Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел совещание о ходе подготовки проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

«Нам нужно найти баланс во всей цепочке, которую я назвал: производитель, переработчик и потребитель. Потому что только в этом случае мы сможем достичь той социальной справедливости, которая как раз в развитых экономиках давно отрегулирована».

Событие

В.В.Путин провел совещание о ходе подготовки проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
В.В.Путин провел совещание о ходе подготовки проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Стенограмма начала совещания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Здесь собралось сегодня много народу, фактически все представляют заинтересованные звенья одной и той же деятельности: производители продукции, переработчики и представители торговых сетей. По сути, это должна быть единая семья, единое «комьюнити». На самом деле, это, к сожалению, не получается, потому что в этих звеньях есть естественные, внутренние противоречия.

Мы с вами хорошо знаем, в каких условиях живем, - в условиях кризиса. Не мы тому виной, но это объективная реальность, с которой нам приходится считаться. В этих условиях, к сожалению, мы фиксируем сегодня определенное снижение темпов роста доходов населения и даже отмечаем  падение. Между тем цены, в том числе цены на основные продукты питания, не снижаются этими темпами, а подчас вообще не снижаются, а по некоторым группам товаров растут. Этого мы, конечно, допустить не можем. Это абсолютная социальная несправедливость.

Между тем, я не хочу, чтобы наша сегодняшняя встреча вылилась в какой-то обвинительный процесс против кого бы то ни было. Нам с вами надо вместе, с чувством ответственности найти баланс интересов между всеми звеньями цепочки, которую я обозначил, с тем чтобы выйти на такие сбалансированные решения, которые пошли бы на пользу как бизнесу, так и гражданам страны - потребителям.

Мы с некоторыми из здесь присутствующих недавно побывали в одном из супермаркетов, в «Перекрестке», здесь недалеко, в 15 минутах от Белого дома в Крылатском. Посмотрели, как организована работа. Конечно, можно порадоваться тому, что у нас большой выбор товаров, прежде всего продовольственной группы. Те, кто помнит, а таких, конечно, еще очень много в стране - большое, колоссальное преимущество по сравнению с тем, что было лет 15 тому назад, когда у нас были пустые полки. По сути, изобилие, которое ничем не отличается от того предложения, которое предлагается потребителю в любой развитой экономике, развитой стране.

Но повторяю: нам нужно найти баланс во всей цепочке, которую я назвал: производитель, переработчик и потребитель. Потому что только в этом случае мы сможем достичь той социальной справедливости, которая как раз в развитых экономиках давно отрегулирована.

Трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор. Мы сейчас смотрели некоторые товары - я взял с собой и производителей, и представителей торговых сетей. В среднем на мясную продукцию наценка 45-50%.

При этом я еще раз хочу сказать, что у каждого своя правда, потому что представители торговых сетей тоже сталкиваются с проблемами подчас объективного характера. И вообще цена в розничной сети не зависит только от решения проблем между производителями, переработчиками и продавцами. Цена в конечном итоге и прежде всего зависит от общего состояния экономики в стране, от объективных издержек, связанных с транспортом, с энергетикой, с платой за аренду, за «серую» ренту, кредитные ресурсы, конечно.

Понимание этого есть, понимание сложностей в каждом звене присутствует. Тем не менее, регулирование в рамках этого звена - производитель, переработчик и продавец - сбалансированное регулирование этих отношений, безусловно, могло бы быть существенным вкладом в дело стабилизации на розничном рынке.

Наше совещание как раз посвящено подготовке законопроекта о государственном регулировании розничной торговли. Я собрал такое представительное собрание именно для того, чтобы послушать всех участников этого процесса: и тех, кто поставляет в розничную сеть товары, и тех, кто осуществляет торговлю. Потому что нам нужен сбалансированный закон, который учел бы интересы всех участников этого процесса.

Пока на федеральном уровне у нас такого закона нет, и довольно долгое время шла дискуссия, нужен ли он вообще, а если нужен, то какие именно вопросы должны быть в нём отражены.

То, чего нам точно не нужно, - это продолжения бесполезных споров в этой цепочке. Потому что до тех пор, пока они продолжаются, будут ущемляться интересы потребителя. 

Поэтому полагаю, что сегодня необходимость правового регулирования этой важнейшей сферы экономической деятельности становится всё более очевидной.

Отсутствие федерального закона создало ситуацию, при которой регулирование торговли весьма активно осуществляется на региональном и муниципальном уровнях. Кстати говоря, вот мы только сейчас в узком составе собирались - только на федеральном уровне принято 600 различных нормативных актов, а практически в каждом муниципальном образовании утверждены собственные требования к организации торгового бизнеса.

В принципе, конечно, ничего плохого в этом не вижу. Более того - полномочия местных органов власти по регулированию торговли закреплены за ними в законе о местном самоуправлении, и такая конструкция позволяет лучше учитывать местную специфику.

Тем не менее, есть и проблемы. Анализ муниципальных правовых актов показывает, что их содержание не только весьма разнообразно, но зачастую противоречиво, часто содержит излишнюю регламентацию и чрезмерно жесткие требования к торгующим организациям.

В этих условиях понятно - принятие федерального закона позволит более чётко разграничить полномочия федеральных, региональных и местных органов власти, закрепить ответственность каждого на своем уровне, определить «закрытый» перечень методов регулирования торговой деятельности и при этом сохранить для регионов и муниципалитетов возможности собственного нормотворчества, как уже говорил, - с учётом местной специфики.

Тем самым будут созданы чёткие и - самое главное - предсказуемые правила игры в торговле, уменьшится избыточное администрирование.

Отдельно остановлюсь на таком принципиальном вопросе, как получение разрешений на открытие новых торговых точек.  К сожалению, здесь наша местная власть неистощима на возведение различных барьеров, требования бесконечных согласований и разрешений. Необходимость их получения позволяет безбедно существовать множеству аффилированных с чиновниками структур.

В этой связи подчеркну: уже принят и с 1 июля вступает в силу закон об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности, в том числе и в розничной торговле. Никто не вправе требовать от предпринимателей, открывающих новый магазин, каких-либо заключений, разрешений или иных документов. Владельцы торговой точки должны просто направить извещение о своем бизнесе в уполномоченный орган власти. И всё. Выполнение этого закона будет жестко отслеживаться на уровне контролирующих органов. Надеюсь, что предпринимательские союзы также внимательно отнесутся к защите прав своих членов.

Далее. Наша основная цель - создать цивилизованный рынок розничной торговли, на котором у покупателя будет реальный выбор: воспользоваться крупным сетевым супермаркетом, магазином «шаговой доступности», ярмаркой выходного дня или небольшим торговым павильоном.

Для каждого из этих востребованных гражданами  форматов торговли должна быть создана благоприятная среда, благоприятные условия работы. И потому требуется серьезно модифицировать антимонопольное законодательство, гарантировать небольшим торговым точкам, индивидуальным предпринимателям надежную защиту от злоупотреблений доминирующим положением со стороны крупных торговых сетей. Вот мы пока сейчас в магазин «Перекресток» ехали, эту тему тоже обсуждали. И в целом представители сетей понимают, что нужно соответствующим образам отрегулировать и эту сферу деятельности.

Следующая проблема - это взаимоотношения между торговлей и компаниями-производителями потребительских товаров. Ещё в недавние времена производители могли диктовать торговле свои условия. Теперь ситуация изменилась в прямо противоположную сторону.  Крупные торговые сети обладают серьёзной рыночной властью и влиянием.

Наиболее острая ситуация сложилась в сфере торговли продовольственными товарами, где многие именно отечественные производители сталкиваются с серьезными барьерами. Поэтому в законопроекте будут предусмотрены нормы о создании сбалансированных и взаимовыгодных отношений по всей цепочке - как я говорил, от производства и до продажи товаров.

В частности, должен быть разработан типовой договор поставки продовольственных товаров, в котором будут отрегулированы вопросы установления оптовых цен и торговых надбавок, сроков оплаты, ответственности за несоблюдение обязательств и так далее. Естественно, без каких-либо дискриминационных условий.

И ещё одна задача, которую призван решить закон - навести порядок с предоставлением участков для нестационарных торговых объектов: палаток, павильонов. В муниципалитетах должны появиться схемы размещения соответствующих торговых точек, а конкретные места распределяться по понятным и прозрачным правилам - на основе конкурсов или аукционов. Причём, значительная часть мест должна быть зарезервирована для предприятий малого и среднего бизнеса.

Правительство России в целом завершило разработку законопроекта о государственном регулировании розничной торговли. Мы постарались учесть в нем точки зрения всех заинтересованных сторон, исходили, прежде всего, из интересов наших граждан и отечественных товаропроизводителей.

В Госдуме был разработан собственный вариант законопроекта о торговле. Считаю, что все его конструктивные идеи могут быть использованы. Такая работа должна быть проведена в самое ближайшее время, а затем доработанный правительственный законопроект внесен в Государственную думу.

Конечно, - еще раз хочу повторить - его принятие не решит сразу всех накопившихся проблем. Однако я уверен - будет сделан шаг в правильном направлении. Я попозже еще  встречусь с депутатами в Госдуме, если нужно, в Совете Федерации - поговорим об этом подробнее.

Это все, что я хотел бы сказать в начале. Давайте выскажемся, послушаем друг друга. Повторяю еще раз: я сегодня пригласил всех в таком широком составе, чтобы услышать точки зрения всех участников этого процесса, с тем чтобы они максимально были учтены в законопроекте. Мне хочется, чтобы это было не мертворожденное дитя, а реальный регулятор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке «производитель - переработчик - продавец».

Пожалуйста, Дементьев Андрей Владимирович - замминистра промышленности и торговли.

А.В.Дементьев: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания!

Очень четко были обозначены целевые установки законопроекта, и, по большому счету, Владимир Владимирович даже описал структуру законопроекта, поскольку она была утверждена концепцией. 9 апреля с.г. Правительство утвердило программу мер по развитию торговли, где были обозначены и основные мероприятия, которые мы в этом году собираемся осуществить, включая разработку закона «О торговле» и разработку Стратегии развития торговой деятельности до 2015 года.

Что касается самого закона «О торговле». Позволю себе очень коротко остановиться на самых интересных местах того законопроекта, который подготовлен.

Во-первых, это действительно комплексный документ, в рамках которого мы пытаемся снять все накопившиеся, как минимум, за последние 4 года противоречия между участниками этой деятельности и исключить основу для возникновения новых противоречий.

Что имеем в виду? Во-первых, очень четко прописываем процедуру предоставления мест под нестационарную торговлю, начиная от самой схемы размещения таких объектов в муниципалитете и заканчивая процедурой проведения конкурсов и аукционов.

Достаточно жестко прописываем процедуру взаимоотношений между предприятиями сетевой торговли и производителями продуктов питания. Это фактически отдельная глава закона. Продовольственные товары мы выделяем в отдельный, я бы сказал, преференциальный механизм взаимоотношений с торговлей.

В полномочия Правительства предлагаем определить утверждение типовой формы договора о поставке, который предусматривает перечень всех дискриминационных прав, которые не могут быть применены по отношению к поставщикам продовольствия.

Законодательно регламентируем срок возврата денежных средств за поставляемые продукты питания, так называемые отсрочки, которые вызывали достаточно большой ажиотаж.

Достаточно жестко подходим к проблеме антимонопольного регулирования торговой деятельности. Здесь мы предлагаем уйти от количественных критериев определения доминирующего положения, а предлагаем как раз оперировать тем самым понятием рыночной силы. Причем, если можно так сказать, не только по горизонтали - в отношении торговых сетей с другими торговыми объектами, но и по вертикали, то есть во взаимоотношениях с поставщиками в эти самые торговые сети.

В законе предложен ряд объективных оценочных критериев, на основании которых антимонопольный орган имеет возможность сделать вывод о рыночной силе торгового предприятия и признать его доминирующим. В результате для этого торгового предприятия являются обязательными предписания антимонопольного органа в отношении правильных практик, в отношении его рыночного поведения. Кроме того, это предусматривает и систему, скажем, административных наказаний для субъектов торговой деятельности.

Но мы не ограничиваем законопроект только мерами административного регулирования. Это, на наш взгляд, достаточно существенная новация. Мы считаем, что в этой сфере, как ни в какой другой, важны инструменты саморегулирования, инструменты поиска компромисса между самими субъектами предпринимательской деятельности, между бизнесом. Считаем, что наиболее эффективным вариантом выстраивания такого диалога могли бы быть соглашения между отраслевыми организациями производителей продовольственной продукции, продовольственных товаров и отраслевыми организациями торговли.

Такие соглашения, на наш взгляд, могли бы служить своего рода кодексами наилучших практик. В законопроекте предполагается механизм признания таких практик наилучшими и механизм присоединения к ним всех участников торговой деятельности.

На наш взгляд, такая комбинация мер - административного принуждения, с одной стороны, создания четких границ, не допускающих дискриминационного поведения участников бизнеса по отношению друг к другу, а с другой стороны, расширившиеся возможности саморегулирования - позволит нам действительно заложить ту базу, которая не даст конфликтам, подобным тем, которые мы рассматривали на протяжении последнего года, зарождаться. Мы считаем, что с такими инструментами мы эту проблему решим.

При этом, действительно, как правильно прозвучало, - на сегодняшний день очень большое законодательное поле, которое формально пытается регулировать торговлю. Мы не сделаем из этого закона панацею. Мы не говорим, что это единственный законодательный акт, который заменит собой все остальные. Нет. С помощью этого законопроекта мы как раз стараемся выстроить четкую иерархию всех законодательных нормативных актов.

Мы не вмешиваемся. Подчеркну еще раз - в этом законопроекте никоим образом не регулируются взаимоотношения с потребителем. Мы считаем, что это тема регулируется у нас достаточно жестко и неплохо. Хотя ряд изменений, наверное, потребуется сделать и там.

Мы должны признать, что даже принятие этого закона окончательно не снимет все проблемы, поскольку по нашим оценкам потребует принятия, в том числе только на уровне Правительства, дополнительно порядка 15 нормативных актов. Но это точно - основа для цивилизованного выхода из ситуации и для создания системы торговли, которая решала бы главную нашу задачу - повышение качества жизни российских граждан.

Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо. Давайте послушаем представителей бизнеса, а потом мои коллеги из Правительства, из Думы, из Совета Федерации выскажутся, поскольку они в теме глубоко. Может быть, некоторые подведут промежуточные итоги.

Сергей Николаевич Галицкий, пожалуйста. Торговая сеть «Магнит», да?

С.Н.Галицкий: Да. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания! Я представляю сеть «Магнит». Моя работа - в 915 городах России. Правда, нас практически нет в Москве и Санкт-Петербурге, но в остальной России мы очень хорошо представлены.

Я думаю, выражу общее мнение розничных сетей: мы считаем, очень важно поддержать в законе противоречия, которые должны быть между производителями и розничными сетями. Потому что законы диалектики говорят, что только борьба противоречий может дать хорошую розничную цену товара на полке. Они не должны быть антагонистическими, потому что мы в одной лодке, но поддержать противоречия, которые есть, - они должны быть.

Возьмем, например, молочный рынок - он очень важный. Например, «Вимм-Билль-Данн» - у них во Владивостоке 55 % рынка, в Уфе - 53%, в Москве - 47. «ЮниМилк»: у них в Волгограде - 55% рынка, в Красноярске - 51%, в Самаре - 50. Если на нас наложат односторонние ограничения, то нам будет очень сложно вести переговоры, потому как мы должны быть здесь партнерами. Если накладывать ограничения, то они должны быть взаимными.

Например, когда мы спрашиваем производителя российской курицы: почему в ближнем зарубежье курица на 15% дешевле, а в дальнем зарубежье, в Америке - на 25% по сравнению с российской курицей? - мы должны получать на это ответы. Мы должны стимулировать их к повышению эффективности их работы. Потому что наша общая конечная цель - дать покупателю более низкую цену на прилавках.

Вот я услышал - Вы сейчас посещали супермаркет. Все-таки супермаркеты 10% населения страны посещают. В принципе квинтэссенцией нашего бизнеса является чистая прибыль, которую мы зарабатываем. Мы - открытое акционерное общество, мы котируемся на российской и лондонской фондовых биржах. Мы -самая прибыльная из розничных сетей. Сеть у нас - 3,5% чистой прибыли. Я зашел в Интернет: «Вимм-Билль-Данн» - 4%, «Черкизово» - 7%, «Балтика» - 17% чистой прибыли.

Это нормально, мы не претендуем на большее. Розница оперирует большими объемами. Но норма прибыли у нас достаточно жесткая именно из-за конкурентной борьбы. В этой плоскости мы очень боимся возможных санкций от Федеральной антимонопольной службы. Потому что когда норма прибыли всего 3,5%, а у Федеральной антимонопольной службы заложено от одного до 15% штрафа от оборота, то в принципе, даже если нам закладывают 4% от оборота, это может убить розничную сеть.

Мы просим здесь, чтобы нас сначала предупреждали, прежде чем они посчитают нашу практику какой-то неправильной. Мы готовы что-то исправлять, если мы что-то не так делаем. Вот у нас недавно был случай в Орловской области: мы просили у тех же производителей молока, чтобы они закладывали в договоры такую норму, как резервирование для нас продукции. Почему? У нас очень узкое количество позиций на полке. И когда у производителя всего 70-80% ассортимента, а покупатель вечером после работы приходит в магазин и не видит товар, для нас и для покупателей - это проблема. Покупатель не разбирается - из-за чего. Я думаю, что все производители, которые здесь присутствуют, подтвердят, что в наших договорах никогда не было дискриминирующих норм.

Антимонопольная служба Орловской области нас оштрафовала, хотя мы работаем для покупателя. Потому что если молочные заводы заявляют об этой продукции и не держат ее на полках - это проблема для нас.

Нас оштрафовали. Да, потом мы суд выиграли, потому что мы сразу выполнили предписание. Но некоторые вещи мы не понимаем - что можно делать, а что нет. Мы просим, чтобы нас сначала предупреждали, перед тем как наказывать. Мы готовы здесь сотрудничать.

Также нам нравится правительственная составляющая закона, потому что мы читали другие версии. И, конечно, правительственная - нам в этом плане больше нравится. Там есть специфические вещи, которые сложно сразу предвидеть.

Например, отсрочка на 30 дней. У нас есть новогодние праздники. Мы на своем логистическом центре начинаем закупать продукцию 1 ноября, которую продаем в конце декабря. Мы физически не освоим в эти 60 дней возможность удержать продукцию. Есть такие группы продуктов, например, вино, где оборачиваемость 90-100 дней, потому что это низкооборачиваемый товар. Если бы было возможно подойти более дифференцированно к группам товаров, хотя бы отдельным, это пошло бы на пользу.

Теперь, что касается стандартизированного договора. Мы за этот договор. Более того. Наверное, будут смеяться, но я хочу сказать, что бонусы придумали не мы, а поставщики. Нам нужна нижняя цена. Бонусы нам нужно учитывать потом, после того как мы продали. Они дифференцируют бонусы, потому что им нужен объем продаж представленность на полках. Нам нужна нижняя цена, потому что мы - магазины с низкой ценой, нам не нужны эти бонусы. Это дополнительный учет, не всегда своевременно платят и т.д. Дайте нам нижнюю цену - и все. Но производители говорят: дайте нам столько-то позиций на полке, мы вам заплатим и т.д. Это оттуда практика пошла. Но в принципе, для нас все это вкладывается в прибыль. Квинтэссенция - 3,5%. Мы самая эффективная российская розничная сеть по прибыльности.

Что касается стандартизированного договора, то, как мне видится, надо внимательно посмотреть - что мы можем вписывать, а что нет. Потому что, если нам нужно резервирование какой-то продукции, которую производители не могут иногда выпускать, - скажем, зимой они не могут выпускать столько молока... Нам надо понять, что можно включать, а что нет. Это очень важно.

Важно поддержать сетевую торговлю. Почему? Государству важна такая системообразующая вещь, как налоги, особенно в нынешнее время. В прошлом году мы заработали 5 млрд прибыли и заплатили налоги. То есть у нас очень высокая нагрузка в связи со спецификой нашей деятельности. У нас в компании большое количество работников, 70 тысяч человек работает. Поэтому сетевую торговлю гораздо легче контролировать. И здесь, мне кажется, нас надо поддержать.

Когда говорят об инвестициях... Нам, чтобы построить распределительный центр, нужно порядка 1-1,200 млрд рублей. Чтобы построить гипермаркет, нам нужно примерно 600-800 млн рублей. То есть у нас достаточно большие инвестиции. В прошлом году наша компания вложила в российскую экономику 400 млн долларов. В этом году мы вложим порядка 600 млн долларов. То есть мы достаточно большие компании.

Единственное, о чем я жалею, что нам не удалось - попросить разработчиков закона пару дней поработать в наших компаниях. Потому что квинтэссенцией является прилавок. У нас самый большой в России автопарк - 1400 грузовиков, у нас огромные логистические центры - это большая, сложная структура. Нельзя оценивать розничную торговлю по нашим маленьким магазинам, которые видны. Это - конечное звено. Здесь бы они увидели, что норма прибыли в 3% является справедливой для таких компаний розничной сети.

Я понимаю, что производители всегда будут бороться за место на полках. Если товар не попал на полку, они считают, что в сети коррупция. Может быть, им стоит подумать о том, что все равно люди находят эту курицу и покупают у нас этот хлеб от другого производителя. То здесь вступают еще такие вещи, как маркетинг и так далее.

Мы готовы идти на уступки производителям, мы с ними в одной лодке. И мы хотели с ними договариваться. Но нас всего 2 ассоциации, да и она в принципе одна - розничной торговли. У производителей только в мясном бизнесе, по-моему, десятка два ассоциаций. Как нам с ними договориться?

И что касается наценок. На социально значимые товары мы держим очень низкие наценки. В законе есть еще такая норма - что мы не имеем права, по-моему, продавать товар ниже себестоимости. Но бывает товар, срок годности которого подходит к концу. Если мы его не продадим, мы его выкинем. То есть нам нужны здесь тоже более широкие возможности.

В принципе, в двух словах - это у меня все. И в конце хотел бы сказать: во всем мире доказано, что крупные розничные сети сдерживают инфляцию. Потому что они представляют покупателя перед производителем. Мы заставляем их делать штрих-коды не потому, что мы просто этого желаем, а потому, что мы хотим, чтобы покупатель не стоял долго в кассах. Мы заставляем их работать над качеством продукции, потому что покупатель не покупает плохую продукцию. Это не наши требования. Это требования нашего покупателя по отношению к производителю. И они будут только жестче и жестче, потому что мы должны все делать для покупателя.

Вот в двух словах все, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Спасибо. Вот то, что бонусы придумали поставщики, - это неожиданно для меня.

С.Н.Галицкий: Это так.

В.В.Путин: Что касается стандартных договоров. Перед тем как собраться в таком широком составе, мы обсуждали это у меня в кабинете. Есть мнение, что эти стандартные договоры могут быть методом выдавливания с рынка малых торговых предприятий.

Как вы относитесь к такому тезису? Понимаете, о чем я говорю? Не подписал договор - будь здоров, а подписать не дают.

С.Н.Галицкий: Владимир Владимирович, у меня немного крамольная позиция, я представляю крупную розничную сеть. К сожалению, продуктовый бизнес в том объеме, который есть, - это бизнес крупных игроков. Маленький бизнес именно в ритейле - это, в основном, специализированные лавки для достаточно богатых людей.

Если взять крупный бизнес для народа... Чтобы снизить издержки, надо построить логистический центр - это 40-50 млн долларов. Чтобы построить гипермаркет, где можно держать низкие цены, - это опять 20-30 млн долларов. Поэтому я не думаю, что типовой договор будет являться выдавливанием мелкого бизнеса.

Но с другой стороны, в специализированных секторах всегда должен быть мелкий бизнес в области продуктов питания. Но все-таки основной массовый сектор - за крупными сетями. Но не думаю, что типовые договоры могут являться проблемой.

В.В.Путин: Хорошо. Вы высказали озабоченность по поводу взаимодействия с антимонопольной службой. Игорь Юрьевич (обращаясь, к И.Ю.Артемьеву), пожалуйста, только очень коротко, прокомментируйте.

И.Ю.Артемьев: Я хочу сказать, что сегодня на совещании у Игоря Ивановича Шувалова было решено, и это было наше предложение, начинать не с оборотных огромных штрафов до 15%, а сделать максимальный фиксированный штраф - вилку в КоАПе - до 1 млн рублей.

Мы полагаем, что сейчас это нужно сделать для того, чтобы не разрушить сложившуюся инфраструктуру и не навредить. Дальше система должна выглядеть следующим образом: надо, наверное, издать общие методические рекомендации всем - вместе с Минсельхозом, с Министерством промышленности, с участием сетей. Плюс соглашение, которое не должно носить имитационного характера между ними. Они должны договориться, как они будут вести себя, исходя из принципов хорошей практики. Тем, кто будет нарушать первое или второе, будут даваться наши предписания. Но у каждого будет возможность защититься от нашего предписания в суде.

В результате только на основании судебных решений в ближайшие 3-5 лет будет выработано - какая практика является допустимой, а какая - по-настоящему дискриминационной. Этот процесс прошли многие страны. Я думаю, его надо начинать именно таким образом. И мы получим не разрушительную систему, а справедливую, узаконенную третьей властью на основании закона, который мы сегодня обсуждаем.

В.В.Путин: Хорошо.

Давайте теперь послушаем производителей. Пожалуйста, Линник.

В.В.Линник (глава холдинга "Мираторг"): Добрый день. Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания!

По нашему мнению, разработанный Минпромторгом России законопроект не решает ряда важнейших задач в части регулирования отношений между поставщиками продовольствия и организациями розничной торговли.

Остановлюсь на нескольких примерах - одной из приоритетных целей закона должно быть создание максимальной конкурентной среды в розничном секторе, недопущение монопольного положения отдельных сетей или их объединений на товарных рынках.

В оптовом звене по большинству продовольственных товаров такая конкуренция уже давно существует.

Предоставляются гарантии предложения товара в розничную торговлю по разумным ценам, и в дальнейшем соответственно гарантии приемлемой цены для конечного российского потребителя.

Стимулирование конкуренции между розничными торговцами, различными каналами сбыта продукции позволит получить приемлемую цену для конечного потребителя, даст более широкий выбор каналов сбыта для поставщиков. Для этого в законе, по нашему мнению, необходимо снизить порог доминирования для розничных торговых сетей до 25% и четко определить границы рынка, на котором действует данный порог.

Нужно предусмотреть широкие полномочия антимонопольных органов, направленные на строгое соблюдение данного требования.

Следует определить и отразить в законе конкретные критерии при определении доминирующих позиций розничных торговых сетей. Чтобы закон был прямого действия и было понятно, когда сеть доминирует и какие последствия для них наступают. То есть между сетями должна быть конкуренция. Так же, как и между остальными производителями, поставщиками и дистрибьюторами продуктов питания.

Второй момент, на который хотели бы обратить внимание, - этот закон должен иметь четкие, определенные понятия - что такое «торговая наценка», и определить перечень услуг, которые оказываются торговой организацией и включаются в торговую наценку. Наценка в сфере розничной торговли должна быть прозрачной и отражать фактическую разницу между ценой, по которой товар был приобретен у поставщика, и реальной ценой реализации без скрытых и завуалированных дополнительных расходов поставщика по реализации товара. Это нужно для того, чтобы доход розничной торговли показывал ее фактические заработки, с которых должны выплачиваться налоги.

В.В.Путин: Бонусы вы придумали?

В.В.Линник: Знаете, я первый раз, честно говоря, об этом слышу. Наценка должна быть прозрачной. Дальше это вопрос розничных сетей, многие из которых действительно профессионально работают. Я согласен: мы находимся в одной лодке, и они должны определять наценку, за исключением социально значимых товаров. У Правительства должна быть возможность регулировать этот перечень социально значимых товаров по поводу наценки. А на все остальное они делают наценку, которую считают нужной, исходя из того, как быстро товар продается и насколько покупательная способность населения позволяет это делать. По нашему мнению, тут должна быть четкая и прозрачная структура. Но еще раз по бонусам - точно не мы.

Для этого необходимо, чтобы все виды отчислений, включая с оборота, с листинга, ретро-бонусы и маркетинговые сборы должны быть запрещены на законодательном уровне или значительно ограничены. Тогда и поставщик будет понимать, во что ему реально обходится работа с розничной сетью, каковы его доходы, и не получать в конце года неожиданные убытки или разного рода сюрпризы в виде бонусов.

Третий момент, на который мы хотели бы обратить внимание, - то, как законопроект рассматривает особенности отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и отечественными производителями продовольственных товаров. Однако он не определяет само понятие «отечественный производитель продовольственных товаров». При этом в ущербном положении оказываются другие ключевые участники рынка оптовой торговли продовольственной цепочки - такие компании, как поставщики, переработчики, дистрибьюторские компании, сельхозкооперативы и другие.

Зачастую отечественные производители, особенно региональные и небольшие, не хотят и не могут осуществлять поставку товаров напрямую в розничную сеть, что, я считаю, крупнейшая сеть и подтверждает. Поэтому на рынке всегда присутствует специализированная организация, оказывающая профессиональные услуги по логистике, транспортировке, хранению, сортировке, комплектации заказов. Это обычная мировая практика.

Поэтому положение законопроекта на данный момент создает неравные условия, исключая сферы регулирования отношений розницы с такими специализированными компаниями. Необходимо предусмотреть в законе равные права для всех участников рынка.

Хотел бы отдельно отметить по поводу применения типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации. Нам хотелось бы обратить внимание, что на рынке существуют десятки тысяч компаний производителей с массой товарного ассортимента, работают в совершенно разных географических точках со своими региональными особенностями. Все их интересы и пожелания сложно учесть в одном типовом договоре.

Здесь хотелось бы предложить еще раз посмотреть и принять активное участие в разработке этого типового договора, чтобы он реально нес пользу для всех участников рынка.

В.В.Путин: Но, тем не менее, Вы считаете, что разработка и принятие этого положения о типовом договоре возможны?

В.В.Линник: В принципе, возможны. Мы вообще за рыночные принципы. Я считаю, там есть ряд положительных моментов, которые можно реализовать через типовой договор. Но еще раз надо его внимательно проработать, чтобы он не навредил.

У нас есть ряд серьезных замечаний, которые можно было бы рассмотреть в рабочем режиме. Сейчас, наверное, нет необходимости это обсуждать. Но мы прекрасно понимаем, что затягивать с принятием закона нельзя. Мы предлагаем доработать закон в короткое время с привлечением отраслевых ассоциаций. Надеемся на готовность сотрудничества со стороны Минпромторга. С Министерством сельского хозяйства, Минэкономразвития, а также депутатским корпусом мы активно сотрудничаем и вырабатываем активную позицию. Надеемся, что Минпромторг тоже присоединится к нам.

Спасибо за внимание.