Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«По запасам нефти, природного газа, золота, алмазов, серебра, меди, свинца, железной руды, угля Россия занимает ведущие позиции в мире. И это наше естественное конкурентное преимущество, которым нужно пользоваться, но пользоваться нужно рачительно. В конечном счете минерально-сырьевой комплекс обеспечивает более 30% ВВП страны. Сегодня геологоразведка – это перспективный и привлекательный вид деятельности, где на 1 рубль, вложенный государством, приходится 10 рублей частных инвестиций».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сначала, как обычно, обменяемся оперативной информацией.

Мы много времени и внимания уделяем снятию излишних различных административных барьеров. И особенно актуально это для строительного сектора. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), пожалуйста. Я просил Вас подготовить соответствующее предложение.

Д.Н.Козак: Вчера Вами было подписано распоряжение Правительства об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области строительства и градостроительной деятельности. Мы у себя в строительном комплексе очень долго обсуждали эту тему. И пришли к выводу, что проблема заключается как раз в экономике, где в результате различных исторических наслоений, незавершенности процесса реформирования накопилось самое большое, наверное, количество административных барьеров в вопросе  инвестиций в объекты капитального строительства.

Это распоряжение, этот план действий Правительства по устранению административных барьеров является также актуальным в том плане, что строительная отрасль на сегодняшний день, по данным Росстата за четыре месяца текущего года, не вышла на докризисный уровень ни по объему строительной продукции, ни по численности работающих в строительной области. Поэтому это распоряжение должно дать дополнительный импульс (если мы его выполним) для того, чтобы поднять эту отрасль на новый уровень, создать более благоприятные условия для инвестиций в объекты капитального строительства.

Хочу также сказать, что подготовка этого плана началась давно, практически в конце прошлого года.

Те мероприятия, которые были согласованы и не вызывали принципиальных разногласий по их разработке и реализации, уже поступили. И целый ряд мероприятий, предусмотренных планом, находится в стадии выполнения. В плане будут определены конкретные сроки их завершения. В частности, значительная часть мероприятий, около половины должна завершиться в первом полугодии будущего года. Это предусмотрено распоряжением Правительства.

Одним из ключевых вопросов по ликвидации административных барьеров, по обеспечению прозрачности действий различных органов власти по распоряжению землей, по предоставлению земельных участков является совершенствование механизма территориального планирования. И в соответствии с ранее данным поручением Правительства был подготовлен и уже внесен в Государственную Думу проект федерального закона о совершенствовании системы территориального планирования, который тоже оказался очень важным направлением нашей работы, так же, к сожалению, забюрократизированной до предела. Мы в течение шести лет не можем завершить эту работу, этот законопроект, который был утвержден Правительством и может существенно расчистить завалы.

Кроме того, проектом распоряжения предусматривается ряд других мероприятий, таких как создание федеральной государственной географической информационной системы для территориального планирования. Это тоже один из основных тормозов для осуществления территориального планирования, даже в тех случаях, когда генеральные планы или схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации подготовлены, а качество оставляет желать лучшего из-за отсутствия единой информационной системы.

Предусмотрена также оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков по строительству, в том числе введение запрета на предоставление земельных участков без аукционного исключительного перечня, который будет установлен законом.

Предусматривается также разработка - это потребует некоторого времени - поправок в земельное и градостроительное законодательство с целью исключения очень коррупционноёмкой процедуры деления земель на категории, перевода земли из одной категории в другую, что тормозит введение земель в хозяйственный оборот.

Предусмотрены также меры налогового стимулирования введения земель, пригодных для капитального строительства, в хозяйственный оборот.

Очень важное мероприятие, которое сочетается с другой программой Правительства - это введение обязанности органов государственной власти по опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов информации о всех свободных земельных участках, предназначенных для капитального строительства, а также информации о всех административных процедурах, которые необходимо пройти в конкретном муниципалитете для получения земельного участка, для получения прав на застройку соответствующей территории.

Важным направлением также является развитие и становление института негосударственной экспертизы проектной документации. И над этим мы тоже должны очень плотно поработать. Это серьезная задача. Необходимо тщательно отработать все эти механизмы, чтобы включить в экспертную деятельность не только государственную экспертизу, но и негосударственные институты.

Важным также является устранение злоупотреблений при подключении объектов к инженерным системам. Это один из существеннейших моментов, который препятствует ускорению административных процедур в строительстве. Всё, практически всё, может быть, за исключением поправки в земельное законодательство, потребует серьезной реформы, серьезных изменений категории земель. Все процедуры, все документы, которые необходимы для устранения административных барьеров, предусматривается завершить в 2010 году. И мы должны сделать все для того, чтобы это было выполнено. В случае, если это будет выполнено, то, как мне представляется, мы сможем существенно разгрузить ситуацию в этой отрасли, которая имеет определяющее влияние на экономику страны.

В.В.Путин: Хорошо. Как мы договаривались, в этом году можем все закончить. Прошу внимание к этому не снижать.
Александр Геннадьевич (обращаясь к А.Г.Хлопонину), губернатор Ставропольского края обращался с просьбой передать имущественный комплекс аэропорта «Минеральные воды» в краевую собственность.

Вы недавно проводили совещание на этот счет. Как там идет работа?

Это аэропорт с последующим развитием.

А.Г.Хлопонин: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением было проведено совещание со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Ставропольским краем. На этом совещании были выработаны необходимые соответствующие решения.

1 июля должна быть завершена подготовка нормативной базы, и в Правительство должен быть представлен акт передачи имущественного комплекса аэропорта в краевую собственность Ставропольского края. Администрация Ставропольского края и Министерство транспорта изучат дополнительно необходимые ресурсы на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и дополнительные ресурсы на развитие аэропортового комплекса.

Со всеми министерствами согласовано. К 1 июля все необходимые документы и акты Правительства будут подготовлены.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Юрий Петрович (обращаясь к Ю.П.Трутневу), в Хабаровске Вы планировали провести встречу с китайскими партнерами по поводу трансграничных рек. Что предполагаете обсудить?

Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, Вы знаете, проблема загрязнения трансграничных рек вызывала напряжение у жителей Дальнего Востока.

В 2008 году закончилось Соглашение между Китаем и Россией по совместной охране и рациональному использованию природных объектов. Создана система совместного мониторинга по 40 видам загрязняющих веществ. Китай проинвестировал программу по очистке сточных вод. Это около 1,5 млрд долларов. И качество вод приятно начало меняться. По некоторым показателям оно улучшилось на порядок. В то же время проблемы остаются. По некоторым видам загрязнения пока существуют ПДК (предельно допустимая концентрация вредных веществ). Поэтому мы с китайским коллегой проводим встречу на месте: хотим убедиться в результативности предыдущих действий и наметить программу на дальнейшее.

В.В.Путин: Хорошо. И я просил Вас представить предложения по поводу работ по очистке на Севере: Земля Франца Иосифа и по Северному морскому пути. Грязь, которая была оставлена с прежних времен, после выхода оттуда Вооруженных Сил и некоторых других формирований, имеются в виду прежде всего нефтепродукты, брошенные там и примерзшие в земле. Пожалуйста.

Ю.П.Трутнев: Согласно Вашим поручениям предусматривается инвентаризация, оценка необходимых вложений и некоторое совершенствование законодательной базы. Потому что от нас требуется при проведении аукциона передать получаемые сырье и ресурсы (в процессе очистки) в собственность победителя аукциона.

Вся работа по совершенствованию законодательной базы будет завершена до конца текущего года. На весь проект потребуется ориентировочно 1 млрд 200 млн рублей, на предпроектную работу - 110 млн рублей. Выполнение этой работы позволит в целом создать необходимую оболочку для очистки территории Российской Федерации от накопленных загрязнений по всем 194 выявленным точкам.

В.В.Путин: Как Вы думаете, когда мы сможем начать эту работу?

Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, мы планируем, что в начале будущего года мы должны к этой работе приступить.

В.В.Путин: Тогда нужно сформулировать эти предложения, в том числе по финансированию. Имею в виду, что сейчас мы как раз над бюджетом работаем, чтобы нам было понятно, в какие сроки и какие нужны будут ресурсы.

Ю.П.Трутнев: Есть.

В.В.Путин: Мы с Вами недавно были на объекте, который называется «Лосиный остров». В День эколога, да, это было? С нами была группа школьников. Один из юных экологов, Токарев Дима, сформулировал предложение по усилению мер ответственности за вред, наносимый окружающей среде. Он мне письмо прислал. Я Вам эти предложения перешлю. Вы, пожалуйста, отреагируйте соответствующим образом.

Ю.П.Трутнев: Абсолютно согласны с пожеланием юного эколога. Будем выполнять Ваше поручение.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), по поводу другой проблемы, близко связанной с экологией - это разработка месторождений Восточной Сибири. У нас там были дискуссии по поводу налогообложения этого вида деятельности в данном месте.

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с решениями, принятыми в феврале прошлого года на совещании в Киришах, в связи с понижением цен на мировых рынках для нефтяного сырья с декабря 2009 года для месторождений Восточной Сибири применяется нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть.

Практика применения этой меры поддержки нефтяной отрасли, а именно положительная динамика инвестиций в освоение месторождений в этой зоне, - показала её эффективность и своевременность.

Однако, учитывая необходимость сбалансировать федеральный бюджет в среднесрочной перспективе, а также с учетом того, что ряд месторождений в данной зоне в этот период может выйти в зону окупаемости, предлагается новый вариант методики установления ставки вывозной таможенной пошлины на восточносибирскую нефть.

Этот вариант был подробно проработан со специалистами и при содействии Министерства энергетики, Министерства финансов, нефтяных компаний и Федеральной таможенной службы. Новый вариант методики предполагает изъятие в бюджет 45% от положительной разницы между фактической ценой на нефть и уровнем цены 365 долларов за тонну, что соответствует 50 долларам за баррель.

Применение описанного подхода соответствует принципам государственной поддержки компаний, а именно необходимости стимулирования освоения новых месторождений. Также данная методика позволит федеральному бюджету в диапазоне цен (в текущем диапазоне до 80 долларов за баррель) получать до 35% от поступлений, которые были бы получены при взимании 100% пошлины. Общее начало использования методики - 1 июля, при сохранении текущих макроэкономических условий. Дополнительные доходы бюджета в 2010 году могли бы составить 11,9 млрд рублей, в 2011 году - 128,3 млрд рублей и в 2012-м - 207 млрд рублей. Суммарные поступления за этот период составят 353,2 млрд рублей. При достижении внутренней нормы доходности на уровне свыше 16% предполагается переход на стопроцентную уплату таможенной пошлины. Мы просили бы одобрить этот подход.

В.В.Путин: То есть Вы Министерство финансов поддерживаете?

И.И.Сечин: Это совместное поручение.

В.В.Путин: Хорошо, договорились, обсудим сегодня же подробнее. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), мы договорились о новой форме поддержки вузовской науки в виде предоставления субсидий предприятиям, которые заказывают исследования и разработки в российских высших учебных заведениях. Насколько я помню, договаривались о том, что одна такая субсидия не должна превышать 100 млн рублей. Как организуется эта работа?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, сейчас завершена подготовительная работа и начаты конкурсные процедуры по реализации Ваших поручений о поддержке научных исследований в высшей школе. Там было три взаимосвязанных направления. Первое - то, что Вы сказали, это субсидии промышленным предприятиям. Второе - это поддержка инновационной инфраструктуры в вузах. И третье - это приглашение ведущих ученых - не только российских, но и из других стран - для участия в исследованиях в наших вузах, создании новых кафедр. Подготовительная работа завершена, конкурсы объявлены. Мы предварительно провели опрос, и по этим субсидиям сегодня выразили интерес к участию в конкурсах около 400 промышленных компаний. Вчера мы провели совещание с представителями наших ведущих вузов. Участвовало примерно 70 вузов, причем вузы, подчиненные не только нашему Министерству, но и наши коллеги, в частности медицинские вузы. Мы считаем, что уже в сентябре начнется финансирование этих работ. Планируются работы на три года по всем направлениям, связанным с субсидиями, - это субсидии до 300 млн на три года. При этом компании сами будут вкладывать свои деньги и, кроме того, берут на себя обязательства коммерциализации этих вузовских разработок и их использование.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Л.Мутко), начался Чемпионат мира по футболу в Южной Африке. Вы там встречались с руководством ФИФА, как идет наша заявка на 2018 год?

В.Л.Мутко: Накануне открытия Чемпионата, 10 июня, состоялся конгресс Международной федерации футбола, он объединяет 208 стран мира. И всем 9 странам, которые подали заявки на 2018-2022 год, была предоставлена равная возможность презентовать свои заявки. Мы тоже это сделали. Игорь Иванович Шувалов приезжал на нашу презентацию, и, на наш взгляд, она прошла очень успешно.

Наш стенд, наша заявка вызвали большой интерес. Мы смогли организовать встречи с президентом ФИФА, вручили Ваше послание с пожеланием успехов Чемпионату и еще раз с заверением того, что мы выполним все свои обязательства.

Могу сказать, что сейчас Австралия сняла свою заявку на 2018 год и ушла на 2022-й. И не европейская страна осталась только одна - Соединенные Штаты Америки. Но думаю, что и они, наверное, до начала голосования 2 декабря перепишут свою заявку только на 2022-й год.

Таким образом, осталось четыре европейские страны, которые реально претендуют на проведение Чемпионата мира в 2018 году.

В.В.Путин: Это Испания, Португалия, Великобритания...

В.Л.Мутко: ...Англия, Бельгия и Голландия (совместная заявка), Испания, Португалия и Россия.

В общем, презентации, встречи с членами исполкома показали - интерес большой, поддержка серьезная. Следующий этап: в июне-июле некоторые члены исполкома изъявили желание прибыть в Россию, ознакомиться здесь на месте с ходом подготовки.

И 16-19 августа уже оценочная комиссия прибывает в Россию. Она должна будет посетить четыре города, которые мы сейчас готовим. И думаю, что будем просить Вас встретиться с оценочной комиссией.

А дальше уже индивидуальная работа, и в декабре на исполкоме ФИФА будет принято решение о заявке. Ну а в целом Чемпионат мира - в общем-то источник материальной базы, наследие. Конечно, там гигантская работа была проведена: построены новые стадионы, аэропорты, вокзалы, дороги, места проживания. Ощущение, конечно, неплохое.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Давайте рассмотрим повестку дня. Остановлюсь на нескольких вопросах. Нам сегодня предстоит рассмотреть важные проблемы, среди которых выделю «Стратегию развития геологической отрасли на период до 2030 года».

По запасам нефти, природного газа, золота, алмазов, серебра, меди, свинца, железной руды, угля Россия занимает ведущие позиции в мире. И это наше естественное конкурентное преимущество, которым нужно пользоваться, но пользоваться нужно рачительно. В конечном счете минерально-сырьевой комплекс обеспечивает более 30% ВВП страны.

Сегодня геологоразведка - это перспективный и привлекательный вид деятельности, где на 1 рубль, вложенный государством, приходится 10 рублей частных инвестиций. Отмечу также, что в последние годы по всем стратегическим ресурсам (по нефти, газу, золоту, меди) рост разведанных запасов превышает их ежегодную добычу, то есть мы решили задачу, проблему, с которой столкнулись несколько лет назад, когда мы добывали больше, чем разведывали. И это, конечно, создавало определенные проблемы и вызывало озабоченности. Сегодня можно сказать в этой связи, что первоочередные задачи в геологоразведке решены.

Теперь необходимо работать на перспективу, создавать условия для того, чтобы отечественная промышленность была надежно обеспечена сырьем на долгие годы вперед. Считаю, что именно это является ключевой задачей рассматриваемой сегодня Стратегии.

Во-первых, следует более четко разграничить сферу ответственности государства и бизнеса в воспроизводстве запасов полезных ископаемых. Общий принцип здесь такой: государство должно финансировать ранние стадии геологоразведочного изучения недр, а затем предоставлять бизнесу возможность для проведения детальных исследований, необходимых для разработки конкретных месторождений.

Во-вторых, нужно максимально обеспечить доступ к государственным информационным ресурсам, в частности перевести в электронный вид так называемые геологические архивы. Напомню также, что по инициативе Правительства принят закон, отменяющий плату за предоставление геологической информации о недрах.

Третье - это ликвидация избыточных административных барьеров, мешающих приходу в геологоразведку малых и средних предприятий. Именно эти предприятия могли бы занять перспективную нишу, которая сегодня практически пустует, а именно - проводить изучение и готовить всю необходимую информацию для освоения небольших месторождений, средних месторождений, которые не представляют интереса для крупных, вертикально интегрированных компаний.

И четвертое. Уже сегодня перед отечественной геологоразведочной отраслью стоят принципиально новые задачи проведения масштабных исследований континентального шельфа, сверхглубоких пластов, труднодоступных регионов и районов страны. В этой связи самое пристальное внимание необходимо уделять повышению технического уровня геологоразведки, внедрению инновационных методов и новейшего оборудования, подготовке современных кадров.

Следующий пункт повестки дня связан с другим стратегическим проектом государства - созданием нового, инновационного исследовательского центра на базе Курчатовского института. Здесь также речь идет о сохранении и развитии наших конкурентных преимуществ, в данном случае в исследованиях и разработках по ключевым направлениям современной науки.

Сегодня нам предстоит рассмотреть и утвердить программу совместной деятельности Курчатовского института и ряда других ведущих исследовательских центров, таких как Институт ядерной физики имени Константинова, Институт физики высоких энергий, Институт теоретической и экспериментальной физики.

Программа предусматривает несколько приоритетов. Это развитие фундаментальной науки и проведение прикладных исследований в таких сферах, как энергетика и энергосбережение, наносистемы и современные материалы, что позволит создать прорывные технологии, готовые к практическому применению и востребованные на рынке инновационной продукции.

Имею в виду ядерные реакторы нового поколения, системы безопасной утилизации радиоактивных отходов, а также такую важную тематику, как создание медицинских приборов и установок для лечения онкологических и других тяжелых заболеваний. Программа предусматривает серьезные инвестиции в обновление научного оборудования, включая ускорители и исследовательские реакторы, а также в подготовку кадров.

Она ориентирована на тесную интеграцию с высшей школой, на привлечение к научным исследованиям талантливых молодых людей, талантливых исследователей. И конечно, ее успешная реализация позволит российским ученым на равных участвовать в крупнейших международных исследовательских проектах. Могу сказать, что на реализацию программы «Курчатовский институт» в 2010-2012 годах мы, как и планировали, как договаривались с вами раньше, выделяем дополнительно 10 млрд рублей.

И последнее. Формулируя новые задачи для отечественной науки, мы, конечно, не вправе забывать об ученых, заложивших ее великие традиции. В будущем году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося исследователя, одного из отцов космического проекта в нашей стране академика Мстислава Всеволодовича Келдыша. Этот юбилей следует отметить на государственном уровне. Сегодня тоже обсудим и примем соответствующее решение.