Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провёл рабочую встречу с главой Республики Карелии А.В.Нелидовым

В ходе беседы обсуждались итоги социально-экономического развития республики за прошлый год, которые, по мнению Премьера, выглядят «очень достойно», а также проекты на будущее. Особое внимание при этом было уделено вводу жилья и реализации масштабной программы газификации республики. Кроме того, затрагивалась тема развития туризма, в частности, в связи с предстоящим в 2014 году 300-летием Кижей.

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с главой Республики Карелии А.В.Нелидовым
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с главой Республики Карелии А.В.Нелидовым

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Андрей Витальевич, посмотрел справку по результатам работы за прошлый год. В целом всё очень достойно. Обращает на себя внимание рост количества сданного жилья – очень прилично, более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. Но, мы сейчас об этом тоже поговорим, за счёт чего вам удалось сделать такой скачок. В целом как вы оцениваете результаты работы за прошлый год?

А.В.Нелидов: Прежде всего я отвечу на поставленный вопрос. Кроме того что есть рост ввода жилья, которое мы строим, наверное, более важным даже является то, что мы впервые за многие годы в Карелии строим жильё и продаём квартиру с отделкой по цене 34 тыс. с копейками не по программам, которые есть, а просто…

В.В.Путин: За квадратный метр.

А.В.Нелидов: Да, за квадратный метр… а просто для населения. При этом ещё предоставляем возможность пользоваться ипотекой, где мы тоже здорово поработали со Сбербанком и на сегодняшний день у нас есть программы «10-10-10»: это 10%, 10% годовых на 10 лет. Мы софинансируем часть ипотеки для категории лиц, которые подпадают под такую возможность, – и рынок оживился. Важно тут другое – что, когда мы начинали эту программу, стоимость жилья в Петрозаводске меньше 45 тыс. нигде не была. Мы начали строить условно-государственное жильё. То есть Фонд имущества получил землю, начал на ней что-то строить, объявил, что мы будем здесь продавать. Фонд имущества не успел достроить первый дом, как появились квартиры в городе Петрозаводске по цене, сопоставимой с ценой, которую объявил Фонд имущества. Я считаю, что таким образом и была достигнута задача не строить государственное жильё государственными структурами, а создать такую атмосферу, при которой рынок здесь становится конкурентным. И все скептики, которые считали, что это невозможно, оказались в конечном итоге застройщиками. Вот это что связано с жильём.

Кроме этого у нас за этот прошедший период есть какие-то вещи, которыми мы считаем, что можем гордиться. Есть явные неуспехи в каких-то вопросах. К успехам можно отнести макроэкономические показатели, которые за небольшой срок – один год… Например, по собираемости налогов мы на 20% подняли экономику. Минфин Республики Карелии занял третье место, по оценке Минфина российского. Минздрав недавно общался с Т.А.Голиковой, которая тоже посчитала, что мы в категории «хорошистов», как она сказала: это где-то 15 первых позиций, которые мы занимаем по программе модернизации здравоохранения.

Считаю особым достижением, которое осуществлено с Вашим участием и за что хотел сказать отдельное спасибо, – это начало масштабной программы газификации Карелии. На предыдущей встрече Вы любезно подписали письмо. После этого (я просто не могу этого не заметить) работа Миллера Алексея Борисовича (председатель правления ОАО «Газпром») стала конкретной и ясной. По всем данным мы на сегодняшний день имеем подписанный договор о том, что в 2012 году мы начинаем тянуть трубу, а структуры «Газпрома» уже на сегодняшний день (не прошло и полгода) работают теплоснабжающими организациями. То есть там схема такая: «Газпром» одновременно и тянет трубу, но уже предварительно заходит на объекты теплоснабжения, которые эксплуатируют ещё в старом режиме, на мазуте, на чём угодно они есть, и параллельно с этим строят газовую котельную.

В.В.Путин: Оборудование готовят уже.

А.В.Нелидов: Да, совершенно верно. И, когда труба подходит, они просто переключают кран. Если мы газифицируем Северное Приладожье по тому плану, что у нас есть, вместе с городом Петрозаводском, который был у нас уже ранее газифицирован, то мы выйдем на цифру – больше половины газификации. Этого недостаточно, но с учётом того, что её там вообще как таковой не было, а без газификации вообще невозможно никуда двигаться, потому что кроме тепла это ещё и энергетика, без которой ничего не построить… Этот проект я считаю очень важным для республики. Он непонятен сиюминутно – ну что такое, что там труба идёт, да? Но то, что без этого однозначно вообще говорить ни о чём нельзя, это было понятно с первых дней.

Мы с потерями, но настроили авиационное сообщение между Москвой и Петрозаводском. С потерями – потому что, к сожалению, один самолёт потерпел крушение, как Вы помните, в прошлом году. Это здорово подкосило вообще все позиции, потому что люди только начали привыкать, летать, заполняемость самолёта была уже практически полная – это важно, может человек летать или не может человек летать. Это важно для человека, для ощущения причастности к стране. Это важно для бизнеса, который не ездит в поездах по полсуток туда-полсуток обратно.

Когда мы говорили о развитии экономики, мы понимали, что без аэропорта мы не обойдёмся. И надо отдать должное, спасибо Минтрансу, Окулову (В.М.Окулов – заместитель министра транспорта Российской Федерации) лично, который проникся тем, что из Петрозаводска, Карелии самолётов никуда нет. И действительно, у нас вот рейсы на Москву стали ежедневными, у нас есть рейс на Хельсинки 3 раза в неделю – это придаёт такую европейскую направленность, но там к этому люди привыкли. У нас в Карелии, в Петрозаводске люди на выходные ездят в Финляндию. Зачем ездят? За творогом, вот так. Хотя ехать в общем-то дольше, чем от Петербурга, расстояние намного больше, но тем не менее вот корни какие-то общие у людей, которые там живут, они считают: «Я езжу туда. Зачем езжу? Порошок купить». – «Так у нас же такой же порошок!» – «У них лучше». Это традиции такие некоторые.

В.В.Путин: Молоко-то у нас точно лучше.

А.В.Нелидов: А молоко у нас лучше. У нас молоко (в Медвежьегорске есть такой комбинат) покупают – из Москвы приезжают, причём покупают те, которые не могут его купить здесь. Такие поставки тоже есть. Я покупаю исключительно это молоко.

В.В.Путин: Какие проблемы вы видите?

А.В.Нелидов: Владимир Владимирович, мы проблем в общем-то, готовясь к сегодняшней встрече, глубоких, не видим. На самом деле абсолютно понятна стратегия, куда нам надо развиваться. Из тех проектов, которые мы ведём сейчас и о которых хотелось бы сегодня поговорить, тема встречи была обозначена как приоритетные проекты, которые могут так или иначе изменить ситуацию в республике.

Стратегически развитие республики мы видим по двум направлениям. Первое – это чисто экономические проекты, это экономика, поднятие доходов, извлечение большей прибыли. Но современные производства, которые есть, решают эти вопросы, но не решают вопроса занятости населения, потому что современные производства – мы запускаем завод ягод, единственный в Европе, а на нём работает 100 человек, это ничего. Поэтому мы развиваем в двух направлениях. Первое – экономическое.

Второе – социальная занятость людей. По направлению занятости населения мы считаем очень важным развитие туризма в Республике Карелии. Мы этому посвятили много времени, много встреч и вышли на следующие результаты. Мы при поддержке и при участии, что очень важно, святейшего Патриарха Кирилла разработали проект «Духовное преображение Севера». Мы считаем, что духовность в России находится в той стадии, когда её надо возрождать. И мы согласились с тем, что если возрождать духовность в России, то это лучше начинать именно с севера, а не с другой какой-то точки. Это справедливо. На территории Карелии находится три храма Преображения, третий, правда, находится на территории теперь Архангельской области. Почему-то 50 лет назад так стало – Соловки, но раньше это была карельская территория. Это единственная точка в мире, где есть три храма Преображения. Это не только паломнический туризм – это исторический туризм, это очень красивый туризм.

В.В.Путин: И в этой связи что?

А.В.Нелидов: И в этой связи Вы пять лет назад дали поручение, выделили средства, начали строить дорогу, и у нас эти деньги осваиваются. Но, к сожалению, на сегодняшний день Министерство культуры не включило в программу… Причём, выделив первые деньги, сделало какой-то перерыв, а мы ждём 300-летия Кижей в 2014 году… И, собственно говоря, все эти деньги были приурочены к тому, чтобы сделать дорогу к Кижам, протянуть электричество, и тогда уже Кижи станут как бы более доступными и так далее. Но если нас не включат в программу на следующий год, то мы тогда к этому сроку не сможем.

В.В.Путин: Хорошо. Туризм и ещё?

А.В.Нелидов: А вторая тема более глобальная. Мы за этот год запустили завод по переработке ягод, запустили свинокомплекс на 12 тыс. голов – это столько, сколько всего в Карелии. Было 12 тыс., теперь ещё 12. У нас идёт мощный проект «Русского моря» – хотят, имеют амбиции производить форели столько же, сколько в Норвегии. Я не ошибся, у них амбиции такие – 5 млрд рублей они вкладывают в этот проект, – он может быть достигнут.

Крупный проект, который мы рассматривали, который может действительно изменить ситуацию, он очень интересный – это проект «Пудожская ривьера». Его смысл заключается в следующем: есть в Республике Карелии медвежий угол – Пудожский район. В нём нет ни энергетики, ни производств, ни работы – ничего, но живут люди и есть лес. Группа специалистов, причём таких известных и продвинутых, просто заинтересовалась и хочет сделать проект модульный, который можно будет применять дальше везде. Его смысл состоит в том…

В.В.Путин: А вы мне скажите укрупненно, что вы…

А.В.Нелидов: Укрупнённо – строительство двух лесопильных заводов: один по листве, один по хвое. А самое главное, сердцем этого всего является энергетическая установка, работающая на отходах лесозаготовок, даже не переработки, которая производит электричество и вырабатывает тепло. Тепло идёт на посёлок, а электричество даёт возможность развивать другие бизнесы.

В.В.Путин: Хорошо. И в этой связи что вы хотите от нас, от Правительства Российской Федерации?

А.В.Нелидов: Дело в том, что этот проект рассматривался в проекте «Моногорода», но по условиям включения в программу «Моногорода» нужно наличие градообразующего предприятия. То градообразующее предприятие, которое пять лет назад было представлено в проекте, к сегодняшнему дню обанкротилось, но зато появился вот этот мегапроект «Пудожская ривьера». Мы проговаривали с Минрегионразвития возможность снова включить город Пудож в статус городов, которые претендуют на право моногорода с участием в этом проекте. Специалисты Минрегионразвития были у нас в Карелии, полностью подтвердили, что этот проект действительно интересный, дали нам векселя в том, что, если будет поддержка (как Вы сказали: «Что вы от нас хотите?»), то 100% мы гарантируем, что у вас всё пойдёт очень быстро и качественно. Для нас этот проект крайне важен.

В.В.Путин: Хорошо, давайте посмотрим.