Открывая заседание комиссии, В.А.Зубков, в частности, сказал:
«Сегодня рассмотрим сразу несколько вопросов. Первый – о программах развития тепличного овощеводства и развитии садоводства до 2020 года. Тема развития производства тепличных овощей более чем актуальна на фоне ситуации с импортом из Европы. Геннадий Григорьевич (Г.Г.Онищенко) на постоянном контакте со своими европейскими коллегами. Прошу вас не ослаблять внимания по этому вопросу. Главное – 100-процентная гарантия безопасности продукции. Основной приоритет – здоровье наших граждан.
Наша страна обладает уникальными естественными преимуществами для производства сельскохозяйственной продукции высокого качества и с высокой степенью безопасности. Это касается и рассматриваемых сегодня вопросов. Более того, в дополнение к этим преимуществам Правительство Российской Федерации уже обеспечило стартовые условия для развития производства овощей закрытого грунта и садоводства, субсидируются процентные ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, оказывается поддержка при приобретении минеральных удобрений и средств защиты растений, действует лизинг сельхозтехники и оборудования.
Для расширения возможности товарного производства в личных подсобных хозяйствах, которое преимущественно сосредоточено в этом секторе экономики села (до 48%), приняты поправки в закон «О личном подсобном хозяйстве». Они освобождают личные подсобные хозяйства от налогов на доходы, получаемые от продажи выращенной продукции. По поручению Председателя Правительства аналогичные изменения подготовлены в отношении фермерских хозяйств.
В новую госпрограмму необходимо заложить подходы и механизмы, стимулирующие регионы, владельцев теплиц и садов, кооперативное сообщество к широкому внедрению ресурсосберегающих технологий и систем производства тепличных овощей, включая зарубежные, созданию современных складских и перерабатывающих мощностей, в том числе межхозяйственных. Это позволит удвоить рентабельность садоводческих хозяйств (55–60%) по производству отечественных семян для защищённого грунта и саженцев, адаптированных к погодным условиям регионов России, ускорению расширения кооперативной сети, прежде всего заготовительной.
Минсельхозу было поручено представить согласованные ведомственные программы развития этих подотраслей АПК. Сегодня рассмотрим их основные параметры. Прошу при докладе обратить особое внимание на источники финансирования и обоснование направлений расходования средств, а также целевые индикаторы программ. При определении потребности программ в финансовых ресурсах необходимо исходить из основных подходов к формированию бюджетов 2012-го и последующих годов, о которых вчера говорил Председатель Правительства России В.В.Путин. Также показатели эффективности программ Минсельхоз предлагает оценивать по темпам роста освоенных площадей, урожайности, валового сбора. Необходимо их дополнить уровнем среднедушевого потребления тепличных овощей, плодов и ягод за счёт российского производства, балансом спроса и предложения по этим культурам, уровнем товарности продукции ЛПХ по садоводству, показателем обеспеченности хранилищами.
Второй вопрос повестки дня – о ходе реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и прогнозе её развития на период до 2020 года. Программа востребованная. Даже в условиях масштабной засухи 2010 года на каждый рубль средств федерального бюджета было привлечено более трёх рублей средств региональных бюджетов и внебюджетных источников. Достигнута большая часть целевых показателей программы. Перевыполнены важнейшие из них: по вводу жилья – на 27%, в том числе для молодых семей – на 14% (9 тыс. семей), по обеспеченности сетевым газом (105%) и питьевой водой (102%), по протяжённости распределительных сетей – на 34%.
Улучшение качества жизни на селе включено в приоритеты новой госпрограммы развития АПК на перспективу до 2020 года. Основные направления социального развития села до 2020 года содержатся в утвержденной Правительством концепции устойчивого развития сельских территорий на долгосрочный период. Минсельхоз представил предложения по общим объёмам финансирования этих направлений. Прошу доложить, как они учтены в бюджетных проектировках, представленных Министерством сельского хозяйства, при этом обратить особое внимание на эффективность запрашиваемых средств.
Необходимо предусмотреть в ФЦП по социальному развитию села до 2020 года раздел по координации работы федеральных органов, отвечающих за различные стороны жизни сельского населения, сделать его публичным, в том числе провести общественное обсуждение на площадке Российского аграрного движения. Кроме того, считаю целесообразным создать при комиссии рабочую группу по вопросам повышения качества жизни на селе. Традиционно обсудим ход реализации штабом под руководством Министра сельского хозяйства плана мероприятий по ликвидации АЧС. Ситуация за последний месяц не улучшилась. По количеству очагов заболевания в 2011 году лидируют Краснодарский край (5) и Тверская область (4). Поправками в закон «О ветеринарии» Минсельхозу даны полномочия по введению карантина и проведению других мероприятий по локализации АЧС.
Доложите, как идёт работа по реализации этих полномочий, какие формы и механизмы ликвидации АЧС предусмотрены, какие приняты документы.
Комиссия давала поручение по разработке мер поддержки свиноводческих хозяйств в случае их перехода на альтернативные виды животноводства. Прошу доложить, как планируется компенсировать в этом случае потери и дополнительные затраты ЛПХ, фермеров, сельхозорганизаций. Подчеркну, переход на альтернативные виды животноводства должен быть подкреплен экономическими стимулами, механизмами и расчётами – производители должны получить соответствующую компенсацию. Прошу Минсельхоз также представить анализ влияния переориентации хозяйства на балансы производства и потребления мяса в региональном разрезе. Повторю: простой административный ресурс здесь неприемлем».