Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел совещание по совершенствованию системы мониторинга и управления запасами полезных ископаемых

«В 2008 году практически по всем стратегическим ресурсам (нефти, газу, золоту, меди) было обеспечено полное воспроизводство запасов, причём на 1 рубль государственных средств вкладывалось примерно 8-10 рублей частных инвестиций».

Событие

После ознакомления с работой Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание  по совершенствованию системы мониторинга и управления запасами полезных ископаемых
После ознакомления с работой Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по совершенствованию системы мониторинга и управления запасами полезных ископаемых

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы много раз говорили о наших приоритетах на среднесрочную и более отдаленную перспективу. И эти приоритеты остаются неизменными - это инновационное развитие экономики России.

Но сегодня в этом учреждении мы поговорим о ресурсной базе. Во-первых, и работа в области полезных ископаемых может и должна быть связана с высокими технологиями. А во-вторых, работа в этой сфере сегодня приносит нам большие доходы - нашим компаниям, большие доходы в бюджет.

Это, как принято говорить, курица, которая несет золотые яйца. Нужно уделять этой теме должное внимание.

Мы познакомились сегодня с работой Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых.

Ей принадлежит значительная роль в развитии минерально-сырьевой базы страны, а именно - проведение экспертизы участков недр, подготовка рекомендаций по их промышленному освоению.

В ходе нашей сегодняшней встречи предлагаю сконцентрироваться на вопросах повышения эффективности системы управления минеральными ресурсами. А это - целый комплекс многоплановых проблем, требующих согласованных решений, включая организацию геологоразведки, рациональное обустройство месторождений, применение эффективных способов добычи сырья, выстраивание логистических схем.

Должен отметить, что за последние годы, благодаря активности и государства, и бизнеса удалось остановить истощение минерально-сырьевой базы страны. После принятия соответствующих решений, возобновления федерального финансирования в 2005 году запасы были подтверждены, объемы геологоразведочных работ вновь начали расти.

В 2008 году практически по всем стратегическим ресурсам (нефти, газу, золоту, меди) было обеспечено полное воспроизводство запасов, причём на 1 рубль государственных средств вкладывалось примерно 8-10 рублей частных инвестиций.

Начато практическое освоение новых сырьевых провинций. Прежде всего, имею в виду нефтяные и газовые месторождения Восточной Сибири, выход на полуостров Ямал, шельф Каспийского моря и острова Сахалин.

Вместе с тем, реализация этих крупных проектов выявила и узкие места, системные проблемы в управлении нашими природными ресурсами.

Во-первых, нужно прямо сказать, что у нас пока отсутствует единая система мониторинга и управления в сфере недропользования. Соответствующая информация аккумулируется в разных ведомствах, по-разному учитывается и по-разному систематизируется, и потому фактически невозможно получить в одном месте полные, исчерпывающие данные о месторождениях и недропользователях.

В сфере недропользования управленческие функции осуществляют Минприроды, Роснедра, Минэнерго, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Минрегион, Росреестр и Росстат.

В этой связи предлагаю сформировать специальную рабочую группу и поручить ей представить предложения по созданию централизованной системы управления минеральными ресурсами.

Во-вторых, у нас по-прежнему сохраняются излишние административные барьеры по всей цепочке - от получения лицензии на геологоразведку до начала промышленного освоения участков недр. В том числе, это препятствует превращению геологоразведки в полноценный вид бизнеса, который мог бы поставлять на рынок комплексный продукт - месторождение, полностью подготовленное к разработке, со всей сопутствующей технологической информацией и необходимыми решениями и лицензиями. Поручения по снятию бюрократических рогаток давались неоднократно, но дело движется недопустимо медленно.

До сих пор недропользователям - а здесь я вижу много представителей наших крупных компаний - приходится по несколько лет оформлять необходимые документы после принятия принципиальных решений, по несколько лет бегать по всяким ведомствам. Это - крупные недропользователи, что же говорить о более мелком бизнесе или среднем.

Третье. Как показывает практика, у нас пока отсутствует комплексный подход к освоению новых территорий. Напомню, что в своё время, и Западная Сибирь, и Кузбасс, и другие крупнейшие ресурсные центры создавались и обустраивались как единые территориально-производственные комплексы. Считаю, что многое из прежнего опыта можно было бы позаимствовать. Естественно, с учётом сегодняшних экономических реалий. Это - как в интересах государства, так и в интересах бизнеса, который смог бы за счёт объединения усилий существенно снизить свои издержки. Создавать общую транспортную сеть, систему энергоснабжения, социальную инфраструктуру гораздо эффективнее и гораздо менее затратно, чем заниматься этим каждый порознь.

Замечу, что создание единой интегрированной инфраструктуры даст дополнительные возможности и для разработки малых и средних месторождений.

В этой связи наша задача - совместно с добывающими компаниями, субъектами естественных монополий, регионами разработать комплексные программы освоения новых нефтегазоносных провинций и других крупных месторождений. Нужен интегратор, нужен инструмент. Поэтому необходимо подготовить соответствующие предложения.

В первую очередь, речь идёт о реализации таких проектов, как проекты в Восточной Сибири (Талакан, Верхняя Чона и др.), в Уватском районе Тюменской области, а также о перспективах единого проекта обустройства месторождений Ямала и севера Красноярского края.

Разумеется, есть и другие проблемы. Их ставят как сами недропользователи, так и представители отраслевой науки, профильных министерств и ведомств.

Давайте поговорим по всему комплексу этих проблем.