Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день! Виктор Борисович, в конце прошлого года мы приняли ряд решений по поддержке организаций оборонно-промышленного комплекса, стратегических предприятий, выполняющих ряд важнейших программ. Среди них и научно-производственное объединение «Сатурн». Я подписал сегодня распоряжение Правительства о выделении 5,2 млрд рублей на программы предприятия. Как предполагается использовать эти средства, куда они пойдут? Давайте вернемся к этому вопросу еще раз.
В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, некоторое время назад, рассматривая вопрос с «Сатурном», мы обратились к большой, серьезной теме по развитию газотурбинного двигателестроения в России. И прошедший период - более полугода - был определяющим в российском газотурбинном двигателестроении. Что за это время удалось сделать? Собственно, то решение, которое Вы сегодня подписали, является одним из элементов этой большой системы действий. Во-первых, в конце прошлого года была утверждена Стратегия развития российского газотурбинного двигателестроения до 2025 года. Это важнейшая отрасль. Задачи и цели Стратегии на этот период - развитие российской компетенции по производству двигателей для военной авиации, гражданской авиации и для индустриального использования, в первую очередь для энергетических газотурбинных установок.
Эта отрасль - одна из самых высокотехнологичных. Если говорить, например, об авиации, то двигатель - это 30% стоимости хоть вертолета, хоть самолета, и 50% всех инноваций и всей конкурентоспособности машины. И, конечно, те более 100 тысяч людей, которые заняты в этой отрасли, - это элита машиностроения в любом варианте.
Стратегия определила основные цели и поставила задачи по объемам: 2015 год - увеличить объемы производства в 2 раза, 2025 год - в 4 раза. При этом к 2015 году - за счет двукратного увеличения производительности труда, а к 2025 году мы должны поднять производительность труда в отрасли в 6-8 раз. Я говорю «должны», потому что конкурентоспособность в этой отрасли для нас чрезвычайно важна, поскольку мы ставим задачи: ну, скажем, в вертолетостроении - с сегодняшних 10%, которые мы обеспечиваем своими двигателями (наши российские вертолеты) достичь 70%-ного уровня конкурентоспособности. А в самолетостроении - при существенном увеличении объемов производства самолетов - сохранить уровень 90%-ной конкурентоспособности по обеспечению российскими двигателями. И точно так же уверенно занять нишу энергетических установок. Это, конечно, требует существенных ресурсов, и один из элементов Стратегии был связан с организационными изменениями.
Что на сегодняшний день в этом плане сделано? Объединенная двигателестроительная корпорация на сегодняшний день сконцентрировала все основные российские активы в этой сфере. В феврале этого года Правительство России передало все свои пакеты акций в предприятиях этой отрасли. В мае РСК «МиГ» передала свои двигателестроительные активы «Оборонпрому» и, соответственно, двигателестроительной корпорации. И за этот же период «Оборонпром» самостоятельно приобрел целый ряд ключевых активов в этой отрасли. На сегодняшний день можно сказать, что контрольные пакеты всех основных двигателестроительных активов «Оборонпром» и Объединенная двигателестроительная корпорация сумели сконцентрировать у себя.
Конечно, и «Сатурн» - один из серьезных элементов всей этой производственной и научной двигателестроительной «палитры», поскольку для такого уже широко известного международного проекта, как российский самолет SuperJet-100...
В.В.Путин: Потом у них и вторая компонента важная, это - Су-35, комплекс фронтовой авиации.
В.Б.Христенко: Да. И тот, и другой элементы, которые там отрабатываются, сегодня в значительной степени определяют облик новых машин - гражданской и военной. Этот опыт - и международного сотрудничества, и самостоятельных разработок нового двигателя. Для нового гражданского самолета он весьма ценен. Но при всем при этом надо честно признаться, что кризис не обошел стороной и эту отрасль. Потребовались существенные ресурсы для того, чтобы, с одной стороны, сбалансировать возможности предприятий в сегодняшней ситуации, сбалансировать подорожавшие финансовые ресурсы, а с другой стороны, - не утратить стратегические цели.
Сложность заключается в том, что двигателестроение - отрасль с длительным жизненным циклом. Это и производство, и, тем более, проектирование и создание новых образцов двигателей. В этой связи активы были собраны. Вместе с тем Правительство в начале этого года существенно помогло предприятиям двигателестроения в минимизации последствий кризиса: 9,5 млрд рублей направлены в уставные капиталы предприятий двигателестроения; 5,2 млрд выделены сейчас «Сатурну»; 2,9 млрд уже получило предприятие им. Чернышова и 1,4 млрд еще готовятся по моторостроителям. Это самые дешевые средства для предприятия и самые дорогие для бюджета, которые позволяют, по сути, выровнять возможность работы с банками для нормальной кредитной истории.
Кроме этого уже в этом году
предприятия двигателестроения, которые являются крупными экспортерами
продукции, получили 900 млн рублей экспортных субсидий по тем поставкам,
которые они осуществили, и по кредитам, которые они для этих целей брали в
российских банках. Подготовлены также решения по предоставлению 1,6 млрд
субсидий на проценты под текущую деятельность для предприятий
двигателестроения, в ближайшее время они также будут профинансированы. Кроме
того, 16 млрд рублей - это объем гарантий, которые сегодня подготовлены с
внесением изменений в законодательство. Я думаю, эти меры могут быть
реализованы опять-таки для текущей деятельности предприятия
оборонно-промышленного комплекса.
В.В.Путин: Как мы эти средства доведем до предприятия, каков будет механизм? Так, чтобы у нас с этим не было задержки.
В.Б.Христенко: Механизмов доведения здесь много. Надо прямо сказать, что само решение по этому поводу открывает путь для нормализации работы с банками. Потому что банки понимают, что эти средства есть, и уже можно нормально выстраивать всю конструкцию. Физическое доведение будет идти через дополнительную эмиссию акций «Оборонпрома», которую выкупит Российская Федерация и которая следом будет предоставлена предприятию «Сатурн». Точно так же, как дополнительная эмиссия акций ОАО НПО «Сатурн». В общем, технология хоть и не быстрая, но, как я уже сказал, эти деньги начнут работать с момента подписания распоряжения, поскольку банкам это открывает ясную, понятную, абсолютно обеспеченную картинку работы, «Сатурна» в том числе.
Что касается текущей деятельности, то я назвал те цифры и ресурсы, которые сейчас сосредоточены. Но принципиально важно и то, что под реализацию стратегии и корпоративные программы Объединенной двигателестроительной корпорации была принята программа, подпрограмма в рамках развития гражданской авиационной техники, подпрограмма по развитию авиационного двигателестроения. В ней предусмотрено 16 двигателестроительных технологий на 3,5 млрд в этом году и по 4,5 млрд рублей в 2010 и 2011 годах. Все контракты, все конкурсы на средства Федеральной целевой программы этого года проведены, все контракты подписаны, и работа идет в данном случае полным ходом. Это обеспечивает самое главное - то, что вслед за уже теперь известным SuperJet-100 в наших планах стоит производство и выход на новую, среднемагистральную машину - МС-21. Она должна составить конкуренцию и стать на 15% лучше всех существующих сегодня аналогов в мировом авиастроении. Двигатель для этой машины мы должны точно так же отработать у себя. Средства, которые мы сейчас выделяем, направлены на создание двигателей, семейства двигателей, для семейства новых самолетов определяющих сегодня как прорывной продукт облик российского авиастроения и, соответственно, двигателестроения.
В.В.Путин: Сроки какие?
В.Б.Христенко: Выход на рынок МС-21 - это 2016-2017 годы, это уже его продажа. Еще раз подчеркну: это на 15% лучше, чем лучшие сегодняшние самолеты этого класса - «Боинг 737» и «Аэробус 320». Для этого самолета мы отрабатываем абсолютно новую технологию - так называемое черное крыло из композитных материалов, и это также идет за счет средств федерального бюджета. Мы также провели конкурсы и заключили контракт на разработку нового «черного крыла». Кроме того, мы финансируем разработку новых материалов для производства этого крыла. Буквально на днях мы с Первым заместителем Председателя Правительства Игорем Ивановичем Шуваловым вернулись из Иркутска, где посмотрели площадку «Иркута» {научно-производственная корпорация}, которая выбрана для производства нового самолета МС-21. Здесь также начинается работа по отработке промышленной, технологической части создания этой новой машины.
Таким образом, это решение вписывается в общую стратегию по переходу к высокотехнологичной индустрии инноваций. Хотелось, чтобы мы этот темп сохранили не только в этом году, но и в ближайшие годы.