Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства А.И.Савиновым

Обсуждались вопросы, связанные с применением Лесного кодекса, в частности касающиеся передачи полномочий в этой области на региональный уровень. В этой связи Премьера особо интересовало, как складывается сейчас взаимодействие с регионами в сохранении и восстановлении лесов, как выстраиваются отношения органов власти с арендаторами. Кроме того, была затронута ситуация в лесопереработке.

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства А.И.Савиновым
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства А.И.Савиновым

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Алексей Иванович, уже три года прошло со времени принятия Лесного кодекса. Накопился массив информации о том, как этот закон работает. Часть полномочий была передана на региональный уровень. Хотелось бы услышать Ваше мнение о том, как в этой части складывается работа, как складывается взаимодействие с регионами? Полномочия связаны с определенной ответственностью. Как на региональном уровне решаются вопросы сохранения лесов, как сейчас идет восстановление лесов? Вообще, весь комплекс крайне важен. Мы в свое время приняли решение отказаться от приватизации лесов, а решать все производственные вопросы исключительно на условиях аренды.

Как складываются отношения между органами власти, управления и арендаторами? Какие проблемы здесь Вы видите? Вот по всему этому комплексу давайте поговорим.

А.И.Савинов: Владимир Владимирович, три года - срок, как Вы сказали, безусловно, достаточный для того, чтобы оценить ситуацию, как работает Лесной кодекс. Как любой документ, так и наш Лесной кодекс имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

По идеологии было правильно заложено - это передача субъектам Федерации полномочий по использованию, охране лесов, лесовосстановлению. В этой части государство передало инициативу субъекту, потому что на местах это всегда проще, легче. И что самое главное для лесистых областей территории - это их бюджет. Поэтому с этой точки зрения идеология была совершенно верной.

Второй момент - это арендные отношения. Наши «лесники» и я тоже считаем: это опять же правильная идеология, так как эта аренда долгосрочная, на 49 лет, и при правильном пользовании арендатор безаукционно может взять в пользование еще на 49 лет, то есть практически на 100 лет. Это дает ему возможность стабильно работать, стабильно планировать свой бизнес. Это и есть уверенность.

В.В.Путин: Он имеет право продлить...

А.И.Савинов: ...продлить еще на 49 лет. 100 лет - это четыре поколения. Если говорить о семейных традициях по профессиям: сын может продолжать дело отца. Если анализировать иностранный опыт, то, например, Финляндия столкнулась с такой проблемой: там, где частная собственность, хозяин не заинтересован в интенсивном использовании. Они это используют как природу, лес. А с точки зрения государства они не могут получить ту древесину, которую могли бы с этой площади получить, если бы это была государственная собственность. Американцы точно так же выкупают участок. Поэтому было принято правильное решение, чтобы сделать аренду.

По полномочиям. Большая часть субъектов свои полномочия довольно успешно освоила. Здесь можно привести в пример и Вологодскую область, и Архангельскую, и Красноярский край, и Алтайский край, и малолески -Курскую и Брянскую области. То есть здесь есть с кого брать пример, но есть и те, которые не могут эти полномочия эффективно использовать.

По аренде. Из 1 млрд 180 млн га в аренде находится порядка 187 млн га. Под основное пользование, под заготовку у нас уходит где-то около 138 млн га, по объему заготовки - это 204 млн м3. За 2009 год арендаторы заготовили 90 млн м3, то есть освоение идет в пределах 43%.

Здесь есть два аспекта. Это, безусловно, момент, связанный с кризисом. Сегодня ситуация стабилизировалась. Индекс роста к прошлому году составляет где-то порядка 9%, то есть пошло потребление нашей продукции. Это нас, безусловно, радует, потому что есть движение, есть интерес к нашей продукции, значит, мы развиваемся. Этот момент настраивает на хороший лад.

Но есть и другая сторона. Не вся продукция с арендованного участка идет в дело. Это низкосортная продукция, то, что называется осина. Она не находит реализации, и поэтому, я полагаю, и Рослесхоз говорит о том, арендаторы используют «хвою» (ель, сосну), а это оставляют.

Кроме этого есть еще один вопрос, связанный с арендой. Где арендаторы взяли участки и как передают в субаренду? Они платят за все. Цена маленькая, и часть своих площадей отдают в субаренду. Законом это не запрещается. Знаете, какую цену они поднимают? Раз в 6-7!. Государство им дает в аренду по цене в пределах 35-40 рублей - они продают по 300-400 рублей. Вместо государства берут на себя роль арендодателя. Это отрицательный момент.

Но при всем этом мы говорим о том, что в лес приходит хозяин, и там, где он нормальный арендатор, там меньше «черных» лесорубов, меньше воровства, там лучше поставлены вопросы, связанные с охраной и защитой. Есть моменты, связанные с лесовосстановлением, но они касаются всего спектра, не только аренды. Это связано с семенными комплексами. Мы не можем вырастить такой посадочный материал, как, допустим, в Финляндии. Мы над этим работаем, и я думаю, что мы наведем здесь порядок и эту часть восстановим.

Есть моменты и отрицательные - по этому же Кодексу, по лесостроительным работам. Правда, мы там, в Лесном кодексе, за три года делали поправки. Движение вперед есть и здесь. Мы с Думой нормально работаем. Будем совершенствовать Лесной кодекс. Мы всегда говорим, что законы являются основой успешного ведения лесного хозяйства, если они нормальные. Если они не нормальные, то, безусловно, они препятствуют успешному развитию, поэтому над этой частью мы и работаем.

В.В.Путин: Как Вы со своего угла оцениваете то, что у нас сейчас происходит в лесопереработке? И отношения с этой отраслью?

А.И.Савинов: Конечно, идеология Правительства по внутренней переработке влияет, она совершенно верная. Безусловно, есть критики, которые говорят, что мы должны экспортировать круглый лес. С этим согласиться никак нельзя. Я все время спрашиваю: «Почему мы возим? Им надо, а у себя мы не можем? Мы что, хуже?»

Этот лес наш, наша собственность. Поэтому позиция в этой части правильная. Если будет глубокая переработка, то это, безусловно, положительно скажется на развитии нашего лесного хозяйства - и в сфере пользования, и в сфере защиты и охраны, и в сфере лесовосстановления. А то, что бизнес будет вкладывать в лесоинфраструктуру, в дороги, - это будут дополнительные ресурсы.

В.В.Путин: А как складываются Ваши взаимоотношения с этим сектором экономики?

А.И.Савинов: С 1 января 2010 года мы участвуем от федеральных органов в согласовании инвестиционных проектов. И я думаю, что здесь мы будем теснее работать. Хотя мы и так идем в своей позиции с бизнесом, с переработчиками. Безусловно, делаем свой упор в этих взаимоотношениях с тем, чтобы был крупный и средний бизнес. Потому что только они могут вкладывать в наше лесное хозяйство финансы. А у нас в основном мелкий бизнес, где 1-2 человека занимаются этим бизнесом. Это не бизнес, это «срубил и продал». А мы говорим о том, что наше лесное хозяйство требует капитальных затрат на строительство дорог, лесовосстановление. Это может осилить только средний и крупный бизнес. Поэтому мы идем ему навстречу, и в лесных планах субъектов - это была позиция Рослесхоза - обеспечить наших переработчиков сырьем.

И в период кризиса - это тоже наша позиция - мы не повышали на 2010 год плату за ресурсы. А это сумма довольно приличная, это 1 млрд 600 млн.

В.В.Путин: По сути, Вы обеспечили хорошую экономику для лесопереработки.