Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в городе Энгельсе совещание по вопросу строительства жилья для военнослужащих

У нас есть все основания полагать, что мы в состоянии закрыть проблему предоставления постоянного жилья для военнослужащих Министерства обороны в самое ближайшее время – в конце этого или в течение следующего года, заявил глава Правительства.

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по вопросу обеспечения жильём военнослужащих
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по вопросу обеспечения жильём военнослужащих

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня поговорим об одном из наиболее важных и острых вопросов в Вооружённых силах, да во всех структурах наших силовых – это обеспечение жильём военнослужащих. Но прежде всего хочу сказать, что место, конечно, здесь выбрано удобное: нужно, чтобы отсюда удобно было добираться до самого города, до Саратова, до центра, чтобы доехать можно было. Я недавно был в Самаре, и граждане обращаются с вопросом: «Трасса-55 на некоторых участках просто стала такой, что по ней не только проехать, пройти невозможно, до города Жигулёвска например». Надеюсь, что там в ближайшее время начнётся реконструкция, в том числе и по дамбе, по мосту. Но вот и здесь мы сейчас с Валерием Васильевичем (В.В.Радаев губернатор Саратовской области) говорили, смотрели на то, что происходит на дорогах Саратова. В этом году в разы увеличатся дорожные фонды, региональные дорожные фонды. Собственно, что значит «в разы увеличатся» – их раньше не было просто, а сейчас они сформированы, наполняются деньгами. По Саратову, как губернатор сказал, где-то будет около 5 млрд. Повторяю: в разы больше, чем в предыдущие годы. Рассчитываю на то, что эти средства будут потрачены рационально и в самых нужных местах – в областных центрах, на селе, дворовые пространства будут соответствующим образом оформлены.

Но теперь что касается объектов подобного рода (с министром сейчас разговаривали): конечно, такие объекты, такие крупные военные центры, как здесь, в Энгельсе, должны быть по-современному обустроены. Обустроены комплексно и с военной точки зрения, и с точки зрения военной, служебной инфраструктуры, я имею в виду и взлётно-посадочную полосу, инфраструктуру обслуживания – всё, что к этому относится, и, конечно, в социальном смысле. Всё старьё должно быть снесено и уничтожено. Здесь должны создаваться новые современные комплексы. Судя по всему, предварительные подсчёты показывают, что это будет гораздо эффективнее, дешевле и выгоднее в конечном итоге, чем бесконечное латание дыр и непрекращающийся капитальный ремонт. Такой настрой у Министерства обороны есть, он всячески будет поддержан. Рассчитываю только на эффективную и энергичную работу с позитивным результатом.

Теперь что касается вопроса, ради которого мы сегодня здесь собрались – это обеспечение жильём военнослужащих. Ещё в 2006 году на очередной встрече с командующими округами я услышал от командиров, что важно, конечно, повышать и денежное довольствие, и пенсионное обслуживание очень важно. Но самый острый вопрос в Вооружённых силах – это обеспечение жильём военнослужащих. И посещение военных городков об этом говорило, когда и сами военнослужащие, и члены их семей, и жёны обращали внимание на одну и ту же проблему – жильё.

Я хочу напомнить, что в 1990-х годах и в начале 2000-х мы приобретали или строили новых квартир для военнослужащих Министерства обороны где-то 8–10 тыс. в год, в год всего, причём около 20 тыс. человек в 1990-е годы были поставлены в муниципальные очереди, не были обеспечены жильём вообще. Так они в этих муниципальных очередях и остались. После разговора с командующими округами мы, по сути, и начали масштабную программу обеспечения жильём военнослужащих Министерства обороны и других силовых ведомств. И начали её, как вы помните, с программы «15+15», то есть 2 раза по 15 млрд в 2006–2007 годах выделили дополнительно, то есть 30 млрд, и приобрели тогда уже не 8–10 тыс., а 18 тыс. квартир для военнослужащих. В 2010 году это было уже не 18 тыс., а 45,5 тыс. квартир, и на эти цели мы направили 118 млрд рублей. Всего же за 2008–2011 годы 250 млрд рублей из федерального бюджета направили напрямую и более 50 млрд пошло на оплату жилищных сертификатов для военнослужащих. Так что масштаб стал значительным, и темпы, которые были набраны в этом направлении, дают все основания считать, что в 2013-м – а Министерство обороны говорило, что, может быть, и к концу 2012 года, – эта проблема, проблема с постоянным жильём для военнослужащих, будет полностью закрыта.

Никаких, я хочу это подчеркнуть, объективных причин для затягивания решения этого вопроса не существует. Потребность в жилье определена, организационно-штатные мероприятия, связанные с переходом к новому облику Вооружённых сил, завершены. И на сегодняшний день есть – во всяком случае, я очень на это надеюсь, – есть полная картина того, что нам нужно, каков объём жилья, который нужен для того, чтобы полностью удовлетворить потребности в постоянном жилье. Необходимое финансирование полностью заложено в федеральный бюджет.

Обращаю внимание на то, что до сих пор, к сожалению, не отработан вопрос, на который мы обращали внимание неоднократно, но так он и подвис. Он касается организации предоставления, самой процедуры предоставления жилья. У нас, Анатолий Эдуардович (обращаясь к А.Э.Сердюкову), в каких городах вот эти центры созданы? Москва, Петербург, Ростов-на-Дону?

А.Э.Сердюков: У нас практически по всей России в крупных субъектах, то есть, по сути, в столицах субъектов Российской Федерации, но самые большие – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калининград, Ставрополь, Краснодар, Владивосток…

В.В.Путин: Ну вот, смотрите, по моим данным, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, ну Москва. Этого явно недостаточно, потому что людям же приходится туда ездить, ездить из дальних гарнизонов, ещё откуда-то. Это усложняет саму процедуру. Эта инфраструктура, касающаяся оформления самих документов, должна быть модернизирована, должна быть более грамотно организована, повёрнута к людям. Мы с вами знаем, какие проблемы существуют в целом в системе предоставления жилья, в том числе и нормативные, но организационно-бюрократические должны быть сведены к минимуму по издержкам – к минимуму просто.

Мы сегодня должны проанализировать все проблемы, которые связаны с реализацией планов предоставления постоянного и служебного жилья. На что хотел бы обратить внимание? Первое. Необходимо в самые сжатые сроки завершить строящиеся объекты и, естественно, не в ущерб качеству. Мы поручали Счётной палате провести анализ того, что сейчас происходит: на 1 октября 2011 года (это данные Счётной палаты) в стадии незавершённого строительства числилось 775 домов на общую сумму 109,6 млрд рублей.

Но что позитивного здесь отмечается – это то, что, если все эти объекты завершить строительством, то проблема предоставления постоянного жилья для военнослужащих Министерства обороны будет полностью решена. Такой же позиции придерживается и Министерство экономического развития Российской Федерации. То есть оценки сходятся, и у нас есть все основания полагать, и я хочу это ещё раз подчеркнуть, что мы в состоянии закрыть эту проблему в самое ближайшее время – в конце этого или в течение следующего года. Это самая последняя дата, что называется.

Второе. Следует решить все вопросы с созданием соответствующей социальной, бытовой, коммунальной инфраструктуры, чтобы люди не только вселились в новые квартиры, но и имели все возможности для по-настоящему комфортной жизни. И здесь, конечно, нужно координировать эту работу с местными властями, региональными властями, губернаторами. Валерий Васильевич (В.В.Радаев – губернатор Саратовской области), надеюсь, что и здесь соответствующие решения будут на региональном и муниципальном уровнях приняты. Нужно передать регионам и муниципалитетам все земельные участки, в том числе со стороны Министерства обороны, для создания инфраструктуры, для застройки, строительства жилья для военнослужащих. Это и земли, которые могли бы быть использованы под детские сады, школы, дороги, коммуникации и так далее.

Третье. Все процедуры, связанные с оформлением, как я говорил, должны быть удобными и необременительными. Нужно использовать такие формы, как выездные приёмные или временные центры в районах массовой застройки, а также в тех регионах, где проблемы стоят наиболее остро, и, как я уже сказал, не ограничиваться только стационарными центрами в крупных городах. Нужно не только построить это жильё, но в сроки, о которых я сказал – до конца текущего года либо в первой половине следующего, – передать квартиры в собственность военнослужащих или заключить с ними договоры социального найма.

И ещё одна проблема – это проблема служебного жилого фонда Министерства обороны. Сейчас для его формирования приобретаются или строятся отдельные квартиры и дома, как это происходит здесь, например в Энгельсе, а также возводятся новые военные городки. Здесь также должны своевременно решаться все вопросы с сопутствующей инфраструктурой, а сами военные городки отвечать самым высоким стандартам и требованиям сегодняшнего дня. И конечно, нам нужно провести ревизию уже имеющегося фонда служебного жилья – посмотреть, что соответствует требованиям и современным нормам, а что нуждается в ремонте либо вообще в ликвидации, от чего нужно избавляться.

Мы с вами договорились, что всё это будет сделано в кратчайшие сроки, и мы с вами знаем – и финансовые потребности, и возможности у нас есть. Нужно следить за тем, чтобы при таком массовом строительстве мы удержали цены, ни в коем случае не допустили бы роста цен на это жильё. Мы с вами знаем, что происходит в таких случаях, когда застройщики уверены в том, что финансирование обеспечено. Здесь нужны современные, рыночные механизмы регулирования и сдерживания цен. Они применяются достаточно успешно, надеюсь, что и дальше так будет. Ясно, что в разных регионах цены разные, но в целом мы должны удержаться в тех параметрах, о которых мы договаривались, для того чтобы у нас не возникало никакого дефицита финансирования. Повторяю ещё раз: до сих пор его нет, надеюсь, не будет. Нужно просто активно всем на своих местах работать, осуществлять те планы, о которых мы договорились.

Давайте мы сейчас обменяемся мнениями о том, как будет выстраиваться работа дальше.