Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Вячеслав Владимирович, прежде всего, хотелось бы узнать, как на примере Вашего предприятия ощущает себя вся отрасль минеральных удобрений на этапе выхода из кризиса? Первое. И второе, имеющее уже прикладное значение, - это взаимоотношения между производителями минеральных удобрений и сельхозтоваропроизводителями.
Как мы и договаривались, Ассоциация производителей минеральных удобрений и сельхозпроизводители подписали соглашение о коридоре цен, где есть и минимальные значения цен, и максимальные значения, до 2012 года, и в целом это соглашение исполняется.
Вы знаете, что сейчас у нас положение непростое. Как минимум 23 региона столкнулись с проблемой климатического характера - с засухой и пострадали серьезно.
Просил бы Вас вместе с коллегами в Ассоциации производителей минеральных удобрений обсудить возможность обеспечения ими отечественных сельхозтоваропроизводителей в этом году по ценам, близким по своим значениям к минимальным, насколько это возможно.
Начнем давайте с первого вопроса, касающегося сегодняшней экономики предприятий отрасли.
В.В. Кантор: Владимир Владимирович, я на всякий случай захватил альбом, который буквально на нескольких страницах показывает развитие нашего предприятия - как пример предприятия отрасли.
Потому что «Акрон» является типичным, я бы сказал, в России предприятием по производству удобрений. Не сырьевым предприятием, а именно переработчиком. И в плане наиболее продвинутых удобрений «Акрон» является одним из крупнейших в мире производителей NPK.
Вы посещали несколько раз «Акрон», поэтому знаете, что такое производство NPK - это когда в одной грануле находятся сразу все виды питательных веществ.
Наша отрасль сейчас в целом уже находится в посткризисном периоде. Это прежде всего означает, что нашлись устойчивые направления развития отрасли.
По-прежнему имеется ряд системных проблем. Это прежде всего взаимоотношения с поставщиками сырья. Но это та проблема, которой Вы занимаетесь ежедневно в каждой отрасли. Нам бы хотелось найти какое-то системное решение в этом вопросе.
Сегодня Министерство промышленности, например, занимается этим в ручном режиме, мирит нас с поставщиками сырья, но нам бы, конечно, хотелось системного решения. «Убить» монополистов могут сами монополисты. И мы все это время им предлагаем: давайте образуем некие новые структуры, которые будут совместно с производителями производить сырье для переработчиков, которые, в свою очередь, полностью берут на себя обязательства обеспечивать российский рынок. Вот это очень существенный момент. Давайте так: вы, сырьевики, играете по своим правилам, занимаетесь экспортом, занимаетесь российскими поставками, но мы возьмем на себя, если вы нам дадите через СП, допустим, через совместное предприятие, которое будет производить сырье только для производителей минеральных удобрений... Мы тогда полностью обеспечим российское село удобрениями.
Отвечая на Ваш второй вопрос, хочу сказать, что мы понимаем свою ответственность перед сельским хозяйством России. И с нас спросят в конечном счете, если что-то будет не так. Тем более в период таких драматических событий с климатической ситуацией в России.
Мы, во-первых, для себя решили, как производители NPK, этого наиболее продвинутого продукта, что мы ни в коем случае не повысим цены, которые сложились еще в прошлом году. Это было наше одностороннее условие - не условие даже, а предложение, и оно было нормально воспринято и Министерством сельского хозяйства, и Министерством промышленности.
С другой стороны, сегодня «вкус» к поставкам на российское село привит абсолютно у всех предприятий. И я думаю, что скоро вообще российское село станет очень конкурентным, потому что сегодня многие страны, которые всегда импортировали российские удобрения, они все ориентированы на обеспечение национальных потребностей за счет своих национальных производителей. И недалеко то время, когда российское село будет очень конкурентным и очень желаемым полем для соревнования между производителями.
В.В.Путин: Без ручного управления со стороны Правительства, да?
В.В.Кантор: Совершенно верно. Но иногда нам нужна поддержка Правительства для того, чтобы наша собственная жадность, которая всегда существует в переговорных процессах, была чем-то ограничена. Нам нужен иногда арбитр - даже не столько организатор, просто арбитр, который скажет: «Друзья, договоритесь уже, не тяните это бесконечно». Поэтому мы иногда обращаемся с просьбой в Правительство даже не за деньгами и даже не за оргпомощью, а просто за таким благословением на некоторые общественно-значимые процессы.
В.В.Путин: То, что Вы мне сказали о принятом Ассоциацией решении не повышать цены от уровня прошлого года, - это очень хорошая информация, полезная, и я уверен, что сельхозтоваропроизводители - они, конечно, это услышат. Но я хочу вернуться к тому, что я сказал с самого начала: все-таки отрасль постепенно выходит из сложного положения. Уже где-то в августе-сентябре должны начаться сельхозработы по подготовке к севу озимых и потом дальше - весенние работы. Поговорите в Ассоциации, пожалуйста, обсудите вопрос - так, чтобы он не был "завешен" сам по себе, а исходя из реалий сегодняшнего дня для нашего сельского хозяйства.
И все-таки на примере вашего предприятия - как отрасль в целом и ваше предприятие ощущает, как вы чувствуете себя в данный момент времени? Экономика вашего предприятия - как она себя чувствует?
В.В.Кантор: Я хочу Вам сказать, что на пределе - на пределе между развитием и стагнацией. Ну и чтобы быть предметным, хочу сказать, что в 2008 году уровень рентабельности нашего предприятия достигал 50-60%. Это очень высокая рентабельность, и она позволяла нам строить очень амбициозные инвестиционные программы. В частности, мы стали строить свой собственный ГОК, для того чтобы избавиться от зависимости монополиста. В частности, сейчас уже полным ходом идет строительство горно-обогатительного комбината в Мурманской области - месторождения, которое называется «Олений ручей», и мы с удовольствием пригласили бы Вас, если бы у Вас была такая возможность, в первом квартале 2012 года на пуск этого горно-обогатительного комбината.
В.В.Путин: Спасибо.
В.В.Кантор: Это миллиард долларов, вынутый из прибыли предприятия и без какой-либо государственной поддержки. Но мы ценим моральную поддержку, что государство всегда нам говорило, что вы идете в правильном направлении, уходя от монополизма.
В.В.Путин: Хорошие инвестиции, приличные вообще.
В.В.Кантор: Но всего у нас в программе инвестиций - 4 млрд. Теперь обратимся к сегодняшнему дню. Я думаю, что это примерно общая ситуация в отрасли. Наша рентабельность теперь, в 2010 году, - 18%. Половина этой рентабельности расходуется на обслуживание долга, а половина - на развитие. Акционеры долго терпеть это не могут.
В.В.Путин: А в 2009 году какая была?
В.В.Кантор: В 2009 году было чуть больше - 25%. То есть она падала, но сейчас это 18%. Причем жалуются не только акционеры, но и области, которым мы недодаем, как они планировали, налоги.
Но мы все в общей ситуации. Поэтому мы иногда обращаемся к нашим коллегам, которые производят сырье для нашей промышленности (здесь я обобщаю на всю промышленность): дайте нам длинные контракты с понятной формулой цены, тогда мы заложим это в долгосрочное развитие, мы сможем наших поставщиков и за границей, и внутри России заранее предупреждать, какого сорта примерно ценообразование надо предполагать, чтобы уйти от спотового режима.
В.В.Путин: Как Вы прогнозируете развитие ситуации на рынках?
В.В.Кантор: Не будет, наверное, на наш взгляд, какого-то резкого подъема. Будет плавное возвращение к темпам роста, которые были всегда до 2008 года. Этот год был абсолютно исключительным за всю обозримую историю нашей отрасли.
Я думаю, что будет возвращение к темпу роста в ценах 2-3% в год.
В.В.Путин: Все, что Вы сейчас говорите, это крайне важно, потому что именно сейчас мы в Правительстве обсуждаем меры тарифного и нетарифного регулирования по различным отраслям экономики. Так что это, конечно, подлежит еще дополнительному анализу специалистами Минэкономразвития. Но это важная информация, важно услышать Ваши оценки развития.