ПРЕСС – РЕЛИЗ*
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 14 июня 2011 года планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2011 году, и мерах по развитию рынка труда в условиях модернизации экономики
Материалы по данному вопросу представлены Минздравсоцразвития совместно с Минпромторгом, Минсельхозом, Минрегионом, Минтрансом, Минобрнауки, Минэкономразвития и Минфином России.
1. В связи с негативным влиянием экономического кризиса на сферу занятости населения и ситуацию на отраслевых и региональных рынках труда Правительством Российской Федерации в 2009-2011 годах предпринимаются дополнительные меры, способствующие снижению напряженности в этой сфере.
Реализация дополнительных мероприятий в рамках региональных программ в 2009-2010 годов позволила:
В 2011 году реализация региональных программ продолжена. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 27,8 млрд. рублей. Планируемая численность участников составит 450 тыс. человек.
С учетом достигнутых результатов в региональных программах 2011 года определены следующие приоритеты:
Одновременно сохранены мероприятия, по которым в предыдущих годах накоплен положительный опыт реализации:
В январе-апреле 2011 года в региональных программах приняли участие 87,8 тыс. человек - 24 % от численности, предусмотренной в региональных программах (за этот же период 2009 года – 59,6%, 2010 года – 51%).
2. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития важное значение приобретает качественное воспроизводство рабочей силы, предполагающее достижение сбалансированности между профессионально-квалификационными структурами спроса и предложения на рынке труда.
Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, является создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения, включающей:
Прогноз баланса трудовых ресурсов будет разрабатываться Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, внебюджетными фондами и Банком России ежегодно, начиная с 2013 года, на очередной год и плановый 2-летний период в целом по Российской Федерации.
Прогноз потребности в специалистах по профессиям на краткосрочную и долгосрочную перспективу будет разрабатываться ежегодно, начиная с 2013 года, и содержать данные на предстоящий пятилетний, десятилетний и двадцатилетний периоды.
Кроме того, в целях развития территориальной мобильности рабочей силы подготовлен к внесению в Государственную Думу законопроект, направленный на совершенствование предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения по созданию условий для реализации безработными гражданами права на труд в другой местности по имеющимся у них профессиям (специальностям) и повышения трудовой мобильности безработных граждан на территории Российской Федерации.
Изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., предусматривают стимулирование переселения безработных граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, в том числе характеризующиеся сокращением численности населения, в приграничные и стратегически важные для России территории, а также в регионы, в которых реализуются инвестиционные проекты.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совещания в г.Элисте по вопросам государственной политики в сфере занятости населения Минздравсоцразвития России подготовлены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающие:
Указанные изменения в целом потребуют выделения в 2012 году дополнительно 7,8 млрд рублей из федерального бюджета.
С целью обеспечения эффективной реализации региональных программ в 2011 году целесообразно поручить руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить:
б) активизировать организацию опережающего профессионального обучения и стажировок работников, находящихся под угрозой увольнения, предусматривающих привлечение наставников, и найти форму поощрения лучших наставников.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Проект федерального закона внесен Минздравсоцразвития России.
Законопроектом предусматривается:
В целях реализации законопроекта предусматривается принятие проектов нормативных правовых актов Правительства, в том числе устанавливающих размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления, а также перечень субъектов Российской Федерации (территорий), при переселении в которые безработным гражданам и членам их семей выплачивается единовременное денежное пособие, и его размеры в зависимости от территории переселения.
Вступление в силу законопроекта предусмотрено с 1 января 2012 г.
3. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за I квартал 2011 года
Итоги хода выполнения ФЦП за I квартал 2011 г. свидетельствуют о следующих результатах.
Общий объем финансирования 55 ФЦП и 2 государственных программ Российской Федерации составляет 923,07 млрд рублей. Из них 8 новых ФЦП (в том числе 3 подпрограммы), 7 продленных ФЦП и 2 государственные программы, включенные в открытую часть федерального бюджета на 2011 год.
В соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации срок реализации ФЦП, направленной на обеспечение охраны уникальной природной среды озера Байкал, перенесен на 2012 год.
В I квартале 2011 г. за счет средств федерального бюджета программные мероприятия профинансированы в объеме 104,22 млрд рублей (11,3% от бюджетных назначений 2011 г.), что примерно соответствует уровню I квартала прошлого года (11,4% от объемов финансирования, предусмотренных в 2010 г.).
В отчетном периоде реализовывались государственные контракты на исполнение программных мероприятий (включая контракты прошлых лет) на сумму 400,76 млрд рублей (43,4% от бюджетных назначений 2011 года). Для сравнения в I квартале 2010 г. эти значения составили 369,74 млрд рублей, или 49,9% от годовых бюджетных назначений.
Софинансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в I квартале 2011 г. составило 124,6 млрд рублей (6,9% от предусмотренного годового задания), что также соответствует уровню I квартала 2010 г. (6% от объемов софинансирования, запланированных в 2010 г.).
Основные показатели реализации в I квартале 2011 года федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Реализация ФАИП в 2011 году осуществляется в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы. При этом сама программа впервые была утверждена Министром экономического развития Российской Федерации, как это предусмотрено Правилами. Внесение изменений в ФАИП в течение 2011 г. в соответствии с действующим порядком будет осуществляться Минэкономразвития по согласованию с Минфином России на основании предложений главных распорядителей.
На строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение объектов недвижимости, а также на реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в ФАИП, предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 895 млрд рублей, включая субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в размере 125,4 млрд рублей, а также расходы на объекты, включенные в государственный оборонный заказ в размере 64,5 млрд рублей.
За отчетный период объем финансирования за счет средств федерального бюджета строек, объектов и мероприятий (включая финансирование проектных и изыскательских работ) ФАИП составил (без учета гособоронзаказа) 68,9 млрд рублей, или 9,3% от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2011 г.
В 2010 г. за соответствующий период объем финансирования расходов на реализацию ФАИП составил 47,9 млрд рублей, что составляет 9,4% от общего объема бюджетных инвестиций.
В рамках программной части ФАИП в 2011 г. профинансировано 40,4 млрд рублей, в рамках непрограммной части - 28,5 млрд рублей, что составляет, соответственно, 8,3% и 11,2% от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных на реализацию ФАИП.
Для сравнения, в I квартале 2010 г. финансирование строек и объектов, в рамках ФАИП составило (без учета гособоронзаказа) по программной части ФАИП - 8,7%, а непрограммной части - 10,7%.
По данным главных распорядителей, освоение средств, полученных за счет всех источников финансирования, за отчетный период составило 32,9%, или 3,7% от общего объема средств, предусмотренных в 2011 г. на реализацию ФАИП за счет всех источников.
В рамках ФАИП запланировано осуществлять финансирование 2494 объектов (без учета объектов гособоронзаказа), в том числе 2028 – объектов государственной собственности Российской Федерации, 338 – объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и 128 – объектов, находящиеся в собственности открытых акционерных обществ.
В 2011 г. предусматривается ввести в действие (эксплуатацию) 1100 объектов (против 797 объектов – 2010 году), или 44,1% от их общего числа.
За отчетный период ввод в действие строек и объектов ФАИП не осуществлялся.
4. О сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации
Вопрос о сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев, предлагается рассмотреть в связи с завершением комплексной проверки сохранности культурных ценностей, проводившейся в соответствии с поручением Президента по фактам хищения в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Распоряжением Правительства была образована Комиссия по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации.
В 2007 - 2010 гг. рабочими группами Комиссии проверено наличие, состояние учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, обеспечение их безопасности, защищенности (в том числе техническими средствами) и охраны, а также соблюдение законодательства о музеях и Музейном фонде Российской Федерации.
Проверено 1882 музея с общим фондом хранения 73,33 млн предметов.
В рамках работы по предупреждению нарушения требований пожарной безопасности 809 музеев оборудовано системами автоматической пожарной сигнализации, 695 – оповещения и управления эвакуацией людей, 247 – противодымной защитой, в 887 музеях приведены в порядок пути эвакуации, в 1051 – первичные средства пожаротушения.
Проверка выявила системные проблемы в области музейного дела.
В целях решения указанных проблем Минкультуры России на основании концептуальных предложений Союза музеев России разработан проект программы «Развитие музеев России и обеспечение сохранности Музейного фонда Российской Федерации».
Проект предусматривает:
Реализация проекта с общим объемом затрат в размере 169,5 млрд рублей рассчитана на 2012-2020 гг. Финансирование мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Законопроект внесен Минюстом России.
В соответствии с частью пятой статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня. При этом УИК не указывает, должно ли решение суда, поступившее в учреждение, исполняющее наказания, быть вступившим в законную силу.
Согласно части первой статьи 391 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационном порядке либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции.
В то же время на практике имеют место случаи, когда в учреждение, исполняющее наказания, поступает решение суда, не вступившее в законную силу. При буквальном понимании положений действующей редакции части пятой статьи 173 УИК такое решение подлежит исполнению.
С целью устранения возможного двоякого толкования положений части пятой статьи 173 УИК проектом предлагается закрепить, что досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления или определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня - утром следующего дня (если в актах о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное).
При этом если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока его обжалования в кассационном порядке.
Одновременно в статье 401 УПК законопроектом предлагается предусмотреть, что при внесении представления на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока его обжалования в кассационном порядке.
Также законопроектом предлагается в части пятой статьи 388 УПК закрепить, что копия кассационного определения или выписка из резолютивной части кассационного определения, в соответствии с которыми осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, незамедлительно направляются администрации места отбывания наказания для исполнения в соответствии со статьей 173 УИК.
Данное положение призвано обеспечить своевременность уведомления администрации о фактах вынесения судами соответствующих судебных актов и незамедлительность освобождения осужденных.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
Проект федерального закона разработан и внесен Минюстом России.
В связи с вступлением в силу с 1 марта 2011 г. Федерального закона «О полиции» утратил силу Закон Российской Федерации «О милиции». Это повлекло отмену ряда социальных гарантий, установленных для сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Статьей 29 Закона «О милиции» предусматривалось возмещение сотрудникам милиции ущерба в случае гибели (смерти) или получения увечья. Действие данной статьи в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» распространено на сотрудников УИС.
Проектом федерального закона предусматривается сохранение ранее установленных для сотрудников УИС социальных гарантий в целях создания условий для стабильного функционирования уголовно-исполнительной системы.
7. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»
8. Об участии Российской Федерации в финансировании Фонда капитализации российских банков, создаваемого Международной финансовой корпорацией
Проект распоряжения внесен Минфином России.
Проектом предусматривается принять предложение Минфина, согласованное с МИДом, Минэкономразвития и Банком России, об участии Российской Федерации в финансировании фонда капитализации российских банков, создаваемого Международной финансовой корпорацией.
Проектом распоряжения поручается Минфину России:
Международная финансовая корпорация, финансовая организация, входящая в группу Всемирного банка, создана в 1956 г. в целях содействия экономическому развитию путем осуществления инвестиций в частный сектор в странах-членах МФК.
В настоящее время акционерами МФК являются 182 государства, уставный капитал МФК составляет 2,4 млрд долларов США. Россия является акционером МФК с 1992 г. и ей принадлежит 3,38% голосов.
Россия является одной из крупнейших стран операций МФК. За все время своей деятельности в России МФК вложила более 5,8 млрд долл.США в 236 различных проектов, обеспечив общий объем инвестиций в размере 20 млрд долл.США.
В настоящее время МФК управляет тремя подобными фондами - Фондом капитализации МФК, основанным совместно с Японским банком международного сотрудничества, Африканским фондом капитализации и Фондом МФК для стран Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Участниками указанных фондов выступили крупнейшие международные финансовые организации и другие квалифицированные инвесторы.
МФК работает в банковском секторе во многих странах (на данный сектор приходится 45% существующего у МФК портфеля инвестиций в капитал), в том числе в Российской Федерации.
По информации Минфина России внутренняя норма доходности МФК в банковском сегменте составляет около 30% и, по оценкам МФК, показатель доходности применительно к российскому фонду должен находиться на уровне указанных средних значений.
Участие Российской Федерации в финансировании Фонда составит 50 млн долларов США, предоставляемые МФК на возвратной основе. МФК будет инвестировать указанные средства в Фонд от своего имени. В течение периода, предшествующего дате прекращения привлечения средств в Фонд, Российская Федерация будет вправе увеличить финансирование Фонда до 500 млн долларов США, а после указанной даты – с согласия МФК и других инвесторов.
Участие МФК в финансировании Фонда составит 250 млн долларов США. При этом целевой размер Фонда с учетом взносов других инвесторов составит 1-1,5 млрд долларов США. По информации Минфина России, в настоящее время ряд крупных иностранных инвесторов, в том числе инвестиционных банков, выразили готовность к участию в Фонде.
Целевыми объектами инвестиций Фонда будут выступать российские коммерческие банки, имеющие прозрачную структуру собственности. Инвестиции будут осуществляться путем прямого участия в акционерном капитале. Не предполагается осуществление Фондом инвестиций в дочерние компании иностранных банков и банковских групп.
Планируется, что инвестированные Фондом в капитал банков средства будут направлены на предоставление финансовых услуг (в частности кредитных продуктов) организациям реального сектора экономики (нефинансовым компаниям), а также малым и средним предприятиям. Вхождение Фонда в капитал банков будет способствовать усовершенствованию их деятельности и ее доведению до уровня международных стандартов в таких областях как транспарентность, управление рисками, корпоративное управление.
Фонд будет инвестировать в различные инструменты (акционерный капитал, привилегированные акции, конвертируемые привилегированные акции) и субординированные долговые обязательства или другие инструменты привлечения капитала, аналогичные долевым инструментам.
Любая из сторон имеет право в любое время посредством направления предварительного письменного уведомления за 90 дней расторгнуть соглашение. При этом МФК будет вправе удержать средства, необходимые для возмещения понесенных затрат на проведение аудита и других расходов, связанных с расторжением соглашения.
Срок деятельности Фонда составит 8 лет с даты прекращения привлечения средств с возможностью продления на 2 года. При этом в течение первых 3-5 лет деятельности Фонда Управляющая компания будет инвестировать привлеченные средства, а по истечении данного периода – выплачивать инвесторам полученные от продажи активов средства.
Механизм распределения доходов Фонда предполагает, что инвесторы в приоритетном порядке получат полное возмещение инвестированных сумм. В том случае, если результаты деятельности Фонда обеспечивают получение дохода, превышающего объем первоначальных инвестиций, то распределение такого дохода должно осуществляться следующим образом. Первоначально полученный доход направляется инвесторам в размере, обеспечивающем внутреннюю доходность инвестиций равную 8% годовых. Если совокупный доход превышает указанную величину, сумма превышения направляется управляющей компании, в размере до 20% от суммы первоначальных инвестиций, а в части, превышающей 20%, распределяется в следующей пропорции: 20% – управляющей компании, 80% – инвесторам.
Управление инвестициями Фонда предполагается осуществлять с помощью 100% дочерней компании МФК по управлению активами, которая специально создана для управления фондами МФК. Управляющая компания и МФК в целях повышения капитализации приобретенных активов будет оказывать компаниям консультационные услуги в области управления рисками, внедрения новых технологий, укрепления маркетингового и управленческого потенциалов банков, повышая стандарты корпоративного управления.
Размер комиссионного вознаграждения Фонда составит до 2% годовых от совокупной суммы финансовых обязательств участников, а в дальнейшем – до 2% годовых от сумм произведенных инвестиций. При этом комиссионное вознаграждение выплачивается только в период осуществления инвестиций и управления приобретенными активами. После их реализации комиссия не начисляется и не выплачивается.
Москва,
13 июня 2011 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.