Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость
«Недавняя трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС еще раз напомнила всем нам, насколько внимательно необходимо относиться к проблемам безопасности инфраструктуры. Безаварийная работа, стабильное обеспечение потребностей экономики и граждан - это основные критерии, по которым можно делать вывод об эффективности энергетической системы. Очевидно, что достичь этого можно лишь путем глубокой модернизации наших электростанций и сетевого хозяйства за счет замены устаревших мощностей современным высокопроизводительным и надежным оборудованием».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.

Давайте начнем с обмена оперативной информацией. Сергей Иванович Шматко расскажет о том, как мы выстраиваем работу в связи с наступлением осенне-зимнего периода, учитывая выбывшие мощности Саяно-Шушенской ГЭС. Мы об этом говорили на самой Саяно-Шушенской ГЭС. Я тогда ставил задачу по перетокам, по возмещению того, что было потеряно в связи с аварией. Что было сделано? Пожалуйста.

С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума.

Хочу доложить, что подготовка в предстоящему ОЗП (осенне-зимний период) завершается. В настоящее время практически завершили свою работу комиссии, которые проверяют готовность энергообъектов к прохождению осенне-зимнего максимума. К середине ноября эта кампания должна быть полностью закончена.

Реальные запасы топлива на 1 ноября составили 142% от нормативных - по углю, по мазуту - 130%. В этом году выделены 5 регионов, которые вошли в так называемый список регионов с высокими рисками прохождения ОЗП: это Хакассия, Тюмень, Сахалин, Приморье и Кубань. Здесь разработаны планы мероприятий по минимизации этих рисков.

В целом можно сказать, что критичных вопросов по подготовке к зиме на сегодняшний день не существует. Ход подготовки ежедневно рассматривается на заседаниях рабочих групп Минэнерго. В целом можно сказать, что готовность отрасли к зиме высокая.

По Саяно-Шушенской станции. Трагедия на Саяно-Шушенской станции серьезно скорректировала нашу традиционную подготовку к зиме. Сегодня подготовлен план, и реализуются дополнительные мероприятия по ОЭС Сибири. Предусмотрены как технические мероприятия по усилению энергообъектов, которые несут на себе повышенную нагрузку, так и меры организационного характера.

Помимо усиления мобильных, оперативных ремонтно-аварийных бригад в энергокомпаниях, проведения аварийных учебных тренировок, за счет дополнительных объемов увеличены также ремонтные программы энергообъектов.

Наша главная задача - обеспечить более высокую скорость реакции аварийных бригад на возможные нарушения. Почему? Потому что по той ситуации, о которой я Вам докладывал - высоковольтной линии, обслуживающей Хакасию - там у нас существуют минимальные возможности резервирования. Поэтому только непосредственно восстановительные работы могут обеспечить устойчивое энергоснабжение региона.

Особое внимание здесь уделяется сетевому хозяйству, как я сказал. Надо отметить, что федеральной сетевой компании поставлена задача по обеспечению установки источника реактивной мощности на подстанции 500 киловольтной линии Алюминивая - Означенное. Это позволит в послеаварийных режимах при включении линии избежать ввода графика аварийного отключения потребления.

Кроме этого предусмотрено введение в работу до конца 2009 года линии электропередачи Аскиз-Бея. Она необходима для передачи мощности в хакасскую энергосистему.

Также ведется работа с РЖД по вводу батарей статических компенсаторов на подстанциях тяглового транзита Кузбасс-Хакасия и Красноярск-Хакасия.

В целом на сегодняшний день по ОЭС Сибири ситуация достаточно стабильная. Мы Вам докладывали, что приняты все меры по недопущению резкого роста стоимости электроэнергии в этом регионе. Хочу доложить на сегодняшний день, что задача эта выполнена. У нас на сегодняшний день по ОЭС Сибири нет никаких сигналов, что в связи с аварией на Саяно-Шушенской станции выросли цены на электроэнергию.

Доклад закончил.

В.В.Путин: То есть рост цен вы все-таки удержали?

С.И.Шматко: Да, мы удержали.

В.В.Путин: Хорошо. Вы знаете, мы заканчиваем очень большую программу по завершению строительства крупных мостовых сооружений. Их более 17 объектов. Это мосты, строительство которых начиналось еще в советское время, а потом были брошены, заморожены. Но это очень важные инфраструктурные объекты. Мы их все в этом году завершаем. Даже еще с плюсом - один мост вне рамок этой программы построим.

И сегодня мною подписано распоряжение, подготовленное Министерством транспорта, по перечню работ в целях выполнения последующих работ и по мостовым сооружениям, и по ремонту дорог. Здесь много объектов. Это - Вологда, Новая Ладога в Вологодской области, Сайменский канал, на юге - в Краснодарском крае, Петербург, Московская область, Дон, Волгоград, Каменск-Шахтинский на границе с Украиной.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович.  Сначала по строительству новых мостов и завершению строительства того советского долгостроя, который у нас образовался, Вы сейчас об этом сказали.

Действительно, буквально через неделю - дней десять мы завершаем строительство последнего из тех 17 внеклассных мостов, строительство которых начиналось либо в Советском Союзе, либо в первые годы существования Российской Федерации.

В 2004 году по Вашей инициативе была принята соответствующая программа. Один дополнительный мост, о котором Вы упомянули, в районе Мурома - Вы присутствовали на его открытии. И второй мост, самый длинный в Европе - длиной 24 км - в Ульяновске сдается буквально в самое ближайшее время. И мы завершаем эту программу.

За это время только через Волгу построено три крупных моста: в Ульяновске, о котором я сказал, в Саратове и мост в Волгограде, который был открыт месяц назад, там 7 км движения по мосту. Это завершение строительства целой программы.

А теперь, что касается распоряжения, о котором Вы упомянули, - здесь речь идет о долгосрочных контрактах, о том, что, по инициативе Минтранса, всеми согласовано, мы сможем через Минтранс финансировать работы по капитальной реконструкции, ремонту и содержанию как мостов, так и ряда федеральных дорог.

На сегодняшний день, в силу особенностей бюджетного кодекса, на содержание, капитальный и текущий ремонт мостов и дорог мы можем заключать контракт только в пределах одного бюджетного года.

К сожалению, на практике это приводит к одной очень большой проблеме. Вы знаете, что в начале года сначала средства поступают на лицевые счета соответствующих министерств и ведомств. По закону они должны провести конкурсы, которые занимают минимум 30-40 дней. После этого победивший подрядчик заключает договор, получает средства. Таким образом, содержание и ремонт дорожной инфраструктуры начинается в лучшем случае в конце февраля - в марте. В лучшем случае!

В итоге, в январе-феврале содержание автомобильных дорог, мостов практически не осуществляется, что приводит, в том числе к большим проблемам с транспортной безопасностью и безопасностью дорожного движения.

То распоряжение, которые Вы намерены подписать или уже подписали, позволяет заключать долгосрочные контракты максимум на 3 года. Но в течение этих 3-х лет победитель конкурса, подрядчик, может круглогодично заниматься этим процессом, в том числе и в январе, следить за состоянием дороги, заниматься ее текущим ремонтом, если нужно, капитальным ремонтом и следить за тем, чтобы просто элементарно чистился снег на дорогах в январе.

То есть первый выигрыш от этого распоряжения заключается в том, что подрядные организации смогут перейти на круглогодичное бесперебойное обеспечение безопасности дорожного движения.

Второе преимущество - долгосрочный контракт побудит серьезного подрядчика заниматься техническим перевооружением, надолго привлекать, по лизингу в том числе, качественную дорожную и строительную технику. Потому что он знает, что он в течение 3-х лет будет постоянно на этой дороге работать. Соответственно, это поможет и нашей промышленности с выпуском техники, в том числе через лизинговую компанию, которую мы недавно образовали, и улучшит качество.

И последнее. Минтранс будет требовать от победителей конкурса создавать специальную службу обеспечения качества дорог, потому что, по условиям контракта, в случае несоблюдения качества подрядчик будет нести прямую финансовую ответственность, а не 3-4 месяца, как сейчас. Год закончился, все разбежались, и к ответственности трудно привлечь кого-то.

Так что суть этого распоряжения именно в этом.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), в этом году мы осуществили достаточно крупную программу по поддержке российского автопрома. И она сработала хорошо, судя по тому, что говорят сами производители автомобильной техники, руководители регионов, муниципалитетов.

Мы выделяли 12,5 млрд рублей, как один из элементов поддержки, дополнительных средств на закупку автотранспорта для федеральных ведомств.

Сейчас есть возможность увеличить эту сумму и в этом году.

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, в первую очередь, я бы хотел сказать, что сама программа, развернутая в этом году, реально позволила поддержать более 40% объемов производства и продаж российских автомобилестроительных компаний. Надо сказать, что если бы этой программы и этих мер не было бы, то ситуация была бы, можно сказать, критической.

А сейчас подготовленное решение позволяет увеличить объем закупки в этом году автомобильной техники для нужд федеральных органов исполнительной власти, четырех ведомств - Минобороны, МВД, МЧС и Минздравсоцразвития - на 3 млрд рублей. Это абсолютно понятное и прозрачное решение. У него есть одна особенность. Она связана с тем, что, в частности, по Минздравсоцразвития часть техники будет закупаться для нужд подразделений на местах - в субъектах РФ.

В.В.Путин: Для муниципальных лечебных заведений?

Т.А.Голикова: Для мобильных центров занятости.

В.В.Путин: Хорошо. Понятно.

В.Б.Христенко: И в этом смысле это первый прецедент, когда федеральный орган власти, реализуя свою сквозную функцию, действует в интересах обеспечения всех звеньев в этой цепочке.

Сейчас это касается центров занятости. Точно так же по следующему году, мы предполагаем, это будет касаться и социальных автотранспортных средств, и медицинской автотранспортной техники.

В этом смысле 3 млрд рублей - распоряжения подготовлены - идут вслед уже выпущенному совсем недавно документу, который расширяет возможности банков участвовать в программе льготного автокредитования.

Если здесь мы поддерживаем государственный и муниципальный спрос, то там мы поддерживаем частный спрос граждан.

Мы сегодня уже около 50 тысяч кредитов выдали. И надеемся, что решение о расширении списка банков, которые могут участвовать в этой программе, позволит выдать до 80-100 тысяч до конца года таких льготных кредитов. И эти решения, как я уже говорил, являются существенной - более 40% - поддержкой объемов производства и продаж российских автокомпаний.

В.В.Путин: Мы договорились о том, что мы подготовим еще одну программу по поддержке автопрома, а именно стимулирование замены старой техники, которая находится в собственности граждан Российской Федерации, на приобретение новой техники. Я просил подготовить эту программу как можно быстрее, не позднее ноября текущего года с тем, чтобы в начале следующего года эта программа уже заработала. Как идет работа по подготовке этой программы?

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, по Вашему поручению, финальная дата там стоит - 1 декабря, когда мы должны принять все нормативные документы, необходимые для реализации этой программы именно с 1 января 2010 года.

Поскольку это достаточно новая тема для всех, то на сегодняшний день пакет - проект всех необходимых документов разработан. Он сейчас обсуждается с федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, он обсуждается и с территориями, где будут непосредственно организованы пункты по утилизации, обсуждается с заинтересованными крупными структурами, кто работает на этом рынке и может ответственно взять на себя полномочия по утилизации, в частности кто занимается металлоломом, вторичным оборотом металлов.

Мы надеемся и, в общем, уверены, что к 1 декабря мы это Ваше поручение выполним и завершим эту работу с тем, чтобы с 1 января у нас было полное понимание того, как все это будет функционировать.

В.В.Путин: Еще один вопрос по автопрому. Мы в этом году реализовывали несколько программ. Одну из них мы сейчас упомянули - закупка автотранспорта для федеральных нужд. Другая программа - закупка автотранспорта или, вернее, поддержка закупки автотранспорта разного назначения для муниципалитетов. Первоначально мы планировали в этой части не продолжать работу в 2010 году. Но моя встреча с руководителями муниципалитетов в Калининграде убедила меня, вернее, коллеги, руководители некоторых муниципалитетов убедили меня в том, что эту программу тоже нужно продолжить. Я просил подумать над этим. Что предлагается?

В.Б.Христенко: У нас сейчас в предварительном плане было подготовлено решение, которое мы отехничивали, по выделению на увеличение объемов госзакупок 20 млрд рублей, в первую очередь для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Мы предполагаем, что поступить было бы целесообразно следующим образом. Во-первых, в рамках 20 млрд рублей, поскольку это примерно это те же самые структуры, о которых мы говорили до этого, - Минобороны, МВД, МЧС и Минздравсоцразвития - использовать ту схему, которая в этом году, в конце предлагается для продления сквозной политики по тематике министерств, муниципалитетов и субъектов и на следующий год. Чтобы и социальный транспорт, и специальный медицинский, и милиция общественной безопасности могли бы по этой схеме через свои головные ведомства получить соответствующую материальную поддержку.

Что касается муниципальной программы, реализуемой в этом году, с учетом возможностей субъектов и муниципалитетов, мы считаем, что это можно и нужно было бы продлить на 2010 год. Надо точно оценить параметры такой программы и объемы софинансирования со стороны регионов. Но нам представляется, что надо пока к зарезервированным 20 млрд добавить немножко средств на эту программу.

В.В.Путин: Давайте это сделаем тогда, в том числе с учетом мнения Минфина. Мы можем это сделать, имею в виду наличие определенных ресурсов в наших резервных фондах. Только заранее нужно предусмотреть, чтобы не останавливать, как Вы сейчас правильно сказали, эту программу, чтобы она плавно перекатилась в 2010 год.

В.Б.Христенко: Тогда в рамках того пакета, который мы по Вашему поручению до 1 декабря оформляем, полностью оформим и это решение.

В.В.Путин: Хорошо. Виктор Борисович, разумеется, всем будет интересно Ваше мнение по поводу отказа GM реализации сделки по продаже Opel консорциуму «Магна-Сбербанк».

В.Б.Христенко: Во-первых, это означает, что GM получил достаточно эффективную поддержку, в том числе финансовую, со стороны Правительства США, которая позволила ему на сегодняшний день в принципе рассматривать подобного рода вещь, как достаточно эффективный актив.

С другой стороны, я в данном случае не стал бы делать из этого трагедии для российского автопрома. Мы получили неплохой опыт работы в таких ситуациях, при таких сделках. И, тем не менее, сейчас, в соответствии с Вашим решением, мы завершаем работу над стратегией развития автомобильной промышленности до 2020 года. В том числе и с учетом этого обстоятельства.

10 ноября мы у Игоря Ивановича Шувалова рассмотрим этот проект,  и, думаю, что к середине ноября мы будем готовы презентовать его уже Вам, с учетом всех этих решений.

В этом смысле стратегические возможности российской автомобильной промышленности и рынка нам понятны. И думаю, что мы все вместе будем в состоянии сделать правильный выбор.

В.В.Путин: Я согласен с мнением нашего Министра. Решение компании  General Motors об отказе проводить эту сделку до конца, в отказе от продажи Opel консорциуму «Магна-Сбербанк» не наносит ущерба нашим интересам. Это очевидно.

Хотя мы готовы были ее поддержать. Мы поддержали решение Сбербанка, во-первых, участвовать в консорциуме «Сбербанк-Магна» по приобретении Opel. Мы оказали им и политическую поддержку. Более того, несколько дней назад в разговоре с канцлером ФРГ я подтвердил намерение Российского Правительства  выставить государственные гарантии  на 250 млн евро с целью снизить нагрузку  на немецкое правительство и на немецкие финансовые институты.

При условии, конечно,  и здесь был наш интерес, осуществления плана по спасению Opel в части, касающейся инвестирования в российский автопром, и в передаче частично технологий в рамках этого плана.

Работа была проделана членами консорциума большая и с правительственными кругами, и с самой компанией GM, с профсоюзами. План был полностью согласован. Отказ от завершения этой сделки в последний момент действительно не ущемляет наших интересов, но говорит о несколько своеобразной культуре общения американских партнеров со своими контрагентами. Это очевидный факт.

Судя по тому, что мы сейчас видим в европейской прессе, в европейских средствах массовой информации, GM никого ни о чем не предупреждала, ни о чем и ни с кем не разговаривала. В явочном порядке поставила всех перед фактом, несмотря на все ранее достигнутые договоренности, подписанные документы, в том числе юридического характера.

Ну что ж. Как Виктор Борисович сказал, это хороший урок. Думаю, что это не опыт именно, а урок. И мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем. Хотя повторяю: это пренебрежительное отношение к своим партнерам - в данном случае обращено прежде всего к европейцам, а не к нам - надо будет иметь в виду и в будущем.

Что касается наших планов, то они никакого изменения не претерпят. Мы будем работать со всеми, в том числе и с американскими производителями. Компания GM представлена в Российской Федерации. Мы будем поддерживать ее деятельность в России, так же как будем поддерживать наши контакты с европейскими производителями - с немецкими, французскими - со всеми, кто пришел на наш рынок. Я имею в виду, скажем, и японских производителей.

У нас есть действительно свои большие планы. Они в любом случае будут реализовываться. Если не в рамках данной схемы, так по другим направлениям. Они у нас все живые, все на ходу, все работают, осуществляются и будут осуществлены - сомнений никаких нет.

В этой связи хотел бы вернуться к тому, о чем мы договорились применительно к «АвтоВАЗу». Мы договорились поддержать руководство предприятия в осуществлении планов выхода из кризиса и плана развития. На покрытие невозвратных долгов мы изыщем 38 млрд рублей. На создание новых производств - 12 млрд рублей. И, что очень важно, на реализацию планов в социальной сфере - имею в виду то, о чем мы говорили на одной из наших предыдущих встреч, а именно о создании временных рабочих мест при высвобождении работников. Но для того, чтобы создать эти места, тоже нужны средства. Они будут изысканы в объеме 4,8 млрд рублей.

Но и это, конечно, еще не все. Потому что для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу, потребуются дополнительные инвестиции. Предварительные подсчеты говорят, что это будет примерно около 5 млрд рублей. Но это следующий этап. Я прошу членов Правительства, которые работают над темой, обеспечить эти средства, сделать это как можно быстрее и запустить программы, о которых мы с вами договорились.

Виктор Борисович, есть еще один вопрос по вашему министерству - это помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Мы продолжаем эту работу в течение всего года. Сейчас есть определенные с вашей стороны предложения, проработанные варианты. Пожалуйста, несколько слов по этому вопросу.

В.Б.Христенко: Что касается двух предприятий - Серовского и Ленинградского механических заводов, которые работают в оборонной тематике, входят в перечень стратегических предприятий. В рамках ликвидации угроз банкротства и финансовых проблем, которые есть на предприятиях, подготовлены два решения по выделению субсидий для этих предприятий.

Серовский механический завод, кроме того, еще обладает всеми признаками и является градообразующим предприятием для города Серова. В этой связи это, безусловно, скажется на обстановке в городе. При этом я еще хотел бы подчеркнуть, что планы по финансовому оздоровлению и санации этих предприятий важны и согласованы с процессом консолидации этих предприятий в рамках создаваемых структур внутри «Ростехнологий». Предприятия передаются «Ростехнологиям», и там уже будут создавать из них интегрированные структуры. В этой связи решения позволят и этот процесс укрепить.

В.В.Путин: Вы полагаете, что эти деньги будут эффективно расходованы?

В.Б.Христенко: Я полагаю, что мы на сегодняшний день обязаны такую санацию провести для того, чтобы начать реализовывать как раз программу по финансовому оздоровлению и повышению эффективности предприятии. Без такого решения мы просто не сможем в такой процесс войти.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), подписано распоряжение о создании федеральных центров высоких медицинских технологий в Красноярске, Тюмени, Хабаровске, Челябинске. Пожалуйста, Ваш комментарий.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, то распоряжение, которое Вы подписали, это распоряжение, по сути, о вводе в эксплуатацию в конце 2009 и начале 2010 года четырех центров. Создание юридических лиц сейчас означает, что туда будет принята соответствующая штатная численность для того, чтобы осуществлять подготовительные работы по вводу в эксплуатацию этих центров.

Первый центр, который планируется ввести в декабре 2009 года - это сердечно-сосудистый центр в Хабаровске. Три других: два сосудистых в Красноярске и Челябинске и один центр нейрохирургии в Тюмени - в марте 2010 года.

Кроме того, в рамках совещания, которое проводил Александр Дмитриевич (А.Д.Жуков) не так давно, «Ростехнологии», которые сейчас являются государственным заказчиком этой программы, предложили следующий план по вводу в эксплуатацию центров. В 2010 году в сентябре - пермский центр. Также прорабатывается вопрос о вводе в эксплуатацию в 2010 году центров в Барнауле и Калининграде, хотя в Калининграде есть свои проблемы, и, может быть, это не будет 2010 год. И все остальные - в 2011 году.

В принципе все подготовительные работы к этому завершены. Остались некоторые дополнительные мероприятия, которые осуществляют «Ростехнологии». Я думаю, что в декабре 2009 года будет уже окончательный график ввода в эксплуатацию, который предложат «Ростехнологии».

В.В.Путин: Они все специализируются по определенным направлениям?

Т.А.Голикова: Да, сосудистые, нейрохирургические и центры травмы. У нас сейчас работают два сосудистых в Астрахани и в Пензе и один ортопедический в Чебоксарах. Тот, который запускается, тоже будет сосудистый, первый нейрохирургический будет в Тюмени в марте 2010 года.

В.В.Путин: Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), как у нас ситуация на рынке труда?

А.Д.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, у нас, в общем-то, с конца апреля месяца количество зарегистрированных безработных постоянно сокращается. Сейчас последняя неделя - фактически это количество стабилизировалось. На последнюю дату у нас 2 млн 12 тысяч зарегистрированных безработных.

Хотя, если брать в расчет сезонный фактор - обычно в октябре месяце в обычные годы количество зарегистрированных безработных увеличивалось по сравнению с летними месяцами. Сейчас мы видим, что оно достаточно стабильно. Чуть-чуть уменьшается каждую неделю.

Также уменьшилось за последнее время и количество работников, которые находятся в простое по вине администрации - либо неполное рабочее время работают, либо находятся в вынужденных отпусках. За последнюю неделю тоже довольно существенно, более чем на 10 тысяч сократилось количество таких работников.

В.В.Путин: За неделю, да?!

А.Д.Жуков: У нас еженедельный мониторинг. И на сегодняшний день у нас в мониторинге находится боле 60 тысяч предприятий. Мы каждую неделю получаем сведения и об уволенных, и о нанятых работниках, о тех, кто находится в простое, и так далее.

Кроме того, мы сейчас наладили ежемесячный учет и общего количества безработных в России. Раньше Росстат раз в квартал такие опросы проводил, сейчас это ежемесячные данные. По последним данным за сентябрь, у нас общая численность безработных составила 5,8 млн человек. А в этом году максимальная цифра была в феврале - 7,1 млн - это было 9,5%. Сейчас безработица - 7,6%. Почти на 2 процентных пункта она снизилась по сравнению с максимумом, который был в этом году.

Думаю, что немалый вклад в стабилизацию ситуации внесли региональные программы. На сегодняшний день у нас уже профинансировано из общего плана 33 млрд рублей на региональные программы.

И до конца года будет естественно еще продолжаться их выполнение. Сейчас большинство из них откорректировано. Плюс к этому добавятся средства, которые мы специально выделяли под программу по занятости на АвтоВАЗе. Она будет и в этом году финансироваться и в следующем.

И что здесь еще важно отметить, мы сейчас ориентируем регионы на то, чтобы они продолжали и в следующем году реализацию этих программ, деньги мы в бюджете предусмотрели. Но и важно, чтобы эти программы были несколько переориентированы - в большей степени на создание постоянных рабочих мест.

Если в этом году мы делали акцент на временной занятости, общественных работах, переобучении, то в следующем году в большей степени - на создание постоянных рабочих мест, объединяя программы, которые ведутся по линии кредитования финансирования и создания малого бизнеса и наших региональных программ по безработице.

В.В.Путин: Хорошо. Вы знаете, что мы на протяжении достаточно длительного времени особое внимание уделяем развитию энергетической инфраструктуры для того, чтобы обеспечить бесперебойный экспорт наших энергоносителей. В том числе особое внимание уделяем трубопроводному транспорту: и нефтепроводам, и газопроводам.

Один из этих проектов, наиболее известный и наиболее значимый сегодня - это «Северный поток», Nord Stream - по поставке нашего углеводородного сырья, природного газа западноевропейским потребителям.

В соответствии с международным морским правом, мы должны были получить разрешение ряда стран, через которые должна пройти эта трубопроводная система, точнее, через их особую экономическую зону в Балтийском море. Первое такое разрешение предоставило нам правительство Дании. Сложные переговоры у нас были с нашими финскими партнерами и со шведским правительством, которое выдвинуло ряд дополнительных требований к концерну Nord Stream в сфере экологии.

Концерн Nord Stream последовательно исполнял то, что было сформулировано шведским правительством. Хочу вас ознакомить с официальным пресс-релизом правительства Швеции: «Правительство Швеции дает разрешение концерну Nord Stream на прокладку двух параллельных трубопроводов для транспортировки газа в шведской экономической зоне Балтийского моря». Я хочу от имени российского руководства поблагодарить наших шведских коллег, шведское правительство за принятое решение.

Хочу напомнить, что Российская Федерация возглавляет сегодня Совет Балтийского моря. Совсем недавно, несколько дней назад мною был подписан документ - план работы российского Правительства, как председателя Совета Балтийского моря. И мы завершаем, завершили практически работу над нашим отдельным планом по оздоровлению экологии Балтийского моря на 2010-2012 годы.

Здесь есть совершенно конкретные вопросы, связанные со строительством очистных сооружений, в том числе и в Калининградской области. Я прошу Министерство экономического развития, Минфин обратить на это особое внимание и завершить все необходимые формальные процедуры, связанные с этой работой. Она, кстати говоря, осуществляется и планируется к осуществлению в сотрудничестве с нашими европейскими партнерами.

Давайте перейдем к повестке дня.

Одной из важнейших целей, как нашего антикризисного плана, так и концепции долгосрочного развития, является рост конкурентоспособности российской экономики.

Сегодня мы рассмотрим два вопроса, имеющих непосредственное отношение к решению этой задачи. Речь идет о повышении эффективности субъектов естественных монополий в энергетике и о стимулировании импортозамещения в ключевых отраслях промышленности.

Сразу хочу сказать, что импортозамещение не является для нас самоцелью, и далеко не всегда мы должны стремиться к импортозамещению. Но как отдельная тема она тоже имеет право на существование. Об этом я скажу чуть позже.

Недавняя трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС еще раз напомнила всем нам, насколько внимательно необходимо относиться к проблемам безопасности инфраструктуры. Безаварийная работа, стабильное обеспечение потребностей экономики и граждан - это основные критерии, по которым можно делать вывод об эффективности энергетической системы. Очевидно, что достичь этого можно лишь путем глубокой модернизации наших электростанций и сетевого хозяйства за счет замены устаревших мощностей современным высокопроизводительным и надежным оборудованием.

Считаю, что показатели безопасности и качества работы должны быть положены в основу технических регламентов, регулирующих производство и распределение электрической энергии. Разработка этих документов должна быть завершена максимально оперативно.

Не меньшее значение имеют и внутренние мероприятия по снижению издержек энергетических компаний как в части текущей операционной деятельности, так и при строительстве новых объектов. Причем возможность экономии возникает не только из-за кризисного снижения цен на стройматериалы или услуги подрядчиков, но прежде всего в результате реальной и честной конкуренции при размещении заказов естественных монополий, что, к сожалению, не всегда бывает.

Со своей стороны государство будет стремиться, чтобы выгоду от снижения издержек в равной степени получали и сами энергетики за счет выявления дополнительных инвестиционных ресурсов, и потребители электроэнергии за счет ограничения темпов роста тарифов.

Я напомню, что в текущем году рост тарифов составляет 25 процентов. И хочу напомнить, - мы с вами договорились, и прошу это обеспечить, - в 2010 году увеличение в среднем не должно превышать 10 процентов.

Следующий вопрос - это развитие импортозамещения. Соответствующие программы действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у нас есть очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырье, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Какие это сферы? Для примера: это лесная и лёгкая промышленность, фармацевтика, автомобилестроение.

Я еще раз хочу подчеркнуть - импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешевый качественный продукт от наших партнеров за границей. Но в некоторых случаях мы, конечно, должны уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. И на это мы не можем не обратить внимания.

То же самое, в значительной степени, относится к обеспечению населения дешевыми и современными качественными лекарственными препаратами. Да, и в некоторых других отраслях это тоже справедливо.

Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо применять свой собственный комплекс мер, стимулирующих модернизацию, от борьбы с нелегальным импортом до поддержки крупных инвестиционных проектов.
Подчеркну, наша цель - не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары. Например, уже сегодня автомобили, выпускаемые в России, особенно, конечно, с участием зарубежных инвесторов, полностью соответствуют мировым стандартам качества.
Давайте начнем работать.

С.С.Собянин: Владимир Владимирович, «Рейтер» сообщил, что Финляндия тоже одобрила...

В.В.Путин: Да, на последней моей встрече с Премьер-министром Ванханеном в Петербурге он уже тогда сказал, что Правительство Финляндии планирует решить вопрос с разрешением о прокладке Северного газопровода по дну Балтийского моря в особой экономической зоне Финляндии где-то в начале ноября. «Рейтер» сообщает, что Правительство Финляндии это решение приняло. Спасибо большое нашим финским партнерам.