Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел рабочую встречу с министром промышленности и торговли РФ В.Б.Христенко

«Одна из главных задач на сегодня - это, безусловно, поддержка и восстановление спроса. Потому что одними финансовыми вливаниями, гарантиями и прочей финансовой поддержкой, реструктуризацией долгов мы, конечно, всех проблем не решим, если не будет спроса. Это вопрос, который не в полной мере зависит от Правительства, он зависит от состояния мировой и нашей экономики. Но меры по поддержке спроса и его сохранению должны быть продуманы и сознательно и последовательно внедряться».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром промышленности и торговли России В.Б.Христенко
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром промышленности и торговли России В.Б.Христенко

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Виктор Борисович, мы на протяжении первого квартала этого года в той или иной форме постоянно возвращались к проблемам реального сектора. Имею в виду автопром, авиастроение, судостроение. Вносили коррективы в принимаемые решения. Вместе с тем ситуация там остается еще достаточно сложной. Как реализуются те меры, о которых мы говорим, которые намечаем? На что вы планируете выйти в ближайшее время?

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, в первую очередь, наверное, нужно сказать о том, что комплекс мер, которые приняты с точки зрения антикризисной поддержки по отраслям, для нас носит беспрецедентный характер - и по объемам, и по самым разным направлениям. Достаточно сказать, что, если обычно мы имеем дело всего с несколькими видами промышленных субсидий, которые мы оказываем нашим промышленным предприятиям, то сегодня этот перечень субсидий составляет по видам уже более 20. И если в 2008 году их объем был порядка 11 млрд рублей, то в этом году он приближается к 30 млрд. Конечно, по каждому из направлений субсидирования идет подготовка нормативной базы. Это абсолютно новые вещи, они нашли отражение в изменении бюджетного законодательства. В том числе уже принят целый пакет постановлений Правительства. Эффект от них, конечно, отложенный, они не могут сработать мгновенно, не могут дать эффект прямо сегодня. Есть система, рассчитанная на то, что по многим субсидиарным вещам, поддержке предприятий в этом направлении эффект будет ощутим во второй половине этого года, начиная с июля.

В.В.Путин: Сразу о том, что касается автопрома. Мы приняли решение об увеличении государственных закупок по различным ведомствам, выделили дополнительные ресурсы. Работа идет в этом направлении?

В.Б.Христенко: 42,5 млрд рублей - это тот объем, который выделен на дополнительные закупки, и соответствующие закупки по линии всех федеральных ведомств и министерств идут. Это, безусловно, поддержка для автопрома. Этот процесс набрал полные обороты по федеральным структурам и сейчас разворачивается на региональном уровне, в той части, которая касается закупок для нужд муниципального и регионального транспорта. Этот процесс, безусловно, идет.

Вместе с тем такой вид субсидий, как экспортные субсидии, которые в основном в этом году получили предприятия и авиационной отрасли, и судостроения, и автомобильной промышленности - практически весь объем этих субсидий мы вычерпали. Из 6 млрд рублей 5,8 млрд мы уже выделили нашей промышленности. Это очень эффективно работающий вид субсидий.

Если говорить по различным отраслям, то кроме субсидий у нас есть еще такие формы, как расширение имущественного присутствия, по сути выделение самых «дешевых» и «длинных» денег со стороны бюджета. По авиационной промышленности были приняты решения о выделении дополнительных средств, и министерство уже перечислило предприятиям авиапрома порядка 23 млрд рублей в качестве увеличения имущественного взноса в эти структуры. Это очень существенная форма поддержки, поскольку дает возможность задействовать всю производственную цепочку - и поставщиков-смежников комплектующего оборудования, и расчеты с банками, и возможность пролонгации и получения новых кредитных ресурсов для деятельности.

В результате на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда в судостроении, например, гражданский сегмент производства в этом году по отношению к прошлому существенно вырос. В первую очередь за счет того, что заказы на производство были сделаны чуть раньше и в основном от ТЭКа. Это «Газпром», «Штокман», «Роснефть» и другие наши структуры. Поэтому мы имеем в этом году - и за счет Выборгского завода, и за счет «Севмашпредприятия» - очень существенный гражданский сегмент в судостроении, несмотря на кризис. Компании свои заказы для судостроения сейчас по этим направлениям не сократили, и это очень важно для нас. Что касается военного судостроения, то в отношении этого сегмента обязательства со стороны федерального бюджета также полностью выполняются. Здесь ситуация достаточно понятна. В судостроении принципиально важно сейчас точно наметить ресурсы для его модернизации и развития, не утратить стратегическую цель. А текущая ситуация выглядит лучше, чем она была в прошлом году.

В авиастроении ситуация несколько иная - здесь незначительное сокращение объемов производства, в том числе гражданских, в первую очередь. По военной тематике сокращения нет, по гражданской - оно незначительное. Меры, которые сейчас принимаются, своевременны и адекватны - и по цепочке производства самолетов, и по цепочке основных компонентов, таких, как двигатели.

Что касается автопрома, там самая тяжелая ситуация, самое большое падение рынка по емкости. Сейчас мы находимся, с нашей точки зрения, в финальной части первого акта, когда склады, созданные в прошлом году, в том числе завезенные в Россию импортные машины, являются основным источником для продаж на рынке...

В.В.Путин: Сдерживают производство.

В.Б.Христенко: ...Сдерживая реально производство на территории России. Вместе с тем совершенно очевидно уже сегодня, что принятые нами стратегические решения по развитию автопрома и по привлечению сюда важнейших компаний уже дают свой эффект. У нас, опять-таки впервые за последние годы, объем присутствия на рынке наших промсборщиков стал больше, чем объем импортных. То есть это означает, что они в своем сокращении меньше сокращаются, чем сокращается импорт. И у нас многие предприятия - и Volkswagen, и Toyota - существенно увеличили сегодня, в кризисное время, объемы производства.

В.В.Путин: Насколько я понимаю, и инвестиционные планы эти компании не сокращают, более того, намечается даже открытие новых предприятий.

В.Б.Христенко: Абсолютно правильно. Я только что вместе с заместителем председателя Европейского сообщества Ферхойгеном был на площадке Volkswagen в Калужской области, где мы смотрели как раз совместные инструменты поддержки. Так Volkswagen в этот момент расширил модельный ряд относительно даже подписанного с Правительством соглашения, а также объемы мощности своего производства здесь - понимая, что этот период позволяет воспользоваться ситуацией для расширения своего присутствия на российском рынке, который для инвесторов остается очень привлекательным и очень интересным. Они понимают, что этот рынок будет быстро восстанавливаться и вернет свои лидирующие позиции в Европе. И очень важно в этот момент адекватно поддержать инвесторов.

В то же время стратегические решения не только финансового, но и регулятивного плана, которые были приняты Правительством, инвесторами восприняты абсолютно позитивно - и что касается доступа на рынок, и что касается ограничений по подержанной технике. Это существенный стимул для них поддерживать и развивать свое инвестиционное присутствие на территории России.

В.В.Путин: И Nissan открывает новый завод в Петербурге, еще один.

В.Б.Христенко: Да, и Nissan открывает, и тот же Volkswagen в ближайшее время запустит уже полномасштабное сварочно-покрасочное производство на своей калужской площадке.

И это происходит не просто вопреки, поскольку кризис в определенной степени является катализатором для понимания плюсов выходов из него. В этом смысле мы, конечно, поддерживаем эти намерения компаний-автопроизводителей. Что для нас в этом сегменте принципиально важно - расширение присутствия автокомпонентов. И вот на это направлены сегодня наши усилия такого среднесрочного характера с тем, чтобы производители автокомпонентов, несмотря ни на что, приходили на российский рынок и позволяли увеличить локализацию для наших производителей автомобилей.

В.В.Путин: У нас есть планы и по поддержке наших традиционных предприятий, и «ГАЗа», и «АвтоВАЗа». Там есть целый список мер, которые мы должны осуществить. Разумеется, вместе с собственниками этих предприятий. Как идет работа в этом направлении? Я имею в виду договоренности с финансовыми учреждениями, с банками, имею в виду гарантии. Я посмотрел документы - судя по всему, там объем гарантий по некоторым направлениям нам придется увеличивать, и существенно.

В.Б.Христенко: Если говорить об исполнении тех решений, которые принимались Вами во время совещаний в Набережных Челнах, в Тольятти, то можно сказать, что у нас восстановлен режим кредитования предприятий. Несмотря на все трудности, системообразующие предприятия автомобильной отрасли имеют устойчивое взаимодействие с банками по их кредитованию в текущей части. Да, конечно, это условия кризисные, но тем не менее эти условия позволяют работать.

Вторая часть связана с новыми решениями по гарантированию. Принято решение на уровне Правительственной комиссии по возможности выделения государственных гарантий КАМАЗу и «Соллерсу», двум из четырех системообразующих предприятий, соответственно 4,6 млрд КАМАЗу и 5 млрд для «Соллерса». Как Вы помните, мы не так давно обсуждали возможности модификации условий предоставления государственных гарантий с тем, чтобы они были реализуемы, поскольку в сегодняшней ситуации, приняв все решения, мы получили несбалансированную по интересам позицию относительно банков. Банкам нужна более ясная и четкая возможность использования эти гарантийных инструментов. Если это произойдет - у нас в данном случае все готово. Я надеюсь, что с Минфином этот вопрос удастся решить.

В.В.Путин: В целом решение принято.

В.Б.Христенко: Третье решение, касающееся АвтоВАЗа, принято по выделению дополнительных ресурсов "Ростехнологиям". Сегодня проект такого распоряжения подготовлен, с Минфином он согласован и в ближайшие дни будет в Правительстве Российской Федерации.

В.В.Путин: Не затягивайте.

В.Б.Христенко: По газу продолжается работа в рамках группы кредиторов, для того чтобы выйти на общие взаимоприемлемые условия по реструктуризации этой задолженности и возможности возобновления работы. То, что касается этих системообразующих предприятий, - находится под постоянным контролем.

В.В.Путин: Одна из главных задач на сегодня - это, безусловно, поддержка и восстановление спроса. Потому что одними финансовыми вливаниями, гарантиями и прочей финансовой поддержкой, реструктуризацией долгов мы, конечно, всех проблем не решим, если не будет спроса.

Это вопрос, который не в полной мере зависит от Правительства, он зависит от состояния мировой и нашей экономики. Но меры по поддержке спроса и его сохранению должны быть продуманы и сознательно и последовательно внедряться.

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, абсолютно согласен. Для промышленности последствия всех глобальных финансовых неурядиц и кризисов являются реальным кризисом спроса. Поскольку спрос сейчас сжавшийся, это является главной проблемой для промышленности.

Что касается автопрома, как уже упомянулось, госспрос здесь - 42,5 млрд рублей. Это реальный государственный спрос, который был предъявлен автопроизводителям.

Второе решение, которое было принято и реализуется, мы уже приняли всю нормативную базу, - это предоставление субсидий банкам, которые выдают автокредит гражданам для приобретения недорогой автомобильной техники.

В.В.Путин: Это заработало?

В.Б.Христенко: Это постановление заработало, и первые тысячи владельцев автомобилей уже сумели воспользоваться автокредитом. Три банка, которые в этой работе участвуют - Сбербанк, Россельхозбанк и Внешторгбанк - активно в эту работу включились, что уже представляется нам важным, в том числе для российского автопрома. Можно подумать над расширением этого сегмента за счет некоторого увеличения цены этих автомобилей. У нас было принято решение до 350 тысяч. Правда, мы это решение принимали еще до изменения курсовой ситуации. И в этом смысле мы очень существенно сократили возможности для модельного ряда автомобильной промышленности. Может быть, было бы целесообразней - мы такие предложения и расчеты подготовили - чуть расширить эту линейку, чтобы простимулировать автопром.

В.В.Путин: Дело в том, что когда мы ввели эти ограничения, 350 тысяч, - в этом случае мы предоставляем субсидию гражданам при покупке автомобилей в этой ценовой нише, 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка, - то это побудило некоторых производителей к снижению цены.

В.Б.Христенко: Это правда.

В.В.Путин: Если мы расширим, то не будет ли обратного эффекта?

В.Б.Христенко: Я думаю, не будет обратного эффекта. Поскольку для многих автопроизводителей это cтало стимулом не только к снижению цены, но даже к появлению новых моделей. Скажем, вместо 5-ти дверных, 3-х дверных. Для того, чтобы этот сегмент этим воспользовался.

Но еще что важно - всех практически производителей это побудило к тому, чтобы искать и дополнительные корпоративные инструменты, которые позволяли бы для продукции более дорогой, другого класса, привлечь собственные корпоративные инструменты с целью расширения автокредитования. Мы, по сути, создали хороший катализатор для того, чтобы этот сегмент финансовых услуг на автомобильном рынке возродить. По сути, в прошлом году он у нас был 40%. 40% автомобилей покупалось в кредит. И когда он сжался до нуля - безусловно, это очень серьезно для рынка.

Мы считаем, что некоторое увеличение не будет мешать конкурентной ситуации по цене, но существенно, конечно, позволит расширить границы автокредитовния.

В.В.Путин: Хорошо. Давайте посчитаем, сколько это будет стоить.