, религиозных и других некоммерческих организаций привлекать пожертвования в форме безвозмездных работ и услуг.

Нельзя не приветствовать примеры, когда бизнес-структуры, частные лица занимаются ремонтом больниц, школ, музеев, восстановлением за свой счёт религиозных объектов.

Тем более замечательно, если сами граждане, особенно молодые люди, желают стать волонтёрами, то есть людьми, которые безвозмездно оказывают услуги, помощь, работают при проведении крупных общенациональных мероприятий. Их бескорыстный труд и готовность помочь обязательно должны быть востребованы. Причем как для малых дел, в конкретной экологической, образовательной, любой другой социальной программе, так и для проведения общенациональных мероприятий, таких как Универсиада в Казани, либо Олимпиада в Сочи в 2014 году.

Государство должно поощрять любую полезную, социально ответственную деятельность граждан, в том числе и путем формирования для неё благоприятного налогового режима.

В этой связи хотел бы напомнить, что в Государственную Думу уже внесен ряд законопроектов, создающих дополнительные стимулы для развития благотворительности. Мы рассчитываем на их оперативное рассмотрение и поддержку со стороны депутатов Государственной Думы.

Мы также рассмотрим два проекта технических регламентов. Отмечу, что работа по обновлению нормативной базы для работы нашей промышленности постепенно набирает обороты. На первый взгляд, это, конечно, скучная рутинная работа, но от ее правильной организации и выхода на нужные нам параметры в значительной степени, в очень значительной для нас степени, зависит, добьемся ли мы успеха вообще в сфере деятельности нашей экономики и ее обновления. Сделано пока немного, во всяком случае, гораздо меньше, чем мы планировали.

Поэтому рассчитываю, что новая программа разработки технических регламентов, подготовленная Министерством промышленности и торговли, будет содержать исчерпывающий перечень документов, которые необходимо принять в 2010-2011 годах, чтобы, наконец, закрыть эту тему. Дать реальному сектору возможность производить продукцию по современным, нормам и правилам, необременительным, а, наоборот, стимулирующим развитие.

И последнее. У нас были достаточно сложные и длительные, но в то же время конструктивные переговоры с нашими белорусскими партнерами по поставкам сырой нефти в республику. В итоге мы смогли выйти на взаимоприемлемое решение. Российское нефтяное сырьё будет беспошлинно поставляться в Белоруссию в полном объеме для внутренних нужд.

Все, что касается дополнительных объемов, которые перерабатываются, а потом направляются на экспорт в третьи страны - это должно облагаться в нормальном, рабочем режиме.

Конечно, мы исходим из логики интеграционных процессов. Мы будем и дальше развивать эти процессы, вплоть до создания единого экономического пространства и, в соответствии с этим, будем выстраивать наше внутреннее законодательство. Но это дело будущего. Мы договорились о том, что перейдем к единому экономическому пространству с 1 января 2012 года. Разумеется, Российская Федерация будет двигаться в этом направлении.

Давайте начнём работать.