Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел совещание о реструктуризации состава федеральных бюджетных учреждений и оптимизации расходов на их содержание

«За прошедшие пять лет удалось структурировать бюджетную сеть. Навести здесь элементарный порядок. Была серьезно модернизирована законодательная база, в частности, приняты закон об автономных учреждениях и поправки в Бюджетный кодекс. Тем не менее, на сегодняшний день процесс модернизации бюджетной сети все еще далек от завершения, а сложившиеся темпы преобразований не отвечают тем задачам, которые мы перед собой ставим».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание о реструктуризации состава федеральных бюджетных учреждений и оптимизации расходов на их содержание
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание о реструктуризации состава федеральных бюджетных учреждений и оптимизации расходов на их содержание

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы рассмотрим вопросы дальнейшего развития бюджетной сети, то есть федеральных государственных учреждений, предоставляющих гражданам важнейшие социальные услуги. Я имею в виду вузы, медицинские центры, театры, музеи, а также органы власти и другие организации, выполняющие управленческие функции, обеспечивающие оборону и безопасность, работающие в сфере науки и сельского хозяйства.

Проблема для государства не новая. Мы плотно занимаемся ею с 2003 года. Именно тогда был проведён подробный анализ функций и задач федеральных учреждений, выработаны критерии, позволяющие принимать обоснованные решения об их дальнейшей судьбе.

Считаю, что за прошедшие пять лет удалось структурировать бюджетную сеть. Навести здесь элементарный порядок. Была серьезно модернизирована законодательная база, в частности, приняты закон об автономных учреждениях и поправки в Бюджетный кодекс.

Их цель - внедрить современные механизмы финансирования и управления, когда бюджетные деньги выплачиваются только за реально оказываемые услуги, а расходование средств, определение приоритетов развития конкретных учреждений осуществляется по прозрачным процедурам с участием представителей всех заинтересованных сторон: органов управления, трудовых коллективов, потребителей услуг.

Тем не менее, на сегодняшний день процесс модернизации бюджетной сети всё ещё далек от завершения, а сложившиеся темпы преобразований не отвечают тем задачам, которые мы перед собой ставим.

Общее количество федеральных учреждений, хотя и было сокращено в предыдущие годы, по-прежнему насчитывает 25 тысяч единиц. Это очень много. Эффективно управлять ими, нормально контролировать результаты их деятельности либо очень сложно, либо невозможно. Современные, ориентированные на результат методы финансирования сформулированы в законах - сформулированы правильно, точно описаны, но пока применяются на практике слабо. И многие учреждения этим пользуются - только «осваивают» бюджетные средства, не заботясь ни о качестве предоставляемых гражданам услуг, ни об эффективности своей деятельности, ни об эффективности бюджетных расходов.

Поэтому необходимо серьезно ускорить реструктуризацию сети федеральных учреждений. По сути, придать «второе дыхание» этой работе.

Считаю, что для решения этой задачи мы могли бы пойти на дальнейшее серьезное расширение прав федеральных органов власти по управлению подведомственными им учреждениями. Необходимо дать их руководителям возможность самостоятельно решать, какие учреждения действительно необходимы для исполнения государственных функций и полномочий, а где - проще и дешевле закупать соответствующие услуги на рынке, разумеется, через механизмы госзакупок.

При этом оптимизация состава подведомственных учреждений не должна приводить к сокращению бюджетного финансирования тех или иных программ, а сэкономленные средства должны отправляться в распоряжение соответствующих органов власти и в дальнейшем использоваться ими по целевому назначению.

Я напомню, что мы в конце прошлого года приняли решение, и с 1 декабря увеличили фонд оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях на 30%. Это дало нам возможность перейти с начала текущего года к полномасштабным изменениям в этой сфере, а именно: на уровень руководителей бюджетных учреждений были переданы права по значительному урегулированию вопросов, связанных с заработной платой.

У нас было много сомнений на этот счет, много разных экспертных оценок. Тем не менее, решение было принято, оно реализуется, и анализ поступающей информации показывает, что вновь внедряемая система переходов от единой тарифной сетки к, повторяю, новой системе оплаты труда, сбоев не дает. Напротив, она работает эффективно, а в некоторых случаях дает возможность даже и повысить заработную плату.

Сегодня мы вполне можем сделать еще один шаг вперед - расширить полномочия руководителей учреждений, передав им права по расходованию так называемых «прочих расходов». Предлагаю это сегодня поподробнее обсудить.

На практике, конечно, функции и способы финансирования учреждений весьма отличаются друг от друга именно в силу того, что эти учреждения выполняют различные функции, они выполняют неодинаковые задачи, по-разному взаимодействуют с людьми. Например, около тысячи федеральных учреждений вообще не получают бюджетных ассигнований. Их деятельность на 100% финансируется за счет услуг, оказываемых предприятиям и гражданам. У 4 тыс. учреждений внебюджетные средства составляют 40 и более процентов их доходов, а есть и такие, которые полностью финансируются из бюджета и в силу своего характера, характера выполняемых работ, не могут и не должны заниматься деятельностью, приносящей доход.

Поэтому механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должен зависеть напрямую от сферы их деятельности.

Тем не менее, еще раз хочу повторить: сегодня мы должны принять решение о дальнейшем расширении прав руководителей бюджетных учреждений по распоряжению средствами, которые, находятся в их распоряжении, так скажем, находятся в их руках.

Давайте начнем работать, пожалуйста.