На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 21 июня 2010 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации
Доклад по данному вопросу внесен Минздравсоцразвития России.
1. В 2010 году рынок труда Российской Федерации характеризуется следующими основными тенденциями:
Вместе с тем, наряду с сокращением численности работников, находящихся в режимах неполной занятости, их количество остается достаточно высоким. Суммарная численность работников, находящихся в режимах неполной занятости, с конца февраля по май т.г. уменьшилась на 700 тыс. человек или на 55,5% и составила 922,5 тыс. человек. В октябре 2008 года их численность составляла 5,9 тыс. человек.
Кроме того, отмечается низкая трудовая мобильность населения. В 2009 году объемы внутренней миграции составили 1781 тыс. человек, что на 188 тыс. человек или на 9,6% меньше, чем в 2008 году.
2. В 2010 году в мероприятиях, проводимых в рамках переданных полномочий субъектам Российской Федерации в области содействия занятости населения за счет средств субвенций из федерального бюджета, примет участие более 1,5 млн человек. На социальную поддержку безработных граждан, включая выплату пособия по безработице, в федеральном бюджете предусмотрено 88,7 млрд рублей, что на 12,8% больше чем в 2009 году (77,4 млрд рублей).
В дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых за счет средств субсидий из федерального бюджета, в 2010 году примет участие 1,2 млн человек (43% от численности участников программ в 2009 году), для их реализации в федеральном бюджете предусмотрено 40,5 млрд рублей.
В рамках региональных программ в 2010 году:
Особое внимание в 2010 году уделяется проблемам занятости населения в моногородах, в первую очередь из числа 27 моногородов, требующих в первоочередном порядке оказания государственной поддержки.
Разработаны специальные программы поддержки занятости работников ОАО »АвтоВАЗ» (г.Тольятти) и ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» (г.Вятские Поляны). Для их реализации в 2010 году Самарской области выделено 4,2 млрд рублей, Кировской области - почти 172 млн рублей. Указанные программы позволят не допустить сокращения и введения режима простоя для работников указанных организаций, численность которых является избыточной, в том числе частично возместить работодателям расходы на выплату им заработной платы, переобучить новым востребованным профессиям, направить их на стажировку, а также оказать финансовую помощь при открытии собственного дела.
Однако ситуация на рынках труда менее крупных монопрофильных территориальных образований также требует реализации дополнительных мер.
В этих целях будет перераспределена часть неиспользованных средств региональных программ (до 3,2 млрд рублей) на поддержку занятости моногородов, в которых уровень безработицы превышает средний по России. Благодаря данной мере удастся занять около 120 тыс. человек.
3. Учитывая положительное влияние реализации региональных программ в 2009 и 2010 годах на ситуацию на рынке труда, Минздравсоцразвития России предлагает продолжить их реализацию в 2011 году. При этом произойдет существенное смещение акцентов в мероприятиях указанных программ, в том числе планируется:
Учитывая изложенное, в реализации региональных программ в 2011 году примут участие около 800 тыс. человек (в 2009 году - 2,3 млн человек, в 2010 году - 1,2 млн человек). Оценочно, расходы федерального бюджета на их реализацию составят 27,8 млрд рублей (в 2009 году - 43,7 млрд рублей, в 2010 году - 40,5 млрд рублей). Указанные объемы средств федерального бюджета Минфином России учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Кроме того, предлагается расширить перечень переданных полномочий субъектам Российской Федерации в области содействия занятости населения за счет организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Дополнительные расходы федерального бюджета на указанные цели в 2011 году оцениваются в 2,9 млрд рублей. В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» указанные средства не предусмотрены.
Кроме того, Минздравсоцразвития России полагает целесообразным начиная с 2012 года реализовывать следующие меры:
2. О ходе реализации плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Российской Федерации
Материалы представлены Минэкономразвития России.
Представленные материалы отражают два направления работы Правительства Российской Федерации: создание правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и реализация пилотных проектов.
1. Работа по подготовке нормативной базы в области энергосбережения строится на принятом в целях реализации Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации.
Планом мероприятий определены ответственные за разработку проектов нормативных правовых актов федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.
В частности, до 1 июня 2010г. планом мероприятий предусмотрено принятие следующих подзаконных актов Российской Федерации: Указа Президента Российской Федерации, 22 актов Правительства Российской Федерации и 18 актов федеральных органов исполнительной власти.
2. По большей части пилотные проекты находятся в практической стадии и реализуются на территории 23 регионов:
Тверской, Ярославской, Новгородской, Мурманской, Нижегородской, Кировской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Свердловской, Тюменской областей, а также не территории Республики Коми, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Краснодарского края, Пермского края, Алтайского края, Красноярского края, Хабаровского края.
Проект «Энергоэффективный город»
Основной целью реализации проекта «Энергоэффективный город» является повышение эффективности использования энергоресурсов в муниципальных образованиях. Целевой индикатор - снижение общего уровня потребления энергии и ресурсов инфраструктурой городов на 25% в сопоставимых условиях от уровня 2009 года, а также снижение уровня расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг на 15%.
В качестве пилотных площадок выбраны города Тюмень, Апатиты, Воркута и Казань.
На сегодняшний момент в выбранных городах проведены комплексные энергетические обследования объектов потребления энергоресурсов и разработаны программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Проект «Энергоэффективный социальный сектор»
Проект повышения энергоэффективности объектов социального сектора за счет внедрения инновационных подходов и технологий нацелен на:
В Калужской, Тверской, Нижегородской, Новгородской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Татарстан выбраны 27 объектов образования, а в Красноярском, Хабаровском, Краснодарском краях, Нижегородской, Воронежской областях, Республике Татарстан выбраны 17 объектов здравоохранения.
Проект «Считай, экономь и плати»
Целью проекта по установке приборов учета у потребителя является создание возможности проводить расчет с энергоснабжающей организацией (поставщиком) за поставленные энергоресурсы по фактически потребленному объему.
Для отработки типовых технологий по установке приборов учета, схем финансирования данных работ, оценки эффективности предлагаемых решений начаты работы на пилотных проектах в городах Ижевск, Каменск-Уральский, Киров, Пермь. Разработаны муниципальные программы по установке приборов учета. В качестве пилотного города для проекта по установке интеллектуальных приборов учета электрической энергии с возможностью дистанционного снятия показаний и регулирования потребления выбран г.Екатеринбург.
Проект «Малая комплексная энергетика»
Целью проекта является снижение потребления в энергетике невозобновляемого органического топлива, стабилизация или снижение тарифов для населения, повышение надежности энергоснабжения и преодоление энергодефицита в регионах за счет ввода новых малых когенерационных установок с высоким КПД на основе новейших технологий взамен устаревших котельных, ТЭЦ и мини-ТЭЦ.
На сегодняшний день в рамках реализации проекта «Малая комплексная энергетика» разработаны и утверждены региональные пилотные программы «Малая комплексная энергетика» Республики Башкортостан, Ярославской, Рязанской и Нижегородской областей. Сформирован и утвержден список пилотных площадок, разработаны поплощадочные бизнес-планы проектов строительства объектов когенерации в пилотных регионах.
Проект «Новый свет»
Основной целью реализации проекта «Новый свет» является повышение энергетической эффективности за счет замены ламп накаливания и других устаревших источников света.
В качестве пилотных площадок выбраны города Горно-Алтайск, Киров и Пермь, где будут выработаны типовые технические, экономические, организационные и правовые решения по энергосбережению.
Проект «Инновационная энергетика»
Цель проекта заключается в создании условий для инновационного развития российской экономики и увеличения ее экспортного потенциала путем ускоренного освоения производства и использования оборудования на основе отечественных прорывных энергетических технологий.
Проект реализуется по следующим направлениям:
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
4. О проекте федерального закона «О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций»
В настоящее время в договорно-правовой базе в сфере экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Абхазия не в полном объеме урегулированы вопросы, касающиеся защиты взаимных инвестиций и разрешения инвестиционных споров.
Ратификация Соглашения позволит создать необходимую нормативную правовую базу в этой сфере сотрудничества.
Соглашением предусматривается предоставление инвесторам режима наибольшего благоприятствования, при котором допуск инвестиций на территорию государства, упомянутого в Соглашении, осуществляется в соответствии с его законодательством, а инвесторам государства другой договаривающейся стороны предоставляется режим не менее благоприятный, чем национальным инвесторам или инвесторам третьих стран.
За каждой стороной сохраняется право применять и вводить в соответствии со своим законодательством изъятия из национального режима в отношении инвестиций и доходов инвесторов государства другой договаривающейся стороны.
Ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет инвесторам любого третьего государства на основе соглашений, относящихся к вопросам налогообложения, а также в связи с ее участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке, а также в других аналогичных экономических интеграционных образованиях.
Гарантируется защита инвестиций и доходов инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного законодательством государств договаривающихся сторон.
Конкретизируются механизмы защиты инвестиций и возмещения ущерба. Предусматриваются меры судебной защиты прав инвесторов, процедуры разрешения инвестиционных споров, включая международный арбитраж. Гарантируется беспрепятственный перевод доходов и других платежей в связи с осуществлением инвестиций после выполнения инвесторами всех налоговых обязательств.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение подлежит ратификации.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россииской Федерации в связи с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Проект федерального закона внесен Минпромторгом России.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменения в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополняются вопросами организации торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании торговой деятельности, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации.
Указанное изменение направлено на реализацию норм статей 6, 10, 11, 15-20 Федерального закона, определяющих вопросы, отнесенные к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроектом также вносится изменение в статью 1 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусматривающее положение о том, что требования к организации ярмарок и продажи товаров на них устанавливаются в соответствии с Федеральным законом (статья 11).
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросам добычи общераспространенных полезных ископаемых»
Проект федерального закона внесен Минприроды России.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в порядок осуществления разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых.
В соответствии с частью первой статьи 191 Закона Российской Федерации «О недрах» указанный вид деятельности может осуществляться пользователями недр в границах предоставленных им горных отводов, а право добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, расположенных за границами уточненного горного отвода, на основании статьи 101 указанного закона предоставляется по результатам аукциона. Законопроектом предлагается предоставление возможности разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователям недр, осуществляющим разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр (а не горных отводов). При этом законопроектом предусматривается, что добыча общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемая в соответствии со статьей 191 Закона Российской Федерации «О недрах», должна производиться на основании утвержденного технического проекта.
Законопроектом предлагается также предоставить пользователям недр право добывать подземные воды не только для технологического обеспечения водой, как это предусмотрено частью второй статьи 191 Закона Российской Федерации «О недрах», но и для целей хозяйственно-питьевого обеспечения водой.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Проект федерального закона внесен Минобороны России.
В пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации расположены полигоны Военно-Морского Флота, которые на период проведения в них мероприятий боевой подготовки могут быть объявлены временно опасными.
В отдельных районах континентального шельфа страны размещены объекты оборонной инфраструктуры, использование придонных и донных орудий лова в указанных районах может привести к негативным последствиям как для интересов обороны страны на море, так и для безопасности судов, ведущих промысел.
Принятие федерального закона позволит устанавливать запрет или закрытие рыболовства в отдельных районах для обеспечения интересов обороны страны и безопасности мореплавания.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законопроект внесен ФСКН России.
Законопроектом предлагается внести ряд новых норм в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам установления ответственности за незаконный оборот наркотиков и прекурсоров.
В частности, предусматривается установить, что совершение преступления с использованием наркотиков, а также сильнодействующих веществ является обстоятельством, отягчающим наказание, а также, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 2282 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ» и предлагаемой проектом новой статьей 2284 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» УК, подлежат конфискации.
Предлагается ввести дополнительный квалифицирующий признак преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, заменив действующую двухзвенную (крупный и особо крупный размеры) систему дифференциации уголовной ответственности за совершение данных преступлений на трехзвенную (значительный, крупный и особо крупный размеры), предусмотрев при этом более строгие санкции.
Одной из важнейших составляющих противодействия незаконному обороту наркотиков является эффективный контроль за оборотом прекурсоров - веществ, используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотиков.
Принципиально новые подходы к вопросам контроля за оборотом прекурсоров определены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
С целью реализации данного Федерального закона и совершенствования законодательства Российской Федерации, предусматривающего ответственность за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом прекурсоров, законопроектом предусматривается дополнить УК статьями 2283 «Незаконные изготовление, приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» и 2284 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», установив одновременно такие квалифицирующие признаки преступлений, как совершение указанных деяний в крупном или особо крупном размерах.
Также законопроектом предлагается установить дифференцированный подход к ответственности за контрабанду наркотиков и прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в зависимости от количества их контрабанды, выделив данные составы преступлений из статьи 188 «Контрабанда» УК в отдельную статью 1881 УК.
Статья 6.16 «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» КоАП предусматривает ответственность за правонарушения, связанные с легальным оборотом наркотиков и прекурсоров, только в отношении юридических лиц. Законопроектом предлагается дополнить КоАП статьей 6.17, установив ответственность физических лиц за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, производство или сбыт прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Также законопроектом предлагается дополнить часть 3 статьи 20.20 КоАП (потребление наркотиков либо иных одурманивающих веществ в общественных местах) санкцией в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в УПК и КоАП в части определения подследственности и подсудности предлагаемых законопроектом составов преступлений и административных правонарушений.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона внесен ФСТ России.
Законопроектом предусмотрено:
Кроме того, предусмотрено сохранение ряда действующих положений статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно:
Принятие законопроекта обеспечит создание нормативной правовой основы для формирования и применения тарифов (сборов) на услуги в области гражданской авиации (в том числе по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации) с учетом норм международного права.
10. О подготовке и проведении российского этапа ежегодного международного ралли «Шелковый путь»
Проект распоряжения внесен Минспорттуризмом России.
Проектом распоряжения предусматривается образование организационного комитета по подготовке и проведению российского этапа ежегодного международного ралли «Шелковый путь» и утверждение его состава.
Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти поручается оказать содействие организационному комитету в подготовке и проведении российского этапа ралли, в том числе в части согласования маршрута данного спортивного мероприятия, обеспечения взаимодействия с министерствами и ведомствами зарубежных государств по вопросам организации и проведения российского этапа ралли, а также обеспечения безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка по маршруту движения и т.д.
11. О внесении в 2010 - 2012 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета добровольного целевого взноса Российской Федерации в размере до 8 млн долларов США в фонд Всемирной продовольственной программы ООН на финансирование расходов, связанных с реализацией проекта по созданию комплексной системы школьного питания в Республике Армения
Москва,
19 июня 2010 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.